Оглавление
- Чем помогает образ праведника и защитника русской земли
- Смерть Георгия Победоносца
- Значение иконы Георгия Победоносца
- Жизнь и чудеса святого Георгия Победоносца
- Как обращаются к Георгию Победоносцу за помощью
- Икона Георгия Победоносца: описание
- Икона Георгия Победоносца
- В славянской традиции
- Как выглядит икона Георгия Победоносца
- Чудеса
- Икона Георгия Победоносца: описание
- Молитва о помощи мирянину
- «Чудо Святого Георгия о змие»
- Иконография образа святого
- Легендарный подвиг Георгия Победоносца стал культовым изображением всадника, убивающего змея
- Почему святой Георгий так любим в России ?
Чем помогает образ праведника и защитника русской земли
Образ Георгия Победоносца уникален. Это единственный святой великомученик, который одинаково помогает военнослужащим и одновременно защищает простых православных.
Военнослужащие
Святой Георгий Победоносец – образ защитника Руси. Иконы с его изображением известны с XII века. На них он изображен воином. На это указывают атрибуты: копье, меч, кольчуга или военный хитон. Статус мученика символизирует ярко-алый плащ, который перекинут через его плечо.
- Как покровитель ратников он стал символом официально утвержденного ордена Святого Георгия. Его учредила Екатерина II. Орден имеет 4 степени. После пожалования обладатель становится кавалером ордена Святого Георгия.
- Александр I учредил Георгиевский крест для награждения офицеров армии «за службу и храбрость». Оранжевая лента с черными полосками стала символом военный доблести и славы. Ленты можно увидеть на орденах и медалях Советского Союза и Российской Федерации.
Защита от врагов
Икона Георгия Победоносца стала символом защиты от врагов. Ее выносили перед ратниками на полях сражений и ставили в храмах и церквях, совершали молебны, восхваляя доблесть собственных воинов и взывая к покровителю.
Защита от болезней
Иконам Георгия Победоносца молятся. Просят о выздоровлении, надеются на защиту близких от болезней. В молитвах упоминают Георгия, как великомученика, то есть человека, перенесшего физические наказания, и познавшего силу боли.
Призыв победы
Изображения с ликом Георгия, возвещающего о победе с копьем в руках, издавна использовались для призыва победы над врагами. Это относится к временам сражений с монголо-татарами во времена ига. Иконы, где святой восседает на белом коне с копьем в руках и поражает змея, были настоящим образом победы над реальными врагами.
Смерть Георгия Победоносца
Молодой и бесстрашный человек в темнице был подвержен страшным и мучительным пыткам, которыми его хотели заставить отречься от своей сомнительной веры и принять язычество, но Георгий не был из числа робких.
Молодого человека пытали на протяжении недели и за это время его тело успевало укрепиться и исцелиться. Правитель уж было решил, что Георгий – колдун, который использует свою магию и приказал отравить бывшего командира, но и это не помогло. Диоклетиан был в бешенстве и сказал бывшему военному оживить человека, после чего началось землетрясение, а умерший восстал.
После безуспешных попыток уговорить Георгия принять язычество, император решил просто казнить молодого человека. Во сне к юноше явился спаситель и сказал, что за все пережитое, Георгий отправиться в Рай и ему не о чем переживать. Приговоренный к казни молодой человек рассказал все стражнику и через несколько часов к нему в темницу спустился император и снова просил принять его веру. Георгий увильнул от ответа, но попросил привести его в храм бога Аполлона. После того, как он там оказался – юноша встал на колени пред идолом и перекрестил его, после чего все статую раскололись.
В то время рядом была супруга императора и она умоляла Диоклетиана помиловать Георгия, но тот приказал убить их обоих. Но новому календарю 6 мая молодого человека казнили, а за его мучения его окрестили святым.
Значение иконы Георгия Победоносца
Георгий Победоносец причислен к лику святых благодаря тому, что не отступился от веры в Бога. Ни богатство, ни власть не заставили его отказаться от христианства. Именно поэтому значение иконы святого Георгия Победоносца часто трактуется как символ несокрушимой и стойкой веры. Сам святой является своеобразном примером подражания для остальных людей, хотя и трудно достигнуть этого идеала.
К образу святого обращается тот, кто оказался в центре военных действий. С давних пор считается, что Святой Георгий является покровителем воинов. Ему молятся матери, проводившие своих сыновей на воинскую службу.
