Лучшие психотерапевты москвы

Зигмунд Фрейд “Введение в психоанализ”

* электронную версию книги можно купить и скачать в форматах: fb2, epub, pdf, txt.

Начнем с автора, имя которого знают даже школьники. Несмотря на то что современные ученые отвергли часть его теорий, а другие доработали и дополнили, З. Фрейд был и остается важнейшей фигурой в мире психоаналитики. Собственно он и является создателем аналитического направления в психологии.

Данная книга – это подробный курс лекций по психоанализу в рамках теории, которую разработал Фрейд. Издание состоит из 3 глав:

  1. Ошибочные действия личности.
  2. Сновидения.
  3. Неврозы, их симптомы и значение, сексуальная жизнь, либидо и другие темы.

Также в учебнике содержится продолжение и переосмысление лекций, в том числе автор развивает свою теорию о сновидениях. Эта книга, конечно, предназначена больше для профессиональных психологов и психоаналитиков, но с ней стоит ознакомиться всем, кто интересуется психологией, чтобы как минимум сложить собственное мнение о трудах Фрейда.

Э. З. Фромм “Иметь или быть?”

Эта книга написана выдающимся немецким ученым, психологом и психоаналитиком, работавшим с пациентами на протяжении 35 лет. Затем многие годы он посвятил социальной психологии, исследовал проекты, тенденции и особенности общества середины XX века, но идеи его актуальны и сейчас.

Книга “Иметь или быть?” посвящена современному человеку и особенностям восприятия себя через обладание вещами. Мы стремимся к материальным благам, думая, что они принесут счастье, становимся циничными и эгоистичными. Стремление иметь дорогие красивые вещи и невозможность этого заставляют людей чувствовать себя угнетенными и подавленными. Фромм с позиции психоаналитика, а не простого обывателя рассказывает о взглядах философов, социологов и поэтов разных времен на эту проблему, а также приводит свои исследования и выводы.

Если вам близка эта тема, советую почитать книгу, она поможет отделить свой внутренний мир от вещественного, стать немного счастливее, свободнее и спокойнее, взглянуть на себя и общество в целом под другим углом.

Карл Густав Юнг (1875-1961)

Швейцарский философ и психиатр, основоположник одного из течений глубинной психологии, а именно аналитического. В работе с бессознательным пытался не только решить проблему детских страхов, но и исследовать память поколений, проводя параллели между мистикой, алхимией и психологией. Основной темой его работ было соотношение мышления и культуры, биологического и культурно-исторического факторов в развитии народов, разница в мировоззрении Востока и Запада, анализ мифов, сказаний и легенд. Соединение сознательного и бессознательного полагал источником культуры.

Развил теорию коллективного бессознательного, работал по методу свободных ассоциаций, толкования архетипических символов и образов. Ввел термины «интроверсия» и «экстраверсия», типологию характеров, главной задачей психотерапии считал помощь в реализации индивидуальности каждой личности.

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа. Несмотря на то, что его методы исследования сознания и нахождения решения на основе прошлого человека, вызывали споры в научном обществе. Даже в наше время теории Фрейда собирают большие дискуссии вокруг себя. На основе его учений зародились:

  • фрейдизм;
  • психоаналитический подход;
  • психодинамичекий подход.

По мнению великого психоаналитика, все проблемы, приводящие к психическим расстройствам, скрываются в жизни человека, в его детстве, родителях и сексуальном отношении. Большую часть патологий психологического характера можно решить, просто найдя первоисточник, приводящий к такому поведению и восприятию мира.

Его труды легли в основу дальнейших теорий, хотя некоторые из психологов и в наше время считают его шарлатаном и коммерсантом, просто поймавшим волну в момент процветания атеизма и снижения нравственных норм. Но при этом его исследования лежат в основе нескольких теорий, дающих понимание сути формирования человеческого сознания, они используются в классической и патологической психологии. Помогают направить развитие личности в нужное русло, просто исправив несколько ошибок.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.

Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.

В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.

Карл Юнг – родоначальник аналитической психологии

Современник и ученик Фрейда Карл Юнг как психолог вначале не одобрял часть учений великого психоаналитика. Карл Густав Юнг – родоначальник аналитической психологии. Она базируется на понятии коллективного бессознательного. Он ввел в психологию такие понятия как

  • архетип;
  • коллективное бессознательное;
  • синхроничность;
  • комплексы.

