Оглавление
- Подвиг механиков
- Другие герои ВОВ
- Ночные ведьмы ВОВ
- Лётчики-испытатели СССР
- Женщины-пулеметчицы
- Николай Михайлович Скоморохов
- Севастопольские рассказы (1855—1856)
- Женщины-снайперы
- Женщины-летчицы Великой отечественной войны
- Марина Раскова. Герой своего времени
- Награды «Ночных ведьм»
- Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию
- Анна Каренина (1873—1877)
- Ещё один летчик ас времен Великой Отечественной войны, бивший врага и без ног
- Ольга Лисикова
- Жители небольших чешских деревень, расположенных в окрестностях города Брно, до сих пор тепло относятся к русским и чтут память советской летчицы Василисы Пащенко, которая погибла в апреле 1945 года, освобождая Чехословакию.
- Летчик- наблюдатель
Подвиг механиков
В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…
…И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.
Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».
Другие герои ВОВ
Список лучших летчиков войны можно перечислять бесконечно долго. Многие фамилии сегодня с гордостью носят потомки, но есть и герои, которые совершили великие поступки, пожертвовав своей жизнью. К первым и вторым можно отнести:
- Гулаев Н. Д. — генерал-полковник, дважды Герой СССР, истребитель. Сбил около 60 самолетов.
- Речкалов Г. А. — генерал-майор, ас, сбил более 60 вражеских самолетов.
- Боровых А. Е. — генерал-полковник, командир авиации ПВО. На счету десятки вражеских истребителей.
- Ефимов А. Н. — летчик, который заслужил свое звание упорным трудом и отвагой. Предпочитал уничтожать вражеские самолеты на аэродромах, пока те не успели нанести какой-либо вред. Также повредил много фашистской военной техники.
- Клубов А. Ф. — испытатель, истребитель. В 1944 погиб, испытывая новую модель ЛА-7.
- Сафонов Б. Ф. — истребитель. В 1942 погиб, вылетев на перехват вражеских судов, следующих к Мурманску. Неравные силы не стали причиной отказа от операции.
- Павлов И. Ф. — командующий штурмовым полком. Лично принимал участие в Смоленской операции, а также освобождал Прибалтику, Белоруссию.
- Долина М. И. — летчица, Героиня Советского Союза.
Знаменитые фамилии вошли в основу многих книг, где рассказывается о героизме, доблести и самоотверженности простых советских солдат.
Ночные ведьмы ВОВ
8 июня 1942 года на окраине Ворошиловграда (ныне Луганск, Украина) оккупанты были удивлены неожиданным тактическим ходом. Вечер был тихий и спокойный, радары ни о чем не сообщали, и казалось, что ночь пройдет без происшествий. Но в какой-то момент раздался необычный шум, похожий на колышущуюся на ветру ткань, после чего с неба полетели бомбы…
К тому времени, когда включили прожекторы, небо небо было чистое без самолетов, а единственный свет исходил от пожара, вызванного взрывами.
Это было первое из почти 30 000 вылетов нового подразделения Советской армии. Во время Второй мировой войны (1939-1945) этот авиаполк уничтожил:
- 17 мостов,
- 9 линий железных дорог,
- 2 станции,
- 176 единиц бронетехники,
- 86 огневых позиций,
- более 160 складов.
— Реклама —
Они всегда атаковали под покровом ночи, радары не могли их обнаружить, и единственным предвестником их приближения был тихий шум моторов, напоминающий звук подметающей метлы. Из-за него немцы авиаполку, состоящему только из женщин-летчиков дали прозвище «Ночные ведьмы».
Лётчики-испытатели СССР
- Валерий Чкалов – обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
- Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии.
- За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина. Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них –
- Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
- Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету – более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».
Женщины-пулеметчицы
Нина Онилова
Пользоваться пулеметом во время боевых действий и сейчас считается нелегким делом, а в те суровые времена это было еще сложнее. Тем удивительнее, что иногда за пулемет вставали хрупкие девушки. Например, Нина Онилова, которую всегда восхищал образ Анки-пулеметчицы из фильма о Чапаеве, да так восхищал, что она еще до войны прошла пулеметные курсы (да были и такие!).
Попав в действующую армию, она сначала стала санинструктором, вытаскивала с поля боя раненых солдат. В одном из боев она заменила погибшего пулеметчика и отлично справилась с задачей — метким огнем не подпустила противника к окопу, после чего попросила командира поставить ее во главе пулеметного расчета, что и было сделано. После этого Нина успешно воевала в боях за Одессу, за что солдаты прозвали ее «Анкой-пулеметчицей», но была ранена под Севастополем и скончалась в госпитале, посмертно получив звезду Героя Советского Союза.
