Николай стариков

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи Вспоминает Марина Чечнева: «Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

В память о «Ночных ведьмах»

Новые исследования раскрывают факты и информацию, которые многие годы робко хранились в государственных архивах. В современной музыкальной культуре успехи и отвага «Ночных ведьм» вспоминается шведской металлической группой Sabaton. Современная историческая проза также вдохновлена этими реальными личностями, которые ожили на страницах романов, как «Охотники» американской писательницы Кейт Куинн.

Советский кинематограф тоже не остался в стороне от истории своих отважных героинь. О «Ночных ведьмах» было снято несколько кинокартин, также одно из самых опасных и успешных подразделений Советской армии упоминается в популярном фильме: «В бой идут одни старики» (1973г.).

Рекомендуем также:

Развитие металлургии в Приуральском очаге ямной культуры

Неандерталец

Войны неолита. Часть 2

Доисторические войны

Доисторический период человечества

Убийство Юлия Цезаря

Лидия Литвяк

Литвяк и Буданова были лучшими боевыми подругами. Они познакомились на войне и вместе служили в 73-м Гвардейском полку. Лидия Владимировна стала самой результативной женщиной-авиатором Второй мировой войны, в небе над Сталинградом она сбила три немецких самолета. Сослуживцы вспоминали, что Литвяк была необыкновенно красивой и притом скромной. Невысокая белокурая девушка привлекала солдат своей женственностью и обаянием, но никому не отвечала взаимностью: на первом месте у нее была борьба с фашистами. Изначально Лидия планировала стать геологом и даже была в экспедиции в Заполярье, но в качестве основной профессии выбрала авиацию. Попасть на фронт она пыталась с момента начала войны и, ни минуты не раздумывая, подала заявку на вступление в полк Расковой, как только та объявила о наборе. Чтобы точно получить назначение в летчицы, девушке пришлось схитрить – приписать себе дополнительные 100 часов лету. Рассказывают, что во время военной подготовки в Энгельсе Литвяк отпорола мех со своих унт, чтобы сделать воротник для комбинезона. Раскова такую идею не одобрила и заставила вернуть все как было. Чтобы девушке было неповадно, ее даже арестовали на одну ночь. За время своей службы Лидия Литвяк совершила 150 вылетов, лично уничтожив шесть самолетов и аэростат наблюдения и еще 6 самолетов вместе с товарищами. Литвяк всего на несколько дней пережила свою подругу Екатерину Буданову: 1 августа 1943 года она погибла во время воздушного штурма. Ее останки нашли спустя 36 лет и захоронили возле деревни Дмитровка Шахтерского района Донецкой области Украины, а в 1990 году Лидии Литвяк было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Самолет У — 2

«Ночные ведьмы»: смерть гитлеровцам!

После той войны на наших просторах осталось много памятников, ей посвященных. В том числе и использованием военной техники. Танки Т — 34, разного рода и разных калибров артиллерийские орудия, автомобили и прочая техника. Есть даже корабли и самолеты. Но не хватает среди них одного маленького неприметного самолета, даже самолетика. На котором начинали летать абсолютно все Герои летчики той войны, в аэроклубах и летных училищах. Знакомьтесь, У — 2, обязательный самолет для начинающего летчика 30х — 40х годов. А между тем, неоспоримы не только его заслуги в обучении будущих советских асов. Есть у него заслуги и боевые.

Мнение эксперта
Эксперт Даниил Родионов

историк, лауреат Госпремии СССР, доктор исторических наук

Биплан, корпус из дерева, максимальная скорость 120 километров в час. Грузоподъемность небольшая, вооружения нет (точнее не было до 1944 года). А, между тем, на этих самолетах воевали. И воевали настолько хорошо, что солдат вермахта, сбивший У — 2 сразу награждался Железным Крестом и получал отпуск.

Эти самолеты вояки вермахта полу презрительно называли “рус-фанер”. А еще боялись. Потому как ночью эти самолетики могли сбросить бомбу прямо в окоп. Ну или полить зажигательной смесью.

Когда У — 2 пикировал с выключенным двигателем, то издавал звук, похожий на звук метлы во время уборки. У услышавшего этот звук гитлеровца было не так уж много шансов выжить. Поэтому и боялись еще больше.  В малой ночной бомбардировочной авиации служило много девушек и женщин и немцам об этом было прекрасно известно. Отсюда и пошло название “ночные ведьмы”.

Эсфирь Абрамовна Глатман (1925 — ?)