Основная его теория в том, что личность рождается целостной и формирование психики происходит исходя из заданных изначально способностей и возможностей. При этом развитие личности происходит под влиянием окружающих, которые могут только подталкивать ее в заданном направлении, но не оказывать на нее давление непосредственно. Он считал что существует наследственная модель психики, которая и задает нам нужное направление развития, зная ее, можно более правильно и объективно корректировать собственное саморазвитие. Бессознательное было разделено на несколько видов:

  • семейное;
  • национальное;
  • расовое;
  • коллективное.

Его лечение происходит более емко, чем у Фрейда, не только методом анализа, но и действий, позволяющих высвободить подсознание и интегрировать в него психологические составляющие личности.

Лев Семёнович Выготский

«Основатель марксисткой традиции исследования психики» нынче звучит, как минимум, сомнительно. Но с научной точки зрения это совершенно верное определение. Марксизм ведь не только (и не столько) политическое течение, сколько комплекс научных подходов и традиций в познании мира.

Лев Семёнович Выгодский родился в России (1896 г.), всю жизнь прожил и проработал в СССР. Расцвет его научной карьеры пришёлся на сложный период становления Советской власти.

В научной деятельности также происходили потрясения, связанные с поиском новой, «советской» научной методологии. Выгодскому удалось показать, что следование «новым методам» не просто возможно, но и приводит к переосмыслению науки и новым научным открытиям.

В частности, его исследования убедительно показали что прямое следование в исследовании психологии ребёнка прямым и узким воззрениям модного тогда Фрейда неполноценно и ведёт психологию в тупик. И этот подход отражён во всех его работах — самые известные из которых «Мышление и речь»; «Психология искусства»; «Проблема культурного развития ребёнка».

Курт Левин

Курт Левин — немецкий психолог и социолог. Основатель социальной психологии, впервые исследовавший организационное развитие и групповую динамику.

Родился 9 сентября 1890 года в германском городе Могильно. С 1910 года Левин обучался в Берлинском университете. Участвовал в первой мировой войне, но был демобилизован в связи с ранением. На фронте Курт занимался также научной деятельностью, наблюдая за своими однополчанами и устраивая опросы. Главный вывод, который сделал ученый: обстановка на фронте солдатами воспринимается иначе, чем мирными людьми, и изменение восприятия происходят не только у одного солдата, а у целой группы фронтовиков.

После возвращения с фронта Курт Левин продолжил обучение в Берлинском университете. В 1936 году он эмигрировал в США и стал главой Исследовательского центра групповой динамики в технологическом институте Массачусетса.

В США Левин стал первым специалистом по поведению групп. В первой половине 20 века Куртом Левином была разработана «Теория психологического поля». В своей теории он исходил из того, что каждая личность развивается в психологическом поле окружающих его предметов, имеющих свой заряд. Наблюдения и эксперименты ученого показывали, что для каждого индивидуума этот заряд имеет свой знак. Но в то же время существуют такие предметы, которые имеют для человека и притягивающую, и отталкивающую силу. Эта сила вызывает потребности в человеке и напряжение в нем. И, находясь в состоянии напряжения, человек старается разрядиться, т.е. удовлетворить свои потребности.

На основе проблем теории поля Куртом Левиным была написана книга «Теория поля в социальных науках». А в книге «Разрешение социальных конфликтов» собраны практические и теоретические исследования ученого по проблемам массового сознания, межличностных конфликтов, этнические проблемы и т.д.

Альфи Кон “Воспитание сердцем”

Мы часто слышим от профессиональных психологов, что большинство проблем взрослого человека связано с детством, неудачами, душевными переживаниями, страхами

Если вы увлекаетесь психологией, то понимаете важность воспитания детей. Возможно, они у вас уже есть или еще нет, в любом случае стоит об этом задуматься, хотя бы для излечения своих детских психологических травм. Книги Альфи Кона и конкретно “Воспитание сердцем” о безусловной любви родителей к детям и о том, как к ней прийти, как сделать так, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают всегда, даже если он ведет себя неправильно

Возможно, идеи автора не во всех ситуациях можно применить, но они заставляют о многом задуматься и пересмотреть некоторые свои установки на взаимоотношения родителей и детей

Книги Альфи Кона и конкретно “Воспитание сердцем” о безусловной любви родителей к детям и о том, как к ней прийти, как сделать так, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают всегда, даже если он ведет себя неправильно. Возможно, идеи автора не во всех ситуациях можно применить, но они заставляют о многом задуматься и пересмотреть некоторые свои установки на взаимоотношения родителей и детей.

