Трактат лукреция «о природе вещей» как источник психологических знаний

1. Лукреций и его философская поэма «О природе вещей»

Ни место рождения, ни социальное происхождение и положение Лукреция неизвестны. Недостоверный источник (описание жизни Лукреция Блаженным Иеронимом) свидетельствует лишь о том, что Лукреций, или Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus), родился в 98 году до нашей эры и покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч, в 55 году до нашей эры. Кроме того, в данном источнике указано, что Лукреций, выпив любовный напиток, поднесенный ему его возлюбленной, впал в помешательство и создавал свое главное произведение в часы просветления .

Сведения о самоубийстве Лукреция могут быть достоверны с достаточно высокой долей вероятности, так как Лукреций высказывал положительное отношение к добровольному уходу из жизни:

Главным сочинением Лукреция является философская дидактическая поэма «О природе вещей» («De Rerum Natura»). Долгое время об этом произведении было неизвестно: впервые трактат был издан в 1473 году . В настоящее время данная поэма считается «наиболее яркой и значительной книгой во всей древнеримской литературе» .

В трактате «О природе вещей» Лукреций проповедует учение Эпикура, однако полностью воспроизводит это учение только в отношении физики. В отношении других вопросов Лукреций упоминает об учении Эпикура лишь попутно и высказывает преимущественно собственные мысли.

Трактат «О природе вещей» написан в поэтической форме. Лукреций объясняет такой выбор тем, что поэтическая форма изложения повышает мотивацию читателя к познанию:

Поэма Лукреция состоит из шести книг. Первые две книги посвящены атомистической теории мироздания; в них подробно изложена физика Эпикура, которая представляет исключительный интерес для истории научной мысли. Пятая книга содержит мысли о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, шестая – объяснение явлений природы, вызывающих суеверный страх у человека: грозы, дождя, землетрясений, извержений вулканов и разливах рек.

Психологическим содержанием наполнены третья и четвертая книга трактата Лукреция «О природе вещей»: в третьей книге излагаются преимущественно размышления о душе, в четвертой – о чувственных восприятиях человека, составляющих основу человеческих знаний.

Таким образом, философская поэма Лукреция выступает как источник знаний по различным видам наук, в том числе по физике, астрономии, биологии и психологии.

Личная жизнь

В 1493 г. Папа Александр 6 выдал свою дочь за двоюродного племянника главы Милана по имени Джованни Сфорца. Само собой разумеется, этот союз заключался по расчету, поскольку был выгоден для понтифика.

Интересен факт, что первые месяцы после свадьбы, молодожены не жили как муж и жена. Это было связано с тем, что Лукреции было всего 13 лет и ей было еще рано вступать в близкие отношения. Некоторые историки полагают, что супруги никогда не спали вместе.

Спустя 4 года брак Лукреции и Альфонсо был расторгнут по причине ненадобности, а именно в связи с политическими переменами. Папа занялся бракоразводным процессом на основании консуммации – отсутствия половых отношений.

В ходе рассмотрения законности развода девушка клятвенно заявляла, что является девственницей. Весной 1498 г. появились слухи будто Лукреция родила ребенка – Джованни. Среди возможных претендентов на отцовство называли Педро Кальдерона, одного из приближенных понтифика.

Однако от вероятного любовника быстро избавились, младенца матери не отдали, а Лукрецию снова выдали замуж. Ее вторым мужем стал Альфонсо Арагонский, который являлся незаконнорожденным сынам правителя Неаполя.

Примерно спустя год теплые отношения Александра 6 с французами насторожили монарха Неаполя, вследствие чего Альфонсо какое-то время жил отдельно от жены. В свою очередь, отец подарил Лукреции замок и доверил ей должность губернатора городка Сполето.

Чезаре Борджиа и Лукреция Борджиа

Стоит заметить, что девушка показала себя в качестве хорошего управителя и дипломата. В кратчайшие сроки ей удалось примерить Сполето и Терни, которые до этого враждовали между собой. Когда Неаполь стал играть все меньшую роль на политической арене, Чезаре решил сделать Лукрецию вдовой.

Он распорядился убить Альфонсо на улице, но тому удалось выжить, несмотря на многочисленные ножевые ранения. Лукреция Борджиа бережно выхаживала мужа на протяжении месяца, но Чезаре все равно не покидала мысль довести начатое дело до конца. В результате, мужчина был задушен в своей кровати.