Штурман самолета, гвардии старшина. Родилась в Москве. Воевала с 1944 года.

Из наградного листа: «Тов Глатман в полку,находится с октября 1944 года. На отлично прошла ночную тренировку и быстро вошла в строй боевой работы. Произвела 75 боевых вылетов, сбросила 10300 кг. бомбового груза. В результате бомбовых ударов, было вызвано 10 сильных взрывов, 6 очагов пожара, уничтожено: 1 склад с боеприпасами, 5 автомашин, подавлен огонь артиллерийской батареи. Тов. Глатман как штурман ориентируется отлично, летает смело и точно выводит самолет на цель. Эффективность бомбового удара высокая. Так, например, в ночь на 15 января 1945 года бомбила скопление войск противника в лесу, западнее пос. Чайка. Точным бомбовым ударом был взорван склад с боеприпасами… В ночь на 25 марта 1945 года бомбардировала дорогу, на подступах к Данцигу. Точным бомбовым ударом было уничтожено 2 машины с боеприпасами».

Техническое оснащение

46-й гвардейский Таманский полк (588 полк) – уникальное в своем роде соединение, существовавшее в Красной армии в период ВОВ. Оно объединило в себе три авиаполка: хрупкие девушки летали на истребителях, тяжелых и легких бомбардировщиках. Но если в полку истребителей и тяжелых бомбардировщиков были также и летчики-мужчины, то на легких истребителях летали только женщины.

Касалось это всех: и штурманов, и комиссаров, и командиров, и прочего обслуживающего персонала. Самая тяжелая работа выполнялась женскими руками. У вновь прибывающих в полк летчиц не было никаких навыков ночного полета, поэтому они часами тренировались под куполом, имитировавшим ночную темноту.

Позднее полк из Энгельса был перенаправлен в Краснодар, и они стали совершать полеты над Кавказом. Девушки выполняли сложнейшие полеты. Иногда за одну ночь они могли совершить пять – шесть боевых вылетов. Но это летом, а зимой это число достигало 10 – 12 полетов.


Летали девушки из «Дунькиного полка»на бипланах Поликарпова, сокращенно По-2. Вначале в полку было только 20 единиц техники. За два года этот показатель увеличился до 45 легких бомбардировщиков

Биплан Поликарпова, на котором летали девушки, изначально создавался не для использования в военных действиях, а для учебных полетов. В нем отсутствовал отсек, в который должны были помещаться бомбы. Выход был найден: снаряды размещались под брюхом По-2 в специально приспособленных для этой цели держателях.

Максимальная скорость, которую могла развить машина – 120 км/ч. Но даже при таких скромных показателях летчицы творили настоящие чудеса маневрирования. И это при том, что каждый самолет нёс на себе груз в 200 кг. Вылеты проводились исключительно по ночам. Их могло быть несколько.

Полеты совершались не только в экстремальных условиях. Ни у одной из девушек не было парашютов, и в случае, если самолет оказывался подбитым, летчица могла только погибнуть. Места, в которых, согласно правилам техники безопасности, должны были лежать рюкзаки с парашютами, закладывалось бомбами. Эти дополнительные 20 килограмм боезаряда могли стать настоящим спасеньем в смертельном бою.

До 1944 года самолеты не имели пулеметов. Управление мог осуществлять и пилот, и штурман. Поэтому если один из них погибал или оказывался тяжело раненым, то второй мог довести самолет до аэродрома.

Собранные из фанеры легкие бомбардировщики По-2 были настоящими самолетами-невидимками.

Если он летел в ночное время на бреющем полете и минимальной высоте, то для вражеских радаров он становился невидимым. Немецкие пилоты на своих истребителях боялись низко опускаться, и этот страх очень часто спасал летчицам жизнь. Но если самолет попадал в луч прожектора, то его сбивали очень быстро.

Дорога на фронт

«Ночные ведьмы»

В конце 1941-го, в Поволжье, начало создаваться летное соединение, основу которого составляли девушки. Оно планировалась из трех полков — истребительного (Як — 1), бомбардировочного (Пе — 2) и ночного бомбардировочного. Объединение формировалось под началом той самой Марины Расковой. Из трех полков два были смешанные, а третий, как раз ночной бомбардировочный был полностью женским. Именно эта часть и была вооружена самолетами, на которых училось летать не одно поколение летчиков. У — 2 кстати, в 1944-м переименовали в По — 2, по фамилии конструктора его создавшего, Поликарпова, который в том году скончался.

