Иван ефремов: таис афинская. роман

Краткое содержание книги «Таис Афинская»

Книга рассказывает о жизни известной греческой гетеры Таис Афинской. Гетеры были куртизанками, свободными и независимыми, и путать их с женщинами легкого поведения не только ошибочно, но и исторически недостоверно.

Таис, по сюжету книги, уже была известной, когда ее захотел заполучить Александр Македонский, и это ему удалось. Между молодыми людьми вспыхнуло чувство, но у них не было общего будущего. Завоеватель большей части ойкумены и руководитель государства не мог взять в жены гетеру.

Поэтому Македонский, не лишая гетеру своей благосклонности, находит ей достойного мужа, своего соратника Птолемея по прозвищу Лаг. Однако с этим человеком Таис не нашла того счастья, которое было у нее с Александром, хоть и недолго. Тем не менее, от Птолемея она рожает детей, помогает ему в политической карьере, ведет светскую жизнь.

Таис позволяла себе изменять мужу, но не только с любимым Александром, но и с другими мужчинами. Автор показывает, что для древнегреческого общества с его раскованными нравами такие увлечения были довольно обычными.

Иван Ефремов очень тонко, соединяя знания и точность историка и вкус писателя, показывает особый быт и нравы древних греков. Он ненавязчиво окутывает читателя атмосферой Древней Греции, описывая:

  • трапезы;
  • праздники;
  • обычные дни;
  • предметы быта, одежды и украшения.

Конец книги ознаменовывает собой не смерть, а конец былого могущества прославленной гетеры. Ее старость и постепенная потеря влияния, увядание и выход из активной жизни как бы сравниваются с внезапной и трагической смертью Македонского, который ушел, так и не завершив всего начатого, на вершине молодости и успеха.

О работе:

Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.

«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н.э. Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой рощи. Но, тем не менее, он изображает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, подобное строение казалось Рафаэлю более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем природный пейзаж.

При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображённые над ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображённого здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. Однако Рафаэль идёт дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и людьми, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля. Центральные арки здания усиливают и подчёркивают основные фигуры — Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.

Всего на фреске представлено свыше 50 фигур. Многие из них не поддаются атрибуции, на счёт других нет единой точки зрения.

Уничтожение Персидского царства

Поджог стал политическим актом, ознаменовавшим уничтожение Персидского царства. Выступление Таис было запланировано заранее. Едва ли на это ее толкнул сам Александр, который предпочитал действовать прямо. Более вероятно, что слова Таис были инспирированы Птолемеем и македонянами, выступавшими за уничтожение Персеполя. Такая версия сожжения дворца принадлежит Птолемею.

Во время пребывания македонской армии в Персеполе Птолемей, хотя и знал Александра с детства, не входил еще в его ближний круг. Поэтому вероятно, что он мог настроить Таис, которая могла позволить себе больше него и рискнуть. Факт, что ее выступление вызвало бурное одобрение присутствовавших, показывает незаурядность этой женщины. Плутарх при этом отмечает, что речь, произнесенная гетерой была слишком возвышенной для ее положения в обществе. Словом «гетера» обозначались женщины, не имевшие законной семьи, начиная с бедных обитательниц публичных домов, заканчивая богатыми куртизанками и просто женщинами, которые позволяли себе вести независимый образ жизни.

Что такое Афины сейчас

Начать решили со столицы Греции — Афин, города, который в особом представлении не нуждается. Прочитали, что зимой там солнечно и +15 днем, цены низкие. Ну и, конечно, Главные Символы Европейской Цивилизации — великие древнегреческие монументы — и флер места, где «всё начиналось», тоже сыграли свою роль.

Афины были центром притяжения путешественников много тысяч лет, но сегодня, во всяком случае по мнению среднестатистического российского туриста, город находится не в лучшем состоянии: кризис, запустение, постоянные столкновения с полицией, анархическое самоуправление и унылая архитектура 70–80-х годов прошлого века, изрисованная граффити. Быстренько забежал на Акрополь, сел на паром — и скорее отсюда на острова и пляжи.

Тем не менее официальная статистика преступности говорит об обратном: Афины — одна из самых безопасных европейских столиц. А среди моих друзей и знакомых многие побывали на фестивале современного искусства documenta пару лет назад и привезли массу историй о необычном и очень живом городе. Всё это не вязалось с описанным выше мрачным урбанистическим образом.