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон — ученый, психолог. Известен созданием теории стадий психосоциального развития.

Он описал 8 возрастных этапов формирования личности. Эриксон считал, что развитие идет на протяжении всей жизни, при этом каждый из этапов развития отмечается характерным для него конфликтом, благополучное решение которого приводит к переходу на новую стадию. Это основная теория развития личности, внесшая большой вклад в изучение психики человека.

Родился психолог 15 июня 1902 года во Франкфурте. В юности Эриксон увлекался живописью и хотел стать художником, но вскоре он познакомился с психоанализом, и его планы сильно изменились. В 1933 году он переехал в США, вел преподавательскую деятельность в медицинской школе при Гарварде и занимался детским психоанализом. Позже он преподавал в Калифорнийском университете (в Беркли и Сан-франциско). В этот период он изучал личностное развитие коренных американцев. В университете он проработал до 1951 года, когда его заподозрили в симпатиях к коммунистам и попросили подписать документ на верность к конституции США. Эриксон отказался подписать этот документ и покинул университет. Свою карьеру он продолжал в Гарвардском университете еще в течение 10 лет.

Основополагающим трудом Эрика Эриксона стала книга «Детство и общество». В книге рассматриваются такие вопросы как детство и социальная жизнь, кризис подросткового и среднего возраста, подведение итогов жизни и т.д. Примерами в книге являются различные конфликтные ситуации для более ясного понимания исследования психических расстройств.

Елена Вайс: психолог-волшебница

Блог: @helen_wize

Подписчики: 565к

Психотерапевт, автор методик, ведущая семинаров и тренингов по развитию личности и гармонизации отношений Елена Вайс излучает позитив.

К своим подписчикам она обращается «мои солнышки» и «мои дорогие». В ее постах нет откровенных призывов вроде: «Хватит жалеть свою шкурку, возьми себя в руки!» – психолог считает, что гораздо важнее раскрыть в себе женственность, а остальное приложится.

Также Елена Вайс создала собственную методику похудения и предлагает гармонизировать тело и душу. А иначе никак, ведь подлое зеркало, как назло, отражает только многочисленные несовершенства!

Елена Вайс утверждает, что развить женщину можно тремя простыми действиями:

  1. правильные мысли;
  2. принятие себя;
  3. саморазвитие.

Елена ведет восемь различных тренингов и даже создала «Мастерскую женственности», где незаметно ведет психотерапевтическую работу.

Казалось бы, что может дать изготовление кукол и оберегов? Но участницы уверяют, что такое простое действие наполняет их внутренней силой.

Психолог с удовольствием расскажет вам об энергетических связях и карме, секретах похудения и правилах здоровых отношений, а любительницам более сложных тем понравятся посты по психосоматике.

Карл Роджерс

Родился 8 января 1902 года, является американским психологом. В 1919 году поступает в университет в штате Висконсин. В 1924 окончил университет и после чего становится студентом магистратуры в педагогическом колледже в Колумбии. В 1931 получает звание доктора наук. Карл Роджерс основал Центр консультаций, где проводил изучение сеансов терапии.

В 1954 он выпускает книгу “Психотерапия и личностное изменение”. После этого он проделывает еще одну большую работу над книгой “Терапевтические отношения с больными шизофренией”.

Таким образом, Карл Роджерс вносит большой труд в науку о психологии.

Евгения Стрелецкая

Несмотря на свою молодость, Евгения уже успела наделать много шума в психотерапевтических кругах. Врач-психиатр и психолог-психоаналитик Стрелецкая делится знаниями из области психоанализа, психиатрии, когнитивно-поведенческой психотерапии, которые, как она говорит, можно смело применять на практике для того, чтобы улучшить свою жизнь, отношения с близкими, и решить свои психологические проблемы. Многим коллегам она кажется выскочкой, а многим — эмпатичным и харизматичным специалистом. И не удивительно ведь на ее канале, где она часто выкладывает ролики посвященные решению и описанию разных психологических проблем и девиаций набралось порядка 600 тыс подписчиков. И при этом такой ошеломительной популярностью как Лабковский, Евгения ни снискала.Возможно потому, что несмотря на то, что она подробно разбирает вопрос, главный постулат ее в том, что нужно читать книги, а не просто смотреть видео на ютубе. 

Список книг включает три категории: 1) для всех 2) книги о специфической психологической проблеме 3) для психологов и психотерапевтов.

Темы, которые она освещает разбиты на канале по группам. Здесь найдет полезную информацию для себя и невротик с повышенной степенью тревожности, и парень с разбитым сердцем, и пара на пороге очередного семейного кризиса. 

