Нина сазонова

Шизофрения как следствие войны

Нина Сазонова успела получить актерское образование еще до войны. Поэтому с началом Великой Отечественной Сазонова в составе одной из театральных бригад отправилась на фронт. Во время этих своеобразных «гастролей» молодой артистке довелось пережить немало. Однажды она наступила на противотанковую мину. Кто-то из военных вовремя заметил это и приказал Нине не двигаться. Целый час ей пришлось простоять без движения, пока не явились саперы и не вызволили несчастную.
Чуть позже, находясь под Харьковом, Сазонова вместе с товарищами попала в окружение. Вместе с каким-то советским офицером артистка спряталась в стоге сена. Немцы принялись искать их и тыкать вилами в сено. На этих вилах они и вытащили наружу военного. Нине повезло: она переждала ночь и утром вышла к своим.
Уже в тылу Сазоновой поставили страшный диагноз – шизофрения. Врач посоветовал пациентке бороться с недугом посредством нового стресса, мол, клин клином вышибают. «Родите ребенка!» — велел медик.

Личная жизнь[править | править код]

После войны актриса вышла замуж за директора художественной галереи Александра Капитоновича Борисова, у них родился сын Михаил. Брак с Борисовым продлился недолго.

В интервью «Первому каналу» актриса Л. И. Касаткина рассказывала: «Почему она не выходила замуж? Ей предлагали довольно интересные мужчины. И Холодилин — замечательный актёр, и Вешняков, но она отказывала, потому что так любила сына. Может быть, даже слишком».

В 16 лет Михаил привёл в дом свою первую жену Наталью. Чтобы содержать семью, ему пришлось бросить школу. Мать выступала категорически против этого брака, всячески игнорировала невестку. Через некоторое время в молодой семье родился сын Евгений, а вскоре Михаил и Наталья развелись.

После развода Михаил, оставшийся жить с матерью, начал употреблять алкоголь, пристрастился к азартными играм. Из-за вредных привычек молодой человек потерял работу, влез в долги, которые она была вынуждена выплачивать.

В последние годы жизни была полностью изолирована Михаилом от внешнего мира: он не подпускал мать к телефону, не впускал гостей в квартиру. Исключение было сделано им в канун встречи нового, 2002 года, незадолго до случившейся в новогоднюю ночь трагедии: Михаил впустил в дом представителей театра, пришедших поздравить актрису.

Нина Сазонова: биография

Нина Афанасьевна появилась на свет в 1916 г. в селе Константиново (Владимирская губерния, Российская империя). В многодетной семье она была пятым (последним) ребенком. В 1920-е годы семья Сазоновых переехала в город Кимры. Там они поселились в коммунальной квартире.

С раннего детства у девочки были актерские задатки. С юности она вместе с сестрой посещала драмкружок “Красный обувщик” при обувной фабрике “Красная звезда”, где практиковала актерское мастерство.

Однажды руководитель драмкружка в одной из московских газет прочел объявление о донаборе в студию при Центральном театре Красной армии. Он и предложил Сазоновой попытаться поступить туда. Шестнадцатилетняя Нина, несмотря на возражения матери, отправилась в Москву.

Желающих поступить в студию набралось несколько сотен, но отобрать для учебы нужно было лишь троих. Сазонова покорила приемную комиссию и была принята на учебу.

Нина Афанасьевна была на фронте. На передовой, в воинских частях, госпиталях давала концерты в составе бригады. (За 4 года войны – 3 тысячи фронтовых концертов).

Первый случай:

Бригада выступали в одном из передовых подразделений. За актерами пришел военный, который должен был провести их через лес к другой части. Но дорога была заминирована, люди были вынуждены идти “след в след”. Сазонова шла в середине, но в один момент оступилась и наступила на противотанковую мину.

Военный скомандовал: “Стой, не двигайся с места, если хочешь остаться в живых!” Актриса простояла на мине около часа, пока военный отвел бригаду и вернулся с сапером.

Второй случай:

Летом 1942 г. концертная бригада театра Красной Армии попала в окружение под Харьковом. В результате столкновений с немцами многие погибли, Сазоновой и полковнику РККА из бригады удалось укрыться от врагов в стоге сена.