В западной прессе диаметрально противоположный взгляд на Афины — там город предстает новым Берлином 90-х: культурный взрыв, расцвет независимого искусства, многочисленные неформальные пространства, раскрепощенная модная молодежь и огромное количество культурных событий каждый день.

Что же из этого правда? За ответами мы отправились в греческую столицу.

Если вы хотите сразу перейти к цифрам — в конце текста есть подробная смета.

Более подробно за путешествием можно следить в моем инстаграме.

Роль педагогов в афинском образовании

В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово «педагог» в переводе с греческого дословно означает «сопровождающий ребенка». Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.

Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.

Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.

Обнаженная Афродита

Гетерам оказывались невероятные почести. Во II веке до н. э. многие здания в Александрии носили имена гетер. Статуи питомиц Афродиты устанавливали в храмах и общественных местах рядом со скульптурами философов, политиков и полководцев. Например, фигура знаменитой гетеры Фрины была высечена из мрамора и установлена в Дельфах между скульптурами царя Архидама и Филиппа. Жители города не нашли в этом ничего предосудительного. Возмутился один лишь киник Кратет, который заявил, что статуя гетеры Фрины в храме — это памятник греческому позору. Однако Фрина не была простой жрицей любви — ее прославила красота и скандальная история. Как рассказывает Афиней, скульптор Пракситель кощунственно изобразил богиню Афродиту обнаженной, а моделью ему послужила прекрасная Фрина. Гетере пришлось предстать перед судом. Ее адвокатом был известный оратор Гиперид, который, заметив, что речь не производит на судей должного впечатления, сорвал с Фрины покрывало, обнажив ее совершенное тело. «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить пророчицу и жрицу Афродиты».

«Гетера Фрина перед ареопагом», Жан-Леон Жером, 1861. (pinterest.com)

Гетера Фрина послужила моделью для статуи обнаженной Афродиты

Афиней также рассказывает и о необычном характере Фрины. Однажды во время праздника Посейдона она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и вошла в море. В другой же раз она спросила своего возлюбленного Праксителя, какую из своих работ он ценит больше всего. Скульптор отказался ответить, тогда гетера решилась пойти на хитрость. Она приказала слуге ворваться в дом Праксителя и с ужасом сообщить ему, что мастерская объята огнем, и лишь некоторые скульптуры еще уцелели. «Все потеряно, если огонь уничтожил моего Сатира и Эрота!» — воскликнул тот. Фрида усмехнулась и рассказала, что это была всего лишь уловка. Успокоенный Пракситель позволил ей выбрать любую из своих статуй в подарок. Гетера забрала Эрота и посвятила его в храм, находившийся в ее родном городе Феспии. Именно в благодарность за такой подарок жители города и поручили Праксителю изваять фигуру Фриды для храма в Дельфах.

Описание и фрагменты

Сократ

Слева от Платона изображен его учитель Сократ, тоже
идеалист. Сократ говорил о том, что не нужно познавать природу, нужно познавать
человеческую натуру. Для него духовная сущность всего была важнее материального.
Философ считал, что истину можно найти в споре или беседе. Поэтому он ходил по
площадям и был всегда рад пообщаться с любым желающим. На картине   он что-то рассказывает и объясняет –
загибает пальцы. Его внимательно слушают окружившие люди. В том числе, ученик
Аристотеля Александр Македонский.

Пифагор

Внизу слева сидит Пифагор он пишет свой труд и за ним
подглядывают и переписывают. Рядом арабский ученый, переводчик Аристотеля
Аверроэс. Чуть дальше трудится над своей работой Эпикур, его Рафаэль изобразил
в венке из виноградных листьев. Ведь он утверждал, что от жизни нужно получать
удовольствие, наслаждаться каждым днем.

Микеланджело

Внизу, в центре облокотившись на куб, в образе Гераклита
перед нами предстает свободолюбивый и дерзкий Микеланджело. А как мы помним, Гераклит
считал огонь первоэлементом мироздания.  Философ нарисован той же манерой, в которой
писал и сам Микеланджело. Развалившись на ступенях отстраненно о чем-то,
размышляет поклонник аскетизма – Диоген. Справа мы видим Эвклида – математик,
живший в Александрии, первым написал труд по Стереометрии, Планиметрии и теории
чисел, так же ему приписывают два музыкальных труда.  Эвклид очень похож на архитектора Браманте.
Архитектор трудился в Риме одновременно с Рафаэлем, в его планах было
строительство грандиозного собора Святого Петра, к сожалению, он сумел
воплотить только малую долю из этого.  Вокруг Эвклида собрались его ученики, он что
-то чертит циркулем на дощечке, они наблюдают за ним и на их лицах видно, что
идет осмысление полученных знаний.

