Оглавление
Череда трагедий
Безумная слава Маргариты Назаровой сначала обернулась ревностью супруга, а затем и потерей самых близких. Первым ушел Пурш — почти ручной тигр, которого взяли для съемок из зоопарка, после он так и остался любимым артистом Назаровой.
«Подбежит ко мне и хвать лапой за горло, хитренько так смотрит в глаза и начинает давить. В такие минуты я старалась приблизиться к тигриной морде и потереться об нее носом. Пурш убегал».
То, что звучало дико для людей, далеких от цирка и дрессуры, для Маргариты Назаровой было поводом для нежных воспоминаний. До последних дней своей жизни дрессировщица говорила с теплотой о Пурше, который заболел сахарным диабетом и «сгорел» за пару месяцев.
Самым сильным ударом стала смерть супруга. Константиновского атаковала тигрица, махнула лапой, задев голову. После, по одной из версий, у него началось заражение вследствие воспалительного процесса, по другой — развилась опухоль головного мозга. Как бы там ни было, дрессировщика не стало. А одна Маргарита Назарова выступать не смогла.
В 1983-м Назарова вышла на манеж в последний раз: после того как прямо на арене на нее напал один из тигров, она больше не могла работать. Говорят даже, что у Назаровой началась мания преследования. Артистка уволилась и уехала в Нижний Новгород, где у нее была трехкомнатная квартира. Мировая звезда впроголодь жила на нищенскую пенсию, мало с кем общалась и почти не покидала квартиру. Коллеги по цирку и актерскому цеху пытались помочь деньгами, но она отказывалась от всего. Тогда решили действовать через государство, добились повышения пенсии. Но Маргарита Назарова не согласилась на «подачку Ельцина» — первый президент России, как рассказывают, лично подписал указ, однако он остался не востребован.
Говорили, что единственным человеком, с кем Назарова общалась, была женщина, периодически приходившая к ней убираться. Постепенно ее бывшие коллеги смирились с тем, что Маргарита Петровна превратилась в отшельницу, и перестали ее беспокоить. Одно из последних интервью она дала в 2003 году, а в 2005-м, в возрасте 78 лет, скончалась в одиночестве. О ее смерти все узнали только через несколько дней: дверь квартиры пришлось вскрывать после того, как забеспокоилась соседка.
Детство и юность
Доподлинно неизвестно, где именно и когда родился Константин Константиновский. По некоторым сведениям, весной 1920-го народные ополченцы станицы Константиновской обезвредили опасную банду беспризорников. Подростки совершали разные преступления, в том числе и тяжкие. Детей передали в ЧК. Среди них оказался 8-летний паренек Костя.
Константин Константиновский
Интересно, что своим днём и годом рождения Константин Александрович обозначил время, когда его приняли в Полтавскую колонию, где перевоспитывались малолетние правонарушители. Фамилию мальчику, наверное, дали по месту станицы, где его поймали. Так 30 июня 1920 года на свет появился Константин Константиновский. Вскоре колонию переименовали на Трудкоммуну ОГПУ имени Максима Горького.
Через 8 лет Константин Константиновский вошёл в правление трудкоммуны и даже оказался отобранным в её актив легендарным педагогом Антоном Макаренко. О Константине и таких, как он, впоследствии был написан роман «Педагогическая поэма».
Константин Константиновский в титрах фильма «Полосатый рейс»
В 1933 году Константин Константиновский получил образование: он окончил животноводческий техникум в Харькове и как один из лучших выпускников был отправлен на курсы ОГПУ. Вскоре он курировал дела по потраве колхозной скотины в качестве старшего уполномоченного НКВД.
Цирк
Чтобы как-то выжить в тяжелое время, Рита отправляется работать в кордебалет Даугавпилсского театра, а позже – в коллектив «Цирк на сцене», где выступала с акробатическими номерами. Постепенно Маргарита начинает использовать в выступлениях животных, в основном это были собаки, кошки и лошади.