Немецкие солдаты, прочесывая территорию, проверяли стога вилами. Офицеру не повезло: он был вытащен из стога, но Нина замечена не была.

Утром следующего дня она выбралась из стога, затем встретила старушку, местную жительницу, которая приютила девушку. На следующий день старушка дала ей деревенскую одежду и прут со словами: “Скажешь, корова потерялась”. Встреченные немцы ее не тронули.

Изможденная женщина была подобрана советскими разведчиками и пересекла линию фронта. Но вскоре она оказалась в руках сотрудников органов государственной безопасности, которые подвергли ее жестким допросам.

Все это сильно повлияло на психическое здоровье актрисы, впоследствии ей поставили диагноз “шизофрения”. Актриса Нина Сазонова продолжила работать в театре Советской Армии, в конце 1950-х годов начала активно сниматься в кино.

Шизофрения как следствие войны

Нина Сазонова успела получить актерское образование еще до войны. Поэтому с началом Великой Отечественной Сазонова в составе одной из театральных бригад отправилась на фронт. Во время этих своеобразных «гастролей» молодой артистке довелось пережить немало. Однажды она наступила на противотанковую мину. Кто-то из военных вовремя заметил это и приказал Нине не двигаться. Целый час ей пришлось простоять без движения, пока не явились саперы и не вызволили несчастную.
Чуть позже, находясь под Харьковом, Сазонова вместе с товарищами попала в окружение. Вместе с каким-то советским офицером артистка спряталась в стоге сена. Немцы принялись искать их и тыкать вилами в сено. На этих вилах они и вытащили наружу военного. Нине повезло: она переждала ночь и утром вышла к своим.
Уже в тылу Сазоновой поставили страшный диагноз – шизофрения. Врач посоветовал пациентке бороться с недугом посредством нового стресса, мол, клин клином вышибают. «Родите ребенка!» — велел медик.

В театре

Галина Сазонова, фильмы с участием которой нашли своего зрителя, работала в нескольких театрах, среди которых «Вишневый сад», «Малая драматическая труппа» и «Вернисаж». Но, по большому счету, она до сих пор не нашла свой храм Мельпомены. Быть может, именно поэтому она начала заниматься преподаванием.

Сазонова признавалась, что неоднократно она получала предложения сыграть на сцене различных театров. Но совмещать игру в спектакле с преподаванием оказалось для нее крайне сложно. По ее словам, даже сниматься в фильмах и работать в вузе уже очень тяжело. Актриса говорила, что если съемочный процесс длится всего лишь несколько дней, то это можно выдержать. Относительно недавно Галина Сазонова роль получила в очередном сериале. От страшного напряжения актриса буквально слегла. Ей поставили диагноз воспаление легких.

Детство и юность

Появившись на свет в православный праздник Рождества 1917-го (по новому стилю, по старому – в католический), Нина Сазонова как будто находилась под счастливой звездой. Ей удалось пройти сложный конкурс, где только трем претендентам из нескольких сотен улыбнулась удача, дважды спастись от неминуемой гибели в Великую Отечественную войну, а потом – и от нападений единственного сына.

Актриса Нина Сазонова

Родина актрисы – Константиново, но не рязанское село, воспетое поэтом Сергеем Есениным, а расположенное недалеко от Сергиева Посада. Семья была большая, дружная и музыкальная, Нина среди пятерых детей – самая младшая. У нее – две старшие сестры и два старших брата. В 20-х годах Сазоновы перебрались в небольшой город на Волге со звучным названием Кимры и поселились в коммуналке.

Родители владели струнными инструментами: отец Афанасий – гитарой, мать Матрёна – скрипкой. Николай и Борис виртуозно играли на баяне, Серафима с Татьяной – на балалайках. Часто по воскресеньям домашние, угостившись ватрушками и чаем из самовара, устраивали концерты самодеятельности, а затем шли на прогулку к реке. Нина переняла у родных главную страсть своей жизни – пение.

Нина Сазонова

В школьные годы ей несказанно повезло. Анна Михайловна преподавала своим ученикам не только правила грамотного письма, вводила в мир математических формул, но и прививала им любовь к искусству – научила русским романсам и старинным песням, а также вовлекла в сценическую деятельность. Заметив у Сазоновой особенные актерские способности, поспешила их развить. Нина Афанасьевна всегда с теплотой и благодарностью отзывалась о мудром наставнике.

