Власть и богатство: самые роскошные дворцы европы

Палаццо Медичи-Риккарди: колыбель Возрождения

От остальных резиденций из нашего списка это палаццо отличается тем, что построено было не главами государств, а семьей банкиров Медичи. Однако они долгое время занимали руководящие посты во Флорентийской республике и де-факто управляли ею.

Дворец должен был подчеркнуть личное положение Козимо-старшего после его возвращения из ссылки — и стал первым частным зданием, в отделке которого одновременно использовались плитняк и руст, до этого так украшались только общественные постройки. В остальном же палаццо снаружи выглядит довольно скромно по современным меркам: Козимо не хотел будить зависть других флорентийских семей.

Однако он не скупился на внутреннее убранство. Трехэтажное прямоугольное здание с внутренним садиком украшали скульптуры, в том числе античные, и картины именитых мастеров эпохи.

Со временем дворец стал чем-то вроде клуба по интересам для людей искусства. Внук Козимо Медичи, Лоренцо Великолепный, патронировал Академию Кареджи, и в его резиденции желанными гостями были философы, скульпторы и художники, в том числе Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти.

Сегодня в палаццо находится Риккардианская библиотека, основанная следующими после Медичи владельцами резиденции — семьей Риккарди. С 1715 года она стала публичной. Часть помещений, не занятых библиотекой, доступны для посещения — там находится один из самых известных музеев Флоренции.

Зимний дворец: и у нас не хуже

Русские правители не хотели уступать французам в роскоши, и поэтому с лихвой вложились в Зимний дворец. Однако его строительство проходило постепенно. Самих дворцов в истории Петербурга было пять. Два петровских были малоэтажными и скромными. Третьим стала резиденция Анны Иоанновны, ради которой снесли четыре дворянских дома.

Четвертым — временный дворец Елизаветы Петровны. Именно в нем она ждала окончания строительства пятого — Зимнего, созданного на месте палат Анны Иоанновны.

До завершения работ Елизавета не дожила, и роскошное здание досталось Екатерине II. Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1476 окон, 117 лестниц. Первое, что сделала молодая императрица, — отстранила от работы архитектора Варфоломея (Бартоломео) Растрелли, адепта уже немодного барокко.

Однако в работе над пятой версией царской резиденции итальянский зодчий успел сделать многое, и гармоничный фасад здания — это целиком его работа. Для своего дворца Екатерина выкупила 317 ценных картин из частного собрания живописи Йоханна Эрнста Гоцковского и положила начало коллекции Эрмитажа. Герой Николая Гоголя, кузнец Вакула, так видел резиденцию российской императрицы:

Екатерину часто упрекали в слепом подражании Западу. Мол, и интерьеры дворца, и картины — это лишь погоня за роскошью. Однако коллекцию живописи, созданную императрицей, пополняли остальные Романовы, и сегодня, несмотря на страшный пожар 1837 года и революции 1917-го, на территории России существует музей, равный лучшим европейским собраниям.

Версаль: роскошный бункер «короля-солнца»

Надо сказать, у Версаля головокружительная «карьера». Не каждому охотничьему домику суждено превратиться в личную резиденцию короля Франции. История дворца началась в 1623 году при Людовике XIII, который просто хотел отдохнуть в тихом местечке, достаточно отдаленном от Парижа, чтобы забыть о государственных делах. После восстаний Фронды мнительный Людовик XIV посчитал, что жить в столице для него опасно. Поэтому уже в 1661-м по его указу туда перебрался весь двор.

«Король-солнце» не желал довольствоваться скромными апартаментами — и в конце XVII века построил здесь такие хоромы, которым позавидовали все правящие соседи. И у него получилось! Людовик превратил Версаль в один из самых роскошных дворцов Европы.

Зеркальная галерея, где до революции стояла мебель из чистого серебра, и Лестница Послов, к сожалению, разобранная преемником Людовика XIV ради расширения покоев дочерей, великолепные плафоны, лепнина и прочее убранство не оставляли надежды на хороший вкус французского короля, но заставляли восхищаться его богатством.

На основное строительство Версаля было потрачено 10,5 тыс. тонн серебра, однако и этих денег катастрофически не хватало. Доходило до того, что фонтаны парка включали поочередно, по мере того как король выходил гулять и приближался к тому или иному месту. Как только тщеславный Людовик отворачивался, фонтаны выключали ради экономии средств.

Своим величием и безудержной, необоснованной роскошью Версаль удивлял многих. В XX веке Стефан Цвейг в романе «Мария Антуанетта» так писал о дворце:

В 1995 году Версаль, переживший две мировые войны и реставрации, получил статус музея и стал народным достоянием.

Золотой дом Нерона: весь Рим для одного человека

Императору Нерону жутко повезло. Чтобы построить в центре Рима дворец, о котором он мечтал, ему пришлось бы снести десятки статуй и храмов. Однако всю грязную работу за него сделал пожар, который потряс столицу в 64 году н.э. Обрадовавшись расчищенной территории, правитель построил огромный дворцовый комплекс.

По разным данным, дворец занимал от 40 до 120 гектаров земли. Одно известно точно: Золотой дом Нерона до сих пор является самой большой резиденцией в Европе. Почему «Золотой»? Да очень просто! На его украшение было потрачено огромное количество благородных металлов и драгоценных камней. Одна только статуя самого императора чего стоит: огромный бронзовый монумент, по словам древнеримского писателя и историка Светония, достигал 36 метров в высоту.

«Жить по-человечески» Нерону долго не пришлось. В 68 году император умер, дворец был заброшен, затем сгорел, а территория застроена заново. Среди прочего, на месте бывшего Золотого дома появился знаменитый Колизей. Сегодня жителям и туристам Рима доступны лишь жалкие руины некогда прекрасной резиденции.