Оглавление
Зритель — пациент?
Николай Николаевич Евреинов, драматург, искусствовед, психолог и философ отмечал, что театр пробуждает волю к жизни в зрителе, властно заставляя того преображаться.
В чём же прелесть театра, как психологического инструмента? В традиционном лечении человек осознаёт себя пациентом — а это всегда дистресс. Но театр предоставляет свободу, обезличивает пациента и таким образом погружает его в эустресс. Театр способен влиять на стресс житейский, вытесняя его, и в этом его неповторимая сила.
Моделирование различных ситуаций на театральных подмостках — возможность объединить в моменте сопереживания самых разных людей, которые находят свой личностный смысл в них. Получается вполне себе групповая терапия, которая сохраняет каждого «пациента» инкогнито.
Английский психолог Роберт Бернс разработал Я-концепцию, которая ведёт к достижению внутренней согласованности. Зритель постоянно сравнивает своё Я с тем, что происходит на сцене, пытается встроить себя в этот новосозданный театральный мир. Тем самым он пытается миновать когнитивный диссонанс. Для этого нужно соблюдать несколько простых условий: принимать всё происходящее (быть готовым к сотворчеству), адаптироваться (подчиниться правилам игры), активировать психологическую защиту (выбрать приемлемые для себя правила), или же отторгнуть постановку (не принять правила игры).
Театр и дресс-код | Guide de la mode
После пятничного похода в театр в моей голове появились мысли на тему того, как одевается публика. В интернете дано немало советов, как одеться в театр и прочие заведения. Советы, честно, ужасные. Хотя, в данном случае, я не собираюсь давать вам каких-то категорических советов. Просто порассуждаем.
Еще не так давно выход в театр считался чем-то незаурядным. К нему готовились и тщательно подбирали наряд. Сейчас, так уж вышло, если вы прийдете в длинном вечернем платье или, упаси бог, в смокинге, на вас посмотрят, как на идиота. Печально, а что делать. Зрительные залы наводнились народом одетым, честно, черти как. Помню, когда в Мариинском я впервые увидела толстого чувака в футболки Kiss и джинсах, мне поплохело. Однако дамы в красных вечерних платьях, шляпах и украшениях, коих в Мариинском театре встретить не сложно, тоже выглядят пугающе. И как не прискорбно, в Европе театральная публика тоже не особенно заморачивается на счет дресс-кода, хотя выглядит, все же спокойнее.
Но в том, как одет народ в районном театре, и как в Гранд Опера или на высокосветском музыкальном фестивале, разница все-таки есть. Что бы кто не говорил, а европейцы в театр ходят достаточно часто, я еще ни разу не встречала полупустого зала. В общей массе публика одета в спокойные тона и не вызывающе. Склонность к вызову, броским краскам, шпилькам и декольте, свойственна больше нам – азиатам (уж простите, если кто себя азиатом не считает). Но ведь, если ты видешь в аэропорту в 4 часа утра девушку на шпильках – 99%, что она русская. Но сейчас речь не об этом. Как одеться в самолет – тема отдельного поста. Итак, европейцы и театр.
Мужчины в большинстве своем, действительно, в темных костюмах и при галстуке. Те, кто помоложе могут позволить себе рубашку и кардиган с брюками или даже с джинсами. Да, как не удивительно, джинсы прочно вошли в нашу жизнь, в том числе и как одежда «на выход». Женщины в блузках-рубшках с юбками иои брюками, возможно платье спокойных тонов и пиджак. Но господа, никаких футболок, маек, коротких юбок и сильно ярких цветов. Уместен коричневый, бежевый, синий, все пастельные оттенки. Никакого розового, красного, ярко зеленого. Вы засмеетесь, но такое действительно бывает. А театр – не повод показывать свою оригинальность, бюст или длинные ноги.
Можно сказать, что мы выше всех этих дресс кодов и вообще поход в театр не является чем-то сверхестественным. Но! Элегантно одеться для выхода в публичное место – не зазорно. И, в конце концов, куда еще одеваться красиво, если не в театр, на классический концерт, в ресторан или на светский раут? К тому же, театр – как ни крути, высокое искусство. А одеваться красов в театр – еще и традиция. Причем, весьма не плохая. И если вы считаете себя человеком интеллигентным, образованым и идете в театр по собственной воли, продумайте свой образ.
