Марк аврелий — биография, новости, личная жизнь

Становление императором

После того, как его приемный отец умер в 161 году, Аврелий пришел к власти и был официально тогда известен как Марк Аврелий Антонин Август.В то время как некоторые источники указывают, что Антонин выбрал его как своего единственного преемника, Аврелий настоял, чтобы его приемный брат служил его соправителем. Его братом был Луций Аврелий Верус Август (обычно называемый Верусом).

В отличие от мирного и процветающего правления Антонина, совместное правление двух братьев было отмечено войной и болезнями. В 160-х годах они сражались с парфянской империей за контроль над землями на Востоке. Верус руководил военными действиями, а Аврелий остался в Риме. Большая часть их успеха в этом конфликте была приписана генералам, работающим при Верусе, особенно Авидию Кассию. Позднее он стал губернатором Сирии. Возвращающиеся солдаты принесли с собой в Рим какую-то болезнь, которая затянулась на несколько лет и уничтожила часть населения.

По окончании парфянской войныдвум правителям пришлось столкнуться с еще одним военным конфликтом с германскими племенами в конце 160-х годов. Немецкие племена пересекли реку Дунай и напали на римский город. Собрав необходимые средства и войска, Аврелий и Верус отправились сражаться с захватчиками. Верус умер в 169 году, поэтому Аврелий двинулся в одиночку, пытаясь отогнать немцев.

Прекратите переживать о том, что подумают о вас другие.

«Сколько же времени выигрывает тот, кто не следит за действиями ближнего своего и не прислушивается к его мнению, сосредоточившись только на себе!».

Рассматривать себя с точки зрения других людей – это пустая трата времени. Такое поведение наносит вам огромный ущерб, мешая достигать поставленных перед вами целей. А если имеет место еще и клевета со стороны окружающих, тогда это сильно сказывается на вашем благосостоянии.

Чужое мнение не должно иметь и не имеет абсолютно никакого влияния на вашу жизнь. Поэтому вместо переживаний об общественном мнении лучше потратьте это время на что-то более полезное. Например, сосредоточьтесь на достижении успеха или на обретении душевного спокойствия.

ВСТУПЛЕНИЕ

Все три  конных памятника представляют интерес не из-за их скульптурного совершенства, а из-за счастливого стечения обстоятельств, вызванного их уникальностью в том смысле, что других таких в соответствующий исторический момент не было, а если и было, то мало.

На античную статую Марка Аврелия во многих статьях, касающихся конных статуй, были ссылки как на прообраз, которому создатели этих статуй следовали многие и многие века во всех странах.  От античности остался только этот конный монумент, да и то только потому, что боровшиеся с языческим наследием путем разрушения памятников европейские христиане перепутали персонажей и сочли, что это памятник Константину Великому, который лет через двести после Марка Аврелия сделал христианство господствующей религией римского государства, чего близко не было во времена Марка Аврелия.

Конный памятник Гаттамелате работы Донателло (подробнее о нем — во второй части) – один из первых, появившихся после средневекового затишья и накопления творческих сил западноевропейцами, начавшими в эпоху Возрождения заново открывать античную скульптуру, достигшую больших высот в античных Греции и Риме. Сложно себе даже представить, сколько  надо было переосмыслить скульпторам после средневековых экзерсисов с конями и всадниками наподобие того, что сделал неизвестный мастер в 9 веке.

Неизвестный мастер. Карл Великий. 9 век. Бронзовая статуэтка, высота 25 см. Бронза со следами позолоты. Лувр

Конный памятник кондотьеру Коллеони работы Верроккьо (подробнее о нем — в третьей части) таков, что удостоился в виде копии стоять рядом с «Давидом».  Микеланджело в Музее изящных искусств имени Александра III при Московском императорском университете (ныне Пушкинском музее). Создатель и первый директор музея И.В.Цветаев что попало не собирал.

Кроме того, трудно обойти молчанием памятник Верроккьо, поскольку он и Донателло подобно Канове и Торвальдсену (последний был моложе Кановы примерно на 20 лет), проработали несколько одинаковых сюжетов со сдвигом по времени, поскольку Верроккьо был на пятьдесят лет младше Донателло. Оба сделали конные монументы, оба сделали «Давида», оба сделали амуров: «Амур-Атис» Донателло и «Путто с дельфином» Верроккьо и т.п. Все эти работы знаковые, так как в те домикеланджеловские времена скульпторы открывали все заново (Микеланджело было 13 лет, когда умер Верроккьо).

