Самоанализ: 50 важных вопросов к себе

Любовь к себе заложена в человеке с рождения

Обратите внимание, как любят себя маленькие дети. Ведь они просто обожают все свое маленькое тельце, гордятся даже своими экскрементами

Все мы родом из детства, всем нам когда-то было знакомо это чувство. Современный социум определил рамки, в которые может вписаться далеко не каждый, в силу своей уникальности.

Не вписавшаяся в современные рамки часть человечества, вместо признания своей неповторимости, обросла кучей комплексов неполноценности.

Так что вам надо просто вернуть утраченное, немного забытое, но такое знакомое с детства чувство любви к себе.

Если вы читаете эту статью, то первый шаг, осознание проблемы, вами уже сделан, а, стало быть, вы на пути к успеху!

Проведение самоанализа

Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:

  • по совершенствованию обучения,
  • по использованию технических средств,
  • по применению методов воспитания,
  • по совершенствованию форм обучения,
  • по результатам применения новых методов в педагогической науке,
  • по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,
  • по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,
  • по результатам организации самообразования.

При помощи самоанализа  можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее. После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат

После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.

В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл

Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате

Если в самоанализе не говорится о трудностях, с которыми столкнулся педагог в процессе решения задачи, то может сложиться мнение, что всё получается само собой. Только в практической деятельности возможен профессиональный рост

Важно показать, как решалась на практике, возникшая в процессе работы, трудность. Можно отразить собственный диалог с самим собой о том, как вёлся поиск путей выхода из создавшейся проблемы. Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта

Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта.

Устный самоанализ для себя не даёт должного результата. Он должен быть оформлен в письменной форме, чтобы в любой момент можно было вернуться к нему, чтобы ещё и ещё раз можно было пройти путь, который привёл к определённому результату. Как мы говорили выше, самоанализ строится по определённому алгоритму.

Первое, с чем нужно определиться – это тема. Причём, она должна быть актуальной для настоящего времени и соответствовать общим тенденциям.

Второе – это формирование проблемы в рамках предложенной темы.

Третье – это необходимость решения проблемы и какие методические приёмы применялись в ходе исследования.

Четвёртое – это какие собственные наработки лежали в основе исследования, чем они обоснованы, применительно к решению данной проблемы. Если это связано с учащимися, то даётся характеристика уровня их развития.

Пятое – это в чём состоит новизна предлагаемого метода или вида деятельности. Здесь возможно сравнение с уже существующими методами и программами.

Шестое – это обоснование предлагаемой технологии или метода и насколько они носят развивающий характер.

Седьмое – это само описание работы, деятельности по реализации предлагаемой темы. В содержании отражаются формы и методы, посредством которых был достигнут результат, а также сравнительная характеристика с существующими.

Восьмое – это подтверждение аргументами необходимости применения новых методов на основании диагностического материала.

Девятое – это выводы, которые доказывают необходимость применения предлагаемого метода или вида деятельности, его оригинальность и, конечно, новизну по сравнению с другими.

Задачи и цели

Какова основная цель регулярного самоанализа? Цель самоанализа – облегчить состояние, разобраться в актуальных психологических проблемах. Проще говоря, самоанализ нужен человеку, чтобы разобраться в себе и своей жизни. Любой психологический дискомфорт связан с тем, что человек идет против себя, свой сущности и подавляет личностный потенциал, свое истинное Я.

Задачи, которые личность решает в процессе самоанализа:

  • самовыразиться честно и открыто, максимально полно;
  • понять скрытые причинно-следственные связи и истинные мотивы своих поступков;
  • определить деструктивные установки и паттерны поведения, отказаться от них, заменить их продуктивными моделями.

Не путайте самоанализ с самокопанием и самобичеванием. Последнее – деструктивно. Первое – продуктивно. Самоанализ – это сдержанный и безоценочный разбор ситуации. Вы не характеризуете свои мысли, действия и желания как плохие или хорошие. Вы просто принимаете свои ответы как данность. Вы разбираетесь, а не бессмысленно копаетесь в прошлом или настоящем.

Для чего ломаются копья

Предугадать собственные успехи в каком-то деле, не приступив к нему – сложно. Способности – это те качества, которые проявляется исключительно в процессе определенного занятия. Но сопоставив свои склонности, желания, физические возможности, есть возможность предвосхитить эффективное применение своих данных. В этом случае самоанализ выступает в роли стимулятора реализации скрытых возможностей.