Командиром части стала пилот с опытом полетов в 10 лет, Евдокия Бершанская. В конце мая 1942 года 588 ночной легкий бомбардировочный авиаполк прибыл на фронт, а уже в начале июня произошли первые вылеты на задания.

Боевой путь

Начиная с 1942 года и до самого конца войны полк ни разу не уходил на переформирование. Отряд «ночных ведьм» принимал участие во множестве военных операций.

За 4 года войны «ночные ведьмы» совершили 30 тысяч бомбардировок и сбросили на немецкую армию более 23 тысяч тонн боеприпасов.

На протяжении всего существования полка летчицы произвели в общей сложности 23 672 боевых вылета в битвах за Кавказ, за освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии и Польши, а также непосредственно в самой Германии в конце войны.

Самолеты могли нести лишь 2 бомбы за один раз, поэтому за ночь «ведьмы» совершали 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой. Рекордом стали 18 вылетов за ночь, которые совершила легендарная Надежда Попова, один из командиров отряда. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Всего в воздухе самолеты провели 28 676 часов. Женский авиационный полк уничтожал вражеские переправы, железнодорожные станции и поезда, склады, цистерны с горючим, автомобили, прожектора и огневые точки. В общей сложности они вызвали 811 пожаров и 1092 мощных взрыва.

Кроме уничтожения вражеских стратегически важных позиций, летчицы помогали окруженным солдатам советской армии, сбрасывая им мешки с продовольствием и боеприпасами.

Летчица Полина Осипенко

Другая героиня из этой отважной троицы женщина-максималист — Полина Осипенко. Человек удивительной судьбы, чей пример наглядно показывает, как можно своим упорством и трудом добиться любых целей

Не поступив в Качинскую лётную школу, Полина не отчаялась и устроилась работать в столовую для пилотов. Тренировочные полеты происходили на нескольких площадках. Регулярно к 12 часам на фанерном У-2 доставляли завтраки для пилотов. На этих бипланах будущая прославленная летчица как раз и получала свои первые навыки.

Поворотный момент в судьбе Полины случился в тот момент, когда К. Е. Ворошилов однажды посетил Качинское училище. Немного расхрабрившись, летчица обратилась с просьбой к военачальнику, чтобы ее зачислили в учебное заведение. И ее приняли вопреки установленным правилам. Окончив летное училище, Полина зачислилась в авиационную часть. Там она совершенствовала свои навыки так же упорно и настойчиво, как когда-то в колхозе была ударницей труда и ставила сельскохозяйственные рекорды.

В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, установив свой первый мировой рекорд. До нее так высоко не поднималась ни одна женщина в мире! Дальше были другие достижения, в том числе и легендарный беспересадочный перелет Москва — Дальний Восток, после которого ее наградили званием Героя Советского Союза. В мае 1939 года уже в звании майора Полина Осипенко при загадочных обстоятельствах погибла в авиакатастрофе вместе с летчиком Анатолием Серовым. Подробности гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова неизвестны до сегодняшнего дня.

Марина Раскова. Герой своего времени

24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.

После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».

Марина Раскова. (pinterest.com)

Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.

За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.

Подвиг механиков

В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.


«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…

…И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.

Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».

Полина Владимировна Гельман (1919 – 2005)

Начальник связи 46-го полка, старший лейтенант.

Родилась в Бердичеве в семье революционеров. Ее отец погиб от рук петлюровцев, и Полина переехала с матерью Елей Львовной Гельман в Гомеле.

Отца Полина не помнила, но со слов матери знала о нем, как о «сильном, волевом человеке, меньше всего думавшем о себе, заботившемся об окружающих людях, за них и отдавшем свою жизнь».

Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. В 1946 году получила звание Героя Советского Союза. 

В 1951 году окончила Военный институт иностранных языков. Жила в Москве. Работала переводчиком и послом мира на Кубе. Работала в Институте общественных наук при ЦК КПСС, доцент кафедры политэкономии, кандидат экономических наук. Была членом правления общества «СССР — Уругвай». В составе советских делегаций выезжала в Израиль. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Ее памятная доска и памятная доска ее матери находятся рядом.

Одна из улиц в Бердичеве носит имя Полины Гельман.

Наградные листы.

Валентина Гризодубова

Полина Осипенко. (pinterest.com)

В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Валентина с детства была привязана к небу: еще ребенком она летала на аэроплане вместе с отцом, авиаконструктором, летчиком и изобретателем. С малых лет судьба Валентины Гризодубовой была предопределена.