Птолемей

В правом углу спиной к нам стоит Птолемей, он держит в руках
земной шар, рядом астроном Зороастр, у него в руках небесный глобус. И только
один человек смотрит с картины на зрителя — это сам Рафаэль. Художник не
принимает участия в спорах и беседах, возможно, потому что не относит себя к
таким великим мыслителем.

 Многих из
изображенных можно идентифицировать, среди толпы стоит Гипатия – женщина –
ученый из Александрии, в ее образе перед нами предстает возлюбленная художника.
Основоположник стоической школы – Зенон Китийский. Не все фигуры можно
опознать, они остаются безымянными и в то же время символичными. Справа
изображен писарь. Написав его художник возможно хотел сказать,  что все эти люди не были такими великими если
бы не было такого безымянного человека, который когда-то записал их мысли.  Слева в помещение врывается юноша его волосы
и одежда тоже развиваются на ветру.  И он
несет в руках сверток и книгу. Это говорит о том, что он несет новую идею.

 «Афинская школа»
очень понравилась папе Юлию II еще до завершения работ. И он предложил расписать Рафаэлю
еще несколько фресок. Это была очень объемная работа и Рафаэль набирает
учеников.  Таким образом сам художник
рисует только эскизы и контролирует работу, а сами фрески были написаны его
учениками.

Фреска Афинская школа считается величайшей не только в
творчестве Рафаэля, но всей эпохи Высокого Ренессанса. Художник на тот момент в
юношеском возрасте – ему было 25 лет.

Достопримечательности

Ваш путь, несомненно, будет пролегать через центральную площадь — Площадь Синтагма, и площадь Омония. На Площади Синтагма находится здание парламента и памятник Неизвестному Солдату. От Площади Омония (Площади Согласия) ответвляются самые главные проспекты и улицы.

Зеленый оазис в самом сердце древнего города — Национальный парк, который расположен недалеко от здания парламента. Древние руины, роскошная зелень, бюсты греческих поэтов и диковинные животные — посетить зеленый островок посреди античной архитектуры должен каждый. Сад Заппиона, который является продолжением удивительного парка, и Сад Диогена представляют не меньший интерес для посетителей.

Недалеко от Олимпийского центра Галаци раскинулась Роща Вейку, а на границе муниципалитетов Афин, Психико и Галаци переливается на солнце изумрудная листва Аттической рощи. В Роще при больнице Евангелизмос стоит бюст Ольги Романовой — королевы всех эллинов. Один из тройки самых крупнейших парков Афин — Марсово поле, по-гречески — Педион ту Ареос, — занимает площадь в 27 га.

Дворец Заппион

Что посмотреть? Конечно знаменитые музеи! Один из них — Греческий национальный музей. Около двадцати тысяч удивительных экспонатов, собранных в тематические коллекции. Интересные находки предыдущих эпох, скульптуры и древние изделия — осколки прошлых тысячелетий, собранные под одной крышей. Всемирно известный Византийский музей представляет посетителям к просмотру не менее увлекательные экспонаты: иконы Критской и Македонской школы иконописи.

Говоря о местных достопримечательностях, невозможно не упомянуть всемирно известный символ столицы Греции — Акрополь. Это место должно быть первым в списке посещения у каждого, кто однажды ступит на земли Аттики. Именно здесь тысячелетия назад зарождался величественный и благородный город Афины. Вереница монументальных храмов, посвященных Афине, поражает своим размахом и многие столетия остается венцом мирового зодчества.

Захватывающие и леденящие дух находки с кладбища Керамику можно найти в Археологическом музее Керамику. Бесценные экспонаты погребального характера сменяются мелкими предметами обихода из повседневной жизни, которая кипела в этих местах много столетий назад. Еще одна драгоценнейшая жемчужина мировой истории — Национальный исторический музей. Представленные в нем экспонаты охватывают историю, традиции и обычаи Греции начиная от XV века и заканчивая нашим временем.