В третий раз Лукреция пошла под венец с наследником герцога Феррары – Альфонсо д’Эсте. Этот брак должен был помочь Папе заключить союз против Венеции. Стоит заметить, что изначально жених вместе с отцом отказывались от Лукреции. Положение дел изменилось после того, как в вопрос вмешался Людовик XII, а также немалое приданное в размере 100 000 дукатов.

В последующие годы биографии девушка смогла расположить к себе как мужа, так и свекра. Она оставалась женой д’Эсте до конца жизни. В 1503 г. она стала возлюбленной поэта Пьетро Бембо.

Очевидно, между ними не было интимной связи, а только платоническая любовь, которая выражалась в романтической переписке. Очередным любимым человеком Лукреции Борджиа являлся Франческо Гонзага. Некоторые биографы не исключают их интимной связи.

Когда законный муж покидал родину, Лукреция занималась всеми государственными и семейными делами. Она прекрасно управляла герцогством и замком. Женщина покровительствовала деятелям искусства, а также построила женский монастырь и благотворительную организацию.

биография

Портрет женщины по Бартоломео Венето (живопись традиционно считается , представляют Лукреция Борджиа).

Естественная дочь кардинала Родриго Борджиа (будущего Папы Александра VI ) и Ванноццы Каттанеи , римского патриция , Лукреция является сестрой Сезара Борджиа . Она по-прежнему славится своей красотой так же, как и своими якобы распутными манерами.

Сначала она живет со своей матерью, со своими братьями и многочисленными отчимами. Действительно, его мать, хотя и была официальной любимицей кардинала Борджиа, была замужем четыре раза. Ее последний муж, Карло Канале, гуманист, учит детей своей жены древнегреческому и латыни . Будучи подростком, молодая девушка переезжает во дворец своего отца, который выдает себя за своего дядю и не открывает ему правду до самого позднего времени. Затем Борджиа живет со своей новой любовницей Джулией Фарнезе (замужем за неприятным Орсино Орсини, сыном Адрианы де Мила, двоюродного брата кардинала). Именно она занимает место новой матери Лукреции. Юной девушке, действительно воспитанной как настоящая принцесса, нужно тщательное воспитание. Лукреция была бы большим другом Джулии Фарнезе, если бы это слово могло означать что-нибудь в политической сфере и в гнезде интриг, в котором она жила.

Даже если ее отец и ее брат, честолюбивый Сезар Борджиа нежно ее любят, Лукреция остается в их глазах политическим инструментом, как и все женщины ее времени и ее положения . Она не начинает жить тихой жизнью, к которой стремится, до третьего брака:

  •  : первый брак с Джованни Сфорца , отменен в 1497 году его отец папа по дипломатическим причинам (изменение альянса: Александр VI был связан с Сфорца в Милане против Франции Карла VIII в составе и лиги Венеция (1495) , поэтому брак с Джованни , а затем он меняет союзы и партнеров с Луи XII , проложив 2 е итальянской войны). Официально отмена связана с непотреблением союза. Сфорца, раздраженный и униженный (он был вынужден заявить перед свидетелями, что он бессилен, что неверно, потому что у него было много внебрачных детей), первым распространил слух о кровосмесительных отношениях между Лукрецией Борджиа, его отцом и его брат. Лукреция не любит этого мужа, на десять лет старше ее, и тем более жизнь в Пезаро. Она быстро скучает по Риму.
  •  : второй брак с Альфонсом д’Арагоном , убит в году Микелотто Корелла , ставленником своего брата Сезара Борджиа . Поскольку у пары родился сын, отмена бронирования по причине неиспользования была невозможна. По словам писателя Марио Пузо , этот короткий брак удовлетворяет Лукрецию. Альфонс оказался молодым, привлекательным, образованным и заботливым. Тем не менее, по словам автора, она поэтому очень сильно поддерживает свое убийство и ссорится со своим братом Цезарем. Тем не менее, Папа, ее отец заставил ее быстро выйти замуж.
  •  : третий брак с Альфонсо I святым Эсте , вдовцом Анны Сфорца и будущего герцога Феррары (в 1505 году ). Положения о браке очень жестко согласовывались обеими сторонами. Отец Альфонсо, герцог Эрколе I сначала считает Борджиа выскочкой, а Лукрецию развращенной. Он также с большим трудом признается, что видел, как его наследник выходит замуж за незаконнорожденного ребенка. Даже если ублюдков в Италии того времени легион, и если кардиналы и папы довольно часто имеют детей, что они женятся в соответствии со своими политическими интересами в данный момент (как это сделал Иннокентий VIII), незаконнорожденность остается дефектом. Поэтому Геракл требует невероятного приданого, на что Папа отказывается из-за его постоянных проблем с денежными потоками. Александр VI предлагает 100 000 дукатов приданого и устраивает торжества, отмеченные роскошью и похотью. Среди торжеств, праздник для пятидесяти куртизанков организовываются в квартирах Ватикана и шоу представляет спаривание кобылы по огненным жеребцам в передней части восторженной толпы , установленной на балконах.