Николай Михайлович Скоморохов
Если кто и мог напугать немцев, то это Скоморохов Н. М. Все летчики-асы Второй мировой войны преклонялись перед ним, т. к. его точности, аккуратности и внимательности можно было позавидовать. Он был маршалом авиации и дважды Героем СССР. По окончании ВОВ стал Депутатом Верховного Совета.
За историю Николай Михайлович выполнил более 600 боевых вылетов — мало какой другой пилот может похвастаться такими цифрами. Он лично уничтожил десятки вражеских бомбардировщиков, несколько подбил в группе. Когда он появлялся на небе, немецкие асы боялись, позиционировали его, как особую угрозу. Все дело в том, что за ведение военных действий Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет никогда не загорался, на нем не было даже царапины от пули противника. В свою очередь, фашистские истребители никогда не покидали битву невредимыми.
Севастопольские рассказы (1855—1856)
Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» (Фрагмент)
Глядя на самый памятный портрет седобородого Толстого, сложно предположить, что он когда-то был бравым офицером. Тем не менее, несколько лет он служил на Кавказе, а во время Крымской войны 1853-56 годов провел почти год в Севастополе, даже командовал батареей. Это было тяжелым временем для писателя, и все ужасы войны он отразил в «Севастопольских рассказах». Первый из трех рассказов цикла был издан еще когда война была в самом разгаре и имел невероятный успех у публики, ждавшей любых сводок с фронта. В сущности, это было первое реалистическое произведение о войне.
Женщины-снайперы
Людмила Павличенко
Военные фотографии тех лет часто демонстрируют именно девушек-снайперов. Как же так получилось? Дело в том, что до войны в СССР была сильно развита добровольная стрелковая подготовка, когда люди ходили в тир в свободное время, после чего сдавали нормы и могли получить памятные значки.
Иметь значок «Ворошиловский стрелок» при этом было очень почетно. Поэтому многие девушки, попавшие на войну, часто изначально имели хороший опыт стрельбы, а в сочетании с такими женскими качествами, как повышенная усидчивость, умение выжидать и выносливость, из них получались отличные снайперы. Тем более, уже во время войны была организована централизованная подготовка этой военной специальности для женщин.
Людмила Павличенко
Прекрасный пример воинской доблести — Людмила Павличенко. Она является самой результативной женщиной-снайпером за всю мировую историю — на ее счету 309 подтвержденных смертельных попаданий. Людмила уничтожила 36 снайперов противника и была награждена звездой Героя Советского Союза. С самого начала войны, она пошла добровольцем на фронт, так как до этого имела большой опыт стрельбы и прошла снайперские курсы.
В середине лета 1942 года Павличенко была тяжело ранена, и после выздоровления отправлена в составе советской делегации в США. Там Людмила обрела огромную популярность, была принята Рузвельтом, а известный американский певец Вуди Гатри написал про нее песню. В Америке ей подарили пистолет «Кольт», а в Канаде — винтовку «Винчестер». Американская публика, не привыкшая к ужасам войны, была поражена, что эта красивая улыбчивая женщина уже убила более трехсот человек.
Людмила Павличенко
Журналисты прозвали ее «Леди Смерть» и донимали вопросами о том, красится ли она перед боем и какое белье носит, на что Людмила задала свой знаменитый вопрос: «Не кажется ли вам, джентельмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?».
Женщины-летчицы Великой отечественной войны
8 октября 1941 года Сталин решил создать три авиационные части, состоящие только из женщин: летчиков и инженеров. В ответ тысячи женщин вызвались добровольцами, из которых для каждого из трех подразделений были отобраны только по 400. Большинство из них в возрасте от 17 до 26 лет.
Среди причин желания участвовать в боях, кроме чисто патриотических, была потеря близкого родственника или любимого человека. Обучение, которое должны пройти женщины, требовало многих лет опытных летчиков-мужчин, но они должны пройти все этапы гораздо быстрее, менее чем за год.
В итоге было создано три подразделения:
- 586-й боевой авиационный полк, в который отбирали только лучших летчиц. Среди них были асы, в том числе и небезызвестная Лилия Литвяк.
- В 587-м бомбардировочном полку были задействованы те дамы, которые показали хорошие результаты и соответствовали основным стандартам.