Национальный исторический музей

Огромная коллекция греческого и азиатского искусства, коснувшаяся доисторической эпохи завораживает посетителей в Музее Бенаки. Золотые украшения и драгоценности, шедевры художественного искусства и невероятные скульптуры, текстиль, гравюры, и множество других интересных артефактов ждут путешественников в Музее Бенаки.

На северо-востоке города находится леденящая кровь пещера Пентели. В античные времена в этой пещере добывали мрамор, из которого и возвели Парфенон. Пентели известны среди местного населения как «Врата Конца», или «Врата Аида». Катакомбы тянутся на многие километры, а под землей находится древнейший храм бога Пана. С пещерами Пентели связаны всевозможные мифические истории и байки. Сотни людей слышат здесь странные звуки, наблюдают огни над пещерами и утверждают, что проходы и наскальные рисунки меняют свое местонахождение.

Не менее интересны экскурсии на Мыс Сунион или к Святым Метеорам. Оба этих места невероятны и захватывающе красивы. На скалистых склонах Мыса Сунион тысячелетия назад был возведен храм Посейдона, могущественного владыки морей. Святилище мудрой богини Афины находилось здесь же. Мыс известен закатами немыслимой красоты и фантастическим видом на море. Святые Метеоры, основанные на громадных скалистых обрывах, внушают путникам чувство страха, восхищения и непередаваемого удивления. Древнейшие христианские обители — кладезь всевозможных древних рукописей и святых реликвий.

Новый музей Акрополя

Во всем виноваты женщины

Гетеры нередко становились героинями комедий знаменитых поэтов. Например, Менандр сделал действующим лицом одной из своих комедий жрицу Афродиты Фаиду (по другой версии, ее звали Таис). Именно она когда-то была любовницей самого Александра Македонского. Благодаря своей красоте она пользовалась большим влиянием на политическую жизнь страны.

Гетера Фаида была любовницей Александра Македонского

В 330 году до н. э. Александр захватил столицу империи Ахменидов Персеполь. В честь победы он устроил роскошное пиршество, на котором присутствовала и Фаида. Когда мужчины изрядно опьянели, гетера предложила царю поджечь столицу персов в отместку за то, что они когда-то предали огню храм афинского Акрополя. Александр согласился — он первым бросил горящий факел, вслед за ним бросила факел и Фаида. После смерти царя гетера по-настоящему возвысилась, став женой Птолемея I, правившего в Египте.

Александр Македонский с гетерами в Персеполе. (pinterest.com)

Плутарх: Аспасия — виновница войны между Афинами и Самосом

Знаменитую гетеру Аспасию Плутарх считает виновницей войны между Афинами и Самосом за ее родной город Милет. Ее красота и ум привлекали выдающихся мужей, в числе которых был сам Сократ. А Перикл даже развелся с женой, чтобы жениться на прекрасной гетере. По тем временам, этот брак был мезальянсом, и комедиографы не скупились на насмешки, сравнивая полководца с Гераклом под каблуком у Деяниры.

Бюст Аспасии. (pinterest.com)

Список философов и других персонажей

Афинская школа. Список философов и других персонажей

  1. 1. Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
  2. 2. Пифагор
  3. 3. Диоген Синопский 
  4. 4. Микеланджело в образе Гераклита
  5. 5. Автопортрет
  6. 6. Эпикур
  7. 7. Александр Македонский
  8. 8. Сократ
  9. 9. Евклид

   Философы изображены не только из разных стран,
но жили в разное время. Получается, что изображено идеальное общество античных мыслителей. Все
действующие лица разбиты на группы, все люди изображены в действии.  Центром картины являются, как уже писалось
выше, Платон и Аристотель. Платон изображен с поднятой вверх рукой, что
указывает на идеалистическое направление его мысли.  Аристотель вдоль земли, ладонью вниз – ведь
он основатель материализма.  В образе
Платона нам предстает Леонардо да Винчи, с которым Рафаэль был хорошо знаком.

Модели и заказчики произведений искусства

Мария Санти: Гетер без конца изображали в живописи. Тем более часто, что вплоть до конца XIX века девушку порядочную писать в качестве натурщицы было не принято, а если он была обнаженная, то это было практически невозможно. Художник мог рисовать свою жену или возлюбленную. Как правило, натурщиц, особенно для обнаженной натуры, русские художники брали в домах терпимости, художники западноевропейские и итальянские – в специальных кварталах. Гетеры и проститутки – это совершенно разные способы жизни в мировой культуре. Гетера в лучшем варианте своего существования – в Древней Греции – это женщина, которая выбирает, с кем ей встречаться. Как правило, это были женщины, которые держали клубы, такие места для интеллектуального общения, где можно было расслабиться и выпить. Это была помесь клуба без галстука с борделем, где обычно было еще много девушек, которых легко можно было получить.