Поступив в Харьковский технологический институт, Валентина все еще грезит мечтой стать летчицей, и она добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г. она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончив обучение за три месяца, Гризодубова далее поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 году в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 года подготовила 36 летчиков.

Она по праву была назначена командиром самого известного женского экипажа страны, ее лидерские качества проявились не только в рекордном авиаперелете Москва — Дальний Восток, но и во время Великой Отечественной войны. В 1942 году Валентине Степановне поручили комплектование целого авиационного полка, состоявшего исключительно из мужчин-летчиков. В активе полковника Гризодубовой более 200 боевых вылетов, в том числе ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставка за линию фронта боеприпасов и военных грузов.

Валентина Гризодубова. (pinterest.com)

После войны у Гризодубовой сложилась блестящая карьера, которая пришлась на, пожалуй, лучшее время советского авиастроения, чьими наработками мы пользуемся по сей день. В жизни Валентина Степановна была прекрасным отзывчивым человеком, готовым на большие поступки ради несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она заступилась за репрессированного в 1939 году С. П. Королева и позволила ему освободиться досрочно в 1944 году с дальнейшим назначением на должность главного конструктора по летным испытаниям.

Майор Раскова Марина Михайловна

В годы Второй мировой войны допуск женщин к боевым действиям не было распространенной практикой. Обычно их роль ограничивалась медиками или поставщиками медицинских услуг. Однако майор Марина Раскова (1912-1943) была полна решимости изменить этот статус-кво. Несмотря на то, что она была из среднего класса и ее первоначальной профессией была музыка и оперное пение, жизнь Расковой развивалась совершенно иначе.

Летчик Раскова Марина Михайловна

Травма уха и смерть отца заставили ее отказаться от творческих занятий и заняться инженерным делом. Работая чертежником в Военно-воздушной академии, Марина увлеклась самолетами. В 1930-х годах она стала пилотом и первой женщиной-штурманом в Советских ВВС.

Ее называли «русской Эмилией Эрхарт», потому что она быстро завоевала сердца своих современников, устанавливая различные рекорды дальних перелетов, самый известный из которых – от Москвы до Комсомольска-на-Амуре на Дальнем Востоке.

— Реклама —

Когда разразилась Вторая мировая война, Раскова вместе со многими другими женщинами пошла проситься добровольцем на фронт. Однако просьбы почти всех из них были отклонены, «потеряны», отмечены красным знаком, забыты и все это делалось для того, чтобы дамы сами отказались. Расковой среди них не было, наоборот, она воспользовалась ситуацией вокруг плана Барбаросса и перешла на личные контакты с Иосифом Сталиным.

Марка России с изображением Марины Расковой, выпущенная в 2012 году

В сентябре 1941 года она организовала несколько встреч с советским лидером, на которых пыталась убедить его в необходимости создания чисто женских отрядов – с одной стороны, это отличало бы его от врагов, а с другой – там бы нашли себе место многие добровольцы.

Ночные ведьмы ВОВ

8 июня 1942 года на окраине Ворошиловграда (ныне Луганск, Украина) оккупанты были удивлены неожиданным тактическим ходом. Вечер был тихий и спокойный, радары ни о чем не сообщали, и казалось, что ночь пройдет без происшествий. Но в какой-то момент раздался необычный шум, похожий на колышущуюся на ветру ткань, после чего с неба полетели бомбы…

К тому времени, когда включили прожекторы, небо небо было чистое без самолетов, а единственный свет исходил от пожара, вызванного взрывами.

Это было первое из почти 30 000 вылетов нового подразделения Советской армии. Во время Второй мировой войны (1939-1945) этот авиаполк уничтожил:

  • 17 мостов,
  • 9 линий железных дорог,
  • 2 станции,
  • 176 единиц бронетехники,
  • 86 огневых позиций,
  • более 160 складов.

— Реклама —

Они всегда атаковали под покровом ночи, радары не могли их обнаружить, и единственным предвестником их приближения был тихий шум моторов, напоминающий звук подметающей метлы. Из-за него немцы авиаполку, состоящему только из женщин-летчиков дали прозвище «Ночные ведьмы».

Летчик- наблюдатель

Гирш Меерович Баран вступил в ряды Красной Армии еще в 1937 году. Жил в Ленинграде, учился в Военно-морском училище имени Фрунзе.