- В последний, 588-й ночной бомбардировочный полк, входили наиболее непригодные для войны. Это была «паршивая овца» среди женщин-добровольцев, и Раскова назначила их командиром одну из лучших летчиц, майора Евдокию Бершанскую (1913–1982). Как и Марина, до войны она была инструктором авиации и хорошо зарекомендовала себя за многолетнюю службу.
Марина Раскова. Герой своего времени
24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.
После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).
Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».
Марина Раскова. (pinterest.com)
Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.
За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.
Награды «Ночных ведьм»
Первоначально считавшиеся самыми некомпетентными пилотами, «Ночные ведьмы» в конечном итоге стали самым награждаемым женским подразделением в Красной Армии.
- Двадцать три из них удостоены награды «Герой СССР»,
- 2 награждены медалью «Герой Российской Федерации»,
- 1 была удостоена звания «Герой Казахстана».
Ночные ведьмы: Ирина Себрова и Надежда Попова
Среди многих сильных и отважных участников «Ночных ведьм» выделим имена Ирины Себровой (1914–2000) и Надежды Поповой (1921–2013).
Первая окончила перед войной Московский аэроклуб. Помимо медали Героя Советского союза она награждена медалью Советской гвардии. Она является рекордсменкой среди «ведьм», так как участвовала в более 1000 сражениях.
А вот Надежда Попова – одна из «роковых» дам в рядах 588-го полка. Она прошла курсы авиаторов и стала летчиком. В 16 лет она впервые прыгнула с парашютом, а в 18 лет стала инструктором по авиации. Во время одного из полетов в качестве «ночной ведьмы» она вернулась на базу с 42 пулевыми отверстиями в самолете, шлеме и карте, которые использовала.
Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию
Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре.
Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.
Сорокин З.А.
Долго добивался Сорокин разрешения вернуться в строй. Дошёл до главкома ВМФ адмирала Кузнецова. Наконец, в феврале 43-го вернулся за штурвал истребителя (правда, ему пришлось осваивать уже новый самолёт – американский, «Аэрокобра»).
Анна Каренина (1873—1877)
Кадр из фильма «Анна Каренина» с Кирой Найтли — Джо Райт/Studio Canal, Working Title Films,2012
Все поклонники Толстого делятся на тех, кто любит «Войну и мир» и тех, кто любит «Анну Каренину». Еще один внушительный по объемам роман, однако, не охватывает столь обширный материал. Теперь Толстой сконцентрировался на природе счастья и несчастья семейной жизни.
Эта тема невероятно заботила автора и он пытался решить самые разные этические вопросы: можно ли оставить ребенка ради любимого человека и можно ли простить измену ради счастья детей. Кроме того, в романе есть герой, отражающий образ самого Толстого — это Константин Левин, который уходит из светской жизни и начинает пахать поле вместе со своими крестьянами.
Ещё один летчик ас времен Великой Отечественной войны, бивший врага и без ног
В число знаменитых летчиков Великой Отечественной войны хотелось бы включить и Георгия Павловича Кузьмина, который храбро сражался на истребителе даже после ампутации ног и, к сожалению, погиб в 30 лет в небе над Донбассом.
19 сентября 1941 года в районе Ельца Кузьмин был тяжело ранен и сбит в воздушном бою. Его внесли в списки потерь как погибшего – не зная, что старший лейтенант совершил вынужденную жёсткую посадку и с простреленными обеими ногами добрался до своих. В госпитале пилоту отрезали ступню левой и часть ступни правой ноги.
Кузьмин Г.П.
А он не смирился с инвалидностью, и в мае 1942-го добился возвращения к боевым вылетам. 28 апреля 1943 года Кузьмин стал Героем Советского Союза (сбил 15 самолётов противника лично и ещё 6 в составе группы).