В дальнейшем театральное мастерство 16-летняя девушка оттачивала в местном прифабричном драмкружке, где на ее пути снова повстречался человек, помогший в раскрытии таланта. Руководитель студии позднее сыграл в творческой судьбе подопечной важнейшую роль – заметив объявление о наборе в столичную мастерскую при ЦАТРЕ, настоятельно рекомендовал отправиться экзаменоваться, даже несмотря на протесты матери.

Нина Сазонова на сцене

И не прогадал. Абитуриентка Сазонова сразила наповал суровое «жюри» и попала в ограниченное число поступивших. Здесь Нина впитывала все советы и секреты мастерства от главного педагога – режиссера Алексея Попова, чьей истинной и преданной ученицей она являлась, как отмечали впоследствии многие критики.

Взгляды на дебютные спектакли в театре разошлись. Одни СМИ утверждали, что это был «Учитель», иные – что «Лев Гурыч Синичкин». Началась война, и Нина с коллегой Тосей Романовой поспешили на вокзал – выступать для поднятия боевого духа солдат, уезжающих бороться с врагом: грустную «Степь» сменили затейливые частушки.

Нина Сазонова в спектакле «Васса Железнова»

Вскоре вслед за ними на фронт отправилась и Нина – с концертами, которых в общей сложности насчитывалось около 3 тыс. Дважды за 4 страшных года рядом с Сазоновой проходила смерть, так и не тронув, но отпечаток в эмоциональном плане в виде душевной болезни оставила.

После того как наступил долгожданный мир, актриса вернулась в родной театр, где блистала в «Идиоте» и «Игроке» по Достоевскому и «Лесе» по Островскому, горьковской «Вассе Железновой» и т.д., параллельно получая высшее образование в Университете марксизма-ленинизма.

Война

— Я увидела войну на Белорусском вокзале. В театре шла репетиция. Внезапно на сцену вышел главный режиссер (Театра Красной армии. — Ред.) Алексей Дмитриевич Попов и сказал: «Едем на Белорусский, оттуда сейчас уходят на фронт». Я должна была петь и плясать в паре с Тосей Романовой. Но, когда мы вошли в зал ожидания, во мне все замерло. На улице яркое солнце, ни облачка, а здесь — как перед грозой: люди прижались к стенам, говорят шепотом… У Попова на лице каждый мускул напрягся. Начали концерт. А вокруг тишина — ни смеха, ни аплодисментов. Вышли мы с Тосей. С нами два баяниста. Я запеваю: «Шел со службы пограничник, на груди звезда горит…». Глянула на Тосю, у нее по щеке слеза катится. Однако вторит: «Задержался у колодца, дай напиться, говорит…». И дрогнуло что-то в зале, люди оторвались от стен. Тут у меня горло перехватило. А вокруг уже плотным кольцом новобранцы, матери, жены, невесты. Поют вместе с нами. И плачут. Оборачиваюсь к баянистам: «Давайте частушки!» Ребята рванули мехи, мы с Тосей выбили дробь, и вдруг как удар грома: «По вагона-ам!» Матери заголосили, солдаты наскоро целуют их, жен, детишек, бегут по теплушкам. Толпа кинулась за поездом: «Прощайте, родные!» Кто-то из бойцов, перекрывая шум, затянул: «Шел со службы пограничник…». Весь состав грянул: «На груди звезда горит!» Долго смотрели им вслед. Будто знали, что из этих ребят почти никто не вернется.

«Железная леди советского кино». Характер Татьяны Лиозновой закалила война

В мае 1942 года под Харьковом часть, в которой выступала Сазонова, попала в окружение. В живых остались лишь несколько автоматчиков во главе с генералом Михайловым и сама актриса.