У Верроккьо учился Леонардо да Винчи, а тот оказал влияние на Рафаэля, Верроккьо был славен не только как скульптор, но и как живописец. Да и как не сказать о Верроккьо после Донателло, если Верроккьо занимал помещение бывшей мастерской Донателло (шутка, на самом деле, действительно занимал, но не это главное).

Амуры и путто — явный реверанс в сторону античности после средневековья.

Донателло. Амур-Аттис

Даже описавший жизнь Донателло Джоржо Вазари (жил при Микеланджело, то есть описания не прижизненные, а более поздние) не знал, кого изобразил Донателло, можно предположить, что и сам Донателло тоже не знал, кого ваяет, просто ему попалась античная статуэтка и он решил на ее основе изобразить мальчугана. Почему Амур? – Потому, что крылышки. Почему Аттис? Потому что у него странные штаны, которые носил фригийский божок Аттис.

Справка. Аттис – культовый спутник и возлюбленный фригийской богини материнской силы Кибелы (из Малой Азии, ныне Турция). В припадке ревности она наслала на Аттиса безумие, и он оскопил себя и умер. Жрецы Кибелы весной во время праздника в честь Кибелы и Аттиса оскопляли (кастрировали) себя. Без анестезиолога, жутковато. Римляне занесли к себе культ Кибелы, и празднество в честь Аттиса в Риме происходило с 15 по 27 марта, оно сопровождалось неистовыми оргиями. Остается неясным, символизировало ли это умирающую природу или должно было символизировать преодоление различия между мужчиной и женщиной путем оскопления. В тайных обрядах культа важную роль играл религиозный обряд тавроболии, когда в яме стоял участник мистерии, а над его головой убивали быка, почему то считалось, что так человек очищается от греха. Так обряд превратился в крещение кровью.

Возникает вопрос, знал ли Донателло обо всем этом? Тем более, что подавляющая часть его работ связана с храмовой скульптурой и христианской тематикой. Ясно одно: в этой работе он – прежде всего скульптор, осваивающий новый скульптурный мотив (в виде мальчугана).

Верроккьо. Путто с дельфином. Путто – просто маленький мальчик, отличается от амура (эрота) тем, что у него нет крыльев (действительно, откуда бы им взяться у простого мальчика?). У этого путто есть и крылышки, и дельфин, атрибут Венеры, матери Амура, но почему-то его Амуром не называют.

О жизни Марка Аврелия

В 161 году Марк Аврелий принял на себя заботу об Империи и ответственность за ее дальнейшую судьбу, разделив ее с цезарем Луцием Веером, также приемным сыном Антонина Пия.

В действительности очень скоро бремя забот об империи стал нести один Марк. Луций Вер проявил слабость и ушел от государственных дел. В то время Марку было около 40 лет. Его мудрость и склонность к философии помогли ему успешно править империей.Из масштабных событий, выпавших на долю императора, можно назвать устранение последствий наводнения из-за разлива реки Тибр, которое погубило много скота и вызвало голод населения; участие и победу в Парфянской войне, Маркоманнскую войну, военные действия в Армении, Германскую войну и борьбу с моровой язвой — эпидемией, унесшей жизни тысяч людей.

Несмотря на постоянную нехватку средств, император-философ, произвел похороны умерших от эпидемии бедняков за государственный счет. Чтобы избежать повышений налогов в провинциях для покрытия военных расходов, он пополнил государственную казну, проведя большой аукцион по продаже принадлежащих ему художественных ценностей. А не имея средств на проведение необходимой военной кампании, он продал и заложил все, что принадлежало ему лично и его семье, включая драгоценности и одежду. Торги продолжались около двух месяцев — так были велики богатства, с которыми он не пожалел расстаться. Когда же средства были собраны, император с войском выступил в поход и одержал блестящую победу. Радость подданных и любовь их к императору были велики, что они смогли вернуть ему значительную часть богатства.

Марк Аврелий всегда проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было удержать людей от зла либо побудить к добру.