Дрессировщица Маргарита Назарова
Через 8 лет работы в цирке артистке захотелось нового вызова, и она решает сделать номер с использованием гоночных мотоциклов. Следующим этапом артистки цирка стала карьера дрессировщицы тигров, которая и принесла ей всесоюзную популярность, так как Маргарита стала первой женщиной, вошедшей в клетку к этим животным.
В 1957 году на 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов Маргарита Назарова в паре с Константином Константиновским представила программу «Водная феерия», за которую смогла получить первую премию фестиваля и золотую медаль.
Успех Назаровой в работе с крупными хищниками не случаен. Она одна из первых дрессировщиц советской школы, которая стала использовать не только рефлекторную методику, основанную на учении знаменитого физиолога Павлова, но и грамотно учитывать психологию животных, подходить к каждому животному-артисту индивидуально.
Тигролов Прожитий Богачев, Маргарита Назарова и тигр Пурш
Несмотря на то, что во всех номерах Маргариты Назаровой ее страховал супруг Константин Константиновский, сама дрессировщица неоднократно получала тяжелые раны от подопечных. В первый раз прыгающая через артистку тигрица Рада во время трюка чуть не сорвала скальп с головы Маргариты, во второй – любимец Пурш, играя с бантом на голове дрессировщицы, повредил ей височную артерию.
Последнее выступление Маргариты Назаровой на арене цирка состоялось в конце 70-х годов в Пензе и тоже оказалось трагическим. Один из тигров неожиданно испугался шума публики, убежал за кулисы, но сразу вернулся и напал на артистку, которая стояла к нему спиной. Маргарита была доставлена в больницу, где оказалось, что физического ущерба животное не нанесло, тем не менее врачи запретили уже немолодой артистке работать с хищниками. Вновь менять амплуа Назарова не захотела и вскоре покинула арену цирка навсегда.
Дрессировщик
После демобилизации Константин Константиновский продолжил заниматься тем, что у него выходило лучше всего: дрессировкой. Но уже не собак, а крупных и опасных хищников.
С будущей женой Константин Александрович познакомился в цирке, где она работала. Маргарита Назарова была моложе Константина на 6 лет. Ей сразу же понравился красавец-фронтовик, мужественный и такой же отважный, как она.
Дрессировщики Маргарита Назарова и Константин Константиновский
Девушка каждый день забегала на киностудию, где её возлюбленный дрессировал хищников. И хотя Константиновский запрещал хрупкой девушке даже приближаться к клеткам, она подходила и подкармливала животных в его отсутствие. И мечтала тоже поработать с ними на сцене.
Через год Назарова и Константиновский поженились. А осенью 1953 года киностудия «Мосфильм» начала съёмки приключенческого фильма «Опасные тропы». Дрессировщиком назначили Константина Константиновского. Времени отпустили совсем немного – 6 месяцев. Это критически мало, чтобы приручить свирепых тигров. Но Константиновский справился. Назарову пригласили дублёршей артистки в картине. Потом был второй фильм под названием «Сегодня — новый аттракцион».
Маргарита Назарова в фильме «Полосатый рейс»
Известность и Золотая медаль пришли к супругам в 1957 году. В Москве на 4-ом Всемирном фестивале молодёжи дрессировщик и его жена представили свою уникальную программу «Водная феерия». Ничего подобного зрители ещё не видели.
Но настоящая всесоюзная слава обрушилась на Константина Константиновского и его супругу в 1961 году. Тогда на экраны вышла легендарная картина Владимира Фетина «Полосатый рейс». Главную роль в ленте сыграла Маргарита Назарова, а вот подготовкой животных занимался знаменитый дрессировщик. После выхода на экраны этой эксцентричной комедии актриса и дрессировщик проснулись знаменитыми.
Дрессировщик
После демобилизации Константин Константиновский продолжил заниматься тем, что у него выходило лучше всего: дрессировкой. Но уже не собак, а крупных и опасных хищников.