У всех у нас в наличии целый пакет вопросов к самим себе. Обычно, критичная требовательность к своим качествам приводит к некоторому занижению собственного потенциала. Это происходит от присутствия неопределенностей в отношении непростых материй морали, предубеждений, привычек. Стремление понять свои пробелы помогает в полезном структурировании их и отграничении нервирующих неопределенностей.

Привнесение объективности в свой внутренний мир благотворно влияет на выстраивание отношений с другими людьми. Понимая сложность отмежевания от склонности к некорректным поступкам, мы начинаем менее предвзято смотреть вокруг. Наши претензии к социуму становятся более деликатными.

Учась подавлять в себе негатив, мы приносим окружающим меньше неудобств. Более того, мы приобретаем умение положительно воздействовать на людей. Быть неконфликтным и терпимым – ценнейшее качество, которым обладают немногие. Это целая философия, приобщение к которой приходит с навыками умения управлять своим социальным настроем.

Неплохой наградой за работу над мыслями является подобающее нравственное раскрепощение. Мы становимся достаточно уверенными в своей внутренней морали, чтобы отбросить сомнения в ее относительности. Делая шаги в самопознании, мы обретаем праведный контроль в самих себе. И это происходит естественным образом. Благо диктатура совести заложена в нас глубже, чем мы подозреваем.

Как написать самоанализ педагогической деятельности

Данный вид самоанализа, конечно, более общий, однако, без конкретных примеров из вашей педагогической деятельности в нем также не обойтись. В самом начале работы отметьте основополагающие принципы, которыми вы руководствуетесь в своей работе. Это могут быть педагогические принципы, личный опыт, что угодно — главное на этом этапе заинтересовать рецензента, чтобы он смотрел на вас как на личность интересную и неординарную.

В качестве примера приведу вам те основные принципы, которыми руководствуюсь я сам: сотрудничество и свобода личности. Считаю, что хороший преподаватель должен не заставлять, а заинтересовывать. У вас может быть свой взгляд на это, расскажите о нем рецензенту. Теперь нужно формально описать о своем образовании, стаже, месте работы, нагрузке (включая дополнительную).

Виды самоанализа

Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.

Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.

Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:

  • Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
  • Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
  • Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.

Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д. Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики

Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.

Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.

Применение самоанализа

Самоанализ – это процедура, помогающая разобраться в причинах и следствиях жизненных ситуаций, оценить свои поступки рационально и наладить нормальное функционирование психики. Чтобы избавиться от проблем прошлого, человек должен научиться самопознанию, уметь объективно оценивать себя и свои поступки.

Для успешного проведения самоанализа необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, не принуждать себя, в противном случае процесс превратится в деструктивное самокопание и самобичевание. Во-вторых, личность обязана выражать свои истинные эмоции, а не то, что должна чувствовать исходя из традиций и социальных стандартов.

Я-концепция

В процессе взаимодействия с окружающим миром человек выделяет себя среди других людей, чувствует себя объектом своих физических и психических процессов, выступает для себя самого как «Я», которое противодействует другим и вместе с тем неразрывно с ними связанно.

Образ «Я», «Я-концепция» – это сравнительно устойчивая, не всегда осознаваемая, неповторимая совокупность представлений человека о самом себе, на основании которой он основывает взаимоотношения с другими. «Я-концепция» формируется под воздействием:

  • прошлого опыта;
  • успехов и неудач;
  • отношения к человеку других людей, особенно в детские годы;
  • собственной внешности.

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока

Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 
Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени

Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока
Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д. Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов
Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока 

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо. 

Пошаговый алгоритм проведения самоанализа

Самоанализ профессиональной деятельности отнимает меньше сил, так как вам нужно выявить причины появления очевидных проблем. Оценка личных качеств, эмоциональных проявлений — более сложная и скрупулезная работа. На нее требуются месяцы, а иногда и годы. Придерживайтесь инструкции, чтобы провести самоанализ.