Но не только тот, кто отдает воинский долг Родине, обращается за помощью к великомученику. Его просят об исцелении, о защите себя и своих близких от различных болезней. Кроме того, Георгий Победоносец оберегает фермеров, покровительствует животноводству, защищает домашний скот от недуга. Раньше в день его почитания впервые выводили скот на улицу после зимы. Ведь подобно чуду о змие (о нем скажем далее) святой Георгий в своем духовном облике помог одному фермеру, у которого оставался только один вол. Как считается, икона святого Георгия Победоносца до сих пор помогает всем землепашцам в трудах.
Жизнь и чудеса святого Георгия Победоносца
Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте.
Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.
Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете Сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат.
Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине».
«Что есть Истина?», — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам.
На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, не причиняя ему боли.
В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».
Тогда его колесовали. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву.
В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет, и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши.
И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!», — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что перед ним другой человек или призрак.
В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Было это 10 ноября (23 ноября по новому стилю) 303 года, и теперь этот день отмечается православными церквями.
Как обращаются к Георгию Победоносцу за помощью
Если жизненные обстоятельства подталкивают просить помощи у Небесного Заступника, прежде всего, подумайте – несет ли ваша просьба праведный смысл, не хотите ли вы собственными кознями получить неправомерную выгоду. Ибо Господь и Св. Георгий узрят ваши коварные задумки, и вместо помощи могут изрядно наказать. Зато всякому желающему справедливости Святой Победоносец дарует свою помощь и благоволение.
- Вначале следует очистить душу исповедью и принять Святое Причастие. Покайтесь пред Господом, освободившись от тяжести грехов. А уж затем просите помощи и заступничества от недругов.
- Если впереди ждут испытания и тяжелые времена, то стоит заказать службу «Сорокоуст о здравии», дабы Силой Небесной вам дана была победа над злом или горестями. Это сильная молитва, которая проводится в течении сорока дней. Читая все это время молитву Великомученику Георгию, вы обязательно получите желаемое в полной мере.
- Просите истово с открытым сердцем. Помните, что лишь по вере дано будет! Не держите сомнения в душе, ибо тот, кто усомнится в силе Господней, познает поражение.
- Обязательно купите освященную икону Великомученика. Ей следует отвести почетное место в красном углу и возносить ежедневную молитву, дабы получить покровительство и милость.
- Весь период, когда вам требуется защита Святого, нужно держать зажженной лампаду у его образа. А в дополнение к ней, читая молитву, зажигают свечу – символ христианской веры.
- Тем, кто отправляется в далекий путь, икону лучше иметь при себе и каждый день просить легкого пути у Небесного Покровителя.
- Если вам требуется защита от нападок недругов на работе, то икона должна быть рядом с вами в укромном месте. Она силой своей обезвредит злодея и поможет выставить напоказ его лихие намерения.
Помните, как Святой Георгий положил жизнь и самоотверженно проповедовал истинную Христову веру, которая несла спасение и надежду, так и вам дано будет по стараниям вашим во славу Господа. Держите сердце открытым для Всевышнего, и он даст спасение от всякого лиха да несправедливости.
Икона Георгия Победоносца: описание
На иконах он изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Реже можно встретить икону, на которой Святой Георгий изображен в хитоне и плаще, держащий в руках крест. Есть еще образ Георгия, сидящего на троне с ангелом, возлагающем мученический венец. Образ этого святого можно увидеть на флагах Москвы и Подмосковья, он знаменует память о Юрии Долгоруком, являющимся покровителем и защитником этого региона.
На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину — 15 вершков. Образ Георгия окаймлен серебром, венец золоченый. Цата резная, золоченая. В ней находятся три золоченых камешка размером с девять копеек. Свеча установлена на подставке, которой обрамлена снизу икона. Святой Георгий Победоносец увенчан короной из страз. На него надет пояс из аметистов, а на копье крест из страз. Ходит поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.
Икона Георгия Победоносца
В Благовещенском соборе находятся уникальные комплексы иконостасов, созданных для небольших приделов грозненского времени.
В этот период становления Москвы как столицы единого Российского государства в Кремль привозили прославленные святыни из других русских центров. В Успенском соборе находится древнейший памятник собрания – привезенная из Новгорода двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий» рубежа XI–XII веков.
В XVII столетии при первых царях династии Романовых в Кремле, в мастерских Оружейной палаты, работают царские иконописцы, которые создают комплексы многоярусных иконостасов XVII века для церкви Ризположения (иконописец Назарий Истомин Савин), Успенского (1653) и Архангельского соборов (1679–1681). В это время в Кремле работают царские изографы Яков Казанец, Никита Павловец, Михаил Милютин, Симон Ушаков и другие.
В фондах Музеев Московского Кремля хранятся иконы из разрушенных в 30-е годы XX века архитектурных памятников Московского Кремля – Чудова и Вознесенского монастырей, собора Спаса на Бору и других. В 20–30-е годы XX века в фонды Музея была передана часть икон из упраздненного Соловецкого монастыря.