С будущей женой Константин Александрович познакомился в цирке, где она работала. Маргарита Назарова была моложе Константина на 6 лет. Ей сразу же понравился красавец-фронтовик, мужественный и такой же отважный, как она.
Дрессировщики Маргарита Назарова и Константин Константиновский
Девушка каждый день забегала на киностудию, где её возлюбленный дрессировал хищников. И хотя Константиновский запрещал хрупкой девушке даже приближаться к клеткам, она подходила и подкармливала животных в его отсутствие. И мечтала тоже поработать с ними на сцене.
Через год Назарова и Константиновский поженились. А осенью 1953 года киностудия «Мосфильм» начала съёмки приключенческого фильма «Опасные тропы». Дрессировщиком назначили Константина Константиновского. Времени отпустили совсем немного – 6 месяцев. Это критически мало, чтобы приручить свирепых тигров. Но Константиновский справился. Назарову пригласили дублёршей артистки в картине. Потом был второй фильм под названием «Сегодня — новый аттракцион».
Маргарита Назарова в фильме «Полосатый рейс»
Известность и Золотая медаль пришли к супругам в 1957 году. В Москве на 4-ом Всемирном фестивале молодёжи дрессировщик и его жена представили свою уникальную программу «Водная феерия». Ничего подобного зрители ещё не видели.
Но настоящая всесоюзная слава обрушилась на Константина Константиновского и его супругу в 1961 году. Тогда на экраны вышла легендарная картина Владимира Фетина «Полосатый рейс». Главную роль в ленте сыграла Маргарита Назарова, а вот подготовкой животных занимался знаменитый дрессировщик. После выхода на экраны этой эксцентричной комедии актриса и дрессировщик проснулись знаменитыми.
Детство и юность
Доподлинно неизвестно, где именно и когда родился Константин Константиновский. По некоторым сведениям, весной 1920-го народные ополченцы станицы Константиновской обезвредили опасную банду беспризорников. Подростки совершали разные преступления, в том числе и тяжкие. Детей передали в ЧК. Среди них оказался 8-летний паренек Костя.
Константин Константиновский
Интересно, что своим днём и годом рождения Константин Александрович обозначил время, когда его приняли в Полтавскую колонию, где перевоспитывались малолетние правонарушители. Фамилию мальчику, наверное, дали по месту станицы, где его поймали. Так 30 июня 1920 года на свет появился Константин Константиновский. Вскоре колонию переименовали на Трудкоммуну ОГПУ имени Максима Горького.
Через 8 лет Константин Константиновский вошёл в правление трудкоммуны и даже оказался отобранным в её актив легендарным педагогом Антоном Макаренко. О Константине и таких, как он, впоследствии был написан роман «Педагогическая поэма».
Константин Константиновский в титрах фильма «Полосатый рейс»
В 1933 году Константин Константиновский получил образование: он окончил животноводческий техникум в Харькове и как один из лучших выпускников был отправлен на курсы ОГПУ. Вскоре он курировал дела по потраве колхозной скотины в качестве старшего уполномоченного НКВД.
«Пятно в биографии»
Звездой Маргарита Назарова стала благодаря мужу, — в этом уверены почти все, кто ее знал. Если бы не его статус, дальше кордебалета и «Цирка на сцене» Рита не продвинулась бы. «Еще бы, с ее-то пятном в биографии», — саркастически замечали коллеги по цеху. «Пятном» была работа в немецком кабаре в годы войны. Жестокое замечание, если учесть, что попала девушка туда не по своей воле, еще будучи несовершеннолетней – ее угнали на работы в Германию в самом начале войны, в 15-летнем возрасте. Кабак не был пределом ее мечтаний, в детстве она училась в балетной школе и мечтала стать балериной. Но 4 года войны и голод перечеркнули планы. Вернувшись на родину и разыскав в Даугавпилсе маму и сестер (отец пропал без вести в одном из боев), Рита поняла, что танцевать – единственное, что она умеет очень хорошо, и устроилась в кордебалет местного театра, директором которого тогда был Константин Константиновский.