Осознавая важность философии в образовательном и воспитательном процессе, он учредил в Афинах четыре кафедры — академического, перипатетического, стоического и эпикурейского направлений. Профессорам этих кафедр было назначено государственное содержание

Не страшась лишиться популярности, он изменил правила гладиаторских боев, сделав их менее жестокими. Несмотря на то, что ему приходилось подавлять восстания, то и дело вспыхивающие на окраинах империи, и отражать многочисленные вторжения варваров, уже подтачивающих ее мощь, Марк Аврелий никогда не терял хладнокровия.

По свидетельству его советника Тимократа, жестокий недуг причинял императору ужасные страдания, но он мужественно переносил их и несмотря ни на что обладал невероятной трудоспособностью. Во время военных кампаний, в походных кострах, жертвуя часами ночного отдыха, он создавал подлинные шедевры философии морали и метафизики. Сохранилось 12 книг его воспоминаний, которые назывались «К себе самому». Они также известны под названием «Размышления».

Во время посещения восточных провинций, в которых разгорелся мятеж, в 176-м году умерла его супруга Фаустина, сопровождавшая его. Несмотря на все горькие недостатки супруги, Марк Аврелий был благодарен ей за терпение и благосклонность и называл ее «матерью лагерей».

Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180-го года во время военного похода в окрестностях современной Вены. Уже больной, он очень горевал о том, что оставляет после себя беспутного и жестокого сына Коммода. Перед самой его кончиной Гален (врач императора, который, несмотря на смертельную опасность, был до последней минуты рядом с ним) услышал от Марка Аврелия: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его изможденные губы тронуло подобие улыбки. Марк Аврелий умер достойно и мужественно, как воин, философ и великий государь.

 Марк Аврелий  

О книге

«Размышления» Марка Аврелия (другое название – «Наедине с собой») являются сборником заметок, рассуждений и отрывков его мыслей в качестве стоика. Во времена военного затишья великий император при первой удобной возможности делал записи, полные сложных, но в то же время важных жизненных вопросов.

Изложенные в книге идеи нельзя назвать оригинальными, поскольку ими насквозь пронизана вся философия стоицизма. Марк же анализировал их и записывал свое понимание. Поэтому он оставил после себя мудрые и глубокие идеи, касающиеся многих аспектов человеческой жизни.

Стоицизм – направление философской науки, которое проповедует эмоциональную стабильность и стойкость перед лицом постоянно меняющегося, жестокого и непредсказуемого мира

Он провозглашает важность самоконтроля в борьбе с пугающими трудностями, выпадающими на долю каждого из людей. Все проблемы можно преодолеть, если быть гибким в своих ожиданиях от жизни и реальности

Стоицизм помогает нам осознать, что нереалистичные ожидания от собственной жизни только вредят нам. Вместо этого мы должны научиться управлять своими эмоциями и понимать, что так или иначе каждому из нас придется пережить тяжелые времена.

И в своей книге Марк Аврелий уделил этому вопросу очень много внимания. Так, значительная часть его «Размышлений» настоятельно призывает читателей принять неизменность вселенной, демонстрируя при этом внутреннюю стойкость и спокойствие.

Смерть Марка Аврелия

Война еще продолжалась, когда император Марк Аврелий занемог и умер. Он скончался в паннонском городе Виндобоне (нынешней Вене) (17 марта 180). Умирая, он тревожился душою за будущность государства. Свои личные страдания Марк Аврелий выносил спокойно и ожидал смерти безбоязненно, верный правилу, которому следовал в жизни: «Человек в свое не долгое земное существование должен жить сообразно природе, а когда настанет минута возвращения в отечество, должен покориться этому спокойно, как созревшая маслина, которая, упадая, благословляет дерево, ее породившее и благодарит ветвь, на которой держалась». Прах умершего императора был перевезен в Рим и при всеобщей печали погребен в Мавзолее Адриана. Памятники и статуи сохраняли потомству память о мудром и добром государе. Его триумфальные ворота на Корсо оставались целы до 1662 года. Статуя Марка Аврелия на коне и колонна до сих пор украшают Рим. Они свидетельствуют, что римское искусство, хотя и падало, но еще сохраняло тогда достоинство, правдивость, изящество. Коммод, желая скорее вернуться к наслаждениям столичной жизни, поспешил кончить утомительную войну невыгодными для Рима договорами, показавшими германцам слабость дунайской границы.