А тот факт, что вы собираетесь в театр после работы, тоже не отговорка для того, что бы одеться, как бог на душу положит. Продумайте наряд заранее, ведь компромисс всегда можно найти. И на последок, что касается обуви. Тоже, казалось бы, простая истина, но, если на дворе зима, возьмите сменную обувь, не нужно сидеть в уггах, это правда не красиво, да и не особенно комфортно. А если на дворе лето, сандалии тоже не уместны, найдите балетки или туфли лодочки, ведь они поидее есть в гардеробе практически каждой женщины. Ну и последним моим аргументом в сторону прекрасного является тот не оспоримый факт, что если вы уверены в том, что хорошо выглядите, вы чувствуете себя лучше. А когда девушка уверена в своей красоте, она становиться красивее и для окружающих. Кстати это правило распространяется и на мужчин. Если вы красивее обезьяны, с вами правда приятнее находиться, и это еще не говорит о вашей ориентаци. Уж простите за резкость.
Узнавание и работа над собой
Карл Густав Юнг, широкоизвестный психолог, ученик Фрейда, говорит о роли театра, как «мистической сопричастности», в которую погружается личность. Здесь он ощущает себя не отдельным человеком, но народом, общностью. Юнг также полагал, что самое сильное воздействие, приводящее к избавлению от комплексов, будет иметь то произведение искусство, которое объективно и имперсонально.
Происходит это «влияние» примерно так: актёр своей игрой побуждает зрителя находить в персонаже бессознательно то, что требует компенсации на сознательном уровне.
Любовь или нелюбовь к театру возникает по ряду разных причин. Среди психологических явно лидирует одна. Зритель видит в герое себя, узнаёт свои слабые места, осуждает своё же поведение
И здесь очень важно, чтобы он нашёл в себе силы восстать против своих слабостей, оценить себя с негативной стороны. Тогда он сможет избавиться от отрицательного героя в себе самом
Психолог Эрик Берн считает, что любое общение людям выгодно и полезно, а театр даёт отличную возможность для него. Анализируя экспериментальные данные, он отмечает, что отсутствие эмоциональных и сенсорных раздражителей может привести к психическим нарушениям. Человек должен организовывать свою жизнь на высоком эмоциональном уровне, в чём ему и может помочь театр. Ведь последний наполнен актами скрытого общения.
Комедии и трагедии равно одинаково влияют на эмоциональное здоровье человека, даже несмотря на то, что первые заставляют нас смеяться, а вторые сочувствовать.
Катарсис не всегда является целью трагедии. Во время сценического действа в голове у зрителя идёт свой спектакль, который может не соотноситься с тем, что на происходит на сцене, ни по сюжету, ни по жанру.
Комедия, несмотря на уже давно устаревшее звание «низкого жанра», никак не связана с унижениями ближнего или высмеиванием личности.
Театр — это те же игры, в которые мы все играем ежедневно, если верить Берну. Можно было бы сказать, что театр делает человека свободным, но на самом деле он делает его рабом. Зритель, приходя в театр, надеется, что тот решит его проблему. И он действительно может её решить, если человек сам найдёт в себе мужество не пугаться ситуаций, в которые могут погрузить «его» персонажа, а использовать их для исцеления.
Отсюда вытекают и театральные привычки. Кто-то может несколько раз ходить на полюбившийся спектакль, потому что в нём он увидит уже знакомые игры, в которых он с удовольствием принимает участие, отказавшись от общественного ролевого поведения. Обрести свободу в театре можно только тремя способами: вовлечённостью в настоящее, спонтанностью и близостью.
Если переложить психологическую теорию эмоций на театр, то можно увидеть, что последний приводит к сочувствию и сопереживанию. Сочувствуя, зритель понимает и оправдывает поступки персонажа, как свои собственные. Сопереживать он может не только положительному (по сюжету) герою, но и отрицательному, вкладывая в него свои причины и свою мотивацию для тех или иных поступков.
Как вести себя в театре?
Теперь остановимся на нормах поведения непосредственно в самом театральном учреждении.
До начала
При входе мужчина предъявляет билет, затем пропускает спутницу вперед. Если компания большая, действия аналогичны: один из представителей мужского пола показывает билеты работнику театра, а затем пропускает всю компанию перед собой
Джентльмен помогает даме снять верхнюю одежду, после этого раздевается сам.