Общий снимок труппы Даугавпилсского театра. Впереди сидят Евгения Пузеп, Константин Константиновский и Маргарита Назарова.
Константин Константиновский, в отличие от Риты, уже был личностью почти легендарной. До войны он возглавлял кинологическую службу Дальневосточного пограничного округа, а в военное время, будучи блестящим кинологом, занимался обучением собак-санитаров и собак-камикадзе, которые во время боя подрывали военную технику противника. Дрессура не перестала быть его страстью и после войны. К моменту знакомства с Маргаритой майор НКВД Константиновский уже был знаменит, сотрудничал с «Мосфильмом», ставя для картин сложные трюки с животными. Он-то и стал для Назаровой тем самым Пигмалионом, который вылепил из нее цирковую Галатею.
«Укротительница тигров»
В 1954-м Назарова еще не знаменитость, но потенциал будущей звезды уже ясен. Идет работа над фильмом, который принесет невероятную популярность Людмиле Касаткиной. И мало кто догадывается, что всякий раз, когда ее героиня входит в клетку к тиграм, актрису сменяет дублерша Назарова.
Эта картина во многом очень личная для Маргариты. Шикарный бархатный костюм, в котором девушка Лена выходит на манеж – это мечта Назаровой, ее идея фикс и фирменный стиль, которому она потом будет верна долгие годы. Четверка полосатых актеров – это ее личные первенцы Ахилл, Рада, Байкалочка и, конечно же, Пурш, которому даже кличку ради кино менять не стали. А еще — невероятно сложные трюки, придуманные Назаровой вместе с консультантами специально для этой картины. Нам, зрителям, избалованным компьютерными спецэффектами, трудно даже вообразить, насколько сложными были те живые съемки с хищниками и людьми. Чтобы понять уровень работы Назаровой в этой ленте, нужно еще раз внимательно пересмотреть все сцены с тиграми. Людмила Касаткина, к слову, зашла к хищникам лишь однажды, ради одного крупного плана, вышла на ватных ногах, а потом расплакалась на плече у Назаровой. Рита гладила перепуганную актрису по голове и думала о том, что, вероятно, сейчас не только Люда, но и она сама делает важный шаг на пути к собственной славе.
Майор НКВД
Общий снимок труппы Даугавпилсского театра. Впереди сидят Евгения Пузеп, Константин Константиновский и Маргарита Назарова.
Константин Константиновский, в отличии от Риты, уже был личностью почти легендарной. До войны он возглавлял кинологическую службу Дальневосточного пограничного округа, а в военное время, будучи блестящим кинологом, занимался обучением собак-санитаров и собак-камикадзе, которые во время боя подрывали военную технику противника. Дрессура не перестала быть его страстью и после войны. К моменту знакомства с Маргаритой майор НКВД Константиновский уже был знаменит, сотрудничал с «Мосфильмом», ставя для картин сложные трюки с животными. Он-то и стал для Назаровой тем самым Пигмалионом, который вылепил из нее цирковую Галатею.
Карьера
В 1945 году девушка начала работать в коллективе «Цирк на сцене» с акробатическим этюдом, в который стала постепенно вводить собак и лошадей. А в следующем году перешла на эстраду с танцевальными номерами, недолго служила в передвижном театре оперетты. Но любовь к арене взяла верх, и молодая актриса вернулась на манеж.
Была наездницей, цирковой мотогонщицей, а потом стала помощницей выдающегося советского укротителя животных Бориса Эдера. Он помог ей подготовить аттракцион с его тиграми. В основе номера был лирический образ девушки, которая добротой и лаской покоряла грозных хищников и заставляла их выполнять ее желания.
