Оглавление
- Устройство слуха
- Упражнение со звуком «И»
- СОПРАНО
- Зачем нужен низкий голос?
- Певческие мужские, детские и женские голоса: характеристика и виды
- Как преподаватель определяет тип вашего голоса?
- Во всем виноваты гормоны
- Что такое тембр
- Тембр на службе спецслужб
- Женское пение
- Как определить тембр голоса
- Ещё несколько советов
- Кому нужно корректировать голос
- КОНТРАЛЬТО
- Одним нравятся низкие
- Диапазон голоса
- Анна Нетребко
- Грубый голос – какой он
Устройство слуха
Слух, голос и речь тесно взаимосвязаны. Если, например, потеря слуха произошла в доречевом периоде, человек так и не научится говорить. При остаточном слухе человек может получить речевые навыки с помощью слухового аппарата, усиливающего звук настолько, чтобы его можно было услышать.
Как устроен слух:
- Наружное ухо.
- Среднее ухо.
- Барабанная перепонка между наружным и средним ухом.
- Внутреннее ухо.
- Слуховые проводящие пути.
Вот простая иллюстрация:
А теперь более сложная:
Улавливаемые наружным ухом звуковые волны, ударяют в барабанную перепонку и заставляют ее вибрировать. Колебания передаются в среднее ухо. В свою очередь, внутреннее ухо состоит из двух компонентов. Первый компонент – это преддверия и полукружные каналы, которые отвечают за чувство равновесия и положения тела в пространстве, из-за чего данный элемент часто обозначают как «орган равновесия».
Второй компонент внутреннего уха – это так называемая улитка, заполненная жидкостью, которая вибрирует под воздействием волновых колебаний. Внутри улитки находится специальный орган (кортиев орган), который непосредственно отвечает за слух. Он содержит около 30 тысяч клеток, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга. Каждая клетка настроена на определенную частоту, и, если часть из них погибнет, человек перестанет слышать звуки на той частоте, за которую отвечали погибшие клетки.
Также стоит подробнее рассказать про слуховые проводящие пути. Это группа нервных волокон, отвечающих за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. В головном мозге происходит обработка и анализ комплексных звуков (речь, мелодия, песня). Скорость передачи аудиосигнала от наружного уха к центрам мозга происходит за 10 миллисекунд.
Представление о том, как устроен слух, как мы слышим звуки позволяет лучше понять, что такое музыкальный слух и как его развить. Большинство из нас слышали выражение, что «неработающие органы атрофируются». Это в полной мере относится и к элементам устройства человеческого слуха.
Чем большее количество клеток из тех 30 тысяч, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга, вы заставите работать, тем более тренированным будет ваш слух. Если вы будете слушать звуки на разной частоте, со временем вы потренируете каждую клеточку кортиева органа. Они начнут быстрее реагировать на «свою» частоту.
Соответственно, нервные волокна, которые отвечают за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, будут быстрее передавать максимально точную информацию к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. А обработка и анализ комплексных звуков с каждым разом будут все детальнее и эффективнее.
А сейчас подведем итоги урока. Сегодня вы изучили физику звука, физику и анатомию голоса, а также узнали, как работает голос и что общего в развитии голоса и речи. Вы узнали, что основными физическими характеристиками звука являются высота, сила и звуковой спектр, а также познакомились с устройством голосового аппарата, органов слуха и поняли, как происходит звукоизвлечение и голосообразование.
Закрепите полученные знания при помощи теста, после чего мы ждем вас на следующем уроке!
Упражнение со звуком «И»
Примите исходную позицию: стоя или сидя. Сделайте наклон головы вниз, чтобы ваш подбородок был опущен к груди, как в «Голове баса», а затем произнесите самый низкий звук «И». После этого медленно поднимайте вверх голову до упора, старясь зафиксировать высоту звука.
На первых порах держать звук «И» зафиксированным будет проблематично, и его высота будет постепенно повышаться по мере того как голова будет подниматься вверх. Это показатель того, что ваши связки напряжены, а гортань укорачивается. Выполняйте упражнение несколько раз в день до тех пор, пока высота звука не станет ровной в любом положении головы. Достижение такого результата можно считать полным снятием спазма голосовых связок.