В Ферраре она становится покровительницей искусств. Ариосто и Пьетро Бембо празднуют это. Ее политическая роль остается весьма ограниченной, особенно после падения клана Борджиа после смерти Папы в 1503 году. Однако она была губернатором Сполето при жизни своего отца.

Она умерла в возрасте 39 лет от сепсиса после рождения дочери, которая умерла в возрасте двух лет. Она похоронена в монастыре Corpus Domini в Ферраре .

Образ в искусстве

Музыка

«Лукреция Борджиа» (1833)— опера Гаэтано Доницетти, по пьесе Гюго. Наиболее известные исполнительницы партии заглавной героини (сопрано) — Джоан Сазерленд, Монсеррат Кабалье и Эдита Груберова

Литературные произведения

  • Самуэль Шеллабаргер, «Князь лис». По мотивам романа был снят одноимённый фильм с Орсоном Уэллсом и Тайроном Пауэром в главных ролях.
  • Рафаэль Сабатини, «Жизнь Чезаре Борджиа»
  • Кэрри Хоукинс, «Кровавое наследие: История Райана». В этом произведении Лукреция, её отец и братья появляются в эпизодических ролях.
  • Грегори Магуайр, «Свет мой, зеркальце»: Роман-фэнтези, в котором Лукреция является… злой мачехой Белоснежки. Она изображена красивой, но тщеславной и развратной женщиной, которая целиком увлечена политикой. Её отношения с Чезаре является основной точкой сюжета.
  • Марио Пьюзо, «Первый дон». В романе повествуется обо всем семействе Борджиа. Это произведение — последнее завершенное в жизни автора.
  • Ф. М. Клингер, «Жизнь Фауста» (1791). Между прочими событиями в книге описывается роман Фауста с Лукрецией.
  • Джинн Калогридис, «Невеста Борджиа». Роман о принцессе неаполитанского королевства Санче Арагонской, которая из политических соображений вынуждена выйти замуж за Джоффре Борджиа, брата Лукреции. Санча стала соперницей, а позднее подругой Лукреции. Именно за брата Санчи Арагонской выходит второй раз замуж Лукреция.
  • Джин Плейди «Лукреция Борджиа».
  • Александр Дюма, «Семейство Борджиа», 1870.
  • Анри де Кок, «Лукреция Борджиа»
  • Елена Прокофьева, «Лукреция Борджиа», 2001 год.
  • Мария Беллончи, «Лукреция Борджиа. Эпоха и жизнь блестящей обольстительницы», 2003 год.
  • Сара Брэдфорд, «Лукреция Борджиа», 2004 год.
  • Жак Эрс, «Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420—1520», 2007 год.
  • Виктория Холт, «Лукреция Борджиа»

Фильмы

«Лукреция Борджиа» (фильм, Германия,1922), реж. Рихард Освальд, в гл. ролях — Конрад Вейдт и Лиана Хайд

  • «Лукреция Борджиа» (фр. , Франция, 1935), реж. Абель Ганс; Лукреция, — Эдвиж Фёйер.
  • «Мы делаем это, потому что…» (англ. «We Do It Because — », США, 1942), реж. Бэзил Врангел (англ. Basil Wrangell); Лукреция, — Ава Гарднер (не была указана в титрах)
  • «Лукреция Борджа» (фр. , Франция, 1953), реж. Кристиан-Жак; Лукреция, — Мартин Кароль.
  • «Ночи Лукреции Борджиа» (итал. «Le notti di Lucrezia Borgia»,

