Оглавление
- Мнение доктора Добсона
- За что можно, а за что нельзя?
- Наказание в отношении ребёнка
- За что нельзя наказывать ребёнка?
- Оптимальный возраст для наказания
- Как наказывать ребенка за плохие оценки
- Как наказывать ребенка в 2-3 года
- Наказываем по принципу «не навреди»
- Наказание за вранье и воровство
- Как кошка реагирует на «обиду»
- Предложения современной педагогики о правилах поощрения и наказания детей в семье
- Возрастные особенности
- Как избежать применения физического наказания
- Есть ли альтернатива наказанию?
Мнение доктора Добсона
Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.
Можно по-разному относиться к его взглядам (Добсон является сторонником физических наказаний), однако он сформулировал 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.
Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.
Таким образом, описанные Джеймсом Добсоном правила способны сократить область использования строгих «санкционных» мер, заложить в основу детско-родительских отношений любовь и тёплые чувства.
За что можно, а за что нельзя?
Слишком ограничивать запретами действия ребенка нельзя. Если все запрещать, то как он будет познавать мир? В таких случаях дети вырастают несамостоятельные и безынициативные.
Тем не менее, за осознанное нарушение ранее установленных правил следует применить обговоренное наказание. Например, сказать «если ты будешь обзывать детей в садике плохими словами, то на ужин не получишь сладкое».
Ребенок нарушил это правило, значит, на ужин не даете сладости, как бы он ни просил. Остальные члены семьи также не должны нарушить наказание, иначе ребенок не поймет, что так делать нельзя.
С точки зрения многих психологов наказывать необходимо за:
- Оскорбления, особенно в отношении старших.
- Ложь.
Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления.
Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать. Вранье поощрять нельзя
Физическое насилие.
Вы часто наказываете ребенка?
ДаНет
Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут.
Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных. Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно
Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять
Демонстративное нарушение установленных правил поведения.
Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.
Воровство. Оно должно быть строго наказано.
За что нельзя наказывать:
- Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то
Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.
И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает
Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.
Ребенок познает мир, проявляет активность
Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это их естественное поведение.
Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями
Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.
Действия, вызванные неосторожностью. Например, случайно уронил и разбил чашку
Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.
Проявление чувств – ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее
Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.
Вы не знаете как научить ребенка разговаривать в 3 года? Или как воспитать у дошкольника любовь к природе? Или вы никак не можете научить малыша спать в своей кроватке Тогда советуем вам ознакомиться с материалами по нашим ссылкам, они содержат ответы на все эти вопросы.?
Наказание в отношении ребёнка
Наказание ребёнка, чаще всего, применяется для коррекции нежелательного поведения и скоренения возможных проступков. Целью наказания является побуждение ребёнка к исправлению.
Наказания, применяемые родителями к детям, можно оделить на два условных вида.
- Позитивное. Примером позитивного наказания, предлагаемого психологами, может стать постановка в угол ребёнка. Также к такому виду наказания можно отнести лишение или ограничение какого-то рода деятельности, которое может выражаться в запрете к просмотру любимых телесериалов/телепередач.
- Негативное. Основным примером негативного наказания можно считать применение физического воздействия любой силы к ребёнку, даже несколько шлепков по его попе. Примерами таких наказаний могут служить запрет на общение с друзьями во внеурочное время. То есть, при негативном наказании устраняется позитивно подкрепляющий стимул из жизни ребёнка, не считаемый взрослым человеком важным и жизненно-необходимым. Взгляды на этот стимул у взрослых и детей не совпадают, что и вызывает негативность наказания за проступок, совершённый ребёнком.
Поощрение с наказанием – это неотъемлемые части в воспитании ребёнка. Есть основные правила по применению как наказания, так и поощрения. Если им не следовать, то ребёнок может вырасти либо озлобленным, либо избалованным человеком.
За что нельзя наказывать ребёнка?
Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.
Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.
Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по не знанию, случайно или из благих пожеланий.
Не рекомендуется наказывать ребёнка:
за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.
Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?
Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.
Оптимальный возраст для наказания
Если ребёнок младше двух лет, то он не поймёт связь между своим проступком и мерами пресечения, которые предпримут родители. Например, японские родители предпочитают не ругать дитя, пока ему не исполнится 3 года. Но с этого возраста чадо знакомят с новым порядком, и также появляются наказания за проступки.