Гирш Баран с сокурсниками в Ленинграде. Фото: из семейного архива

Гирш Баран в училище имени Фрунзе. Фото: из семейного архива

Сначала судьба закинула молодого лейтенанта в Баку, потом последовал перевод на север, где шла Зимняя война. Начало Великой Отечественной войны, по воспоминаниям родственников, он встретил в артиллерийских войсках.

В авиацию Карельского фронта, а точнее в 7-ю воздушную армию Гирш Баран попал в 1942 году, когда фронт стабилизировался и активных наступательных действий ни одна, ни другая сторона не проводили.

Основной задачей авиации на этом участке фронта была разведка, доставка диверсионных групп и продуктов для партизан. Финны на захваченных областях организовали серьезную противовоздушную оборону, поэтому любой боевой вылет был сопряжен с огромным риском.

Ил-2 на заправке. Фото: World war photo

Каким образом из артиллерийских войск судьба закинула молодого лейтенанта  в авиацию – неизвестно. Вполне возможно, что Гиршу, как артиллеристу было проще рассмотреть на земле вражеские батареи.

О том, каким был фронтовой путь летнаба Гирша (так в документах называли летчика-наблюдателя или штурмана) можно судить по наградным листам. В 1944 году он получил сразу два ордена: Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны I степени.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

Из наградного листа Гирша Барана Мееровича, представленного к ордену Отечественной войны I степени:

«Капитан-лейтенант Баран Г.М. с января 1942 года находится на Карельском фронте. За это время совершил всего 31 успешный боевой вылет. С 21.06.1944 г. При прорыве обороны противника совершил всего 8 боевых вылетов в район Лодейное Поле на разведку переднего края обороны противника и артиллерийских позиций.

Несмотря на сильный зенитный огонь противника и плохую погоду, тов. Баран как летнаб умело и настойчиво добивался успешных разведданных о противнике, за что имеет благодарность от командующего артиллерией 7-й армии. Особо отличился тов. Баран при выполнении задания 27.06.1944 года по разведке на полный радиус действия самолета ИЛ-2, добыв ценные данные о противнике».

Более подробно о заслугах летчика-наблюдателя написано в наградном листе, когда Гирша Барана представляли к Ордену Красного знамени. Наградной лист датирован 21 октября 1944 года.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

«За период с января 1942 года совершил 52 боевых вылета, из них на разведку – 18, на корректировку артогня нашей артиллерии – 18, на фоторазведку – 12, на выброску продуктов партизанам – 4.

6 июля 1944 года при прорыве финской обороны на реке Свирь продвижению наших наземных войск мешали две батареи противника. Для подавления их был вызван самолет-корректировщик капитана-лейтенанта Барана. Как  опытный  штурман-корректировщик с большим опытом практической работы по корректировке артогня нашей артиллерии капитан-лейтенант Баран с поставленной задачей справился на отлично. Батареи противника были подавлены, после чего на данном участке фронта путь для продвижения вперед нашей пехоте был свободен.

На Мурманском направлении, летая на фоторазведку переднего края обороны противника, давал штабу отличные фотоснимки, произведенные с малой высоты».

Свирско-Петрозаводская операция июня-августа 1944 года позволила освободить территорию КФССР от финской оккупации, вывела Финляндию из войны и серьезно снизила напряженность на северном участке фронта. Германия, лишившаяся поддержки своих скандинавских союзников, больше не могла влиять на поставки помощи СССР.

Авиация Карельского фронта возвращалась на советские аэродромы, отвоеванные у финнов. Эскадрилья Гирша Барана в ноябре 1944 года перебазировалась в Петрозаводск. 30 ноября штурмовик Ил-2 Гирша Барана и летчика Александра Малышевского вылетел из аэродрома Сегежи, но в Петрозаводск не прилетел. В самолете помимо пилота и штурмана был техник Анвар Абзалетдинов.

Разбитый самолет обнаружили неподалеку от поселка Пиндуши на склоне холма. По всей видимости, из-за плохой погоды пилот не заметил приближающуюся землю, и самолет разбился.

Родственники Гирша долгое время не знали о его судьбе. Сначала пришли известия, что он пропал без вести, лишь спустя 4,5 месяца в лесу нашли остатки самолета и три трупа. Невесте Гирша написали, что летчиков похоронили в Петрозаводске. Никто не подумал о том, что в условиях недавно завершившейся войны, когда в лесах оставалось множество тел бойцов, везти останки летчиков из-под Пиндуш в Петрозаводск для захоронения — по меньшей мере странно.