Однако не стоит думать, что, становясь гетерами, женщины получали гарантированные лавры и внимание великих мужчин. «Гетеры были не только богатые и успешные, – подчеркивает Мария Санти. – Были и бедные гетеры, которые буквально получали от своих «бойфрендов» рыбу, платья»

Небольшое число оставшихся в истории имен гетер говорит о том, что на вершине оказывались лишь самые одаренные из них.

Песчаные пляжи города Богов

Великолепные Афины, побережья которых простираются на многие километры, гостеприимно встречают всех путешественников. На побережье Коринфского залива располагаются чудесные пляжи Порто Гермено и Алкионидес, а также удивительные Кала Нисья и Алепохори. Пляжи могут быть как платные, так и бесплатные. Каждый платный пляж оборудован всем необходимым для незабываемого отдыха. Добраться до пляжей можно на автобусах.

Тех, кто приехал в Столицу, курорты поражают невероятным многообразием. На севере Саронического залива находятся пляжи, завоевавшие сердца многих отдыхающих, — Кинетта, Пахи, Элевсина, Лутропиргос. Не менее популярны набережные Алиму и Агиу Козьма. Отдельного упоминания заслуживает озеро Вульягмени — самое настоящее природное чудо. Озеро периодически выходит из берегов из-за горячих источников на дне. Воды этого волшебного озера считаются лечебными.

Пляж Варкиза — тихое и спокойное побережье, достаточно удаленное от центра города. Песчаные Фреатида, Батис или Вотсалакья, просторные пляжи Астерас Глифадас, сказочные пляжи Катрамониси, Флевес, Вулы или Кавури — перечислять можно бесконечно. Южный берег Эвбейского залива известен фантастическими пляжами Пасалимани Лавруиу, Макронисос, Порто Рафти. А на Северном побережье находятся потрясающие пляжи Неа Марки, Рера, Рафины, Агиос Андреас и многие другие.

Озеро Вулиагмени

Возникновение Афин

По названию нетрудно догадаться, что с древнейших времен покровителем города была богиня мудрости Афина, с ней также связана и легенда о получении власти над городом.

Афина, богиня мудрости. Скульптура перед зданием парламента Австрии в Вене. Абсолютная копия античного прототипа

Из мифов хорошо известно, что имя богини мудрости — Афины — город получил после ее спора с владыкой морей Посейдоном. Кекроп, первый царь Афин, который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто же станет покровителем города. Для этого два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок царю, и тот, кто преподнесет лучший дар, и будет покровителем.

Первым ударил трезубцем Посейдон — и сразу же из земли забил источник морской воды. Зачем нужен такой родник?! Греция — страна жаркая, горная, вода там нужна, но морской соленой воды там предостаточно. Когда ударила Афина, из земли выросло оливковое деревце. Кекроп впечатлился подарком Афины и сделал ее покровителем города… Но в городе стало недоставать воды. Проблема с питьевой водой и сегодня — злободневная тема. Неужто месть Посейдона?

Другая версия гласит, что слово «Афины» происходит от слова «Афон», что также созвучно и со словом «цветок» (на греческом афос). Можно говорить об игре слов: Афины — город-цветок.

В древности и потом в кафаревусе (искусственной разновидности греческого языка, официальной с 1821 по 1976 г.) название Афины стояло во множественном числе. В 1976 г. с отказом от кафаревусы единственное число Афина стало официальным. Впрочем, в русском языке так и прижилось более архаичное название.

Таис и Александр Великий

Таис, предположительно, была дочерью афинского гражданина. Скорее всего, она сама выбрала жизнь гетеры. Подобные случаи были не редки. Для примера можно вспомнить её современницу, гетеру Ламию, которая происходила из аристократической афинской семьи. Судя по тому, что Таис умела выступать перед публикой, она получила хорошее образование.