Конная статуя императора Марка Аврелия. Капитолийская площадь, Рим

Смертью Марка Аврелия начинается новый период истории римской империи, когда явственно обнаружились результаты переворота, произошедшего за первые три столетия нашей эры в литературе, науке, религии, философии. Главное значение Марка Аврелия и двух предшествовавших ему императоров состоят в их влиянии на умственную жизнь современников. Династия Антонинов важна не политической или военной деятельностью. Мысли её монархов гораздо больше были заняты философией, литературой, религией. Эта сфера жизни была и для всего образованного общества империи гораздо более занимательною, чем действия войск в отдаленных странах и политические дела, от участия в которых общество было устранено. Философские размышления императора Марка Аврелия о самом себе служат ясным свидетельством того, что интересы людей сосредоточивались тогда в области их душевной жизни.

Ваше благосостояние и удовлетворенность жизнью определяются вашими мыслями.

«Удовлетворенность собственной жизнью зависит от качества ваших мыслей».

Удовлетворенность человека зависит не только от внешних событий. Да, счастье можно найти в коротких мгновениях взаимодействия с окружающим миром. Но это никогда полностью не удовлетворит нашего стремления к счастью.

Истинное удовлетворение приходит лишь в состоянии душевного спокойствия. Управление своими эмоциями, амбиции, направленные на достижение своих целей, и благодарность за все, что у вас уже есть, – всего перечисленного можно добиться с помощью правильного умонастроения. А это ведет непосредственно к чувству счастья.

Семья и первые годы жизни

Будущий император Рима появился на свет в 121 г. в семье Домиции Луциллы и Анния Вера, который был представителем древнего итальянского рода Анниев Веров. Многие из членов этого клана считали себя прямыми потомками царя Нумы Помпилия (715-633/633 гг. до н.э.). Род был признан патрицианским только через много-много столетий, когда на трон взошел император Веспасиан. Случилось это в 79 году нашей эры. При нем список патрициев Рима был обновлен за счет внесения в него многих знатных семей, в том числе и Анниев Веров.

При рождении мальчик получил родовое имя – Марк Анний Вер. Его родной отец умер вскоре после появления Марка на свет, и ребенка усыновил Публий Катилий Север, из-за чего имя мальчика было изменено на Марк Анний Катилий Север.

Семья ребенка была знатной и постоянно находилась при императорском дворе

Поэтому не удивительно, что на Марка внимание обратил сам правитель Рима – Адриан. Именно он отметил необычные способности малыша, его тягу к знаниям и наукам

Император приказал отдать мальчика в школу, где преподавали лучшие учителя того времени. Так Адриан отдавал долг памяти Публию Катилию Северу, умершему в 139 г. После этого его воспитанием занялись два выдающихся человека древнего Рима – император и родной дедушка мальчика Анний Вер. Обсудив дальнейшую судьбу своего внука с правителем империи, дед выбрал для ребенка нового приемного отца. Им стал Антонин Пий, который вскоре сам стал правителем Рима. Его женой была сестра родного отца Марка. Выбор приемного отца не был случайным – и Адриан, и дед, и Антонин Пий готовили мальчика к тому, чтобы он вскоре занял государственную должность. В древнем Риме это можно было сделать, только обладая знаниями и властью. Последняя передавалась исключительно по наследству от отца к сыну. Римское законодательство позволяло гражданам делать своими наследниками не только родных сыновей, но и приёмных. Поэтому государственные деятели часто выбирали себе достойного приемника, усыновляли его и соответствующим образом обучали, чтобы потом сделать наследником состояния и должности. Именно так случилось с юным Марком Аврелием.

В возрасте 6 лет Адриан решил присвоить Марку титул всадника, сменив ему заодно и имя на Марк Аврелий Антонин Вер. Для того чтобы проверить способности мальчика, император каждый день давал ребенку много заданий, которые он всегда выполнял.