Этих упражнений должно быть достаточно, но хочется дать ещё несколько важных советов.
СОПРАНО
Самый высокий женский голос, диапазон примерно от до первой октавы до до третьей, может петь и выше. Делится на пять видов:
Колоратурное сопрано
Колоратурное сопрано способно на, казалось бы, сверхчеловеческие подвиги. Голос чрезвычайно подвижен, гибок, умеет петь быстрые рулады, которые поднимаются до фа третьей октавы и выше. Колоратурные роли присутствуют в операх от барокко до XX века. Особенно прекрасным примером является Лючия в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти, которую можно отнести к драматической колоратуре, а также главная героиня “Лакме” Делиба, условно лирическая колоратура.
Дж. Сазерленд — Ария Нормы (драматическая колоратура)
Субретка
Сопрано-субретка относится как к амплуа, так и к подтипу голоса. Это дерзкие, кокетливые героини, исполняемые певицами со сладкими, яркими голосами. Тесситура у них иногда может быть довольно высокой, но без обилия колоратуры. Хорошим примером здесь служат две моцартовские героини – Сюзанна и Церлина.
Лирическое сопрано
Лирическое сопрано обычно обладает более полным, насыщенным звучанием, чем субретка, и, как правило, имеет более зрелое качество тембра. Тесситура обычно выше, чем у субреток, но ниже, чем у колоратуры, примерно до до-ре третьей октавы. Хороший пример на контрасте – рабыня Лиу из “Турандот” Пуччини, где сама главная героиня Турандот — драматическое сопрано.
Турандот и Лиу — драматическое и лирическое сопрано
Спинто
У сопрано-спинто много великолепных ролей в опере, особенно в итальянской романтической традиции Верди и Пуччини. Отчасти по этой причине лирические и драматические сопрано часто берут на себя эти роли, независимо от того, подходят они им по природе или нет (и история знает достаточно лирических сопрано, которые сократили свою карьеру, взяв на себя тяжелые роли спинто). Эти роли требуют легких, блестящих высоких нот лирического сопрано, но с большим весом в кульминационных моментах (spinto переводится как “подталкиваемый”). Многие относят к спинтовой партию Татьяны из “Евгения Онегина”.
Драматическое сопрано
Это большие голоса с достаточной силой, чтобы их можно было услышать через большой оркестр, которые сохраняют при этом ровность на всем диапазоне. Драматические роли сопрано вышли на первый план в романтическую эпоху, до середины XIX века их было мало. Вагнер оставил целую галерею таких партий, как колоссальная роль Брунгильды.
Зачем нужен низкий голос?
Как правило, человек, обладающий низким голосом, на уровне интуиции воспринимается окружающими людьми, как тот, кто имеет авторитет, уверен в себе, самодостаточен, способен постоять за себя и близких. Низкий голос является признаком самообладания и уравновешенности, а также заранее внушает собеседнику или оппоненту симпатию и доверие.
Представленный образ, как и звук низкого голоса, всегда очень эффективны: они отлично срабатывают, например, тогда, когда нужно произвести впечатление на представителя противоположного пола, или когда требуется быстро расположить к себе потенциальных партнёров по бизнесу и сделать так, чтобы они прислушивались к вам и доверяли тому, что вы говорите.
Нередки и ситуации, когда накануне важного выступления на публике, разговора с начальством или переговорами человек понимает, что его голос, как сейчас говорят, «неслушабелен», или то и дело хрипит, подёргивается, дрожит, срывается на высокие ноты. Это не хорошо, ведь высокий пищащий голос никоим образом не соответствует образу уверенного в себе человека, лидера и того, к кому следует прислушиваться и кого следует уважать
Это ещё одна причина, по которой следует приобрести навык управлять своими голосовыми связками.
А возможно даже и то, что вы вообще не в курсе того, что ваш, кажущийся вам самим приятнейшим и бархатным голос на деле звучит совсем не так, как вы себе представляете. Это можно установить, проведя, например, аудиозапись. Каждый человек имеет разное восприятие, и одним может показаться, что в записи их голос звучит ниже, а другим – что голос выше. Однако оба этих звучания являются наглядным отображением вашего голоса.