Античные авторы сохранили рассказ о сожжении дворца в захваченной персидской столице Персеполисе. Об участии в этом событии Таис написал один из современников Александра Македонского Клитарх. Его труд утрачен, но отдельные сведения из него дошли до нас, так как текст был одним из источников биографии Александра, написанной Плутархом. Согласно Клитарху, во время одной из пирушек Таис «во власти хмеля» заявила, что чувствует себя удовлетворённой за все лишения похода, видя захваченный Персеполис. Затем она предложила пойти и поджечь дворец царя Ксеркса, повинного в разрушении Афин за полтора столетия до этого.


Д. Рошгросс «Сожжение Персеполиса». (Wikimedia Commons)

Предложение гетеры было встречено с энтузиазмом. Александр во главе участников пира отправился ко дворцу и поджёг его. Таис бросила свой факел второй после царя.

Среди исследователей, писавших об эпохе Александра, велись споры о том, насколько внезапным было решение о сожжении дворца. Часть авторов отказывали свидетельствам об этом в достоверности, считая произошедшее продуманным шагом. По мнению российского исследователя И. С. Свенцицкой, несколько македонян (во главе с любовником Таис Птолемеем) подговорили гетеру выступить с пламенной речью на пиру.

Как Афины стали столицей греческого мира

Сегодня город — столица Греции, европейского независимого государства, но так было не всегда. В античные времена все полисы были автономными (за некоторыми исключениями), и вряд ли другие греческие города того времени, такие как Коринф или Спарта, желали отдать первенство Афинам. Но именно так и произошло в результате греко-персидских войн, длившихся с начала и до середины V в. до н. э., победа в которых и привела к абсолютному могуществу афинян, хоть и ненадолго.

Фемистокл — мудрый афинский правитель, сделавший полис защищенной крепостью. Современный памятник, Афины

В результате этих войн был собран союз греческих полисов против персидских захватчиков. В 478 г. до н. э. пелопоннесский флот под начальством Павсания отнял у персов часть Кипра и Византий. Так афиняне стали в глазах греков Востока спасителями от персов, а Спарта, отказавшаяся от распространения союза на прибрежные ионийские города, утратила популярность среди ионийцев. Положение спартанского полководца Павсания среди недовольных ионийцев было тягостным, в особенности когда он стал вести двусмысленные переговоры с Персией и надменно обращаться с союзниками. Его распоряжениям отказались повиноваться; командование было предложено афинянам (477 г. до н. э.). Спартанцы отозвали Павсания и свои корабли. Афинские полководцы Аристид и Кимон заняли первые места в новом союзе. Не противясь установлению афинской гегемонии на море, спартанцы не могли допустить, чтобы Афины приобрели влияние на материке. Афиняне, чтобы оградить себя от нападений, решили по совету правителя Фемистокла обнести город крепкой стеной. Спартанцы протестовали против постройки «длинных стен», но творческий гений Фемистокла и его находчивость довели дело до конца и превратили Афины в сильную крепость.

Афинский союз, выделившийся из общего греческого союза для дальнейшей войны против персов, получил четкую организацию. Это была первая попытка объединения почти всего греческого мира в одно государство под эгидой главного полиса — Афин. Казна союза помещалась на Делосе, поэтому изначально он был назван Делосским, а уж потом, когда могущество Афин стало неоспоримым, стал Афинским союзом. К союзу примкнули все города, освобожденные от персидского ига, и, кроме того, остров Эвбея и острова Западные Киклады. Началась энергичная очистка южного побережья Фракии (север Балкан) от персов.

Храм Изиды на Делосе — здесь находилась главная казна Афинской морской державы

Вскоре персы были вытеснены со всех позиций в Европе. Несмотря на двойную славную победу греков при Саламине, Афины должны были отказаться от наступательных действий против Персии, поскольку им предстояло решать трудные задачи внутри государства и уже началась роковая для Афин вражда со Спартой, которая приведет в результате к разрушительной Пелопоннесской войне.

Впрочем, греко-персидские войны имели большое значение для Афин в частности и для Греции в целом. Они ускорили развитие греческой культуры, внушили грекам национальное сознание своего величия. В своих успехах греки видели победу свободы над рабством. Народная независимость и общественная свобода, связанные с развивавшейся демократией, были спасены. Поскольку преимущество оказалось на стороне афинской демократии, после греко-персидских войн почти все греческие государства были охвачены демократическим движением. Афины превратились в великую морскую державу и стали центром Греции — культурным, политическим, интеллектуальным и экономическим.