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, , Telegram.

Мария Перетяка

Заместитель главного редактора портала 5sfer.com. Журналист, блогер.

Рейтинг популярных книг по психологии

Воспитывая малыша в семье, надо постоянно ему что-нибудь объяснять, показывать его значимость в этом мире, находить компромиссы. Ведь через общение с родными людьми ребенок воспринимает окружающий мир, формирует базовое доверие к нему. Он нуждается в понимании родителей. Дарите детям духовное тепло и любовь.

Характеристика ТОП 10 популярных книг по детской психологии:

Характеристика ТОП 10 популярных книг по детской психологии
№ п/п Название книги Автор Направленность
1. Нескучная детская психология Сатья Дас, украинский семейный психолог Характеристика 7 детских характера,важные принципы в воспитании
2. Привязанность в жизни ребенка. Тайная опора Людмила Петрановская, российский автор Характеристика 3 возрастных групп, указаны причины поведения ребенка, советы родителям
3. Самостоятельный ребенок или как стать ленивой мамой Анна Быкова, российский автор, психолог Раскрыт принцип «ленивой мамы»: больше самостоятельности для ребенка, меньше опеки со стороны родителей
4. Как любить ребенка Януш Корчак, польский писатель Дан принцип воспитания: проявление родительской любви без обожествления и подавления личности ребенка
5. Не кричите на детей Даниэле Новара, итальянский психолог Рекомендации как решать конфликтные ситуации, техника «активного молчания»
6. После трех уже поздно Ибука Масару, японский автор Рекомендации по воспитанию детей до 3 лет, 25 ключевых моментов
7. Свобода от воспитания Дима Зицер, российский писатель, доктор педагогических наук Раскрывается проблема насилия в семье
8. Дети с небес Джон Грей, американский психолог и писатель Метод воспитания через сотрудничество с ребенком
9. Когда ваш ребенок сводит вас с ума Эда Ле Шан, американская писательница, педагог и детский психолог Анализ семейных конфликтов, способы как избежать родительских ошибок
10. Как справиться с детским гневом Мадлен Дени, французский психолог и педагог Как реагировать на детский гнев, радостное творчество как принцип воспитания

П. Клейнман “Психология”

Эта книга об основах психологии для начинающих – тех, кто только начал путь познания себя и окружающих людей. Автор рассказывает о выдающихся и знаменитых психологах со всего мира, их вкладе в науку, необычных экспериментах. Интересная подача материала отличает данный труд от обычного учебника по общей психологии, чем и привлекает многих читателей.

Хорошее качество печати, иллюстрации, понятная структура делают книгу настоящей находкой для пытливого ума. Ее можно рекомендовать школьникам старших классов и студентам, чтобы заинтересовать предметом и объяснить основы психологии. Но также она будет интересна и взрослым. В ней много примеров, экспериментов, научных открытий, и все это описано простым живым языком.

Татьяна Черниговская

Доктор биологических наук, психолингвист, заслуженный деятель науки РФ, профессор. Татьяна Черниговская часто публикуется, читает курсы для студентов и аспирантов СПбГУ, вела образовательные программы на телевидении, записи ее лекций собирают на YouTube миллионы просмотров. 

Татьяна Черниговская, доктор биологических наук, психолингвист, заслуженный деятель науки РФ, профессор. Фото: Юлия Репринцева

При всех регалиях и заслугах в науке и огромной аудитории все чаще звучит критика  недобросовестной работы с фактами, фальсификации исследований, звучат мнения, что Черниговская — скорее, не ученый, а фрик. В 2018 году группа российских ученых из сообщества Equality опубликовала подробный разбор ее публичных утверждений. Несколько ее лекций, которые цитировали ученые (например, «Держи мозг в чистоте!»), вскоре пропали из публичного доступа, но примеры ее высказываний в сети остались.    

«От 10 до 14 лет в два раза больше мальчиков пытаются или думают о том, чтобы покончить с собой». Утверждение противоречит статистике, количество попыток и суицидальных мыслей выше у девочек.

«Во-первых, мальчиков надо держать в холоде, что я обнаружила

Причем автор (это очень серьезная работа научная была) в британских школах был, причем в дорогих частных школах (это важно, почему дорогих, потому что никто не экономил там электроэнергию или уголь), и почувствовал, что холодновато (а в девичьих школах — не холодновато). И он говорит: “А что у вас так холодно?”