Впервые в практике работы с хищниками, в 1957 году Маргарита Назарова осмелилась вместе со знаменитым Пуршем окунуться в плавательный бассейн и играть с тигром на воде. Можно сказать, это было прелюдией к представлению «Счастливого плавания», где укротительница выступала в бассейне уже с тремя хищниками, и к кинофильму «Полосатый рейс», вышедшему на экраны в 1961 году.
Маргарита Назарова снялась там в роли судовой буфетчицы, подчинившей себе группу цирковых тигров. Этот фильм с участием замечательных актеров Евгения Леонова, Алексея Грибова, Ивана Дмитриева стал ярким кинодебютом цирковой артистки и в одночасье сделал Маргариту Назарову всенародной любимицей.
Затем последовали и другие фильмы — «Опасные тропы», «Человек и зверь», «Тигроловы». В картине «Укротительница тигров» дрессировщица дублировала Людмилу Касаткину, когда по ходу съемок нужно было общаться с хищниками.
После того как Борис Эдер передал Назаровой свою группу тигров, Маргарита Николаевна стала готовить новые номера вместе мужем Константином Константиновским.
М. Назарова. «Полосатый рейс». Советский художественный фильм, поставленный на Ленинградской киностудии «Ленфильм» в 1961 году режиссёром Владимиром Фетиным.
Базовым для них стал Горьковский государственный цирк. А в 1968 году они создали здесь новый уникальный аттракцион с группой животных, казалось бы, несовместимых друг с другом. Одновременное присутствие на манеже тигров, львов, медведей и лошадей производило фантастический эффект!
К сожалению, замечательный цирковой и семейный дуэт прекратил свое существование из-за неожиданной преждевременной смерти Константина Константиновского. После потери мужа Маргарита Назарова какое-то время еще работала, но в 1983 году в возрасте 57 лет оставила манеж, вышла на пенсию.
Биография
Об этом человеке, прожившем удивительную, сложную и яркую жизнь, слагают легенды. Многие обстоятельства его биографии останутся навсегда покрытыми завесой тайны. Но и того, что на поверхности, вполне достаточно для написания увлекательного романа или постановки остросюжетного приключенческого фильма.
Андрей Чернышов и Ольга Погодина в роли Константина Константиновского и Маргариты Назаровой
Впрочем, последнее современники уже осуществили: художественный фильм об удивительной судьбе легендарного дрессировщика Константина Александровича Константиновского и его жены Маргариты Назаровой уже снят. 16-серийная картина Константина Максимова «Маргарита Назарова» вышла на экраны в 2016 году. Главных героев сыграли Андрей Чернышов и Ольга Погодина.
Краткая биография
- Биография дрессировщицы началась 26 ноября в 1926 году.
- В 7 лет начинает заниматься балетом в Доме пионеров.
- 1941 г. – переезжает вместе с семьей в Даугавпилс, попадает в Германию, где сначала служит горничной, а потом танцует в кабаре.
- 1945 г. – возвращается в Латвию, работает в театре Даугавпилса. Начинает выступать в «Цирке на сцене».
- Учится в цирковом училище в Москве.
- 1946 г. – выходит замуж за Константина Константиновского.
- 1953 г. – эпизод и игра в массовке в фильме «Случай в тайге».
- 1954 г. – является дублершей Л. Касаткиной в комедии «Укротительница тигров», Л. Юдиной в шпионской картине «Опасные тропы».
- 1957 г. – вместе с К. Константиновским получает золотую медаль и первую премию 6 Международного фестиваля молодежи и студентов за программу «Водная феерия».
- 1960 г. – у актрисы рождается сын, которого называют Алексеем.
- 1961 г. – буфетчица Марианна в комедии «Полосатый рейс».
- 1964 г. – умирает любимый тигр Маргариты Пурш.
- 1967 г. – эпизодическая роль в драме «Стюардесса».
- 1969 г. – актриса фильма-концерта с участием артистов цирка «Парад-алле». Получает звание Народная артистка РСФСР.
- 1970 г. – умирает супруг дрессировщицы, она впадает в депрессию и оказывается в психиатрической больнице.