Процесс формирования и восприятия голоса довольно сложен. И, к примеру, профессиональный постановщик голоса и логопед Нельсон Воган объясняет его следующим образом: когда человек слушает свой голос, он воспринимает его только посредством ушей. Звуковые волны, которые распространяются внутри него, он слышит через жидкость, которая заполняет его внутренние органы. Но по воздуху распространение звука происходит иначе, нежели в плотных тканях или в жидкости. И эта разница соотносима практически со всем спектром тонов, воспринимаемых человеком. По этой причине люди слышат не то, что можем слышать мы.
И, в конечном счёте, тема понижения голоса будет полезна всем, кто заикается, неважно: всегда или во время стресса. Профессор и доктор медицинских наук И
А. Сикорский по этому поводу говорит, что медленная речь низким голосом служит как бы предохранителем заикания, и способна придать говорящему человеку тон самообладания, авторитетности и важности.
Из всего перечисленного можно заключить, что понижение голоса – исключительно полезно и эффективно практически для любого человека, не обладающего низким голосом. Но как же мы можем понизить свой голос?
Для этого нужно прибегнуть к выполнению следующих упражнений.
Певческие мужские, детские и женские голоса: характеристика и виды
Словосочетания подразумевают умение петь. Звук здесь имеет определенную высоту и способность длиться долго. Пение песни проявляется в гласных, реализуется дыханием со вздохом, без шума, большого объема воздуха и медленным выдохом.
Певческие голоса бывают:
- бытовыми;
- профессиональными.
«Привет» профессии каждый начинающий певец говорит через постановку голоса. При этом вырабатываются следующие голосовые характеристики:
- широта диапазона;
- яркость;
- сила;
- гибкость;
- красота;
- не утомляемость;
- другие качества.
Тембр и выдержка звуков играют особую роль. Оперные голоса характеризуются полетностью, чтобы их было далеко слышно. Металлические «нотки» и полетность характерны для высокого обертона. А мягкость звука достигается в низко-частотном диапазоне. Певческий голос — сильный. Он заполняет собой весь зал.
Различают мужские, женские и детские голоса.
У мальчиков и девочек выделяют следующие типы:
- сопрано;
- дискант (только и у мальчиков);
- альт (под ним подразумевается низкий женский или детский голос).
Мужские голоса подразделяются на:
- тенор (высокого плана);
- баритон (средний);
- бас (низкий).
Женские голоса бывают:
- сопрано (высокого плана) — оперные партии Снегурочки из произведения Римского-Корсакова;
- меццо-сопрано (средний) — оперные партии леди Макбет из произведения «Макбет» Верди;
- контральто (низкий) — оперные партии Ольги из произведения «Евгений Онегин» Чайковского.
Как преподаватель определяет тип вашего голоса?
Если же речь идёт о занятиях с преподавателем, то можно выдвинуть четыре критерия определения типа голоса:
- Во-первых, это тембр, которым называют индивидуальную окраску голоса человека;
- Во-вторых, это диапазон, о котором было сказано выше;
- В третьих, это тональность, в которой человеку легче петь;
- В четвёртых, это тесситура – звуковысотная нагрузка на голос.
Преподаватель в качестве теста может начать играть нижнюю, а затем верхнюю границу диапазона, а также его середину. Задача обучаемого – пытаться повторить ноты. К примеру, он может повторять их напевая звук «м».
Также определить голос можно и по длине голосовых связок. Голос более высокий, если связки короче. У сопрано, к примеру, длина связок находится в районе десяти – двенадцати миллиметров, а у баса – двадцать три – двадцать четыре миллиметра.
Во всем виноваты гормоны
Таким образом выясняется, что на голос, и в частности на его высоту, огромное влияние оказывают гормоны. Именно поэтому мужчины пожилого возраста, у которых выработка тестостерона снижается, начинают говорить более высоким голосом, чем в молодости.
Эту особенность человеческого организма заметили уже давно. Так с IX века во многих странах мира особую популярность получили певцы-кастраты. Благодаря кастрации, проделанной до периода полового созревания, из-за недостатка мужских гормонов их голосовые складки не претерпевали изменений, характерных для других юношей. Именно поэтому кастраты оставались со своим детским фальцетом на всю жизнь.