Ольга Лисикова

Для Ольги Михайловны Великая Отечественная стала не первой войной в жизни. Она окончила Батайскую летную школу, а в 1939-1940 годах участвовала в войне с белофиннами. Уже через год девушка вступила в ряды «ласточек», но убивать она не планировала – изначально девушка летала исключительно на санитарных самолетах. Она перевозила раненых, медикаменты и кровь для переливания. Но однажды Ольгу попытался сбить немецкий «Мессершмитт». Отвечать ей было нечем, ведь самолет не был предназначен для боя, но девушка провернула несколько ловких маневров: прижала вражеский самолет к земле, а затем заставила петлять по ущелью. Одним из выстрелов врагу все-таки удалось задеть хвост санитарного самолета, но Лисикова держала ситуацию под контролем. В итоге «Мессершмитт» спикировал настолько низко, что уже не смог подняться и разбился. После этой истории Лисикова пересела в кабину двухмоторного DC-3 (крупнейшего американского транспортного самолета в годы Второй мировой), став единственной в СССР женщиной-командиром самолетов этого типа. На счету девушки 408 вылетов, в том числе в блокадный Ленинград, немецкий тыл и Заполярье. Ольга Лисикова прожила долгую жизнь и умерла 7 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге в возрасте 94 лет.

Невозможное возможно

Полк формировался и обучался в городе Энгельс в Саратовской области. Женщинами были все его участницы: от механиков до штурманов и пилотов.

В конце мая 1942 года полк впервые оказался на фронте. Первый боевой вылет пришелся на 12 июня 1942 года.

Полк, состоявший только из женщин, был очень плохо подготовлен с технической точки зрения. В большинстве своем хрупким молодым 17-25-летним девушкам выдали слишком большую форму, сапоги, которые приходилось набивать рваными тряпками, а также самолеты, совершенно не предназначенные для ведения боевых действий. Казалось, что шансы на успех были ничтожно малы.

Летчицы должны были выходить в бой на самолетах Поликарпов П0-2, изначально предназначенных для посевных работ. Они имели два сидения, открытую кабину без каких-либо защитных элементов, без приборов для связи и тем более какого-либо оружия. В кабинах даже не было парашютов. Девушки обходились без каких-либо навигационных приборов, сражаясь не только с врагом, но и погодными условиями в виде дождя, ветра и низких температур.

Первые Герои Советского Союза из женщин

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова

В СССР тридцатых годов очень хорошо была поставлена пропаганда

Хорошо это или плохо — сейчас уже не так важно, главное что пропаганда действовала. Например, известный лозунг “Комсомолец — на самолет” дал Стране Советов десятки тысяч молодых пилотов

Да, многие из них слетали пару раз по кругу и все. Но были и другие, которые шли дальше и становились асами.

Такими асами были к концу тридцатых и три участницы легендарного полета по маршруту Москва — Дальний Восток с рекордом дальности. Гризодубова, Раскова, Осипенко, первые Герои Советского Союза из женщин. Именно они были у истоков образования чисто женских летных частей.

Женщины-летчицы Великой отечественной войны

8 октября 1941 года Сталин решил создать три авиационные части, состоящие только из женщин: летчиков и инженеров. В ответ тысячи женщин вызвались добровольцами, из которых для каждого из трех подразделений были отобраны только по 400. Большинство из них в возрасте от 17 до 26 лет.

Среди причин желания участвовать в боях, кроме чисто патриотических, была потеря близкого родственника или любимого человека. Обучение, которое должны пройти женщины, требовало многих лет опытных летчиков-мужчин, но они должны пройти все этапы гораздо быстрее, менее чем за год.

В итоге было создано три подразделения:

  • 586-й боевой авиационный полк, в который отбирали только лучших летчиц. Среди них были асы, в том числе и небезызвестная Лилия Литвяк.
  • В 587-м бомбардировочном полку были задействованы те дамы, которые показали хорошие результаты и соответствовали основным стандартам.
  • В последний, 588-й ночной бомбардировочный полк, входили наиболее непригодные для войны. Это была «паршивая овца» среди женщин-добровольцев, и Раскова назначила их командиром одну из лучших летчиц, майора Евдокию Бершанскую (1913–1982). Как и Марина, до войны она была инструктором авиации и хорошо зарекомендовала себя за многолетнюю службу.