До двух лет к чаду не стоит применять дисциплинарную меру
Лучше переводить внимание дитя на другие вещи. При этом нужно чётко говорить «нет» и давать понять малышу, что определённое поведение не является желательным
В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики. Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки.
Многие родители желают знать, как наказывать ребёнка в 5 лет правильно. Необходимо учитывать, что в возрасте с трёх до пяти лет можно применять первые виды наказаний. Ведь для дитяти этого возраста устанавливаются главные правила и дисциплинарные методы. В этом возрасте чадо начинают ставить в угол, а также сажают на стул для тех, кто провинился.
Если родитель хочет знать, как наказывать ребёнка в 8 лет, то нужно учитывать, что телесные наказания должны быть отменены. Если оставить телесное наказание, то дитя в этом возрасте начинает чувствовать от такого метода унижение. Родителям следует больше бесед проводить с ребёнком, обсуждать определённые поступки. И также можно с примерами объяснять возможные причины человеческого поведения и развивать сочувствие.
Порицание нужно даже за небольшие проступки. Если этого не делать, то с каждым разом они будут все крупнее, а ребёнка будет все сложнее остановить.
Чтобы правильно выбрать дисциплинарную меру для подростка, необходимо учитывать, что в переходном возрасте молодые люди очень чувствительны к мнению других людей, они склонны к впадению в крайность. Для подростка можно применить такое наказание, как лишение привилегий, а также сокращение времени общения с приятелями.
Как наказывать ребенка за плохие оценки
Плохие оценки являются камнем преткновения между родителями и детьми. С одной стороны, они могут указывать на безалаберность ребенка. С другой же, могут указывать на развитие малыша в другом направлении. Родители должны относиться с пониманием к малышу и не требовать от него невозможного.
Разберитесь в причине появления плохих оценок. Возможно, это вовсе не вина вашего ребенка. Может, у него сложились непростые отношения с учителем
Выясните сильные стороны малыша. Бывает, что ребенок получает плохие оценки по математике. Однако, он лучший в классе по английскому языку и другим гуманитарным предметам
Обратите внимание на это при выборе будущей профессии
Если ребенок плохо учится по всем предметам, проведите с ним беседу. Наверняка есть факторы, которые мешают ему учится
Чрезмерно наказывать ребенка за плохие оценки нельзя, иначе вы полностью отобьете желание учиться
Комбинируйте наказания с поощрениями
Давайте стимулы ребенку для учебы (например, что он поедет летом на море, если закончит год без троек)
Наказание за плохие оценки
Как наказывать ребенка в 2-3 года
Лучший вариант наказания — делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.
В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции — дать ребенку пространство, где он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние.
Как правильно наказывать тайм-аутом:
Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго скажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.”
Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату.
Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когда ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоится.
Посыл такой передышки:
- создать безопасную для всех среду
- научить справляться со своими эмоциями, проговаривая их ребенку
- показать, что с любыми чувствами можно справиться, заметив их
“Подушка мира” — еще один вариант эффективного наказания трехлетнего малыша.
Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно.
Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”.
Если ребенок отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.
Наказываем по принципу «не навреди»
Если целью наказания вы видите помощь и исправление допущенных ошибок, то вы абсолютно на правильном пути. Ежели порицание обращено не на сам поступок, а непосредственно на ребёнка, то взгляды надо бы пересмотреть. По тяжести совершенного проступка психологи советуют родителям выбирать соответствующие меры.
- Разъяснительная работа. Иногда вполне достаточно вынести выговор с подробным разбором совершённого деяния. Зачастую в процессе разбирательства всплывают обстоятельства, смягчающие вину: хотел помочь, но так получилось, было любопытно, а в результате сломал. Начните с подробного допроса, и может случиться так, что другие меры не потребуются.
- Устраиваем тайм-аут. Если в наше счастливое детство местом для подумать о своём поведении был угол, то современная наука креативно предлагает использовать для пятиминутного успокоения стул, дабы не травмировать детскую психику ограниченным пространством двух сомкнувшихся стен.
- Лишаем удовольствий. Именно развлечений, без которых в принципе можно свободно обойтись, а не предметов жизненной необходимости. Не сомневаюсь, что в каждой семье у ребёнка можно найти такое слабое место.
- Трудотерапия. Приучите с детства исправлять трудом свои ошибки. Раскидал мусор – прибери за собой, нарисовал в подъезде на стене – вот ведро и тряпка, преднамеренно испортил чужую вещь – берём домой, чтобы починить или даём взамен свою. Только не стоит за проступки наказывать домашней работой, делать которую дети должны по своему желанию, осознавая необходимость её выполнения, а не в случаях провинности.