— Как-то перед самым рассветом остановились на лугу, спрятались в стогах передохнуть. Проснулись все разом: по лугу, перекликаясь и хохоча, ходят немцы. Бойцы рванулись к автоматам, я судорожно сжала их руки. Прошли немцы. И настала тишина. «Вот что, — говорит мне Михайлов, — идите дальше одна. У вас есть шанс: вы женщина — может, пройдете. Идите прямо по балке. За ней должно быть село, кто-нибудь из крестьян приютит. А нам один конец, в плен сдаваться не будем». И пошла я ночью по этой балке. Рано утром вышла к деревне. У одного дома стоит ведро с водой. Я к нему припала, оторваться не могу — несколько дней не пила, росу лизали с травы. Слышу, будто из-под земли, старушечий голос: «Девонька, иди-ка сюда». Рядом землянка, спустилась в нее. Бабка меня спрашивает: «Ты кто?» На мне платье форменное, назвалась медсестрой. «Снимай свою одежду, в деревне немцы». Дает мне старую кофту, юбку, мужской пиджак. «Наши-то где?» — спрашиваю. «Кажись, под Чепелем. Это совсем рядом. Бери хворостину. Встретятся немцы, мол, корову шукаю». Вышла на дорогу. У речушки немцы полощутся. Увидели меня, показывают в сторону Чепеля: «Там, пу-пу-пу — фронт». Прохожу, помахиваю хворостиной, а у самой коленки трясутся, вот сейчас в спину! Навстречу мотоциклисты с автоматами — страшно до жути. Чувствую, силы мои уже на пределе. Но иду. А к вечеру начался ураганный огонь. Залегла, головы не поднять. К рассвету утихло. Встала, поднялась на горку — в утренней мгле сожженная деревня дымится, только остовы печек торчат. У разрушенного сарая женщина на костре что-то варит в горшке. Присела возле. Вдруг сзади голос: «Гражданка, вы откуда?» Оглянулась — наши солдаты. У одного на гимнастерке медаль «За боевые заслуги». Вскочила, рванулась к ним — и упала без сознания…

Литература

  • Старосельская Н. Д. Нина Сазонова // Звёзды театра Российской Армии / Под ред. Б. М. Поюровского. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. — 304 с. — (Выдающиеся мастера. Театр). — ISBN 5-7805-0948-4.
  • Коркунов В. И. «Ниночка кимрская» (путь актрисы) // Страницы кимрской истории. Книга вторая: краеведческие очерки / В. И. Коркунов, В. В. Коркунов. — Тверь: Марина, 2010. — С. 112—122. — 344 с. — ISBN 978-5-903728-26-8.
  • Раззаков Ф. И. // Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев. — М.: Эксмо, 2005. — 671 с. — ISBN 5-699-10035-0.
  • Сазонова Нина // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.

Игрок, алкоголик и изверг

С тех пор центром Вселенной для Сазоновой стал ее сын. Она ревновала Михаила даже к его девушкам. Когда Михаил обзавелся официальной супругой и ребенком, Нине Афанасьевне удалось его рассорить с женой. Молодые развелись. Сазонова и ее сын стали жить вдвоем. Однако Михаил то ли в отместку матери, то ли просто в силу своей избалованности бросил работу и увлекся азартными играми. Он регулярно влезал в огромные долги, которые приходилось выплачивать Сазоновой.
Кроме того, Михаил начал злоупотреблять алкоголем. Во время запоев он переставал контролировать свои действия и даже поднимал на престарелую мать руку. А 2 января 2002 года случилась трагедия. В тот день соседка нашла Нину Сазонову на лестничной площадке. Актриса находилась на грани жизни и смерти. До такой степени ее избил родной сын. Нину Афанасьевну срочно госпитализировали. А Михаил, решив, что убил мать, покончил с собой.

Дележ «нехорошей» квартиры

Закончилось «семейное дело» трагедией. Маленько протрезвев и обнаружив мать лежащей на полу без движения, сын решил, что убил ее, вышел на балкон и… бросился вниз с 11-го этажа.

Врачам удалось спасти великую актрису, но перед страшным диагнозом, поставленным ей после жутких побоев: «деменция — старческое слабоумие, энцефалопатия сосудов головного мозга и цереброваскулярная болезнь ДЭ третьей степени» — и они были бессильны.

Жить Нине Афанасьевне Сазоновой, практически потерявшей дееспособность, оставалось еще два мучительных года. И все это время между ее родственниками шла борьба за трехкомнатную элитную квартиру актрисы.

Приведем лишь несколько выдержек из интервью, данных главными фигурантами различным изданиям.