В современном мире подобные явления тоже встречаются. Например, евнухоидизм – это заболевание, которое возникает по причине недостаточной работы половых желез. Иногда это может быть следствием перенесенной травмы, гонореи или сифилиса. Лечением для таких больных является длительная гормонотерапия.
Что такое тембр
Термин произошел от французского timbre (колокольчик). Это психоакустическая характеристика голоса. Его эксклюзивная окрашенность. Поэтому, когда анализируют мастерство владения вокалом, часто используют определения из словаря живописи — «колорит», «палитра», «краски». И вот эти «цветовые» нюансы и позволяют различать голоса людей. Даже если высота, громкость и длительность их звучания одинакова.
Фониатры говорят, что тембр голоса труднее настроить, чем музыкальный инструмент. Радикально же «переделать», к примеру, тенора в бас и вовсе нельзя. Даже хирургическим путем.
Тембр на службе спецслужб
Тембр – одна из объективных колляций, которую учитывают спецслужбы при составлении психопортретов преступников
Профайлеры ФБР и ЦРУ обращают внимание на то, как дребезжит и как бы «спотыкается» голос. Когда юлит и недоговаривает, тембр становится скачкообразным, невнятным
Тревожность заставит его «задраться», повысив тон. Когнитивный диссонанс выразится в резких голосовых колебаниях и продемонстрирует шаткость позиции, неуверенность. Напряженный тембр – контроль за каждым шагом. Нотки металла — убежденность. Повышенная громкость – стремление подавить. Но основной тембральный рисунок навсегда остается неизменным.
Женское пение
Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.
Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.
Отличия сопрано
Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:
- Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
- Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
- Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
- Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
- Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.
Особенности меццо-сопрано
Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.
Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.
Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.
Звучание контральто
Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.
Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.
Как определить тембр голоса
Еще никогда не было так просто определить свой тип голоса. Если уже знаете, как называется низкий или очень высокий мужской голос, а под рукой есть пианино, синтезатор или просто компьютер, можете узнать свой вокальный диапазон. Нужно играть по нотам и смотреть, сможете ли вы их пропеть. Также есть книги и сайты, которые помогут определить, где находится ваш голос с точки зрения традиционных вокальных диапазонов. Фактически, есть онлайн-инструменты и ресурсы для определения типа.
Но прежде желательно познакомиться с системой нумерации. Говоря о нотах как о «второй A над средней C», можно сбиться с толку, поэтому широко используемый метод – сопровождать названия нот их заданным номером октавы на клавиатуре. Средняя C называется C4, потому что это 4-я C (начиная с баса) на клавиатуре.
Запомните, какие особенности имеют разные виды мужских голосов.
- Бас находится между E2 и E4. В нижних и верхних регистрах некоторые басы могут петь от C2 до G4.
- Баритон является вторым по величине диапазоном пения, расширяясь от A2 до A4 (может доходить до F2 или до C5).
- Тенор комфортно петь от C3 до C5. Лучше владеет фальцетом (головным голосом), что позволяет им вводить ноты в женский регистр.
- Контр-тенор поет от середины C и выше.
Ещё несколько советов
Совет первый: как можно чаще старайтесь держать под контролем темп своей речи. Помните, что чем быстрее ваша речь, тем сильнее напряжены голосовые связки, а значит, голос выше. Голос человека нередко сравнивается с виниловой пластинкой – когда рукой замедляешь её вращение, звук становится более низким. А если целенаправленно понижать тон голоса, ваша речь станет минимум на 10% медленнее.
Совет второй: учёные доказали, что вдох через нос содействует понижению голоса, т.к. поток воздуха, который проходит через носовые ходы, нейтрализует рефлекторно-эмоциональное напряжение. Однако правильный разворот гортани и низкое её положение сохраняются. Так что, вдыхайте носом.
Совет третий: низкий голос очень тесно связан с правильной осанкой. Если вы стремитесь понизить свой голос, вы будете просто вынуждены поработать со своим позвоночником – осанка должна быть прямой, но не напряжённой. И вот ещё что: от правильного положения позвоночника зависит также и деятельность мозга – это было подтверждено при помощи электроэнцефалограммы. Отмечено, что люди, у которых правильная осанка и низкий глубокий голос, не только создают видимость своей самодостаточности и уверенности – именно такими они являются и в жизни.