Мужчина должен предложить спутнице посетить буфет, она вправе отказаться либо согласиться
Покупать или не покупать программу спектакля, решение индивидуальное. Однако если вы предпочли не тратиться, не стоит потом просить программку у других зрителей или заглядывать ненароком в программку соседа
В зрительный зал первым входит мужчина, если билеты проверяют на этом этапе, то кавалер предъявляет билет, а затем пропускает даму, которая следует за билетером к своему месту. В случае если работник театра не провожает зрителей, мужчина должен идти чуть впереди, чтобы показать место своей спутнице
По правилам этикета женщина должна сидеть справа от мужчины. Однако могут быть исключения, если место располагается у прохода или по каким-то причинам не очень удобно для женщины
Опоздание
Если вы пришли в театр после третьего звонка, и ваши места находятся в ложе, пройти в нее, пока гаснет свет можно. Что касается партера и других частей зрительного зала, поиск мест после последнего звонка не является допустимым
По этикету в таком случае следует дождаться завершения первого акта или увертюры, если это, например, опера
Если вас впустили в зал, работники театра, скорее всего, предложат вам свободные крайние места в партере или на балконе. При их отсутствии вы можете дожидаться антракта, стоя в зале у входа
Время представления
Правило, о котором не раз напомнят в самом театре: не пользоваться и отключить телефоны, не снимать представление на фотоаппарат и видеокамеру
Разговаривать, обмениваться мнениями, шептаться, хихикать, шуршать, жевать и т.д. – все это придется оставить для антракта, дабы не ущемлять права других зрителей и не мешать актерскому составу
Аплодисменты должны обязательно звучать после завершения спектакля и, если это уместно, после логического окончания сцены. При наличии сомнений ориентируйтесь на окружающих, ваши единичные хлопки могут сбить актеров
Во время просмотра не разваливайтесь в кресле. Занимать оба подлокотника, закидывать ноги, облокачиваться на переднюю спинку и др. − это неуместные случаи фамильярного поведения, причиняющие неудобства другим зрителям
Антракт
В перерыве между действиями джентльмен должен предложить даме поход в буфет, если она откажется, то не следует оставлять ее одну в зрительном зале. За исключением, короткой отлучки по необходимости
Разглядывание зрителей в бинокль относится к проявлению неприличия. Бинокль следует использовать только для просмотра действия на сцене
Если вы встретили в театре свою (-его) знакомую (-ого) и коротко обменялись приветствиями, представлять человека спутнице/спутнику необязательно. Если разговор вышел за рамки обычного приветствия, познакомить их будет знаком хорошего тона
Не следует махать через весь зал руками в знак приветствия знакомому, уместным будет небольшой поклон головой. Рукопожатие через сидящих людей также неприемлемо. Поздороваться и пообщаться лучше во время антракта в фойе или буфете
Обсуждение поведения или внешнего вида других зрителей, даже если они неподобающе, неприлично. В случае если это приносит вам неудобства, следует обратиться к работникам театра, в чьи функции входит контроль порядка и устранение такого рода проблем
Завершение спектакля
После окончания представления, следует аплодировать стоя
Если вы заблаговременно купили в знак благодарности цветы, следует подарить их после завершения спектакля. При вручении цветов не стоит просить автограф у актеров, фотографироваться, целоваться с ними и т.д.
Крайне неприличным считается покидание зрительного зала во время поклонов артистов и до полного окончания представления
Крики «на бис» не уместны в драматическом театре. Попросить исполнить отрывок «на бис» можно в балете, мюзиклах, музыкальных выступлениях и т.д.
Любовь или долг
Больших групп зрителей — три: те, кто любит театр (45%); те, кто хочет начать в нем разбираться (20%); случайная публика (35%).
Внутри каждой группы ученые выделили подгруппы — по мотивам посещения театра. Всего их семь: от «гертруд» до «гильденстернов».
Сегментация театральной аудитории
Сразу оговоримся: шекспировская классификация — конечно, условность. Королева Гертруда (мать Гамлета) и верность чему-либо — две вещи несовместные. Да и Гамлет в исследовании неканонический: не столько рефлексирует в театре, сколько развлекается. Сами социологи используют «шекспировскую» классификацию в качестве вспомогательной, а основной выбрали более понятную: от «поклонников таланта» до «сопровождающих». Мы же оставим шекспировские имена, чтобы сгустить театральные краски.