В отражении славы родителей. Что приводит детей звёзд к трагическому финалу

Внук Нины Сазоновой, Евгений Борисов: «Несмотря на то что я прописан в этой квартире, Сазонова оформила генеральную доверенность о праве на наследство на Свиренко (Лариса Свиренко, женщина, выдающая себя за племянницу Нины Сазоновой. — Ред.). По договору она должна обеспечивать Нину Афанасьевну питанием, медпомощью и уходом. Медпомощь она оказала — положила актрису в дом престарелых.

Я пришел к участковому, объяснил ситуацию. Он схватился за голову: „Надоели вы мне с этой квартирой“. Дал мне двух оперативных работников. Дверь пришлось взламывать, так как Свиренко отказывалась ее открывать, хотя в моем паспорте стоит штамп, что я прописан в этой квартире. Но жить я здесь не стану. Не могу. Ведь в этой квартире фактически убили двух людей…»

Кстати, внука своего, по свидетельству главной медсестры Павловопосадской ЦРБ, куда Свиренко поместила свою «горячо любимую тетю», Аллы Евграфовой, Сазонова терпеть не могла. «Она даже как-то спросила персонал: «А бандит сюда не придет?». Мы не поняли: «Какой бандит?» Она: «Да внук мой».

Лариса Свиренко: «Борисов стал продавать вещи из квартиры и саму квартиру собирался продать. Квартиру оценили в сто с лишним тысяч долларов. Говорит: себе я возьму семьдесят, тебе — тридцать. Что значит — тебе тридцать?!»

Впрочем, какое значение все эти разборки имеют теперь? Нины Сазоновой больше нет. И не все ли нам равно, кому досталась или достанется злополучная квартира? С нами останутся ее роли, ее чудесные задушевные песни: «Ромашки спрятались», «Стою на полустаночке», «Старый вальсок» и ее слова, сказанные о себе, о нас всех при жизни. Давайте послушаем их еще раз вместе.

Семейное дело

Из криминальной хроники начала января 2002 года: «1 января 2002 года народная артистка СССР Нина Сазонова в тяжелейшем состоянии была доставлена в Центральный клинический госпиталь Министерства обороны. 85-летнюю женщину до полусмерти избил ее сын».

Своего единственного сына Нина Сазонова не просто любила, а любила по-сумасшедшему. Вот что писала несколько лет назад «Экспресс-газета», проводившая расследование трагедии, разыгравшейся в новогоднюю ночь в квартире актрисы: «…всю любовь она отдала единственному сыну. Опекала, холила, лелеяла. И в итоге „единственное“ окончательно обнаглело. Он толком нигде не работал — зачем, когда есть мама? Он всегда делал то, что хотел: пил, гулял и веселился на полную катушку. А мама делала для взрослого недоросля иногда невозможное».

Мало кто знает, что перед своей единственной кровинушкой народная артистка СССР чувствовала себя виноватой. И, как могла, старалась загладить эту вину.

Ребёнок известных родителей. Почему спиваются и погибают дети знаменитостей?

В фильме «Женщины» героиня Сазоновой ради любви к своему сыну отговаривает его жениться на женщине с ребенком — уверяет, что та ему не пара, что ему нужна «образованная и без ребенка». Картина заканчивается на том, что героиня Сазоновой приезжает в деревню, признав свою неправоту. В жизни самой Сазоновой произошло то же самое, только вот с другим финалом. Когда-то давно Михаил женился. Расставшись через некоторое время с женой, он впервые крепко запил. А потом в его жизни появилась женщина. С ребенком. Ей удалось сделать то, что не удавалось матери: Михаил «завязал».

— Мать, — сказал он однажды, едва переступив порог квартиры, — женюсь.

Что-то кольнуло в материнском сердце — то ли ревность, то ли еще что-то. Сын начал рассказывать о том, какая его будущая жена хорошая женщина, как он любит ее и ее ребенка.

— Ноги ее в моем доме не будет, — сказала Нина Афанасьевна, как отрезала. — Чужой ребенок мне не нужен.

И запретила жениться. Иногда Нина Афанасьевна становилась очень властной женщиной, и спорить с ней было бесполезно.

Нина Сазонова в фильме «Женщины» (1965).

