Картина «крик», автор

Влияние Достоевского

Мунк прочитал «Преступление и наказание» в 1883 году сразу,
как только вышел норвежский перевод романа. Моментально оценив масштаб гения писателя,
тогда еще юный Эдвард на всю жизнь остался пылким поклонником творчества Федора
Михайловича. Даже на свои работы он перенес почерк Достоевского – тягучую
тревожность, рваные движения, постоянные вибрации света, пафосные шляпы на
головах обывателей и нелепые яркие мелочи в траурных вздохах сюжетов.

Эдвард Мунк «Тревога» 1894
Эдвард Мунк «Отчаяние» 1894

В Достоевском Мунка привлекало то же, что и в другом его любимом писателе, Эдгаре По, то же, что всегда тревожило его самого – связь трансцендентного с реальным и борьба идеи с материей. Он всегда ощущал внутреннюю правду выше внешней. Чувствовал необходимость глубинной рефлексии и духовной работы.

Депрессивные бормотания Раскольникова, его бесцельные
скитания по улицам мрачного города, приступы тошноты и страха были похожи на
блуждания самого Мунка. Поиски самого себя в бесконечной тоске унылых
пространств.

В конце XIX
века Санкт-Петербург и Христиания были удивительно похожи – мрачные городские
ландшафты и нарастающая власть капитала. Набирающая темпы индустриализация
превращала людей в безропотных винтиков системы. Осознание тяжелой жизни
простых людей приводила к тягостным раздумьям людей творческих, чувствующих.
Русский писатель и норвежский художник, два гения, жили на одной волне. Им
обоим было доступно глубинное понимание тотальной неправды современного мира.
Они оба слышали крик.

В мунковском «Крике» кроме страшного вопля природы, изломанного и нестерпимого, слышен и крик, который почудился Родиону Раскольникову, после убийства старухи. Крик ужасный, похожий на вой и скрежет. Исступленный глас, указующий на зарождение нового существа – человекобога, вскормленного камланиями утонченных интеллигентов, типа Ставрогина и Кириллова. Крик, предваряющий сюрреалистические фантазмы и адские кошмары XX века.

Эдвард Мунк «Крик» 1893

Картина «Крик»

Считается, что картина «Крик» Эдварда Мунка была написана в 1893 году. На холсте изображена фигура кричащего человека. Причем она настолько примитивна, что доведена до уровня скелета, сперматозоида или эмбриона.

Описание картины «Крик» невозможно без упоминания о волнообразных пейзажах, которые как бы повторяют округленные контуры головы главного персонажа и его максимально широко раскрытого рта. Кажется, что крик исходит отовсюду. Налицо яркая негативная эмоция, из-за чего первое время многие не могли понять, кто написал это произведение — Мунк или Ван Гог.

Негативная эмоция, которая прорывается от единственного персонажа этого произведения, подминает под себя весь окружающий мир и приобретает просто вселенский размах.

Но некоторые критики делают другое описание картины «Крик». Они замечают на ней человека, агонизирующего из-за «крика природы», как его называл сам автор. Этот крик для Мунка раздавался отовсюду.

Картина Эдварда Мунка будто смогла заглянуть в грядущее столетие. Предсказав все войны, эпидемии, экологические катастрофы и революции, которые обрушились на человечество за эти сто лет. При этом, по мнению многих критиков, автор буквально отрицает любую, даже малейшую возможность противостоять им и преодолеть невзгоды. Они неизбежны, и им приходится подчиняться. Автор не видит выхода из этой ситуации.

Юность

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в
те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был
военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать,
Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё
хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так
и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и
отстранился от детей.

Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую
сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.

Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик
лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно
одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и
найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней
прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.

Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал
этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал
слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».

Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала.
Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве.
Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические
этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.

Эдвард Мунк «Тетя Карен в кресле-качалке»

Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София.
Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в
котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка
эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой
семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь
расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он
дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья
Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На
переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен
брат Андреас, выходящий из комнаты.

Эдвард Мунк «Комната умирающего» 1893

Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое
время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме
будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под
таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.

Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной
болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю
жизнь стали его постоянными попутчиками.

В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже,
где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через
год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать
художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.

Эдвард Мунк «Автопортрет» 1892

Загадки картины Мунка

Что же значит образ центральной фигуры шедевра? Ответить на этот вопрос исследователи не могут уже много десятилетий. Есть самые разные предположения о том, что может напоминать фигура – от скелета до эмбриона.