Ольга Лисикова
Для Ольги Михайловны Великая Отечественная стала не первой войной в жизни. Она окончила Батайскую летную школу, а в 1939-1940 годах участвовала в войне с белофиннами. Уже через год девушка вступила в ряды «ласточек», но убивать она не планировала – изначально девушка летала исключительно на санитарных самолетах. Она перевозила раненых, медикаменты и кровь для переливания. Но однажды Ольгу попытался сбить немецкий «Мессершмитт». Отвечать ей было нечем, ведь самолет не был предназначен для боя, но девушка провернула несколько ловких маневров: прижала вражеский самолет к земле, а затем заставила петлять по ущелью. Одним из выстрелов врагу все-таки удалось задеть хвост санитарного самолета, но Лисикова держала ситуацию под контролем. В итоге «Мессершмитт» спикировал настолько низко, что уже не смог подняться и разбился. После этой истории Лисикова пересела в кабину двухмоторного DC-3 (крупнейшего американского транспортного самолета в годы Второй мировой), став единственной в СССР женщиной-командиром самолетов этого типа. На счету девушки 408 вылетов, в том числе в блокадный Ленинград, немецкий тыл и Заполярье. Ольга Лисикова прожила долгую жизнь и умерла 7 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге в возрасте 94 лет.
Жители небольших чешских деревень, расположенных в окрестностях города Брно, до сих пор тепло относятся к русским и чтут память советской летчицы Василисы Пащенко, которая погибла в апреле 1945 года, освобождая Чехословакию.
Холодным политическим ветрам не задуть эти лампадки на братской могиле советских солдат в чешском селе Лоденице. Здесь салютуют в честь павших в боях за освобождение Чехословакии.
Долфо Юрачек и Роберт Комарек, надев георгиевские ленты, отправились в этот день в поле. Именно здесь 19 апреля 1945 года произошло событие, навсегда связавшее общей памятью о беспримерном героизме местных жителей, вписавшее эти места в историю победы над нацизмом.
Долфо Юрачек: «Было мне 13 лет, наше внимание привлек бой. Там стреляли
Видим, что самолет летит низко, задел за дерево и упал на поле. Мы же мальчишки, нам стало интересно, что там, мы ходили потом смотреть на развалившийся самолет, сидели там на бомбах. Сейчас понимаю, что мы могли просто там взлететь на воздух».
Чтобы лучше понять и увидеть, о чем, точнее, о ком идет речь, нужно отправится в Москву. Скромная девушка на старых фото тетя художника Виктора Пащенко. На снимках Василисе Пащенко лет 1920. Ей так и не довелось повзрослеть.
История, о которой Виктор узнал лишь в 2008 году, для жителей Лоденицы еще в конце войны стала частью их культурного кода. Но даже пересказывая ее в тысячный может раз, как теперь, местный поисковик Радек Харашта признается, что по коже у него бегут мурашки.
Радек вместе с местными властями хлопочет сейчас о том, чтобы Василисе Пащенко посмертно присвоили звание героя. Помогает в этом и российское консульство.
В январе 1945 Василиса Пащенко была награждена орденом Красной Звезды. В апреле 1945 года бомбардировщик «Дуглас», на котором воевала девушка, совершил свой последний боевой вылет.
Роберту Комареку было тогда 12 лет, но детали крушения сбитого немцами самолета он помнит, как будто это было вчера.
Роберт Комарек: «Он летел так низко над землей, что задел грушу, здесь целая аллея груш была, потом задел о телеграфный столб и упал. Это было страшно. Самолет перевернулся, крылья отвалились, двигатели отвалились. Летчики погибшие так и остались в своих креслах. А в стрелковой башне, которая тоже почти развалилась, осталась живая только Пащенко. Она отстреливалась, когда сюда приехали немцы на бронетранспортерах».
В одиночку Василиса держала оборону несколько дней. Пока у пулемета не кончились патроны. Одну пулю младший сержант оставила для себя. Живой Василису Пащенко немцы так не взяли.
Экипаж бомбардировщика похоронен на чешской земле, в Лоденице в честь подвига Василисы Пащенко установлен обелиск. Сохранили местные жители и колесо от сбитого самолета.
Племянник летчицы Виктор Пащенко с чешскими поисковиками постоянно поддерживает связь. В благодарность за бережное отношение к памяти свой тети Виктор сделал несколько эскизов. Он хочет установить в Лоденице монумент.
Местные власти эту идею поддерживают. Здесь никто не думает переписывать собственную историю. Несколько лет назад, как раз в разгар борьбы с советским наследием на Украине и в Польше, местное братское кладбище советских солдат приводили в порядок, потому что, как сказал на траурной церемонии староста городка Томаш Дудик, каждый их этих бойцов заслужил, чтобы о нем помнили.
Летчик- наблюдатель
Гирш Меерович Баран вступил в ряды Красной Армии еще в 1937 году. Жил в Ленинграде, учился в Военно-морском училище имени Фрунзе.