Ядро театралов — гертруды: самые преданные и активные зрители, в основном, женщины. Гертруд всего 17%, но для театров они на вес золота: любят искусство, следят за театральными событиями, целенаправленно ходят на актеров и спектакли. А главное — не скупятся: готовы заплатить за билет до 3600 рублей. Второе имя этого кластера — «интеллигенты».
Им сродни «трагики», или «профессиональные зрители» — кластер творческих работников, в основном, женщин. Для них поход в театр — производственная необходимость: работа связана со сценой (по-видимому, критики, художники, завлиты и пр.). За билет дают до 3300 рублей. Таковых 23%.
Тех, кто ходит в театр по любви или по долгу службы, суммарно 40%. Общее между гертрудами и трагиками, по словам исследователей, то, что «их сложно впечатлить». Это искушенная публика, которая предъявляет к постановкам высокие требования.
К этим двум кластерам примыкают еще 5% более «узкопрофильных» театралов — «королевская свита», они же «поклонники таланта»: фанаты определенных звезд. Здесь небольшой перевес мужчин. Как и гертруды, они готовы раскошелиться на билеты, но не ради спектакля, а ради своих кумиров. Цена вопроса — до 3900 рублей.
Со всеми тремя кластерами у театров проблем нет: эта преданная публика всегда будет в зале. А вот за гамлетов и офелий придется побороться.
Как вам спектакль?
Мотивов похода в театр может быть несколько. 55% опрошенных идут смотреть работу определенного актера или режиссера. Чуть поменьше — 51% — жаждет ярких эмоций. По 48% респондентов хотят поразмышлять или узнать что-то новое.
В пятерку менее популярных мотивов вошли желание развлечься (36%), отдохнуть от быта (27%). Есть и мотив, вообще не особенно сфокусированный на сцене: 21% опрошенных просто хотели как-то провести время с любимым человеком или друзьями.
При выборе спектаклей для респондентов значимы сюжет и характер постановки (37% опрошенных), а также режиссеры и актеры (35%).
Отличную оценку спектаклям респонденты ставили благодаря:
Мастерству исполнителей: «Актеры были на высоте. Хотелось наблюдать и не отрываться, как под гипнозом», «играли на разрыв сердца», своей игрой «включали воображение». Также подчеркивались « музыкальные и танцевальные умения артистов, интерактивность спектакля, искренность».
Режиссуре: « Феерическое, почти фантастически талантливо сделанное зрелище», «оригинальный выразительный язык».
Сценографии — декорациям, световым и визуальным эффектам: мультимедийным проекциям в постановках и пр.
Сюжету спектакля: «Сценарий супер», «Хороший материал — Сорокин. Для этого времени, должно на большинство подействовать шокирующе. Надеюсь, кого-то по-хорошему ужаснет».
Общей атмосфере, стилю постановки: «Текст, музыка, свет. Сплетение и соединение деталей, цитат, ощущений. Аутентичность чувств. <…> Правдивость».
Соответствию литературной основе — на фоне нетривиального режиссерского взгляда: «При необычности прочтения верность Чехову».
Впечатление от спектакля складывается из мелочей, в том числе, бытовых. «Великолепная игра актеров, хорошо кондиционированный зал, вежливые, даже учтивые капельдинеры. Да здравствует классика. Именно такого «Горя от ума» и хотелось», — заявляет респондент.
Среди причин недовольства спектаклем информанты называли:
затянутость и банальность ( «Монотонно, малопонятно, утомительно», «хотелось больше драйва»);
невнятность и странность режиссерского замысла («Трудно установить последовательность действий и логику», «Ужасное, безответственное издевательство над Чеховым, нагромождение пошлости», «Насилие над текстом»);
проблемы со звуком («чрезмерно громкая музыка», «сильные и неожиданные перепады звуков») , с речью актеров («Дикция Чацкого была нечеткой»), реквизитом («Костюмы и декорации очень пыльные»);
мат со сцены («Излишнее количество нецензурных выражений», «Много ненужных грубых слов — неужели Шекспир?»).
На плохие впечатления от спектакля также повлиять духота или холод в зале, его плохая планировка («к роме первых рядов, не видно никому» ), неудобные кресла, хамство сотрудников театра и плохая работа буфета: «высокие цены», очереди, «не принимают карты».