Как мне кажется, не стоит искать точного прототипа или символа. Эдвард Мунк хотел передать не внешние эффекты и образы, а своё внутреннее состояние, то, что он ощутил во время рокового заката.

На это указывает и небо, не менее детально прописанное на холсте. Краски небес кажутся по-настоящему огненными, создавая атмосферу отчаяния, граничащего с безумием. Было ли такое цветовое решение преувеличением, к которому порой тяготеют творческие люди?

Как показывает история, Мунк мог передать совершенно реалистичную палитру заката. В 1883 году произошло мощное извержение Кракатау. Вулканическая активность и всплеск природной энергии стали причиной очень ярких, практически кроваво-красных закатов в разных уголках мира. Не исключено, что Мунк мог наблюдать одно из таких явлений.

Впервые на публике “Крик” появился в 1893 году, открыв серию подобных картин. Конечно, впечатление от работы было неоднозначным. Современники Мунка рассказывали, что на выставку даже пришлось пригласить полицию, чтобы возмущённые посетители не устроили погромы.

Несмотря на это, о картине не переставали говорить. Никто из людей, увидевших шедевр воочию, не остаётся равнодушным, переживая самые разные, но неизменно яркие эмоции.

Работа Эдварда Мунка, названная “Криком” в своё время поразила берлинскую публику, а позднее покорила весь мир. Своеобразный стиль, новые формы экспрессионизма стали свежим веянием в искусстве прошлого века

С момента создания картины прошло уже немало лет, но и сегодня она не перестаёт притягивать внимание, удивлять, вызывать самые разные предположения. Вероятно, именно в этом и заключается суть шедевра – сочетать в одном творении миллионы сюжетов, но оставаться вечной загадкой

Богема Христиании. Ранний период творчества. Против реализма

В 1881 Эдвард поступил в Королевскую школу рисования, где в
полной мере проявился его яркий и самобытный талант. Мунк был любимым учеником
скульптора Юлиуса Миддельтуна, старшего преподавателя и главного вдохновителя
всей творческой деятельности школы. Но опытному педагогу и художнику-академисту
так и не удалось удержать юного гения в русле традиционной живописи.

Как только Эдвард почувствовал в себе силы сказать что-то
свое, он резко отвернулся от академического пути и встал на тропу
контр-культуры, выступающей против официального искусства.

Эдвард Мунк «За журнальным столиком» 1883

Еще в школе рисования Мунк познакомился с художником-натуралистом Кристианом Крогом и даже посещал курс последнего. Крог ввел молодого гения в «Богему Христиании». Эта группа объединяла непримиримых бунтарей от искусства, проповедующих свободную любовь, нигилизм и отход от традиций. Идейным вдохновителем «Богемы» был яркий писатель и убежденный анархист Ханс Егер, оказавший на Мунка сильное влияние.

Эдвард Мунк «Писатель Ханс Егер» 1889

В живописи, тем временем, намечался революционный переворот.
В начале 1880-х годов импрессионизм громко заявил о себе и стал самой
обсуждаемой темой в кругах художников. Мунк живо присоединился к дискуссии – он
рассматривал новое направление как основу для поиска собственного стиля.

Картина Мунка «Больная девочка», написанная под
влиянием импрессионизма и выставленная на Осенней выставке 1886 года, принесла
первый успех и вызвала неоднозначную реакцию. Критикам не понравилась именно
манера письма – непроработка деталей, незавершенность композиции, грубая, почти
неряшливая, фактурность.

Эдвард Мунк «Больная девочка» 1885

Но художник не обращал внимания на подобные замечания. Его
внутреннее устроение, философские раздумья и эмоциональный опыт нуждались в
таком резком и незавершенном выплеске. Мунк сначала долго вынашивал в себе
нечто, проникался этим и уже потом неожиданно воплощал. Выкрикивал осмысленное
на холст.

В сюжете «Больной девочки»,  Мунк вновь вернулся к смерти своей любимой
сестры Софии. Долго мучаясь над картиной (ему никак не удавалось передать
бледную, почти прозрачную кожу) Мунк, как будто проходил ритуал очищения. Он
мучительно вытравливал из себя стойкое присутствие смерти.

Версии «Крика»

Известно, что существует несколько версий картины «Крик» норвежца Мунка. Как минимум четыре. Известный экспрессионист их написал, применяя разные техники и способы письма.

Картина «Крик», оригинал которой находится в музее Мунка в норвежской столице Осло, представлена в галерее в двух вариантах. Один выполнен маслом, другой — пастелью.