- Зовём на помощь сказку. Там, где не помогают обычные доводы, для детей, особенного младшего возраста, как нельзя лучше подойдут аллегории и сравнения. Ведь каждый хочет быть «на коне» и жить в королевстве, а не страдать в одиночестве в лесной избушке. Такой метод коррекции поведения называется сказкотерапия. А еще советую познакомиться с арт-терапией, она может помочь понять причины нехорошего поведения ребенка и справиться с ними.
- Игнорировании ребёнка. Психологами допускается такое поведение родителей в исключительных случаях и на непродолжительное время. Работает оно, конечно, очень эффективно, но способно нанести душевные травмы. Поэтому с такой мерой надо быть особенно аккуратным.
Вот только некоторые советы, которыми можно руководствоваться для гуманной корректировки неправильного поведения наших чад. Какой бы способ наказания вы не выбирали, делайте это с любовью, чтобы каждый раз ребёнок принимал все ваши действия во благо.
Видео для вас, на котором мнение психолога по рассматриваемой сегодня теме.
Прощаюсь с вами в надежде услышать истории и советы, чтобы применить их вовремя, убрать кнут в далёкий угол и приготовить на раздачу сладкие пряники.
Желаю счастья и здоровья!
Всегда ваша, Евгения Климкович!
Наказание за вранье и воровство
За вранье
Для начала – причины детской лжи:
- Вы показали ему пример;
- Вы засмеялись, когда он соврал в первый раз;
- он не понимает, что это плохо;
- он старается понравиться (хвастает);
- он фантазирует;
- он боится наказания или унижения;
- он ищет одобрения;
- он старается быть вежливым;
- он – «генетический лгун»;
- он подражает сверстникам.
Как видите, вины ребенка тут капля, зато взрослого — полная чаша.
Тонкости наказания лгунов и лгунишек
Как наказать ребенка за вранье? А точнее – что делать, чтобы он перестал говорить неправду?
- Разберитесь в чем причина детской лжи.
- Объясните, что это плохо и почему честным быть хорошо.
- Научите малыша быть честным, дайте ему право говорить любую правду.
- Не давайте сыну и дочери непосильных поручений.
- Не создавайте в семье атмосферу соперничества.
- Умейте хвалить, поддерживать и дружить со своим ребенком.
- Исключите дружбу с детьми, которые врут.
- Никогда не наказывайте за ложь ребенка, который сам признался, что соврал. Если его проступок слишком серьезен – пусть это будет не страшное наказание, а что-то приемлемое: стояние в углу, ограничение, запрет. Причем, он должен понимать, что пострадал не за то, что признался, а за непослушание.
- Подавайте правильный пример.
- Помните, что перед Вами – ребенок.
- Наказание должно быть адекватным проступку.
- Ребенок не должен жить в постоянном страхе наказания.
- Не казните дитя, не выяснив причины лжи.
- Не позорьте виновника. Не жалуйтесь родственникам и знакомым. Отругав единожды, мысленно объявите лгуну амнистию.
- Исключите из семейной практики жестокие и унизительные наказания.
Словами статистики – врут около 5% детишек, включая младших школьников и подростков. Жажда похвалы и страх наказания – вот наиболее частые причины вранья. Нужно ли наказывать ребенка? А вдруг из-за этого он станет лгунишкой?
До 4 лет детишки не врут, а фантазируют. Его истории – это полет в сказку, продолжение игры и мысленного приключения. После четырех малыши умеют взглянуть на мир глазами взрослого и попытаются соответствовать эталону.
Как наказать ребенка за непослушание, если детская психика столь хрупкая и изменчивая? Того и гляди, вместо пользы сложится ситуация хуже некуда. Как ни странно, но наказание и жестокость несовместимы. Родительская справедливость и понимание правил поведения ребенком лежат в основе правильного воспитания.
Мы не можем растить детей, взяв их под свое крыло. Влияние общества невозможно контролировать. Какие дети попадут в класс с Вашим ребенком? Что он может увидеть в интернете? О чем и в каких выражениях будут говорить его спутники в общественном транспорте? Родители должны уметь настоять на своем и повернуть воспитание в нужное русло. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому наказание может иметь место
Важно, чтобы оно было справедливым, своевременным и соответствующим проступку
За воровство
- Узнайте у него, почему он так сделал, чтобы понимать причины и попытаться устранить их, насколько это от вас зависит.