Жизнь

А теперь, добрый Меммиус, чуткие уши И острый ум, отрешенный от забот, я прошу тебя привести к истинной философии

De rerum natura (тр. Мелвилл) 1,50

Если я должен говорить, мой благородный Меммиус, Как теперь известное величие природы требует

De rerum natura (тр. Мелвилл) 5,6

Практически ничего не известно о жизни Лукреция, и нет достаточных оснований для уверенного утверждения дат рождения или смерти Лукреция в других источниках. Еще одно, но более короткое примечание можно найти в Хрониконе ученика Доната, Иеронима . Написав через четыре столетия после смерти Лукреция, он участвует в 171-й Олимпиаде : «Родился поэт Тит Лукреций». Если Иероним точно указывает возраст Лукреция (43 года), когда Лукреций умер (обсуждается ниже), то можно сделать вывод, что он родился в 99 или 98 году до нашей эры. Менее конкретные оценки относят рождение Лукреция к 90-м годам до нашей эры и его смерть к 50-м годам до нашей эры, что согласуется с многочисленными намеками в стихотворении на бурное состояние политических дел в Риме и его гражданские беспорядки .

Лукреций, вероятно, был членом аристократического рода Лукреция , и его работы демонстрируют глубокое знание роскошного образа жизни в Риме. Любовь Лукреция к сельской местности наводит на мысль о том, что он, как и многие богатые римские семьи, населял семейные сельские поместья, и что он, безусловно, получил дорогостоящее образование, прекрасно владевший латынью, греческим языком, литературой и философией.

Краткая биографическая справка содержится в « Жизни Вергилия» Элия ​​Доната , которая, по-видимому, заимствована из более ранней работы Светония . В записке говорится: «Первые годы своей жизни Вергилий провел в Кремоне до вознесения своей тоги вирилис в свой 17-й день рождения (когда те же двое мужчин занимали консульство, как и когда он родился), и так случилось, что на самом деле в тот же день скончался поэт Лукреций ». Однако, хотя Лукреций определенно жил и умер примерно в то время, когда процветали Вергилий и Цицерон , информация в этом конкретном свидетельстве внутренне противоречива: если Вергилий родился в 70 г. до н. Э., Его 17-летие было бы в 53 г. Два консула 70 г. до н. Э. Помпей и Красс снова стояли вместе консулами в 55 г., а не в 53 г. Еще одно, но более краткое примечание можно найти в Хрониконе ученика Доната, Иеронима . Написав четыре столетия после смерти Лукреция, Иероним утверждает в вышеупомянутом Хрониконе, что Лукреций «сошел с ума от любовного зелья , и когда в периоды своего безумия он написал несколько книг, которые позже были исправлены Цицероном, он покончил с собой собственноручно на 44-м году жизни ». Утверждение о том, что он сошел с ума от любовного зелья, хотя и защищается такими учеными, как Реале и Катан, часто отклоняется как результат исторической неразберихи или антиэпикурейской предвзятости. В некоторых сообщениях приписывают прием токсичного афродизиака его жене Люцилии . Тем не менее, образ Лукреция как влюбленного, сумасшедшего поэта Иеронимом продолжал оказывать значительное влияние на современную науку до недавнего времени, хотя сейчас принято считать, что такое сообщение неточно.

Философия

Главным философским трудом Лукреция стало поэтическое сочинение, которое получило название трактат «О природе вещей». Он посвящался римскому трибуну по имени Гай Меммий Гемелл, бывшему меценатом и покровителем авторов научных идей.

Продолжая традиции эпикурейской школы, создатель затронул ряд интересных тем. Они касались атомизма и космологии, а также зарождения и развития мира, который наделен физическими явлениями, обусловленными движением небесных тел.

Бюст Лукреция

Став одним из первых древнеримских поэтов, познакомивших граждан с представлениями о вселенной, где высшим благом для человека считалась счастливая жизнь, Лукреций популяризовал теорию отсутствия страха перед болью и смертью и вселил в души народа радость, уверенность и оптимизм.

Поэму, написанную дактилическим гекзаметром, философ, признанный мастером слова, разбил на главы и разделы в каждой из шести безымянных книг. Он исследовал сложные понятия из физики, этики и математики, применяя образные метафоры и высокохудожественный литературный язык.