А они ему: “Это мы давно за столетия это поняли”. Британцы, понятное дело. Если температура будет, не дай бог, на градус и тем более на два больше, то мальчики просто насмерть засыпают и все, они вообще не воспринимают никакую информацию, просто спят — они только в холоде себя хорошо чувствуют». Ученые из Equality пишут, что речь идет о работе Леонарда Сакса (1981), исследовании, проведенном на взрослых людях и касающемся субъективных ощущений, а не объективной производительности. Согласно новым данным JK Kahl, разницы между производительностью девушек и парней обнаружено не было.

Эти и другие ее высказывания критикуются научным сообществом как плохой образец научпопа. Черниговская также говорит о существовании паранормальных явлений: «Экстрасенсорные возможности и телепатия. Только дурак будет оспаривать их существование. А интуиция, прозрения? Мы понятия не имеем, что это такое. Встать в позу и сказать, что этого нет, — просто глупость. Но что с этим делать? Методы современной науки не подходят».

Дейл Карнеги (1888-1955)

Американский педагог, психолог и писатель. Стоял у истоков теории общения, но сделал основной упор на практическое применение научных разработок, создал собственную концепцию успешного общения и уникальную систему обучения навыкам коммуникации. Написал несколько книг по практической психологии, остающихся востребованными и по сей день. Самая известная из них «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Книга 10 лет была бестселлером, что стало абсолютным рекордом.

На основе личных разработок создал Институт человеческих отношений и ораторского искусства.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.

Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.

В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.

Влияние COVID-2019 на желание россиян получить психологическую поддержку

В год пандемии у каждого десятого россиянина (14%) потребность поговорить по душам стала возникать чаще, особенно у женщин (19% vs 9% среди мужчин) и молодых людей от 18 до 24 лет (25%).

В качестве основных причин называли пандемию, карантин и связанные с ними ограничения (32%), финансовые трудности, безработицу и падение уровня жизни (20%), экономическую ситуацию в стране в целом (11%), осложнения со здоровьем / смерть близких (10%), а также самоизоляцию / ограничение передвижения (10%).

Для 23% россиян ничего не изменилось, а у 5% потребность в психологической поддержке уменьшилась. Более половины наших сограждан самостоятельно справляются со сложностями, и у них не возникало такой потребности (56%). Чаще об этом заявляли мужчины (67% vs 47% среди женщин) и поколение от 45 лет и старше (62–64%).

Аналитическая психология

Продолжателями идей Фрейда стали многие известные психологи мира – А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и др. Одним же из наиболее ярких и выдающихся стал швейцарский психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг (1875-1961).

  • Сознательный блок – Персона (совокупность социальных ролей личности, характер, манера поведения и т. д.) и Эго (взаимодействие сознания и бессознательного).
  • Индивидуальное бессознательное – включает в себя Тень (мысли, желания, вытесненные в бессознательное в следствие их несоответствия социальным нормам), Аниму и Анимуса (представления личности о себе как о мужчине – у женщин и женщине – у мужчин), Самость (архетип целостности личности).
  • Коллективное бессознательное – структура, образованная в процессе накопления определенного опыта предшествующими поколениями, передающаяся на бессознательном уровне каждому индивиду.

Основным элементом коллективного бессознательного являются архетипы. Это универсальные символы или мотивы (первообразы), существующие в коллективном бессознательном. Они проявляются в сновидениях, повторяются в мифологических сюжетах и сказках разных народов (дракон, герой, мудрец, мать, сокровища и др.). Архетип подобен психическому руслу, которое определяет характер деятельности психических процессов.

М. Литвак “Психологическое айкидо”

М. Литвак, пожалуй, наиболее известный в наше время российский психотерапевт, его книги и лекции довольно популярны, есть много положительных отзывов. В жизни каждого из нас встречаются не очень приятные и доброжелательные люди, их критика и негатив плохо отражаются на нашем настроении. Мы нервничаем, переживаем, испытываем постоянный стресс. Эта книга учит уменьшать такое влияние и сводить его на нет, общаться с разными людьми, оставаясь спокойными и уравновешенными.

Следуя простым советам Литвака, вы сможете избежать ненужных конфликтов и ссор, сохраните нервы и здоровье. Но надо сказать, что этот метод больше направлен на внешние проявления, он не учит работать с корнями конфликтов и своими эмоциями. Поэтому применять “Психологическое айкидо” нужно в сочетании с другими практиками, которые помогают найти согласие с самим собой и окружающими людьми.