В восемь лет Марка включили в специальную коллегию жрецов – салиев, служивших Марсу. Когда воспитанник императора и Антонина Пия достиг возраста 16 лет, его назначили на должность устроителя и распорядителя латинских праздников, пиров и мероприятий, на которых неизменно присутствовал император Адриан. Уже в столь юном возрасте у Марка проявились те качества, которые позже сделают его по-настоящему великим императором: любовь к правде, честность и справедливость. Поэтому и его фамилию — «Вер» — друзья и учителя немного изменили на «Вериссимус», что в переводе с латинского языка значило «справедливейший».

Будьте хорошим человеком, а не спрашивайте, как им стать.

«Не нужно спорить о том, каким должен быть хороший человек. Просто будьте им».

Мы можем долго размышлять о том, как это быть хорошим человеком и нужно ли нам стать лучше, чтобы достигнуть этой цели. Иногда следует просто перестать думать и начать делать то, что вы считаете правильным.

Сюда можно отнести самые простые вещи: быть добрым, выслушать друга, которому нужно выговориться, быть честным, следить за своими манерами.

Размышления о том, как стать хорошим, отвлекают нас от осознания, что хорошими нас делают небольшие ежедневные поступки. Мы знаем, что это правильно, а потому должны просто делать это.

Марк Аврелий и поздний стоицизм

Стоицизм — это философская школа, созданная греческими мыслителями: Зеноном Китийским, Хризиппом, Клеанфом в 4-м веке до н.э. название «Стоя» (stoá) происходит от «Расписного Портика» в Афинах, где преподавал Зенон. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец, бесстрашно встречающий превратности судьбы. Для стоиков все люди, независимо от знатности рода, были гражданами единого космоса. Главным принципом стоиков было — жить в согласии с природой. Именно для стоиков характерно критическое отношение к самому себе, а так же поиск гармонии и счастья внутри себя, независимо от внешних обстоятельств.

Среди греческих стоиков известны Эпиктет, Посидоний, Арриан, Диоген Лаэртский. Римская философия, относящаяся к поздней Стое, кроме Марка Аврелия называет знаменитого Сенеку.

В качестве иллюстраций можно привести ряд цитат, которые позволят нам почувствовать силу духа единственного в истории Рима императора-философа. Следует помнить, что автор в своих сочинениях обращается в первую очередь к самому себе. Стоицизм в целом нельзя назвать нравоучительным учением, хотя он таким и видится на первый взгляд. Однако стоик считал своим долгом начинать перемены с себя, поэтому записи Марка Аврелия ближе к личному дневнику, чем к поучению.

Ни с кем не случается ничего такого, что он не в силах был бы вынести.
Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе.
Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.
Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой

Соблюдай это самое важное — и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

Детство и юность

Биография Марка Аврелия неоднозначна, а надежной информации о его происхождении и настоящей семье сохранилось немного.

Марк Аврелий

Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года в Риме. Родителями будущего правителя, согласно одним источникам, были Аний Вер и Домиция Луцилла. При рождении мальчика назвали Маркус Аниус Катилиус Северус. Мать его, Домиция Луцилла — младшая, происходила из аристократического рода нобилей Кальвизиев и приходилась родственницей императору Адриану.

Домиция характеризовалась мягким нравом, нисколько не интересовалась политическими делами и посвятила себя воспитанию детей. Кстати, детей в семье было двое. В 121 году родился Маркус Аниус, а спустя год – дочь Анния Корнифиция, которая умерла по неизвестной причине в 36 лет.

Марк Аврелий в молодости

По другим источникам, Марк Аврелий родился в семье знатных патрициев, корни которых теряются в соседней Испании. Вскоре мальчика усыновила семья третьего супруга матери императора Адриана — Домиции Луциллы Паулины. Когда скончался первый приемный отец в 139 году, юношу усыновил император Антонин Пий, где мальчик получил другое имя — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

По велению деда Маркус Аниус обучался в домашних условиях, при этом получил хорошее для тех времен образование и прославился на всю округу эрудицией. Из всех учителей Маркус тепло вспоминал о Диогнете, познакомившем мальчика с философией и одновременно учившем основам живописи. Благодаря хорошему образованию и аналитическим способностям юношу готовили к должности помощника консула. В 198 г. император скончался, а Маркус занял предполагаемую ранее должность и вплотную занялся изучением государственных дел.