Излагая принципы атомизма, природу ума и эволюции человека, ученый избегал упоминать влияние популярных в народе древнеримских божеств. Поэтому впоследствии его считали родоначальником материализма, получившего распространение в ряде передовых научных сфер.

В одном из разделов этого сочинения Лукреций предпринял экскурс в историю и описал развитие человечества в разные эпохи древнейших времен. Он рассматривал виды оружия и другие предметы быта, а также способы возделывания угодий и пользования водой и огнем.

По его мнению, на заре цивилизации люди применяли ногти и зубы, а потом камни и ветки, для того чтобы построить жилье. А потом ученый проследил последовательность смены меди, железа и бронзы и в итоге стал автором и основателем знаменитой теории трех веков.

Отдельного внимания заслуживала книга, посвященная естественной философии, где исследовались организмы под действием природы и внешней среды. Лукреций писал, что к выживанию и адаптации способны только сильные особи, которые должны уничтожить болезненные и слабые виды.

Кроме этого, в учении поэта упомянуто превосходство человека, разум которого состоит из атомов и других подвижных частей. Но он все же сравнивал людей с животными, которые воспитывают многочисленное потомство, подобно тому, как любящие матери растят и вскармливают своих детей.

Таким образом древнеримский автор, чья внешность запечатлена в скульптурном бюсте, предложил для последующего изучения ряд новаторских и передовых идей. Его поэма часто применялась как пособие по философии и риторике и до сих пор пользуется популярностью у образованных людей.

Рекомендации

Примечания

Цитированные источники

Эшбрук, Уильям и Сара Хибберд (2001), в Холдене, Аманде (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam. ISBN   0-14-029312-4 .

Другие источники

  • Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти: в свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра , Шефтсбери: Element Books, Ltd (Великобритания); Рокпорт, Массачусетс: Element, Inc. (США)
  • Эшбрук, Уильям (1982), Доницетти и его оперы , Cambridge University Press. ISBN   0-521-23526-X
  • Эшбрук, Уильям (1998), «Доницетти, Гаэтано» в Стэнли Сэди (ред.), Словарь оперы New Grove , Vol. Один. Лондон: Macmillan Publishers, Inc. ISBN   0-333-73432-7 ISBN   1-56159-228-5
  • Коббе, Густав , Полная книга оперы , английское издание (Лондон и Нью-Йорк, 1922), 339-343.
  • Лёвенберг, Альфред (1970). Анналы оперы, 1597-1940 , 2-е издание. Роуман и Литтлфилд
  • Осборн, Чарльз , (1994), оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини , Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN   0-931340-71-3
  • Розенталь, Гарольд и Варрак, Джон (1974), Краткий Оксфордский словарь оперы Лондона и Оксфорда: Кембридж (исправленное издание)

Marriages

Borgia was married for the first time before entering her teenage years. She was engaged to one nobleman and then another before her father had the engagements dissolved so that he could arrange for her to be married to Giovanni Sforza, 15 years her senior, who was Lord of Pesaro and Count of Catignola. Borgia’s father, Cardinal Rodrigo Borgia, was named Pope Alexander VI in 1492, and Borgia was married a year later.

Four years later, Borgia’s marriage became less politically advantageous, and Pope Alexander VI sought to have it annulled under the pretense of the relationship never having been consummated. While annulment negotiations were ongoing between the Borgias and the Sforzas, Borgia rested in a nearby convent. She had clearly consummated a relationship with some individual, however, because when annulment was officially granted on December 27, 1497, Borgia was six months pregnant.

Reports of her pregnancy were initially refuted, but in March 1498 a son, Giovanni, was born in secret (he wouldn’t be publically revealed until three years later). The child’s paternity was never established, and Rome’s gossips later wondered whether he was the product of incest, or whether Borgia was truly his mother. Two papal decrees were issued on the matter, the first stating that Giovanni was the illegitimate son of Cesare and the next stating that he was the illegitimate son of Pope Alexander.

In July 1498, Borgia married Alfonso of Aragon, the 17-year-old Duke of Bisceglie and son of the late king of Naples, and they had a child together. Unfortunately for Alfonso, by 1500, Pope Alexander and Borgia’s brother Cesare sought a new alliance with France, and Borgia’s marriage to Alfonso was a major obstacle.

On July 15, 1500, Alfonso was stabbed several times, but he survived. On August 18, his luck ran out, when, as is generally believed, Cesare’s hired men to strangle Alfonso to death as he lay recovering from his previous stab wounds.