- Спросите, что бы он чувствовал, если бы у него украли его любимую вещь.
- Объясните, что так делают очень плохие люди, и что из-за того, что он так поступил, вам очень плохо. Расскажите, что отношение к нему окружающих, зависит, прежде всего, от того, как он сам себя ведет: если он не хочет, чтобы у него воровали, то сам не должен этого делать.
- Когда ребенок не будет видеть, «украдите» у него его любимую вещь и спрячьте так, чтобы он не нашел ее. Когда ребенок увидит, что вещь исчезла, скажите ему, что ее кто-то украл из-за того, что он сам поступил однажды как вор. Если не увидите искреннее раскаяние, то продолжайте тайно забирать его вещи до тех пор, пока не увидите беспокойство в его глазах и искреннее сожаление.
- «Сыграйте» на социальном факторе: скажите, что если он будет так делать, дети перестанут с ним играть, будут насмехаться и он попадет в тюрьму (для детей старше 10 лет). Если ребенок младше, скажите, что если он продолжит воровать, то попадет в такое место, из которого его очень долго не выпустят, где ничего нет, и находятся такие же злодеи, как и он сам, которые отбирают чужие вещи без спроса.
Как кошка реагирует на «обиду»
Когда кошка чувствует боль, стах или другой дискомфорт, она действует согласно своей животной природе:
- чаще всего пытается уклониться от общения с источником своих бед (избегает зрительного контакта, не хочет общаться, отворачивается, вырывается из рук и уходит).
- если кошке что-то очень насолило, она постарается убежать в укромное место и пересидеть опасность, успокоиться.
- а если кошку загнали в западню (угол), и она не может сразу спастись бегством, кошка предупреждающе шипит, громко и низко мяукает, рычит и если ее не понимают сразу — переходит в нападение (может оцарапать или укусить).
Причем помнить обиду кошки могут очень долго (читала данные, что несколько лет).
А вот мысли о том, что кошки намеренно мстят людям, абсолютно не верны. На вынашивание коварных планов и месть способны только «продвинутые» люди.
И когда человек чем-то обидел кошку, а она упорно уделывает его обувь, это не месть. Она просто боится повторения неприятной ситуации. При этом кошка забивает своим запахом запах своего обидчика и пытается вытеснить его со своей территории.
Предложения современной педагогики о правилах поощрения и наказания детей в семье
В современной педагогике есть несколько рекомендаций о поощрении и наказании детей.
Начинать надо с похвалы ребёнка, с положительной оценки его действий, поступков. Он сам должен утвердиться в правильности своего поступка, поверить в свои силы и возможности. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше. У ребёнка должна сформироваться глубокая убежденность, что родители всегда на его стороне, безоговорочно и безгранично его любят и принимают именно таким, как он есть. Они могут отрицательно отнестись к его поступкам, но к нему самому это никакого отношения не имеет.
В общении с ребёнком нельзя допускать и намёка на агрессию. Только ласка и спокойствие. Чем экспрессивнее будет выскажено неудовольствие, тем более груб и агрессивен будет ответ.
Любое отрицательная оценка или наказание должно случаться сразу после того, как негативный поступок был совершён или «открылся». При этом взрослый не должен скрывать своих эмоций. Необходимо показать, рассказать, подчеркнуть свои чувства и переживания из-за неизбежности наказания. Проговорив эмоцию и снизив внутреннее напряжение, иными словами «выпустив пар», взрослый избежит физического воздействия на ребёнка. Именно так нужно, должно и можно реагировать на любой из проступков, даже самый ужасный, своего ребёнка.
Если есть эмоция, то значит равнодушию места нет. А для любящего дитяти самое серьёзное наказание — родительская печаль с неучастием в жизни.
Важно! Если у взрослого нет уверенности в том, что негативный проступок ребёнка имеет место, тоесть у него присутствует сомнение, наказывать малыша не следует. Необходимо рассказать ребёнку о возникших сомнениях
И, переговорив с ним спокойно, им нужно заняться вместе чем-то приятным и полезным. Ребёнок не должен бояться доверять взрослому все свои печали и чаяния. В этом случае он расскажет, чем было вызвано имеющее место быть действие. Возможно, его спровоцировали или подставили, а он не захотел подчиниться и среагировал так, как случилось.
Возможно, при попытке сделать что-то дурное, ребёнок задумается и его остановит нежелание огорчать родного взрослого. И это однозначно станет самая значительная родительская победа.