  1. Чтобы определить причины неудач, начните самоанализ с самого детства. Вспомните самое яркое событие и ответьте на вопрос, почему оно осталось в памяти. Подумайте, все ли сбылось, о чем вы мечтали. Если нет, то почему такое произошло.
  2. Вспомните, кем вы мечтали стать, что нравилось в этих профессиях. Опираясь на информацию, оцените, довольны ли вы своей работой и окружением. Проанализируйте, насколько успешно и легко справляетесь с должностными обязанности, с какими проблемами сталкиваетесь, чего хотите достичь.
  3. Вспомните и выпишите фамилии людей, которые вам нравились. Что именно вас привлекает в них? Перечисляйте конкретные черты характера, которые вызывают восхищение. Дополнительно запишите имена врагов, их отрицательные качества. Удобнее составлять таблицу, в которой пункты для самоанализа располагаются напротив друг друга.
  4. Определите, насколько трудовая деятельность соответствует направленности компании, ее целям. Над чем работает учреждение, какие задачи вы решаете. Оцените, какие именно потребности общества вы удовлетворяете работой.
  5. Опишите в нескольких словах, насколько эффективно используете личное и рабочее время. Расскажите о методиках, технологиях и приемах, которые помогают быстрее справляться с задачами. Рассмотрите, есть ли другие методики.
  6. Ответьте на вопрос, есть ли у вас достижения, которыми гордитесь. Как к ним относятся коллеги, пытаются ли вам подражать, перенимать опыт.
  7. Оцените отношения с коллегами, психологический климат в организации. Подумайте, что нуждается в корректировки, какие действия вы в силах предпринять для минимизации негативных факторов.
  8. Напишите о трудностях, испытываемых в работе. Перечислите список действий, которые предпринимаете, чтобы справиться с ними.

Совет от редакции

Выполните самоанализ профессиональной управленческой деятельности, уделите внимание личной эффективности. Если вы занимаете руководящую позицию в организации, сотрудники станут брать пример с менеджера, имеющего положительный имидж, чувство собственного достоинства

Это поможет в управлении персоналом, выстраивании взаимоотношений с ним. Попросите коллег описать вас, чтобы провести углубленную оценку.

Личная эффективность

Как всегда быть в тонусе, работать долго и эффективно. Научитесь управлять энергией – своей и персонала

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Директор по персоналу».

Отвечает Павел НИКОЛАЕВ, управляющий партнер тренинговой , автор-разработчик тонус-менеджмента.

Определите, насколько вы в тонусе, хватает ли сил на все дела. Чтобы это сделать, прибегните к самооценке или, вернее, самодиагностике. Понаблюдайте за собой, проанализируйте, насколько вы бодры, в силах ли сделать все, что намечаете в течение дня на работе и дома. Среди важных сигналов снижения энергии — избегание общения, «заедание» (когда находясь в стрессе, вы едите, к примеру, сладкое), продолжительное и неконтролируемое пребывание в Интернете, а также откладывание важных задач. Есть два способа измерить уровень своей энергии…

Читать полный ответ эксперта

Полная версия ответа доступна после бесплатной регистрации

О личной эффективности читайте в электронном журнале «Директор по персоналу»:

  • Не растворяться в команде, не доверять чужим открытиям! Уроки классика для HR-ов: как найти себя и развиваться
  • Реально ли Вы оцениваете свои силы? Самостоятельно диагностируем свою эффективность методом МАДДУКСА-ШЕЕРА

Игра в самоанализ

Если вы всерьёз решили заняться самоанализом, постоянно копаться в себе, вы настроены решительно победить свои страхи, слабости и стереотипы, ваш настрой непоколебим и вы полны сил во что бы то ни стало изменить себя и свою жизнь, знайте, что вы уже проиграли, просто вы пока не знаете это. Это фальстарт.

[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]

Так происходит потому, что сам подход неверен, не было идентификации объекта самоанализа. Реализация настроя решимости преодолеть себя и пройти этот путь уже является игрой, где вас сыграли.

[vc_column_text disable_pattern=»true» align=»left» margin_bottom=»0″ width=»1/1″ el_position=»first last»]

Ключевым здесь будет именно реализация, т.к. это уже процесс вовлечённости в игру, а в нашем случае в игру в самоанализ. Ум решил сыграть в игру самоанализа своей личности и нашёл себе игрока. В игре две противоборствующие стороны: вы и ваш ум/личность/эго.

