Книга притчей соломоновых

Введение.

Книга Притчей — это книга наставлений в области морали и этики, затрагивающая многие аспекты жизни человека. Содержащиеся в ней наставления учат читателей, как жить благочестиво и мудро, как избегать на своем пути ловушек, которые люди расставляют самим себе и друг другу в результате неразумного и неугодного Богу поведения.

Должное и недолжное отношение к вещам, похвальные и непохвальные свойства характера, приличное и неприличное поведение — обо всем этом постоянно говорится на страницах Притчей в сжатой, но затрагивающей ум и сердце манере. Воистину это «Божья книга вразумления», сокровищница Его мудрости.

Если бы израильтяне жили в согласии с Божьими постановлениями и законами, то они были бы мудрым и разумным народом в глазах окружающих (Втор. 4:5-6). Это же относится и к верующим всех времен, потому что «Закон Господа… умудряет простых» (Пс. 18:8). Притчи — это книга, расставляющая некоторые важные акценты на том, что сказано в других книгах Ветхого Завета, и тем самым как бы дополняющая их.

Соломон – соло на струнах истории

Сын Давида Соломон принял от отца царский престол в 965 году до нашей эры. Новый правитель Израиля, как и его предшественники, имел возможность общения с божественными силами. Но он не стал просить у Небес богатырской силы, завидного богатства, несокрушимого здоровья. Все, что было нужно новому наместнику Бога на Земле – это мудрость.

И она была дана Соломону. Он стал самым проницательным, самым знающим и понимающим из всех израильских лидеров. Ему было дано даже распознавать язык зверей. Царь-интеллектуал стоял у руля государства по 926 (по другим данным, — по 932) год до н.э.

Заботой всей его жизни стало возведение Иерусалимского храма, который современники и потомки называли одним из семи чудес света. К сожалению, храм позже был разрушен вавилонскими воинами. Не устоял перед набегами врагов и второй храм, выстроенный позже на том же месте.

Зато притчи царя Соломона пережили создателя на века и тысячелетия. Они были запечатлены в Библии и до сих пор помогают всем, кто жаждет самопознания и самосовершенствования.

Глава 30

1 Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу:
2 подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня,
3 и не научился я мудрости, и познания святых не имею.
4 Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?
5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
9 дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.
10 Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым.
11 Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей.
12 Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих.
13 Есть род — о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!
14 Есть род, у которого зубы — мечи, и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми.
15 У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!»
16 Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!»
17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют во́роны дольные, и сожрут птенцы орлиные!
18 Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю:
19 пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.
20 Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала».
21 От трех трясется земля, четырех она не может носить:
22 раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб;
23 позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.
24 Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых:
25 муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою;
26 горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале;
27 у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно;
28 паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
29 Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают:
30 лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем;
31 конь и козел, и царь среди народа своего.
32 Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста;
33 потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.

Глава 29
Глава 31

Автор.

Книга состоит из восьми разделов (План), возникших в разное время, при участии нескольких авторов или редакторов. Вводная фраза «Притчи Соломона» в 1:1 является вступлением к главам 1-9 (разделы I и II). Поскольку Соломон царствовал с 971 по 931 годы до Р. Х., то притчи, написанные им, могут быть отнесены к этому времени. Согласно 10:1, автором раздела III (10:1 — 22:16) тоже был Соломон. Раздел IV (22:17 — 24:34) условно может быть назван «словами, или высказываниями, мудрых» (22:17). Что это были за «мудрецы», не известно, не известно и время, когда они писали свои притчи.

Может быть, они жили в до-соломоново время, и царь Соломон позднее собрал их высказывания и афоризмы, добавив их к тому, что создал сам. А, может быть, неизвестные мудрецы были современниками Соломона, и написанное ими было добавлено к книге неким анонимным редактором. Автором притчей, составивших раздел V (главы 25-29), опять-таки был царь Соломон, но «собрали их мужи Езекии» (25:1).

Они составляли штат многочисленных писцов при этом царе-реформаторе (о религиозных реформах Езекии читайте в книгах 2-Пар. и 4-Цар.); эти притчи они, очевидно, извлекали из царских архивов, возможно, восстанавливали их на основании устных преданий. Происходило это в конце 8-го — начале 7-го века до Р. Х., поскольку Езекия царствовал с 729 по 686 гг.до Р. Х.

Разделы VI (глава 30) и VII (31:1-9) принадлежат неким Агуру и царю Лемуилу, соответственно. Возможно, оба они были арабами, во всяком случае не израильтянами; о них в сущности ничего не известно.

Раздел VIII (31:10-31) мог быть продолжением «слов», Лемуила (31:1), но он построен как акрост (в алфавитном порядке), да и стилистически отличается от «слов Лемуила» производя впечатление «независимого» произведения. Если это действительно так, то автор его неизвестен.

Свою окончательную форму книга Притчей приняла не ранее времени царя Езекии (судя по 25:1), т. е. примерно через 300 лет после Соломона. Не известно, участвовали ли упомянутые выше «мужи Езекии» в составлении всей книги Притчей Соломона. Конечной датой ее появления принято считать примерно 700-ый год до Р. Х.; полагают, что писания Агура и царя Лемуила возникли раньше этой даты. Несомненно, процесс как написания, так и собирания притчей направлялся Святым Духом, Божественным Автором всего Священного Писания (2-Тим. 3:16).