Через несколько лет она будет очень сильно корить себя за это и, чтобы как-то загладить вину, всячески стараться угодить сыну. Ведь на любые упреки с ее стороны он неизменно отвечал одно и то же: «Ты же сама разрушила мое счастье».

От чувства собственной (в большей степени ею же придуманной) вины ее любовь становилась все безмернее. А любовь, как известно, слепа. «Ослепла» и Нина Афанасьевна. И поэтому исправно на протяжении многих лет оплачивала карточные долги сына. В советские времена, как известно, казино в СССР не существовало. Игроки и шулеры летом оттягивались в курортных городах (на пляжах Сочи, Ялты и других), зимой же игра по-крупному шла на катранах (так назывались конспиративные квартиры, известные в узких картежных кругах Москвы и Ленинграда). Довольно часто фортуна поворачивалась к Михаилу задом, и тогда на помощь приходила мама. Потому что прекрасно знала, что за карточный долг в те времена убить не убьют, а «подрезать» могут основательно. Вот и моталась немолодая уже женщина с концертами по всему Советскому Союзу и за его пределами. Благо, имя работало на нее. А когда не хватало заработанных денег, в ход шло все, что можно было продать, лишь бы великовозрастный обормот был спасен.

Нонна Мордюкова: гениальная на сцене, беззащитная в жизни

…Пришло время, и Михаил «отблагодарил мать». Впервые он зверски избил ее, когда пожилая женщина встала около двери, не желая пускать его за бутылкой. (После этого стал издеваться над нею регулярно.) Поводом для избиения могло стать что угодно. От злости бил куда придется. Ломал руки, старался ударить по голове, переступал через лежащую в коридоре мать и шел за очередной бутылкой. Однажды избил только потому, что она, по его мнению, рано легла спать. В ночной рубашке пожилой женщине удалось спрятаться у соседки по лестничной площадке. Дошло до того, что изверг очень сильно… искусал родную мать, после чего практически бездыханную актрису врачи «скорой помощи» привезли в Склиф, где она пролежала долгое время. Но когда милиционеры решили возбудить уголовное дело, актриса отказалась написать заявление на собственного сына, мотивировав тем, что «это семейное дело»…

Семейное дело

Из криминальной хроники начала января 2002 года: «1 января 2002 года народная артистка СССР Нина Сазонова в тяжелейшем состоянии была доставлена в Центральный клинический госпиталь Министерства обороны. 85-летнюю женщину до полусмерти избил ее сын».

Своего единственного сына Нина Сазонова не просто любила, а любила по-сумасшедшему. Вот что писала несколько лет назад «Экспресс-газета», проводившая расследование трагедии, разыгравшейся в новогоднюю ночь в квартире актрисы: «…всю любовь она отдала единственному сыну. Опекала, холила, лелеяла. И в итоге „единственное“ окончательно обнаглело. Он толком нигде не работал — зачем, когда есть мама? Он всегда делал то, что хотел: пил, гулял и веселился на полную катушку. А мама делала для взрослого недоросля иногда невозможное».

Мало кто знает, что перед своей единственной кровинушкой народная артистка СССР чувствовала себя виноватой. И, как могла, старалась загладить эту вину.

Ребёнок известных родителей. Почему спиваются и погибают дети знаменитостей?

В фильме «Женщины» героиня Сазоновой ради любви к своему сыну отговаривает его жениться на женщине с ребенком — уверяет, что та ему не пара, что ему нужна «образованная и без ребенка». Картина заканчивается на том, что героиня Сазоновой приезжает в деревню, признав свою неправоту. В жизни самой Сазоновой произошло то же самое, только вот с другим финалом. Когда-то давно Михаил женился. Расставшись через некоторое время с женой, он впервые крепко запил. А потом в его жизни появилась женщина. С ребенком. Ей удалось сделать то, что не удавалось матери: Михаил «завязал».

— Мать, — сказал он однажды, едва переступив порог квартиры, — женюсь.

Что-то кольнуло в материнском сердце — то ли ревность, то ли еще что-то. Сын начал рассказывать о том, какая его будущая жена хорошая женщина, как он любит ее и ее ребенка.

— Ноги ее в моем доме не будет, — сказала Нина Афанасьевна, как отрезала. — Чужой ребенок мне не нужен.