Соответственно, ум должен быть объектом исследования, а вы исследуемым субъектом. Субъект должен выиграть и прийти к результату, а посему должен быть настроен решительно и категорично. И вот здесь, как вы, наверное, уже поняли, и кроется ошибка.

Хитро продумано, спору нет! Только он не может проиграть, так как играет сам собой, а посему он в выиграше и так, и так. А ставка здесь – ваша жизнь и судьба.

Начинаем с самоанализа и самоуважения

Не следует также путать самоанализ с самобичеванием и самоедством. Все, что вызывает негативные эмоции, губительно для ростков любви. Лучше всего, когда в самоанализе заложена перспектива. К примеру, вместо того, чтобы винить себя в пристрастии к табаку, скажите себе: «Эта привычка скоро останется в прошлом!»

Любовь к себе невозможна без доброты к себе и окружающим. Сострадайте, помогайте, совершайте благородные поступки, не ради мнения окружающих, а для радости себя и других людей.

Любовь, на кого бы она не была направлена, не терпит обмана, подлога, притворства.

Если при анализе объекта любви, то есть вас, будут выявлены совершенно непоправимые изъяны, просто подумайте о том, какие преференции, льготы или бонусы ваши же недостатки могут вам принести.

К примеру, если вы, будучи молодым человеком, имеете физический изъян, вас не призовут на военную службу, вы раньше своих ровесников сможете закончить учебное заведение и быстрее построите карьеру.

Любовь к себе без самоуважения невозможна. Самоуважение невозможно без неукоснительного соблюдения норм морали, нравственности, законов человеческих и божеских. Чем более человечно вы будете себя вести, тем быстрее избавитесь от комплексов, начнете себя уважать и, как следствие, любить.

Одна моя знакомая очень убежденно и твердо доказывала мне, что любовь к себе – это эгоизм. Когда я говорила о том, что человек совершенен – она отвечала, что человек изначально грешен и должен свою жизнь посвятить отмаливанию грехов. Я была немного удивлена, т.к не считала ее фанатично верующей, относилась и сейчас отношусь к ней как к мудрой, образованной женщине. Да и не она одна так рассуждает!

Вот мне и захотелось показать, что есть разница между эгоизмом и любовью к себе, что любовь к себе – это наше врожденное, данное нам Создателем чувство, о котором мы в силу разных обстоятельств забыли, и которое играет огромную роль в нашей жизни.

План самоанализа урока

В настоящее время на помощь учителю может прийти стандартный план составления самоанализа урока

Он позволит грамотно структурировать свою работу и не упустить из виду ни одного важного аспекта

План самоанализа урока в обязательном порядке включает в себя структуру характеристики класса, в котором проводился анализируемый урок.

I. Характеристика класса включает в себя следующее:

  1. межличностные отношения;
  2. недостатки биологического и психического развития;
  3. недостатки подготовленности класса.

Немаловажным элементом плана самоанализа урока является роль или другими словами, место урока в изучаемой теме и в изучении предмета в целом.

II. Место урока в изучаемой теме в плане самоанализа урока отражается посредством выявления характера связи урока с предыдущим и последующим уроками по предмету.

III. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях которые обозначены во ФГОС, а именно:

  1. образовательная цель урока,
  2. развивающая цель урока,
  3. воспитывающая цель урока.

Следом за характеристикой цели урока следует характеристика плана урока.

IV Характеристика плана урока включает в себя:

  1. содержание учебного материала;
  2. методы обучения;
  3. приёмы обучения;
  4. формы организации познавательной деятельности.

Следующим шагом в процессе самоанализа урока является изучение того, как был построен урок в соответствии с планом, т.е. насколько объем выполненных заданий совпадает с запланированным объёмом.

V. Соответствие реального построения урока запланированному.

В рамках данного пункта плана учитель проводит разбор этапов урока, а именно, анализирует как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока, на получение конечного результата.

VI. Структурный аспект самоанализа урока:

  1. анализ каждого элемента урока;
  2. его вклад в достижение результата;
  3. доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

Отдельно следует выделить функциональный аспект в рамках самоанализа урока. Он необходим для выявления ошибок педагога в расчете сложности заданий. Кроме того, данный аспект позволяет оценить уровень достижения поставленных целей и сформулированных на их основе задач.