- 1983 г. – последнее выступление дрессировщицы на арене цирка, нападение на нее тигра, после которого Маргарита долго лечилась. В результате врачи запретили ей выступать в цирке.
- 2005 г. – дрессировщица умирает в одиночестве.
Военная карьера
В 1938 году Константин Константиновский был отправлен служить в Дальневосточный пограничный округ. Он возглавил кинологическую службу. Очень скоро Константиновский получил возможность продемонстрировать свои доблесть и отвагу. Во время военных действий возле озера Хасан и реки Халхин-Гол лейтенант получил первую награду – орден Красной звезды.
Дрессировщик Константин Константиновский
В 1940-ом капитану Константину Константиновскому доверили руководство кинологической службой Западного пограничного округа. Его четырехлапые «питомцы» отметились в ликвидации укреплений и бронетехники белофиннов, а отлично выдрессированные собаки-санитары спасли жизни многим раненным бойцам.
Когда грянула Великая Отечественная война, Константин Константиновский продолжил службу в спецподразделении, занимавшемся дрессурой собак-камикадзе. Животные были научены подбираться к движущимся немецким танкам и ложиться под них. Но немцы быстро поняли главный секрет: собаки были научены реагировать на рёв двигателей. Поэтому при появлении животных моторы глушились. Собаки возвращались в советские окопы, где взрывались.
Это стало причиной, по которой Константин Константиновский попал в штрафбат. Но там он пробыл недолго: за проявленное мужество его вернули в регулярную часть.
По окончании войны майор НКВД Константин Александрович Константиновский продолжил служить. В 1948 году он снова отметился: разработал методику привлечения бродячих собак к месту возможной дислокации бандеровцев. Животные собирались возле укрытий, где чувствовали присутствие людей и таким образом демаскировали их. Константиновскому вручили второй орден – на этот раз Красного знамени.
Личная жизнь
Отношения Константиновского и его прекрасной музы Маргариты Назаровой обросли множеством слухов и сплетен. Недоброжелатели и завистники рассказывали разные истории о неверности красавицы-жены и её многочисленных романах. Говорили о съедающей дрессировщика ревности и частых скандалах, вспыхивавших между супругами, о дальнейших бурных примирениях. Но личная жизнь Константина Константиновского, тем не менее, была связана только с ней одной – Маргаритой Назаровой.
После его трагической смерти артистка, долгие годы купавшаяся в лучах славы и зрительского обожания, очень быстро ушла в тень. Пережитое горе и многие травмы стали причиной психического заболевания Назаровой. Под конец жизни она полностью ушла в себя, превратилась в затворницу и перестала узнавать даже родного сына.
Маргарита Назарова и Константин Константиновский
Когда Назарова умерла, её нашли в запущенном жилище, где повсюду валялись фотографии и письма мужа. Можно сказать, Назарова умерла в тот момент, когда ушёл из жизни Константин Константиновский.
У супругов остался общий сын Алексей, который эмигрировал во Францию и пошёл стопами знаменитых родителей. У него есть двое детей. Внуки Константиновского и Назаровой носят имена Константин и Маргарита и тоже занимаются дрессурой.
Итальянская страсть
Это была красивая пара – Назарова и Константиновский. Они удивительно дополняли друг друга, и мало кто из тех, кто знал влюбленных, мог поначалу догадаться, какие страсти кипели в этом союзе. «Маргарита признавалась, что мирились они в постели», — вспоминала потом в интервью КП ее приятельница Рогальская. — Их союз у нас называли браком по-итальянски: бурные выяснения отношений сменялись страстной любовью».
Константиновскому трудно было смириться с ролью мужа знаменитости. Бесконечные поклонники, в том числе и из «партийной ложи». Но когда он решил уйти от Назаровой и сделать собственный номер с животными, его вызвали «наверх» и настойчиво попросили «не разрушать советскую семью». На самом же деле, волновала всех не семья, а карьера Назаровой, уже провозглашенной «первой в мире женщиной – укротительницей тигров». А, как выяснилось, без Константиновского «за кадром» трюки с хищниками у Маргариты получались не так хорошо.