Лукреция Борджиа в искусстве

В большинстве книг и фильмов дочь папы Римского – воплощение зла. Изредка ее представляют жертвой, пешкой в руках родни. Виктор Гюго в 1833 году написал пьесу «Лукреция Борджиа», по мотивам которой Гаэтано Доницетти в тот же год сочинил оперу. Благодаря Гюго читатели узнали историю Лукреции, обогащенную вымыслом автора.

Писатель говорил о рождении 11-летней Лукрецией ребенка от брата Джованни, о перстне с ядом внутри, с помощью которого женщина травила неугодных, о том, что в Ферраре муж держал ее в тюрьме.

Холлидей Грейнджер в роли Лукреции Борджиа

Авторы, которые позже сочиняли романы о семействе Борджиа, с удовольствием пользовались версией Гюго и приукрашали ее на свой лад. Лукреция выступает персонажем произведений Фридриха Клингера, Александра Дюма, Луи Гастена, Джинн Калогридис, Марио Пьюзо и других.

Кинодеятели не могли пройти мимо яркого образа Лукреции. Велик список фильмов и сериалов, в которых начиная с 1922 года дочь папы Римского воплощали актрисы от Авы Гарднер до Марины Казанковой. На фото в образе Лукреции они все разные, но одинаково прекрасные.

Семейство Борджиа отметилось даже в компьютерных играх – «Assassin’s Creed: Brotherhood» и «Assassin’s Creed II».

Personality and characteristics

«Chiudi la bocca! None speak ill of the Borgia! The same will happen to any who defy us!»
―Lucrezia humiliating Caterina in Rome.-

Cesare and Lucrezia kissing

Lucrezia was a cruel and ruthless woman, much like Cesare. She was unafraid to curse her enemies in public, or use violence and poison to benefit herself.

She was both bold and independent, daring to hold romantic relationships with various men despite being married. She also had an incestuous relationship with her own brother, Cesare, and seemed to hate it when other women got close to him. In spite of this, inwardly, she was also extremely vulnerable, something that Perotto Calderon noticed and pitied.

Additionally, Lucrezia genuinely loved her son Giovanni, and was agonized by her inability to reveal that she was his mother, once even breaking down into tears when he asked her if he could trust her.

Записи

Год В ролях (Лукреция, Хенаро, Маффио Орсини, Дон Альфонсо) Дирижер оперного театра и оркестра Этикетка
1965 г. Монтсеррат Кабалье , Ален Ванцо , Джейн Бербье , Костас Паскалис Джонел Перлеа, оркестр и хор Американского оперного общества (Запись концертного выступления в Карнеги-холле, июль) Компакт-диск: Opera D’Oro Кат.: 1030815
1966 г. Лейла Генчер , Джакомо Арагалл , Анна Мария Рота , Марио Петри Карло Франци, оркестр и хор театра Сан-Карло ди Наполи (Запись выступления в театре Сан-Карло, Неаполь, 29 января 1966 г.) CD: Hunt Productions Кат.: HUNTCD 544
1966 г. Монтсеррат Кабалье , Альфредо Краус , Ширли Верретт , Эцио Флагелло Йонель Перлеа, оперный хор и оркестр RCA Italiana Компакт-диск: RCA Кат. Номер: RCAG 66422RG
1974 г. Лейла Генсер, Хосе Каррерас , Татьяна Троянос , Маттео Манугуэрра Никола Ресчиньо , Dallas Civic Opera (Live) CD: Мелодрам Кот: 270109
1975 г. Джоан Сазерленд, Джон Брекнок , Гугетта Туржо , Майкл Девлин Ричард Бониндж , Хьюстонский симфонический оркестр и хор (Live) LP: Записи MRF Cat: MRF-121-S
1976 г. Беверли Силз, Генри Прайс, Сюзанна Марси , Адиб Фаза Юлиус Рудель , Нью-Йоркская опера (Live) Компакт-диск: Opera Depot Кат.: 11295-2
1977 г. Джоан Сазерленд, Маргрета Элкинс , Роберт Оллман , Рон Стивенс Ричард Бониндж, Сиднейский елизаветинский оркестр и хор австралийской оперы (Live) DVD: Opus Arte «Faveo», кат.: OAF 4026D
1978 г. Джоан Сазерленд, Джакомо Арагалл , Мэрилин Хорн , Ингвар Уикселл Ричард Бониндж, Национальный филармонический оркестр и Лондонский оперный хор Компакт-диск: Decca Cat: 421497
1979 г. Лейла Генчер, Альфредо Краус, Елена Зилио, Боналдо Джайотти Габриэле Ферро, оркестр и хор Teatro Comunale di Firenze (Live) Компакт-диск: Living Stage Cat: LS1096
1980 г. Джоан Сазерленд, Альфредо Краус, Энн Хауэллс , Стаффорд Дин Ричард Бониндж, Королевский оперный театр , оркестр и хор Ковент-Гарден (Live) DVD: Ковент-Гарден Пионер Кат: B 12385-01
1989 г. Джоан Сазерленд, Альфредо Краус, Мартин Дюпюи, Мишель Пертузи Ричард Бониндж, оркестр и хор Gran Teatro del Liceo (Видеозапись выступления в Gran Teatro del Liceo, 31 мая) Видеокассета VHS: распространение текстов песен, кат .: 1842 (неполный) и 1882 (1990)
2007 г. Димитра Теодоссиу, Роберто Де Биазио, Нидия Паласиос, Энрико Джузеппе Иори Тициано Северини, оркестр и хор Bergamo Musica Festival Дж. Доницетти (Live) DVD: Naxos Cat: 2.110264
2009 г. Эдита Груберова, Павол Бреслик, Элис Кут , Франко Вассалло