Совет четвёртый: здесь всё банально – высыпайтесь! Странно, но голос выспавшегося человека более низок. Фишка тут в том, что благодаря сну происходит расслабление голосового аппарата, посредством чего обеспечиваются все преимущества низкого голоса. Так-то!
Но не стоит думать, что люди с высоким голосом чем-то хуже остальных. В действительности, всё может быть по-разному: как человек с низким голосом может испытывать неуверенность в себе, так и человек с высоким голосом может поражать своей уверенностью и силой. Не столь важен голос, сколько суть, не так ли? Однако подсознательное восприятие ещё никто не отменял.
Помните, что развиваться нужно комплексно: растите как личность, узнавайте новое, овладевайте полезными навыками, развивайте уверенность в себе и, конечно же, учитесь управлять собой, в том числе, и голосовыми связками.
Успехов!
Кому нужно корректировать голос
Вообще голос, как и все остальное, является делом вкуса. Кому-то нравятся более брутальные нотки, кого-то привлекают звонкие, высокие голоса.
Как правило, работать над своим тембром приходится тем, чья профессиональная или иная деятельность связана с воздействием на публику: ведущим, преподавателям, журналистам, тренерам, руководителям, бизнесменам.
Есть и те, кому от природы достался тембр, казалось бы, не совсем соответствующий внешности. К примеру, представьте широкоплечего двухметрового мужчину с густой бородой и неестественно тонким, визгливым голосом. Скорее всего, ему не раз приходилось слышать от окружающих об этом диссонансе и испытывать дискомфорт.
Считается, что низкий, глубокий тембр производит впечатление уверенности, спокойствия, сдержанности, твердости. Некоторые ученые объясняют это с эволюционной точки зрения: грубый голос ассоциировался с силой и крупными размерами его обладателя, а потому вызывал уважение и некоторое опасение.
Если вы работаете с микрофоном и вас не устраивает собственное звучание, если ваш голос доставляет дискомфорт окружающим или вам плохо удается его контролировать, если вы просто хотите улучшить работу голосового аппарата, далее вы найдете много техник и рекомендаций, которые помогут сделать тембр более низким и приятным для слуха.
Внимание! Если вы подросток, чей голос сейчас проходит период мутации, делать упражнения нужно в щадящем режиме. Не перенапрягайте связки! Позвольте организму самому перестроиться в комфортном для него темпе
Отдайте предпочтение дыхательным упражнениям, работайте с артикуляцией и дикцией.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
КОНТРАЛЬТО
Контральто — самый низкий из женских голосов и, безусловно, самый редкий. Диапазон контральто примерно от фа малой октавы и до фа-ля второй, почти как у мужского контратенора.
Многие написанные для них роли — старухи, часто неприятные, иногда комические. Однако в русском репертуаре мы находим другое положение дел, достаточно вспомнить Ольгу из “Евгения Онегина”.
В наше время контральто как таковое близко к исчезновению. Из ныне живущих разве что великолепная Ева Подлес (Подлещ) настоящее контральто (род. 1952 г.). Отсутствие певцов этого типа голоса означает, что роли контральто часто исполняют меццо.
Е. Подлес «Non piu mesta» (фрагмент) из «Золушки» Россини
Контральто делятся на три широкие категории:
Колоратурное контральто
Легкий, подвижный голос, который может достигать и оставаться на самом верху диапазона контральто, сохраняя при этом богатый и мощный звук. Чрезвычайно редкий голос. Россини на самом деле написал для колоратурного контральто свою Золушку.
Драматическое контральто
Низкий, темный, тяжелый и огромный голос. К сожалению, такое же редкое явление, как колоратурное контральто. Эрда в “Кольце Нибелунгов” является хорошим примером этого типа.
Одним нравятся низкие
Манипулирование голосом при разговоре разнополых людей базируется на сексуальных «трендах», принятых в обществе. Давно известно, что если дама при общении с кавалером понижает свой тембр, то это – явный признак романтического интереса к данному индивиду. Но действительно ли низкие голоса женщин нравятся мужчинам, или это миф?