Возрастные особенности
- Родители должны понимать, что детки в самом раннем возрасте не понимают, за что их наказывают и могут просто решить, что мама или папа их вовсе не любит.
- Что касается деток от года до двух, то лучшим способом является отлучение ребенка от пакостного действия, переведение его внимания на другой процесс. Также нужно помнить о необходимости объяснить, что он не так сделал.
- В три годика наступает тяжелый период, малыш всеми силами пытается показать свою самостоятельность, противостоит просьбам родителей. В этот период лучшим способом наказания является отказ в покупке ожидаемой игрушки или прекращения игры.
- Деткам с трех до пятилетнего возраста уже начинают водить первые реальные наказания, это время для установления дисциплинированных мер. Малыша могут поставить в угол или оставить сидеть на стуле «для непослушных детей».
- Ребенку шести — семи лет необходимо объяснять неправильность его поведения, приводить примеры, активно развивать сочувствие.
- Стоит учитывать, что для детей в переходном возрасте необходимо применять такие меры наказания, чтоб их не ущемлять и не унижать. Помните, что они очень чувствительно реагируют. Лучше всего лишить, например, возможности играть на компьютере или не дать встретиться с другом.
Как избежать применения физического наказания
Хитрость создания условий, в которых малыш будет прибегать к нарушению установленных правил редко, в стремлении придерживаться простых правил:
Мера в запретах. Малыш не должен чувствовать, что ему все запрещено. Такова природа человека, он нуждается в свободе выбора. Уже младенцу нужно создавать условия, в которых он сможет делать все, что ему захочется и не слышать постоянное «нет» и «нельзя». До 3-х лет это достигается простым изъятием предметов, не подходящих для игр, отвлечением от нежелательного поступка, разнообразием интересных занятий. С детьми постарше необходимо оговаривать нормы и правила, не выставляя их в виде запрета, а рассказывая, почему не стоит совершать тот или иной поступок. Когда малыш четко понимает, что определенное действие или поступок не просто запрещены, а могут стать причиной сложных последствий, ему легче регулировать свое поведение. Стоит помнить, что ребенок старше 3-х лет реагирует только на 3 первых «нельзя» в день, после этого его мозг просто игнорирует это слово;
Единство всех членов семьи. Перед тем, как обозначить запрет ребенку, стоит обсудить его со всеми членами семьи и прийти к единому мнению. Запрет будет действовать на ребенка правильно только в случае, если все взрослые поддерживают его
Бабушки и дедушки должны понимать важность поддержания законов, установленных родителями и не давать поблажек, ни при каких условиях;
Единые стандарты. Идеально, если введенный запрет будет касаться всех членов семьи
Если вы что-то запрещаете ребенку, а при этом сами постоянно делаете запрещенное, то у малыша не формируется четкое понимание правильной линии поведения. Если не выполнять запрещенное действие не получается, то ребенок должен четко усвоить, почему так происходит. Можно сказать, что такое действие очень опасно и его могут выполнять только взрослые, которые прошли специальную подготовку и когда малышу будет определенное количество лет, его научат правильно выполнять это действие. Понимание со стороны ребенка причины запрета, шаг к соблюдению.
Соблюдая эти простые правила, вы сможете снизить количество негативных проявлений со стороны ребенка. Конечно, полностью избежать наказаний вряд ли удастся, но стремиться к этому нужно.
Есть ли альтернатива наказанию?
Мы по-разному можем реагировать на негативное поведение ребенка. Но как бы мы ни называли эту реакцию, если это не ее отсутствие, значит, это попытка повлиять на поведение ребенка, поменять его модель, то есть по сути своей — наказание.
Можно выбирать альтернативные методы, но, по сути, избежать наказаний реально только через вседозволенность.
Альтернативы наказанию в воспитании нет, но это не плохо, а очень даже правильно.
Итоги:
- Наказание — реакция родителей на неправильные поступки ребенка, ограничитель и маркер нежелательного поведения.
- Наказание должно следовать за нарушение осознанных и усвоенных ребенком правил, что возможно только по достижении возраста самосознания.
- Ребенок, которого не наказывают = ребенок, которого не воспитывают: для будущей жизни в обществе нужно уметь соблюдать границы.
- Метод наказаний подбирается индивидуально в зависимости от проступка и особенностей конкретного ребенка.
- Наказывая, руководствуйтесь принципом «не навреди».