Еще одно произведение автора под этим же названием хранится в Национальном музее Норвегии. Именно эта версия считается наиболее знаменитой в мире. По счету она была написана второй. Для ее создания художник также использовал масло.

Еще одна версия «Крика» до сих пор находится не в государственной галерее, а в частных руках. Полотно, написанное пастелью, принадлежало норвежскому бизнесмену и миллиардеру Петтеру Олсену. В 2012 году он выставил его на открытый аукцион. В результате картина была продана американскому бизнесмену Леону Блэку. Ее стоимость составила почти 120 миллионов долларов США. На тот момент это был рекорд по стоимости для произведения искусства.

Такой интерес к работе Мунка не раз делал её мишенью для злоумышленников, которые стремились украсть или подделать картину. Знаменитая кража «Крика» из норвежского Национального музея состоялась в 1994 году. На место ее удалось вернуть только через несколько месяцев.

Ван Гог и Мунк. Скорее разные, чем похожие. Но одинаково страстные

Винсент Ван Гог. Автопортрет художника. 1887–1888. / Эдвард Мунк. Автопортрет с палитрой. 1926

Винсент Ван Гог в 19 лет

Эдвард Мунк, 1885

Edvard Munch, Morning, 1884, KODE Art Museums of Bergen, Rasmus Meyer Collection

Vincent van Gogh, The Potato Eaters, 1885

Vincent van Gogh Starry Night over the Rhone, 1888, Musée d’Orsay, Paris

Vincent van Gogh, Montmartre: Behind the Moulin de la Galette, 1887

Edvard Munch, Spring Day on Karl Johan Street, 1890, KODE Art Museums of Bergen

Идея показать вместе Винсента Ван Гога (1853–1890) и Эдварда Мунка (1863–1944) возникла у Майте ван Дейк, куратора Музея Ван Гога в Амстердаме. Она сразу же обратилась в Музей Мунка в Осло, где проведение такой выставки также восприняли с энтузиазмом. «Сходство между Мунком и Ван Гогом столь очевидно, что люди путают их работы, — говорит ван Дейк. — Один из часто задаваемых посетителями нашего музея вопрос: „Почему у вас нет Крика?“» Ван Гога и Мунка до этого проекта вместе представляли лишь однажды — в 1912 году в Кельне на обзорной выставке модернизма.

Для нынешней выставки собрали 80 картин и 30 работ на бумаге из музеев художников в Осло и Амстердаме, а также из разных мировых институций и частных собраний. Часть их редко покидают свои собрания. Такие как Утро (1884) из Музея Koде, Больной ребенок (1896, Художественный музей Гетеборга), Автопортрет с палитрой (1926, частное собрание) Мунка. Впервые оказались в Музее Ван Гога и такие работы голландца, как Вход в общественный парк Арля (1888, Коллекция Phillips, Вашингтон),  Подлесок с двумя фигурами (1890, Музей искусств, Цинциннати), Мост в Тренктайе (1888, частное собрание).

Совпадения в биографиях двух художников, несомненно, есть, хотя Мунк был на десять лет младше Ван Гога. Оба из протестантских семей. Оба начинали свой путь не с искусства: Мунк учился на инженера, Ван Гог подвизался на арт-рынке, затем стал протестантским проповедником. И оба в 1880 году решили стать художниками. Ван Гог учился (недолго) в Академии художеств в Брюсселе, Мунк в 1881 году поступил в Королевскую школу рисования в Христиании (с 1925 года — Осло) и доучился. Оба начинали с реализма: Ван Гог доучивался у голландского художника Антона Мауве, Мунк учился у норвежского реалиста Кристиана Крога.

Судьбоносным для обоих художников стал Париж. Мунк впервые приехал туда в 1885-м, Ван Гог — в ­1886-м. У обоих под влиянием импрессионистов и неоимпрессионистов радикально поменялись палитра и техника. Но в Париже они так и не пересеклись. В 1888 году Ван Гог уехал в Арль «за прекрасными контрастами», а Мунк жил в Норвегии, наезжая время от времени в Париж и Берлин.