Гирш Баран с сокурсниками в Ленинграде. Фото: из семейного архива
Гирш Баран в училище имени Фрунзе. Фото: из семейного архива
Сначала судьба закинула молодого лейтенанта в Баку, потом последовал перевод на север, где шла Зимняя война. Начало Великой Отечественной войны, по воспоминаниям родственников, он встретил в артиллерийских войсках.
В авиацию Карельского фронта, а точнее в 7-ю воздушную армию Гирш Баран попал в 1942 году, когда фронт стабилизировался и активных наступательных действий ни одна, ни другая сторона не проводили.
Основной задачей авиации на этом участке фронта была разведка, доставка диверсионных групп и продуктов для партизан. Финны на захваченных областях организовали серьезную противовоздушную оборону, поэтому любой боевой вылет был сопряжен с огромным риском.
Ил-2 на заправке. Фото: World war photo
Каким образом из артиллерийских войск судьба закинула молодого лейтенанта в авиацию – неизвестно. Вполне возможно, что Гиршу, как артиллеристу было проще рассмотреть на земле вражеские батареи.
О том, каким был фронтовой путь летнаба Гирша (так в документах называли летчика-наблюдателя или штурмана) можно судить по наградным листам. В 1944 году он получил сразу два ордена: Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны I степени.
Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»
Из наградного листа Гирша Барана Мееровича, представленного к ордену Отечественной войны I степени:
«Капитан-лейтенант Баран Г.М. с января 1942 года находится на Карельском фронте. За это время совершил всего 31 успешный боевой вылет. С 21.06.1944 г. При прорыве обороны противника совершил всего 8 боевых вылетов в район Лодейное Поле на разведку переднего края обороны противника и артиллерийских позиций.
Несмотря на сильный зенитный огонь противника и плохую погоду, тов. Баран как летнаб умело и настойчиво добивался успешных разведданных о противнике, за что имеет благодарность от командующего артиллерией 7-й армии. Особо отличился тов. Баран при выполнении задания 27.06.1944 года по разведке на полный радиус действия самолета ИЛ-2, добыв ценные данные о противнике».
Более подробно о заслугах летчика-наблюдателя написано в наградном листе, когда Гирша Барана представляли к Ордену Красного знамени. Наградной лист датирован 21 октября 1944 года.
Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»
«За период с января 1942 года совершил 52 боевых вылета, из них на разведку – 18, на корректировку артогня нашей артиллерии – 18, на фоторазведку – 12, на выброску продуктов партизанам – 4.
6 июля 1944 года при прорыве финской обороны на реке Свирь продвижению наших наземных войск мешали две батареи противника. Для подавления их был вызван самолет-корректировщик капитана-лейтенанта Барана. Как опытный штурман-корректировщик с большим опытом практической работы по корректировке артогня нашей артиллерии капитан-лейтенант Баран с поставленной задачей справился на отлично. Батареи противника были подавлены, после чего на данном участке фронта путь для продвижения вперед нашей пехоте был свободен.
На Мурманском направлении, летая на фоторазведку переднего края обороны противника, давал штабу отличные фотоснимки, произведенные с малой высоты».
Свирско-Петрозаводская операция июня-августа 1944 года позволила освободить территорию КФССР от финской оккупации, вывела Финляндию из войны и серьезно снизила напряженность на северном участке фронта. Германия, лишившаяся поддержки своих скандинавских союзников, больше не могла влиять на поставки помощи СССР.
Авиация Карельского фронта возвращалась на советские аэродромы, отвоеванные у финнов. Эскадрилья Гирша Барана в ноябре 1944 года перебазировалась в Петрозаводск. 30 ноября штурмовик Ил-2 Гирша Барана и летчика Александра Малышевского вылетел из аэродрома Сегежи, но в Петрозаводск не прилетел. В самолете помимо пилота и штурмана был техник Анвар Абзалетдинов.
Разбитый самолет обнаружили неподалеку от поселка Пиндуши на склоне холма. По всей видимости, из-за плохой погоды пилот не заметил приближающуюся землю, и самолет разбился.
Родственники Гирша долгое время не знали о его судьбе. Сначала пришли известия, что он пропал без вести, лишь спустя 4,5 месяца в лесу нашли остатки самолета и три трупа. Невесте Гирша написали, что летчиков похоронили в Петрозаводске. Никто не подумал о том, что в условиях недавно завершившейся войны, когда в лесах оставалось множество тел бойцов, везти останки летчиков из-под Пиндуш в Петрозаводск для захоронения — по меньшей мере странно.