Семья и дети

Антоний Пий контролировал и личную жизнь Марка, поэтому не допустил заключения брака своего приемного сына с девушкой, которую звали Цейония. Вместо этого, его обручили с дочерью Пия – Фаустиной. Поженились молодые люди в 145 году.

Фаустина оказалась неверной супругой, и стала изменять мужу через несколько лет после бракосочетания. Историки считают, что это было связано с постоянной занятостью Марка Аврелия на государственных должностях и в походах. Жену императора видели в компании с актерами театра, матросами, завсегдатаями кабаков, гладиаторами. Слухи о похождениях супруги доходили и до Марка Аврелия, но он не решался расторгнуть брак, который был благословлен его любимым приемным отцом.

Такое поведение Фаустины не отвернуло мужа от нее. Он и дальше продолжал читать ей стихи, брал практически во все походы, любил ее.

Фаустина умерла во время похода в одну из провинций империи. Эта утрата подкосила правителя, он долго горевал по «матери лагерей», как Марк Аврелий называл свою супругу.

Общих детей у супружеской пары было 13, но выжили только сын Коммод, наследовавший отцу, и четыре дочери.

Первая дочь родилась в 147 году и ее назвали Анния. В честь этого события тогдашний император Антоний Пий возвел приемного сына в ранг трибуна. Прожила девочка до 165 года.

Других детей императора звали:

  • Гемеллус Луций и Анна Аурелия Луссилла (близнецы), мальчик умер в 150 г., а девочка вышла замуж за соправителя отца Луция Вера (умерла в 182 г.);
  • Титус Элиус Антонин, Титус Эллиус Аврелий и Домиция Фаустина (появились на свет после 150 г., скончались приблизительно в 161);
  • Адрианус (152-157 гг.);
  • Анния Ауреллия (159 — приблизительно 211 гг.);
  • Анния Корнифия (160 – приблизительно 211 гг.);
  • Тит Аврелий Фульвус (161-165 гг.), близнец Коммода;
  • Луций Аврелий Коммод (161-192 гг.);
  • Маркус Анниус (162-169 гг.);
  • Вибия Аурелия Сабина (170-217 гг.).

Преемник Марка Аврелия — его сын Коммод — вошел в историю мира и Рима, как грубый и невежественный правитель. Отец окружил его философами и поэтами, учителями этики, морали, но это не помогло. Коммод предпочитал общество актеров цирка, гладиаторов, мимов. Возможно, это было влияние генов, поскольку ходили слухи, что мать родила Коммода и его брата от одного из гладиаторов.

Восстание Авидия Кассия

Марк Аврелий тем более спешил покончить войну с германцами, что получил страшное известие: Авидий Кассий, правитель Азии, грозный врагам своею храбростью и военным талантом, грозный и своим воинам жестокостью, с какой поддерживал строгую дисциплину, провозгласил себя императором (175). Антиохия, некоторые другие азиатские города признали его власть; в самом Риме проявлялись признаки опасного волнения. Говорят, Авидий Кассий был потомок того Кассия, который был душой заговора против Юлия Цезаря. Он прославился победами в Армении и усмирил в Египте хищных пастухов (буколов), живших в болотистых низменностях Дельты. Гордый своими победами, Авидий Кассий уже давно думал стать императором. Вероятно, он презирал Луция Вера за изнеженность и, быть может, Марк Аврелий казался ему слишком снисходителен, слаб, неспособен к правлению. Мы не знаем, по каким обстоятельствам Авидий Кассий именно теперь рискнул провозгласить себя императором. Говорят, что поводом к этому был ложный слух о смерти Марка Аврелия; по другому известию, императрица Фаустина, видя болезненность мужа и желая обеспечить себя и своих детей, возбудила Авидия к восстанию, обещавшись выйти за него замуж. Марк Аврелий, наскоро покончив путем договоров войну с германцами, отправился в Сирии подавить мятеж. Но прежде чем он приехал туда, Авидий Кассий был уже убит центурионом Антонием.