Сама выставка построена на сопоставлении — ранних реалистических полотен, пейзажей и портретов. Но включаясь в игру в сравнения, начинаешь раздумывать о другом: а так ли важны здесь параллели? Может, скорее, различия? Вот хотя бы Желтый дом (1888) Ван Гога и Красный плющ (1898–1900) Мунка. Объединяет их разве что эмоциональная сила цвета и мазка. Ван Гог не вкладывает в изображаемое другого смысла, кроме интенсивности своего переживания. У Мунка визуальный образ всегда символ — любви, жизни и смерти. Об этом и его Крик (он тоже есть на выставке). Мунк дружил с Августом Стриндбергом, был поклонником Генрика Ибсена, приезжая в Париж, общался с символистами. Правда, справедливости ради надо отметить, что Ван Гог, несомненно, Мунка вдохновлял. «За свою короткую жизнь он ни разу не позволил погаснуть своему пламени, его кистью двигали огонь и страсть. На протяжении моей куда более долгой и благополучной жизни я всегда стремился, как и он, к тому, чтобы не дать угаснуть моему огню, работать обжигающей кистью до конца», — написал 70-летний Мунк в 1933 году. И это ему, несомненно, удалось, судя по нынешней выставке. 

Благодарим за организацию поездки Голландский альянс.

Нехорошая картина

Устроители аукциона не ожидали такого результата — они рассчитывали примерно на 80 миллионов. Однако всего за 15 минут семь покупателей взвинтили цену до головокружительной высоты. Имя счастливчика, переигравшего своих претендентов, так и не было названо. Зато известен прежний хозяин «Крика» — это миллиардер Петер Олсен. Зачем ему понадобилось продавать «Крик»? По словам Петера, на вырученные деньги он хочет открыть новый музей Мунка в Норвегии и принять участие в праздновании 150-летия художника, которое состоится в будущем году. Благородная затея. Вот только все же непонятно — почему именно «Крик» был выставлен на продажу, а не какие-то другие произведения Мунка из коллекции Олсена? Бывший владелец признался, что все его детство прошло рядом с этой картиной, и настало время показать её остальному миру. Но ради такого дела можно просто устроить передвижную выставку. Зачем продавать-то? А может, Олсен, как и другие, тоже попал под власть суеверия? Ведь относительно трёх остальных вариантов «Крика», которые хранятся в музеях, в народе давно ходит молва: картина приносит несчастье! Известна история служащего национального музея в Осло, который однажды, перевешивая картину, уронил её, после чего у него начались невыносимые головные боли. Несчастный не выдержал страданий и покончил с собой. Другой служащий, который тоже уронил картину, попал в автокатастрофу и остался калекой. А один посетитель, рискнувший дотронуться до полотна, сгорел заживо в собственном доме. Что касается самого Олсена, то именно из-за «Крика» он не разговаривает с родным братом: в 2001 году Петер и его старший брат Фредрик, возглавляющий их компанию, оспаривали в суде права на владение этим полотном. Фредрик проиграл, и с тех пор братья стали врагами.

История написания картины “Крик”

Знакомясь с произведением искусства в первую очередь, интересует посыл и история его создания. О самой известной картине Эдварда Мунка можно найти упоминание в дневниках автора.

В 1892 году художник оказался в Ницце. В один из вечеров он гулял с друзьями, но вдруг, как сам рассказывает, ощутил изнеможение и душевную боль. Он оперся о перила моста, внимая “крик, пронзающий природу”. Меня поразило то, что товарищи Мунка не заметили его состояния, отправившись дальше.

Он же сам в полной мере погрузился в ту странную атмосферу, которую так явно почувствовал. Конечно, глядя на работы Мунка, можно предположить, что этот человек был со своими странностями, однако он, как любой художник, мог видеть и чувствовать больше, чем прочие люди. На мой взгляд, в тот самый момент прогулки в Ницце ему открылось нечто особенное, недосягаемое другим прохожим.

По всей видимости, то ощущение, испытанное Мунком, особые краски природы, что поразили его сердце, не покидали размышлений художника. Он долго вынашивал идею создать картину, где можно было бы передать ту жуткую смесь чувств и эмоций. Точная дата создания “Крика” неизвестна.

По предположениям искусствоведов, серия подобных картин была написана в период с 1893 по 1910 годы. Поразительно, но именно это творение стало новаторским шагом к новому направлению экспрессионизма, развившемся в XX веке.

Картина «Крик»

Становление как художника

В борьбе с охватившей его депрессией Ван Гог погрузился в художественное творчество. Посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, в этом ему помог его брат Тео. Однако и там проучился недолго, бросив все и уехав к родителям. В тот период он считал, что мастеру необязательно иметь образование, достаточно лишь обладать талантом и усердием.