Bertrand de Billy Bayerisches Staatsoper (Запись выступления в Национальном театре, Мюнхен, февраль)

DVD Medici Arts, Cat: 2072458-1
2010 г. Эдита Груберова, Хосе Брос, Сильвия Тро Сантафе, Франко Вассалло Андрей Юркевич WDR Rundfunkorchester Köln (Запись выступления в Кельнской филармонии, 4 июня) Компакт-диск: Nightingale Classics AG. Кат. Номер: NC 000100-2
2010 г. Мариэлла Девиа , Джузеппе Филианоти , Мариана Пиццолато, Алекс Эспозито Marco Guidarini Orchestra Filarmonica Marchigiana (Запись выступления в Teatro delle Muse di Ancona, февраль Компакт-диск: Бонджованни. Кат.: GB 2560/62.
2013 Рене Флеминг , Майкл Фабиано , Элизабет ДеШонг, Виталий Ковальяу Риккардо Фрицца , Оперный оркестр и хор
Сан-Франциско
DVD: EuroArts Кат.: 2059644

De rerum natura

Латинское чтение Лукреция De Rerum Natura

Рукопись De Rerum Natura в коллекции библиотеки Кембриджского университета

De rerum natura (1570)

Его стихотворение De rerum natura (обычно переводимое как «О природе вещей» или «О природе Вселенной») передает идеи эпикурейства , включающего атомизм и космологию . Лукреций был первым известным писателем, который познакомил римских читателей с эпикурейской философией. Поэма, написанная примерно 7400 дактильными гекзаметрами , разделена на шесть безымянных книг и исследует эпикурейскую физику с помощью поэтического языка и метафор. Лукреций представляет принципы атомизма, природу разума и души, объяснения ощущений и мысли, развития мира и его явлений, а также объясняет множество небесных и земных явлений. Вселенная, описанная в стихотворении, действует согласно этим физическим принципам, руководствуясь фортуной , «случайностью», а не божественным вмешательством традиционных римских божеств и религиозными объяснениями мира природы.

В этой работе Лукреций ссылается на культурное и технологическое развитие людей в использовании им доступных материалов, инструментов и оружия с предыстории до времен Лукреция. Он определяет самое раннее оружие как руки, гвозди и зубы. За ними последовали камни, ветки и, как только люди смогли зажечь и управлять им, огонь. Затем он обращается к «твердому железу» и меди в этом порядке, но продолжает, что медь была основным средством обработки почвы и основой оружия, пока «постепенно» железный меч не стал преобладающим (он все еще был в его дни), и «бронзовый серп приобрел дурную славу», когда были введены железные плуги. Ранее он представлял себе дотехнологический, долитературный вид человека, чья жизнь была прожита «подобно диким зверям, бродящим на свободе». Он предположил, что с этого начала последовало развитие грубых хижин, использование и разжигание огня, одежда, язык, семья и города-государства. Он считал, что плавка металла и, возможно, обжиг керамики были обнаружены случайно: например, в результате лесного пожара. Однако он указывает, что использование меди последовало за использованием камней и веток и предшествовало использованию железа.