В 2017 году в научном журнале «Труды Королевского общества», издающемся в Лондоне под редакцией профессора Спенсера Баррета, были опубликованы исследования, связанные с биологическими особенностями влияния звучания голосового тембра на психологические действия человека. Факты свидетельствуют о том, что голоса у современных женщин теперь стали ниже, чем еще полвека назад. При этом тембральный окрас варьируется еще и от фонетически-национальных аспектов.
Так, среднестатистически, наиболее низкими женскими голосами в мире разговаривают голландки, а самыми высокими – японки. Исследования вокальных особенностей, которые много лет проводили английские врачи-фониатры, эндокринологи и психологи говорят о том, что европейские мужчины действительно предпочитают женщин с низкими грудными голосами и это связанно именно с их вероятной сексуальностью.
Биологически, подобный тембральный окрас у девушек часто вырабатывается благодаря избытку в организме тестостерона и этот же гормон отвечает за агрессивное сексуальное поведение. Если оценка привлекательности между потенциальными партнерами основывается только на голосовых характеристиках, то и мужчины, и женщины будут отдавать предпочтение именно низкому тембральному окрасу с небольшой хрипотцой, подсознательно предполагая, что данный индивид сексуально активен, а значит биологически лучше подходит для размножения.
Исследование 2010 года показало, что женщины меняют свой голос рядом с мужчиной, который их привлекает. Вместо высокого девичьего голоса женщины понижают свой тон до более низкого, более сексуального регистра. «Существует стереотип о том, что сексуальный голос — низкий, хриплый голос», — сказала Сьюзен Хьюз, автор исследования и эксперт в области эволюционной психологии.
Диапазон голоса
Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист
Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот. Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:
- упражнения на дыхание;
- распевка;
- правильная постановка вокала;
- снятие зажимов через дыхание и придыхание.
Упражнения для развития и расширения диапазона
Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске
Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание
Субтон
Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.
Снижение придыхания
После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.
Удержание звучания
Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.
От низкого до высокого
Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым
Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным
Расслабление
Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.
На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.
Упражнение для шейно-воротниковой зоны
Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад
Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы
Упражнение разминка артикуляционного аппарата
Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.
После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.
Анна Нетребко
Известная всему миру Анна Нетребко — оперная певица, народная артистка Российской Федерации. Девушка много раз была удостоена получения премий.
Родилась Анна в Краснодаре в семье простых людей. Отец — геолог, а мать — инженер. С самого раннего возраста девочка начала заниматься музыкой и пением. Стоит отметить, что изначально она была солисткой хора «Кубанская пионерия».
После победы в конкурсе Глинки, ее пригласили в театр, где она стала активно заниматься. В начале своей карьеры, Анна имела лирико-колоратурное сопрано, но постепенно, ее голос эволюционировал, и девушка добилась лирико-драматического сопрано.
Началась карьера Анны Нетребко после одного прослушивания, где проходили пробы на музыкальный спектакль «Свадьба Фигаро». Сценарист был настолько поражен голосом девушки, что сразу же предложил ей роль. С 1994 года она активно выступала на сцене.
Грубый голос – какой он
Говоря о грубом голосе, мы имеем в виду низкий по высоте. Даже те, кто далек от навыков игры на музыкальных инструментах, могут себе представить гитарные струны: самая толстая струна звучит ниже остальных, самая тонкая – выше.
Высоту голоса принято классифицировать в соответствии с певческими голосами. Мужские разделяют на:
- бас – самый низкий;
- баритон – средний;
- тенор – самый высокий.
У женских своя классификация:
- контральто – самый низкий;
- меццо-сопрано – средний;
- сопрано – высокий.
В детстве и девочки, и мальчики разговаривают почти одинаково высоко, их пение или речь сложно отличить. В процессе гормональной перестройки голос подростка меняется, в это время появляются первые различия. У мальчиков данный период называют ломкой голоса или его возрастной мутацией. Связки становятся толще, а голос грубее, т. е. ниже. Иногда могут наблюдаться скачки звучания от грубого до визгливого.
Примерно к 18 годам тембр у юношей фиксируется. С возрастом он становится еще немного ниже, но эти изменения происходят не столь заметно. У девушек тембр со временем также понижается. Особенно эта разница заметна у людей пожилого возраста.