И запретила жениться. Иногда Нина Афанасьевна становилась очень властной женщиной, и спорить с ней было бесполезно.

Нина Сазонова в фильме «Женщины» (1965).

Через несколько лет она будет очень сильно корить себя за это и, чтобы как-то загладить вину, всячески стараться угодить сыну. Ведь на любые упреки с ее стороны он неизменно отвечал одно и то же: «Ты же сама разрушила мое счастье».

От чувства собственной (в большей степени ею же придуманной) вины ее любовь становилась все безмернее. А любовь, как известно, слепа. «Ослепла» и Нина Афанасьевна. И поэтому исправно на протяжении многих лет оплачивала карточные долги сына. В советские времена, как известно, казино в СССР не существовало. Игроки и шулеры летом оттягивались в курортных городах (на пляжах Сочи, Ялты и других), зимой же игра по-крупному шла на катранах (так назывались конспиративные квартиры, известные в узких картежных кругах Москвы и Ленинграда). Довольно часто фортуна поворачивалась к Михаилу задом, и тогда на помощь приходила мама. Потому что прекрасно знала, что за карточный долг в те времена убить не убьют, а «подрезать» могут основательно. Вот и моталась немолодая уже женщина с концертами по всему Советскому Союзу и за его пределами. Благо, имя работало на нее. А когда не хватало заработанных денег, в ход шло все, что можно было продать, лишь бы великовозрастный обормот был спасен.

Нонна Мордюкова: гениальная на сцене, беззащитная в жизни

…Пришло время, и Михаил «отблагодарил мать». Впервые он зверски избил ее, когда пожилая женщина встала около двери, не желая пускать его за бутылкой. (После этого стал издеваться над нею регулярно.) Поводом для избиения могло стать что угодно. От злости бил куда придется. Ломал руки, старался ударить по голове, переступал через лежащую в коридоре мать и шел за очередной бутылкой. Однажды избил только потому, что она, по его мнению, рано легла спать. В ночной рубашке пожилой женщине удалось спрятаться у соседки по лестничной площадке. Дошло до того, что изверг очень сильно… искусал родную мать, после чего практически бездыханную актрису врачи «скорой помощи» привезли в Склиф, где она пролежала долгое время. Но когда милиционеры решили возбудить уголовное дело, актриса отказалась написать заявление на собственного сына, мотивировав тем, что «это семейное дело»…

Личная жизнь

После войны актриса вышла замуж за директора художественной галереи Александра Капитоновича Борисова, у них родился сын Михаил. Брак с Борисовым продлился недолго.

В интервью «Первому каналу» актриса Л. И. Касаткина рассказывала: «Почему она не выходила замуж? Ей предлагали довольно интересные мужчины. И Холодилин — замечательный актёр, и Вешняков, но она отказывала, потому что так любила сына. Может быть, даже слишком».

В 16 лет Михаил привёл в дом свою первую жену Наталью. Чтобы содержать семью, ему пришлось бросить школу. Мать выступала категорически против этого брака, всячески игнорировала невестку. Через некоторое время в молодой семье родился сын Евгений, а вскоре Михаил и Наталья развелись.

После развода Михаил, оставшийся жить с матерью, начал употреблять алкоголь, пристрастился к азартными играм. Из-за вредных привычек молодой человек потерял работу, влез в долги, которые она была вынуждена выплачивать.

В последние годы жизни была полностью изолирована Михаилом от внешнего мира: он не подпускал мать к телефону, не впускал гостей в квартиру. Исключение было сделано им в канун встречи нового, 2002 года, незадолго до случившейся в новогоднюю ночь трагедии: Михаил впустил в дом представителей театра, пришедших поздравить актрису.

Игрок, алкоголик и изверг

С тех пор центром Вселенной для Сазоновой стал ее сын. Она ревновала Михаила даже к его девушкам. Когда Михаил обзавелся официальной супругой и ребенком, Нине Афанасьевне удалось его рассорить с женой. Молодые развелись. Сазонова и ее сын стали жить вдвоем. Однако Михаил то ли в отместку матери, то ли просто в силу своей избалованности бросил работу и увлекся азартными играми. Он регулярно влезал в огромные долги, которые приходилось выплачивать Сазоновой.
Кроме того, Михаил начал злоупотреблять алкоголем. Во время запоев он переставал контролировать свои действия и даже поднимал на престарелую мать руку. А 2 января 2002 года случилась трагедия. В тот день соседка нашла Нину Сазонову на лестничной площадке. Актриса находилась на грани жизни и смерти. До такой степени ее избил родной сын. Нину Афанасьевну срочно госпитализировали. А Михаил, решив, что убил мать, покончил с собой.