Марк Аврелий продолжал, однако, свой путь и, благодаря его приезду, восставшие области быстро успокоились. Император предоставил расследование о соумышленниках Авидия сенату и другим законным трибунам, смягчил только приговоры, произнесенные ими. Не был казнен ни один мятежник. Наиболее виновные, в том числе сын Авидия, были наказаны ссылкой, да и то выбор места, где они будут жить, был предоставлен им самим. Имущество Авидия должно было, по закону, поступить в императорский фиск; Марк Аврелий возвратил половину этого имущества детям Авидия, а другую передал в государственную казну (эрарий). С восставшими городами он так же поступил очень кротко; антиохийцев Марк Аврелий наказал тем, что запретил им их обычные праздники с играми; это было, впрочем, большим огорчением для них. Приезд императора на Восток вообще имел очень хорошие последствия. Он упрочил мир с парфянами, наградил многие города за их верность освобождением от налогов и другими милостями; такие же милости он щедро дал обедневшим городам, чтоб их благосостояние могло поправиться.

При поездке Марка Аврелия по Малой Азии, в одной из местностей близ Тавра, умерла его жена Фаустина, порочную жизнь которой он терпел с философским спокойствием, не делая ей никаких упреков. По его желанию, ей был дан апофеоз; император построил храм на том месте, где умерла Фаустина, и основал в честь её памяти воспитательный дом для дочерей римских граждан, по образцу подобного учреждения, основанного Антонином Пием; этот воспитательный дом был назван Фаустинским. На вилле Альбани есть барельеф, изображающий девочек, теснящихся около Фаустины и сыплющих хлебные зерна в складки её одежды. Это жертва благодарности, приносимая ими ей.

Пробыв три года в Сирии и в Египте, император возвратился через Афины в Италию, оказывая милости народу по всему пути,назначая жалованье и давая другие награды ученым, философам и ораторам. В благодарность за его благодеяния афиняне посвятили Марка Аврелия в элевсинские таинства. В Риме он отпраздновал вместе с Коммодом второй триумф. По случаю этого торжества император устроил игры для народа, роздал награды и подарки воинам. Процессы против мятежников были прекращены: Марк Аврелий не хотел осквернять свое правление казнями.

Возглавляя империю

Для Марка Аврелия одержание власти над целой империей никогда не являлось приоритетом, и, тем не менее, в 161 году, он взошел на престол. Правда, делить его пришлось с еще одним приемным сыном Антонина Пия — с цезарем Луцием Вером. Последний не проявлял ни особого таланта управленца, ни интереса к делам империи и вскоре отошел от дел. К тому времени, когда Аврелий полностью взял управление государством в свои руки, ему было около 40 лет. В начале своего правления он проявил себя как мудрый и рассудительный император, преодолев ряд проблем, среди которых были вторжение парфян в Сирию, восстание египтян, распространение эпидемии чумы и другие.

В свое время постоянная нехватка государственных средств во время бесконечных войн заставила императора искать пути решения проблемы. Марк Аврелий поступил благородно и мудро – он заложил абсолютно все ценности, принадлежавшие ему и его семье, что позволило решить большую часть финансовых проблем. В другой ситуации – во время возможного повышения военных налогов — он с легкостью распрощался с принадлежавшими ему художественными произведениями, и снова народ восхитился своим правителем.

Испытания его власти

В 175 году он столкнулся с еще одной проблемой — на этот раз для его самого позиция. Услышав слух о смертельной болезни Аврелия, Авидий Кассий получил титул императора для себя. Это заставило Аврелия отправиться на Восток, чтобы восстановить контроль. Но ему не нужно было сражаться с Кассией, поскольку он был убит своими собственными солдатами. Вместо этого Аврелий совершил поездку по восточным областям со своей женой, восстанавливая его власть. Unforunately,Фаустина умерла во время этой поездки.

Еще раз сражаясь с немецкими племенами, Аврелий сделал своего сына Коммода своим соправителем в 177. Вместе они сражались с северными врагами империи. Аврелий даже надеялся расширить границы империи через этот конфликт, но Аврелий не прожил достаточно долго, чтобы довести это видение до конца.

Марк Аврелий умер 17 марта 180 года. Его сын Коммод стал императором и вскоре прекратил северные военные усилия. Марка Аврелия, однако, лучше всего помнят не за войны, которые он вел, а за его созерцательный характер и его правление, движимое разумом. Коллекция его мыслей была опубликована в работе под названием «Медитации». Основываясь на его стоических убеждениях, работа наполнена его заметками о жизни.