Логично, что автором большей части книги Притчей был царь Соломон — ведь он был мудрейшим из людей древнего Востока (3-Цар. 4:29-31,34), которому приписывалось создание 3000 притчей (3-Цар. 4:32; сравните Еккл. 12:9). Под водительством Святого Духа он отобрал, однако, лишь несколько сот их для включения в Писания. Полагают, что книгу Песнь Песней царь Соломон написал в раннюю пору своей жизни, Притчи — в среднюю пору, а книгу Екклесиаст — в конце жизни, в результате глубокого осмысления прожитых лет и своего жизненного опыта.

Кто автор?

Основной автор этой книги – Соломон, мудрейший царь, кто когда-либо царствовал на земле (1:1; 10:1; 25:1). Некоторые из глав написаны Агуром (30:1) и Лемуилом (31:1). О мудрости Соломона записано следующее: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» (3 Царств 4:29-31). Есть мнения, что цари Агур и Лемуил – это псевдонимы Соломона. Притчи, собранные в отдельную книгу, являются общими наблюдениями Соломона, как устроена жизнь людей на земле. Но, естественно, бывают исключения.

Глава 10

1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.
2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.
6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
11 Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.
14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.
15 Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.
16 Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.
17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.
18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
20 Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.
21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
22 Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.
23 Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.
24 Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.
25 Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании.
26 Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.
27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
28 Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет.
29 Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
30 Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.
31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное.

Глава 9
Глава 11

Притча о настоящей матери

Однажды к Соломону за советом обратились две женщины, чтобы он рассудил, чей ребенок остался жить. Якобы вышло так, что одна из них во сне случайно задавила новорожденного младенца, а после, обнаружив это, подменила мертвого на живого своей соседки.

Споры и ругань не привели ник какому согласию двух отчаянных женщин. Тогда царь предложил им единственно возможный выход — разрубить живого младенца пополам и вручить каждой по половине. Настоящая мать ребенка упала в ноги царю и просила не рубить ребенка, а отдать другой женщине, лишь бы ее чадо осталось живым. Вторая претендентка лишь обрадовалась такому раскладу, ее младенец-то был мертв.

Так Соломон раскрыл правду и отдал ребенка в руки истинной матери.

Глава 16

1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.
6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
10 В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
11 Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме.
12 Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
14 Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
15 В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем.
16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
17 Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24 Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; .
31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

Глава 15
Глава 17

Притчи Соломона

Глава 3.

1Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
2ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

3Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
4и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

5Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

6Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

7Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
8это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

9Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
10и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

11Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
12ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

13Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,-
14потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:
15она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава;
17пути ее — пути приятные, и все стези ее — мирные.

18Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!

19Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
20Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.

21Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
22и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.

23Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

24Когда ляжешь спать,- не будешь бояться; и когда уснешь,- сон твой приятен будет.

25Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет;
26потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.

27Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

28Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.

29Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.

30Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

31Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
32потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.

33Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.

34Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.

35Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Как применить мудрость на практике?

Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.

  1. Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
  1. У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
  1. Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
  1. Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).
  1. Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23).

Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20)

«Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5).

  1. Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
  1. Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
  1. Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).

Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!

Автор статьи: Татьяна Мороз

Глава 11

1 Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
2 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость.
3 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
4 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
6 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
7 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
8 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
13 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело.
14 При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует.
15 Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен.
16 Благонравная жена приобретает славу , а трудолюбивые приобретают богатство.
17 Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою.
18 Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду — награда верная.
19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
20 Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.
23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.
24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.
27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
30 Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.
31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Глава 10
Глава 12

Толкование Книги Притчей Соломоновых

Целью притчей Соломоновых было выразить мудрость в удобозапоминаемых и остроумных изречениях. Мудрые советы Соломона отличаются религиозной направленностью и характером божественного откровения – прямого источника мудрости Соломона.

Мудрость представляется некой силой, говорящей посредством мудрецов. Мудрость человека есть ничто иное как часть высшей Премудрости.

Мудрость Соломона зиждется на богопочтении и имеет практический характер. Источник всякой истинной мудрости для Соломона — в законе Божьем. Совокупность наставлений в книге представляет собой нравственное законодательство, этические нормы поведения и носят универсальный характер – то есть они применимы к каждому, вне зависимости от времени и национальности.

В книге Притчей нашел новое отражение закон Моисея. Соломон, вслед за Моисеем, исследовал тайны торы.

Христианская православная Церковь свидетельствует свое уважение к книге Притчей широким употреблением ее в церковном богослужении. Чтения из этой книги встречаются чаще, чем из других ветхозаветных книг.

Читать притчи Соломоновы – значит постигать величайшую мудрость.

Ветхозаветное Добротолюбие

Главная тема притч Соломона — как стать мудрым. Этот израильский царь получил мудрость от Бога. Он не приобретал её долгим и трудным путём учёбы, собственного опыта, исполненного проб и ошибок, но и читателя не призывает пройти им. Автор притч рассказывает о том, как обрести благословение Господа. Ведь только от Него можно получить этот дар — мудрость: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2:6).

Книга Притчей — Добротолюбие ветхозаветного времени. Она должна стать настольной у бедного и богатого, знатного и простого человека, юноши и старца… Автор обращается к своему читателю «сын мой» и с любовью даёт отеческие советы. О чём же они?