VII. Функциональный аспект:

  1. насколько структура урока соответствовала общей цели;
  2. соответствие возможностям класса;
  3. анализ стиля отношений учителя и учащихся;
  4. влияние на конечный результат урока.

VIII. Аспект оценки конечного результата урока:

  1. формирование универсальных учебных действий на уроке;
  2. определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
  3. причины разрыва;
  4. выводы.

5 причин начать анализ самого себя

 Лезть туда, куда обычно никто не заглядывает, копаться там и вытягивать на свет всякую гадость − чем это может быть полезно?

  1. ✪ Во-первых, там не только гадость, но и много зарытых сокровищ, среди которых немало талантов и способностей.
  2. ✪ Во-вторых, зная структуру собственной личности, можно без особых усилий объяснить себе же те или иные поступки, мысли и чувства. Чем меньше неопределенности во внутриличностном пространстве, тем оно спокойнее и безопаснее.
  3. ✪ В-третьих, разглядев в себе кое-что нелицеприятное, человек уже меньше рвется осуждать других, понимая, что и сам не безгрешен. И конечно, не стоит забывать о дестабилизирующих воздействиях извне, которые будут наносить гораздо меньший урон человеку, который понял и принял сам себя.
  4. ✪ В-четвертых, выявляя и устраняя собственные ошибки − научитесь позитивно влиять на своих близких, убирать конфликты, негатив и выстраивать гармоничные отношения.
  5. ✪ Укрепите своё здоровье, убрав из жизни эмоциональные разрушения.

Поэтому надо взять себя в руки и трезво оценить все, что получилось выкопать из глубин собственной личности, из глубин своего подсознания. Кое-что, скорее всего, придется исправлять. Это касается тех черт, которые могут существенно усложнить жизнь и носителю, и окружающим и несут преимущественно разрушительный характер. Все остальное нужно учиться использовать.

Итак, в чем заключается самоанализ?

В первую очередь, в обдумывании собственных поступков и эмоциональных реакций на различные раздражители. Начиная процесс, нужно ответить на вопрос «что я сделал?», а потом постепенно идти к ответу на вопрос «почему я это сделал?». Проблема заключается в том, что человек склонен либо излишне обвинять себя в неких совершенных проступках, либо оправдываться, закрывая глаза на собственные ошибки. И вот тут можно вернуться к опасности получения недостоверного результата.

Как правило, при проведении психотерапии специалист направляет действия своего пациента, помогая ему избежать возможных ошибок. Однако при самостоятельном его проведении риск недостоверности несколько увеличивается, если не знать алгоритм решения такого вопроса.

Чтобы ее снизить настолько, насколько это возможно, применяются различные приемы объективизации результата, которые сводятся к тому, что человек в процессе прохождения тестирования не может предугадать, к какому результату приведет тот или иной его ответ. Более того, в любом грамотно составленном тесте есть шкала достоверности результата, оценка по которой позволяет понять, стоит ли вообще проходить тестирование или лучше отложить его на следующий раз.

К таковым относятся опросники Айзенка (тип темперамента) и Леонгарда (акцентуация характера) – классические тесты, которые рекомендуются к прохождению. Кроме них стоит обратиться к тестам Сандры Бем (феминность – маскулинность), Кинси и Кляйна (сексуальная ориентация): они дают наиболее достоверный результат, чем все прочие, составленные на ту же тему.

Еще раз, зачем нужны тесты? Чтобы исключить самообман. Не так много людей, встав перед зеркалом, будут готовы признать, что они склонны к истеричности и излишней демонстративности, не так ли? Тестирование заставит открыть глаза на себя.

Значит, первый шаг – проведение нескольких тестов. Лучше всего не проводить больше двух-трех в день, чтобы усталость не сказывалась на результате. В таком случае второй шаг – принятие этих результатов. Стоит оговориться заранее, что неожиданности при проведении самоанализа – обычное дело.

Личность включает в себя четыре составляющие. Первая из них лежит на поверхности и известна как самому человеку, так и окружающим. Вторая известна только ему, но никому больше. Третью видят люди со стороны, но не ее обладатель. Четвертая скрыта ото всех. Таким образом, сюрпризы неизбежны.