Дама с тигром в ресторане
От новорожденного Пурша отказалась мать,и дрессировщикам пришлось выкармливать его из бутылочки. В таких условиях тигры вырастают совершенно ручными,но Пурш был по‑настоящему уникальным. Назарова выводила его гулять на поводке,как собаку,купалась вместе с ним в реке и катала тигра в машине. Впоследствии все эти трюки были использованы в фильме. Но самое невероятное — то,что Назарова,по свидетельствам очевидцев,несколько раз брала с собой тигра … в ресторан. Хищник смирно сидел возле стола и внимательно наблюдал за окружающими,не проявляя никакой агрессии. Естественно,после подобных эпизодов Назарову стали считать не просто звездой,а буквально гением дрессировки,хотя всю основную работу продолжал выполнять ее муж.
Это было самое счастливое время в жизни артистки: всесоюзная слава,крепкая семья(у Назаровой и Константиновского родился сын Алексей), верный и преданный зверь рядом,гастроли и съемки
Кроме того,Назарова была избалована мужским вниманием: «Влюблялись ли в меня? Да,часто, — вспоминала Назарова. — В каждом городе был артист местного цирка,который выступал в моем аттракционе
Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так». Но,увы,счастье было недолгим.
Безумие на арене
Первым ушел Пурш. Любимец Маргариты заболел сахарным диабетом вскоре после съемок знаменитой картины и буквально сгорел за несколько месяцев. Назарова очень тяжело переживала смерть любимца,но продолжала работать. Но вскоре судьба нанесла ей самый страшный удар: она овдовела. По одной из версий,дрессировщик Константин Константиновский скончался после того,как тигрица нанесла ему удар лапой по голове: началось воспаление,и врачи не смогли остановить этот процесс. По другой версии,жизнь артиста унесла опухоль мозга. Так или иначе,но Маргарита Назарова осталась совсем одна. И не смогла это пережить.
Психическое здоровье — крайне хрупкая вещь. Работа дрессировщицы отнюдь не способствует его укреплению: это стресс и постоянные травмы. Не избежала этого и Маргарита Назарова. Однажды тигр прыгал над головой артистки,и в этот момент пошатнулась тумба. Когти хищника практически сняли с Маргариты скальп. Чтобы скрыть шрамы,артистке пришлось сменить прическу и надевать на выступления бант. И этот бант однажды не понравился тигру. Один взмах лапой — разрыв височной артерии. После этой травмы Маргарита долго лечилась и всю жизнь страдала головными болями. Стрессовые ситуации на арене тоже случались регулярно: однажды кто-то забыл закрыть вольер,и тигры вырвались на свободу. Они успели серьезно покалечить нескольких сотрудников цирка,и едва не ворвались в зрительный зал. И после этого Маргарита Назарова вышла на арену: успокоительный укол — и за работу. Дрессировщики — особенные люди,но все-таки люди: Маргарита Назарова была совершенно бесстрашной и отчаянной,но череда трагедий,вкупе с прошлыми травмами,повредили ее рассудок.
После смерти мужа Маргарита Назарова лечилась в психиатрической клинике и смогла вернуться к работе лишь полтора года спустя. При этом возле арены всегда дежурил врач-психиатр: звезда советского цирка могла в любой момент сорваться. Выступала она словно на автопилоте,а вне арены,по воспоминаниям коллег,вела себя очень странно.
Точку в карьере знаменитой дрессировщицы поставила еще одна смерть. Во время репетиции номера,в котором тигр и артистка раскачивались на качелях под куполом цирка,что-то сломалось в механизме качелей. Тигр запаниковал,спрыгнул с высоты и разбился. После этого случая Маргарита Назарова не входила в клетку с хищниками. «Полосатый рейс» прибыл на конечную станцию.