И вновь художник испытал любовное потрясение и был отвергнут. После этого он навсегда разочаровался в попытках устроить свою личную жизнь.

Работая над своими картинами, изучал жизнь беднейших городских кварталов, добивался удивительных цветов и оттенков, смешивая на полотне различные краски и сочетая техники письма.

Последние работы

В периоды просветления Ван Гог просил отпустить его из клиники, чтобы продолжить работу над картинами, но жители городка Арля попросили этого не делать, опасаясь его вспышек безумия.

В итоге художник поселился в клинике для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Там он в течение целого года усердно работал над новыми полотнами. Творчество Ван Гога этого периода лучше всего характеризует картина «Звездная ночь», в которой наиболее ярко проявляется огромное нервное напряжение и динамизм. Всего же за этот период постимпрессионист написал около 150 полотен.

В 1890 году он обосновался под Парижем, где продолжил работать. Здесь написал свое знаменитое «Пшеничное поле с воронами». Вскоре после этого его жизнь трагически оборвалась.

Отправившись на прогулку с красками и холстом, он выстрелил себе в грудь из револьвера, который купил незадолго до этого, чтобы отпугивать птиц. Пуля прошла под сердцем, он сумел самостоятельно добраться до гостиницы, но спасти его не смогли. 29 июля 1890 года скончался Винсент Ван Гог. Картину «Крик» он так и не увидел, с ее автором не познакомился, хотя они и жили в одно время, в одной части планеты.

Шепоты и «Крики»

Эдвард Мунк — без сомнения, норвежский художник № 1, так же как другой Эдвард — Григ — главный композитор. Но если Грига традиционно причисляют к романтикам и новатором не считают, поскольку на континенте этот стиль доминировал уже полвека, то Мунк, наоборот, опередил коллег из главных европейских центров искусства лет на 20. В Австрии, которая считается родиной экспрессионизма, он появился непосредственно перед Первой мировой войной — в начале 1910-х. Мунк же пришел к тем же принципам еще в начале 1890-х годов.

Манеру Мунка осторожно определяют как протоэкспрессионизм. Но на самом деле все темы экспрессионизма (сумасшествие, предчувствие глобальной катастрофы, тотальная безнадежность, тяга к убийству, болезненное восприятие своего и чужого тела) уже были сформулированы Мунком, причем в образцовых произведениях

Помимо «Крика» это, например, «Вампир» (вспомним одноименный фильм Карла Теодора Дрейера — шедевр уже киноэкспрессионизма), «Ревность», изображающая мужчину с безумными глазами, а за его спиной — любовников, «Красный плющ», где дом, увитый растениями, будто истекает кровью… (Все эти шедевры, кстати, можно будет увидеть на выставке.)

Фото: Музей Мунка

«Крик», пастель, 1893 год

Но именно «Крик» стал ключевым экспрессионистским образом, который не только предвосхитил, но и пережил сам стиль, превзойдя в массовом сознании все более поздние его проявления как самого Мунка, так и художников других стран.

«Крик» существует в четырех цветных вариантах и одном — монохромном (литография). Первые два варианта датируются 1893 годом. Сначала художник создал изображение пастелью на картоне (именно оно и будет экспонироваться в Москве), затем — наиболее знаменитую версию маслом. В 1895-м появились два авторских повторения: еще одна пастель и литография. А в 1910-м — последний вариант маслом.

Фото: Музей Мунка

«Крик», литография

Семь лет назад поздняя пастель оказалась в центре общественного внимания, поскольку была продана на аукционе Sotheby’s за $119,9 млн — на тот момент абсолютный рекорд для публичных торгов. С тех пор он уже неоднократно превзойден, но, во-первых, «Крик» больше не появлялся на торгах и будь выставлен снова, вероятно, рекорд был бы зафиксирован опять. А во-вторых, не стоит забывать, что это все-таки авторское повторение, да еще и не маслом в отличие от всех остальных работ в этой ценовой категории (больше $100 млн).

Фото: частная коллекция

«Крик», пастель, 1895 год

Интересно и то, что ни одной другой картины Мунка в топе аукционных продаж не было. Следовательно, если в случае с произведениями Пикассо, Модильяни и, конечно, Леонардо да Винчи покупатели платят в первую очередь за имя художника, то «Крик» ценен сам по себе. В чем же его исключительная привлекательность?

Сборная Йорданса: Эрмитаж соединил все российские полотна фламандца

В Зимнем дворце проходит крупнейшая отечественная ретроспектива младшего коллеги Рубенса

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.