Конец фильма
В Ассоциации владельцев кинотеатров нарастает беспокойство, добавил Олег Березин: непонятно, как и в каких регионах будут вводить QR-коды, как сотрудники должны будут их проверять и почему они вообще должны это делать, если это условие не оговаривалось при их трудоустройстве. Особенно волнуются кинотеатры Подмосковья, где с 24 июня запрещено проведение спортивных, развлекательных, зрелищных, культурных и иных мероприятий в помещениях при количестве зрителей более 50 человек, а с 28 июня требуются QR-коды для общепита, баров, клубов и дискотек.
Привить к искусству-4
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
— Если зрительский поток падает сильно, то теоретически надо временно закрываться, — размышляет Олег Березин. — Но кинотеатр не может просто взять и закрыться! Арендодателю это не объяснишь, он будет требовать регулярных выплат. Значит, нужно добиваться решения региональных властей именно о закрытии кинотеатров, чтобы был нормативный акт как аргумент. Но все помнят, как долго и тяжело мы выходили из этих закрытий в прошлом году. Поэтому закрываться никто не хочет.
Директор по маркетингу Объединенной киносети «Синема парк» / «Формула кино» Сергей Кузнецов отметил, что в этот уикенд вообще сборы были ниже прошлого, но, например, в Нижнем Новгороде произошло падение в полтора раза, а в Уфе — в три. По его прогнозам, ситуация будет ухудшаться, а в Москве и по стране в случае введения QR-кодов для посещения кинозала, падение будет еще сильнее, чем в Уфе. Насколько — пока трудно предсказывать.
Главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев в беседе с «Известиями» отметил, что даже если рекомендация федеральным кинотеатрам от Минкультуры будет распространена на все столичные площадки показа, это не нанесет большого вреда отрасли, потому что залов вместимостью более 1 тыс. зрителей в городе мало.
Привить к искусству-3
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Руслан Шамуков
Ряд опрошенных «Известиями» специалистов предположили, что новые меры безопасности ставят под вопрос выход больших блокбастеров в России. Но похоже, что кардинальных изменений по датам релизов всё же ждать не стоит: на осень и так уже стоит слишком много фильмов, переносить блокбастеры уровня «Черной вдовы» некуда, а отменять совсем — просто невыгодно. Наоборот, пиксаровский фильм «Лука» в США вышел только онлайн, а у нас — в полноценном кинотеатральном прокате, хотя и собрал меньше прошлых релизов от Pixar.
Посещаемость кинотеатров в России в прошедший уикенд упала в полтора раза в сравнении с предыдущим: с 1,5 млн зрителей до 1,1 млн. Эксперты, включая аналитика Сергея Лаврова, единодушны во мнении, что это связано с эпидемиологической ситуацией, но не готовы утверждать, что только с ней: есть еще погода, сезонное падение в летний период, качество и промо свежих релизов и ряд других факторов. Для подсчета уровня потерь недостаточно данных.
Главный редактор сайта «ПрофиСинема» Нина Ромодановская уверена, что кинотеатры в случае введения QR-кодов для всех посетителей потеряют 40–60% выручки. Сначала эта цифра может быть даже выше, но по мере того, как привитых граждан будет становиться больше, а это неизбежно, прибыль вырастет до примерно половины от сегодняшней.
Как выбрать спектакль
В выборе постановки Марина руководствуется информацией из онлайн-журнала «Театрал», обзорами на разных сайтах с афишами и своими личными предпочтениями. На некоторые спектакли можно и два раза сходить – так, например, у нее случилось с постановкой «Юбилей ювелира» в МХТ имени Чехова. В этой постановке модного сегодня режиссера Константина Богомолова играл Олег Табаков, и чувствовалось, что этот спектакль будет для него последним. «Во второй раз я его увидела совершенно по-другому, и как будто я побывала на двух разных спектаклях, – призналась она. – Так что успей сходить на тех актеров, кого давно хотела увидеть «живьем». Мастера уходят, и не стоит откладывать».
Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС
Помощники зрителей
Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.
Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.
Кассир
Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.
Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.
Гардеробщик
Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.
Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.
Капельдинер
В обязанности капельдинера входит:
- проверка билетов;
- запуск посетителей в зал;
- комплектация программок и предложение их зрителям;
- помощь в поиске места в зале.
Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.
В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.
Малыши в театре. Что театр способен дать ребенку?
Из чего же, из чего же сделаны наши малыши? Конечно, из игр и эмоций. Дошкольники играют всегда: на улице, дома, помогая маме, чистя зубки, ложась спать… В игре они представляют разные ситуации, где являются главными героями. Вспомните, как часто ваш малыш просит почитать одну и ту же сказку: и еще, и еще, и еще один разочек. Поверьте, это не каприз и не просто так! Возможно, ваш ребенок решает для себя какую-то важную дилемму. Однажды моя дочь, слушая в 20-ый раз сказку про колобка, выдала:
— Если бы колобок был послушным, то его бы сразу съели. А он убежал – и еще немного пожил, и свет белый повидал!
И что ответить на эти слова? Маленький тупик для взрослых!
На эмоциональном плане у детей также все по-другому. Мы, взрослые, научились сдерживаться, не проявлять чувств на людях: бурных восторгов, слез, криков радости… Хотя порой и не в силах сдержаться. У детей – все наоборот! Они открыты: плач означает огорчение, печаль, недовольство, смех – радость, восторг, хорошее настроение.
Правила похода в театр
1. Следует приезжать в театр заблаговременно (минимум 20-30 мин)
Время необходимо, чтобы привести себя в порядок, сдать одежду, переобуться при необходимости, посетить дамскую комнату, осмотреть фойе с выставкой работ театра и др., приобрести программу и/или бинокль, сходить в буфет по желанию, найти свои места в зале или на балконе. Будет приятнее и вам, и окружающим, если все эти действия вы будете совершать без спешки
2. Ваш гардероб не должен быть случайным
Требования к наряду будут описаны более подробно ниже. Стоит лишь оговориться, что даже если вы торопитесь на спектакль после работы, это не повод появляться в театре в неопрятном виде и в неподобающем одеянии
3. Парфюм не должен быть сильным и назойливым
Находясь в общественном месте в закрытом помещении всегда нужно помнить о том, что исходящий от вас аромат может приносить неудобства окружающим, в частности от него может болеть голова, или чрезмерные пары могут вызвать чиханье у соседа. Не пользуйтесь для посещения театра резкими запахами и помните о чувстве меры
4. Не затрудняйте просмотр театрального действия зрителям, сидящим позади вас
Речь идет о пышной прическе, крупных аксессуарах на голове (цветах, шляпках, перьях и т.д.). Чрезмерно высокая прическа не вызовет одобрения, принесет неудобства окружающим и будет считаться нарушением правил этикета
5. Обувь должна быть чистой
Это универсальное правило хорошего тона для любых случаев жизни. Позаботьтесь об этом заранее, взяв с собой соответствующую губку для обуви или сменную пару туфель
6. Следите за свежим дыханием
Будучи зрителем в окружении большого скопления людей, не злоупотребляйте в день спектакля продуктами питания с устойчивым неприятным запахом или воспользуйтесь жвачкой, но только до входа в зрительный зал. После этого, не говоря уже о времени представления, любые жевательные манипуляции выставят вас в очень неприглядном свете.
В театре
Один из лайфхаков о том, как сесть на более выгодные места, уже упоминался. Только помните, что пересаживаться принято после антракта, а не посреди первого действия. Еще обычно в театрах просят отключить телефон. Но если вам позарез нужно, чтобы он был включен, просто настройте яркость экрана на минимум и включите «тихий» режим. Тогда вы сможете ответить позвонившему SMSкой.
Если вы не хотите стоять в большой очереди в буфет, вы можете попить чай из принесенного с собой небольшого термоса, и во время антракта спокойно гулять по фойе, разглядывая фотографии актеров. А вот время после представления, когда основная масса людей хлынет в гардероб, вы сможете провести в буфете – уже без очередей. Кстати, верхнюю одежду лучше сдавать тем гардеробщицам, которые находятся дальше от главного входа – туда доходит меньшая часть людей.
Ну и, конечно, одеваться, идя в театр, желательно нарядно. И носить с собой туфли на каблуке, чтобы переобуться перед тем, как заходить в зрительный зал. Это хороший тон. И напоследок, как сказал один из современных режиссеров: «Дарите актерам цветы! Не забывайте об этой приятной для них традиции. Им это очень приятно!».