Лукреций, кажется, приравнивает медь к бронзе , сплаву меди и олова, который имеет гораздо большую упругость, чем медь; и медь, и бронза были заменены железом в течение его тысячелетия (с 1000 г. до н.э. до 1 г. до н.э.). Он, возможно, считал бронзу более сильной разновидностью меди и не обязательно полностью индивидуальным материалом. Считается, что Лукреций первым выдвинул теорию последовательного использования сначала дерева и камня, затем меди и бронзы и, наконец, железа. Хотя его теория бездействовала в течение многих столетий, она была возрождена в девятнадцатом веке, и ему приписывают создание концепции системы трех возрастов, которая была формализована в 1834 году К. Дж . Томсеном .

Прием

В письме Цицерона своему брату Квинту в феврале 54 г. до н.э. Цицерон сказал: «Стихи Лукреция такие же, как вы пишете: они демонстрируют множество проблесков гениальности и, тем не менее, демонстрируют великое мастерство». В работе другого автора из позднего республиканского Рима Вергилий пишет во второй книге своих « Георгиков» , очевидно, имея в виду Лукреция: «Счастлив тот, кто открыл причины вещей и бросил под свои ноги все страхи, неизбежную судьбу и шум пожирающего преисподней «.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Lucrezia Borgia  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Lucrezia Borgia»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Послесловие

Если учесть все вышеизложенное, может показаться странным тот факт, что власти расположенного на севере Италии городка Феррара, где Лукреция Борджиа провела оставшиеся годы жизни и где находится место ее упокоения, каждый год 5 февраля устраивают в ее честь торжества, сопровождаемые красочными представлениями, карнавальным шествием и танцами. Помимо этого, осенью прошлого года в римском Палаццо Росполи открылась выставка, на которую фонды 54 музеев представили 234 экспоната, посвященные династии Борджиа. Организаторы действа признавали, что история этого семейства связана с различными заговорами, убийствами и инцестом, но при всем этом сама Лукреция, по их мнению, должна быть реабилитирована. И произойти это, по их мнению, может на том простом основании, что она никого не травила и, скорее всего, не состояла в кровосмесительных связях со своими ближайшими родственниками. Версий, призванных возвратить прекрасной итальянке доброе имя, было выдвинуто несколько. По одной из них, Лукрецию — в отместку за обвинение в супружеской несостоятельности — оклеветал ее бывший муж Джованни Сфорца, повсюду твердивший, будто Римский Папа потому расторг брак своей красавицы дочери, что намерен был оставить ее для себя. После чего слухи об этом пошли гулять по свету, обрастая немыслимыми подробностями. По другой — утверждалось, что у Лукреции было несколько неудачных беременностей, и она вообще осталась бездетной…

Борджиа (сериал, 2011)

Страна: Венгрия, Ирландия, КанадаРежиссер: Джереми Подесва, Саймон Селлэн Джонс, Нил Джордан, Джон Мэйбери, Джон Эмиэл, Кари Скогланд, Дэвид ЛилендАктеры: Джереми Айронс, Франсуа Арно, Холли Грэйнджер, Лотте Вербеек, Дэвид Оукс, Колм Фьоре, Питер Салливан, Эйден Александр, Ронан Виберт, Джоэнн Уэлли, Боско Хоган, Шон Харрис, Рута Гедминтас, Люк Паскуалино, Мики Самнер, Саймон МакБерни, Мишель Мюллер, Стивен Беркофф, Джулиан Блич, Айван Кэй

В роли Лукреции Борджии: Холлидей Грейнджер

В конце XV века семейство Борджиа находится не на самом выгодном счету: у них достаточно врагов, которые в любой момент готовы воткнуть нож в спину или подсыпать смертельный яд.

Смерть Папы Римского Иннокентия VIII — это шанс для кардинала Родриго Борджиа возвысить свой род и занять Папский престол.

Он готов на любые преступления, чтобы взобраться на вершину власти и единолично вершить судьбу империй, свергать и короновать королей…

https://youtube.com/watch?v=etCv28yKOFc%3F