Творчество

Театральные работы

  • — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского — Маша
  • — «Фронт» А. Корнейчука — медсестра Маруся
  • — «Степь широкая» А. Корнейчука — Степанида Лукьяновна
  • — «Поднятая целина» М. Шолохова — Лушка
  • — «Барабанщица» А. Салынского — Наталья Тузикова
  • — «Левониха на орбите» А. Макаенка — Клава
  •  — «Раскинулось море широко…» Вс. В. Вишневского, В. Б. Азарова, А. А. Крона —
  • — «Снеги пали» Р. Феденёва — Раиса Семеновна Шитова
  •  — «Старик» М. Горького — Захаровна
  • «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
  • «Лес» А. Островского, режиссёр В. Мотыль — Раиса Гурмыжская
  • — «Идиот» по Ф. Достоевскому — генеральша Епанчина
  • — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — Донья Эухения Бальбоа
  • — «Мандат» Н. Эрдмана, режиссёр А. Бурдонского — Гулячкина
  •  — Игрок» по Ф. М. Достоевскому — Бабушка
  • — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Огуревна
  • «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова — Таня Бойцова
  • «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского — Домна Евстигнеевна
  • «Обрыв» по И. Гончарову — Полина Карповна Крицкая
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Фёкла Ивановна
  • «Надежда Милованова» по пьесе В. Пановой «Поговорим о странностях любви» — Татьяна
  • «Ужасные родители» Ж. Кокто — Ивонн
  • «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Эмма
  • «Каса маре» И. Друцэ
  • «Птицы нашей молодости» И. Друцэ 
  • «Обретение» И. Друцэ
  • «Игра без правил» Л. Шейнин 

Фильмография

  •  — Поэма о море — Степанида
  •  — Повесть пламенных лет — мать Марии
  •  — Простая история — Люба, подруга Саши Потаповой
  •  — Бессонная ночь — хозяйка на катере
  •  — В трудный час — эпизод
  •  — Первый троллейбус — Мария Игнатьевна
  •  — Юность (киноальманах) (новелла «Тётка с фиалками») — тётка с фиалками на шляпе
  •  — Живёт такой парень — тётка Анисья
  •  — Свет далёкой звезды — Клавдия Васильевна Коростылёва
  •  — Наш дом — Мария Иванова
  •  — Рано утром — Галина Петровна
  •  — Женщины — Екатерина Тимофеевна Беднова
  •  — Не самый удачный день — Анна Трофимовна
  •  — Бабье царство — Анна Сергеевна
  •  — Длинный день Кольки Павлюкова (короткометражный) — Настя Павлюкова, вдова, мать Кольки
  •  — Зигзаг удачи — Марья Петровна, мать Алевтины
  •  — Новенькая — мать Володи
  •  — Странные люди (киноальманах) (новелла «Думы») — жена Матвея Рязанцева
  •  — Моя улица — Клавдия Петровна Забродина
  • — — «Руины стреляют…» — мать Шуры
  •  — Конец Любавиных — Агафья Колокольникова, мать Клавдии
  •  — Нюркина жизнь — Вера Александровна
  • — — День за днём — тётя Паша
  •  — Сибирячка — Гурианова, мать Тамары
  •  — Не пройдёт и года… — Пелагея Васильевна
  •  — Юркины рассветы — Надежда Петровна Хмель, мать Юрки
  •  — Потрясение

Телеспектакли

  •  — Укрощение строптивой — кормилица
  • — Северо-западнее Берлина — Шура
  •  — Волны над нами — Ольга Трофимовна
  • — Барабанщица — Тузикова
  •  — Васса Железнова — Васса Железнова
  •  — Стариковское дело — старуха, жена Степана
  •  — Шопен. Соната номер два