Здесь вы можете ознакомиться с нашими коллекциями online
Умеренность и благоговение являются основными факторами по отношению к таким церковным символам как нательный крестик, иконки и ладанки. Если нательный крест надевают человеку при крещении, тогда как быть с ладанками? Что такое ладанка церковная и как правильно ее носить? Почему такой оберег считается суеверием, остатком языческого культа? Об этом далее.
В славянской традиции
В народной культуре славян — защитник скота, «волчий пастырь».
В народном сознании сосуществуют два образа святого: один из них приближен к церковному культу св. Георгия — змееборца и христолюбивого воина, другой, весьма отличный от первого, к культу скотовода и землепашца, хозяина земли, покровителя скота, открывающего весенние полевые работы. Так, в народных легендах и духовных стихах воспеваются подвиги святого воина Егория (Георгия), устоявшего перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну». Мотив победы св. Георгия известен в устной поэзии восточных и западных славян. У поляков св. Ежи сражается с «вавельским смоком» (змеем из краковского замка). Русский духовный стих, также следуя иконописному канону, причисляет к змееборцам и Феодора Тирона (см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина), которого восточно- и южнославянские традиции тоже представляют всадником и защитником скота.
Другой народный образ святого связан с началом весны, земледелием и скотоводством, с первым выгоном скота, который у восточных и части южных славян, а также в восточной Польше часто бывает на Юрьев день. В русских (костром., твер.) обходных юрьевских песнях обращаются к св. Егорию и св. Макарию:
В хорватских песнях того же дня и назначения св. Георгий приезжает на «зелёном», то есть сером в яблоках, коне:
Некоторые хорватские юрьевские тексты близки к текстам вучаров:
У хорватов и словенцев в обходе дворов с юрьевскими песнями главная фигура — «Зелёный Юрий» (Zeleni Juraj) — мальчик, покрытый с головы до ног зелёными ветками, изображающий св. Георгия (ср. полес. куст). В тех же хорватских песнях в Юрьев день иногда присутствует мотив змееборчества и похищения змеем девицы. Словенцы в Помурье водили «Зелёного Юрия» или «Весника» (Zeleni Jurij, Vésnik — от словенского диалектного vésna «весна») и пели:
В Штирии ребята пели:
и при этом деревянным ключом ковыряли землю. В центральной Белоруссии юрьевские обходчики «будили» св. Юрия:
а пасхальные волочебники обращались к святому:
В восточной Моравии в Смертное воскресенье (предпоследнее перед Пасхой) молодежь распевала:
Для болгарских и восточносербских юрьевских песен характерен мотив подковывания коня и объезда полей: «Свети Гиоргия коня кове се от сребро и от злато…» (Святой Георгий подковывает коня серебром и золотом…),
В Приангарье Егория Храброго чтили как покровителя лошадей, в его день на лошадях не работали. В Пиринской Македонии (Петрич) полагали, что св. Георгий — повелитель весеннего дождя и грома: вместе с пророком Ильёй он разъезжал на коне по небу, и от этого слышался гром. В сёлах околоПловдива воспринимали святого как хозяина и «держателя» всех вод: он убил змея, чтобы дать людям воду.
Как выглядит икона Георгия Победоносца
Зачастую данная икона представлена в виде святого, который сидит на белом коне и убивает змея. В данном случае – это символический образ дьявола. Иногда может встретиться и икона, на которой святой изображен в хитоне и плаще, а в руках его крест. Есть еще и иное изображение, на котором святой сидит на троне, а ангел возлагает ему мученический венок.
На сегодняшний день точного местоположения данной святыни не установлено. Если верить старинному описанию 17 века, то образ был окаймлен серебром, а венец – покрыт золотом. Корона святого, как и копье крест были сделаны из страз. Пояс – из аметистов. Было такое придание, согласно которому свеча, установленная перед иконой возгаралась самостоятельно перед нашествием татар. На данное время во Владычнем монастыре есть современная копия, которая начала мироточить с 2000 года.
Чудеса
Житие святого Георгия Победоносца наполнено множеством чудотворений.
Предание гласит, что неподалеку от одного озера в Сирии обитал огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и животных, а потом испускал в воздух ядовитое дыхание. Много храбрецов пытались убить чудовище, но ни одна попытка не увенчалась успехом и все люди погибли.
Святой великомученик особенно почитается в Грузии.
Градоправитель издал приказ, согласно которому ежедневно необходимо было отдавать змею на съедение девушку или юношу. Причем у него самого имелась дочь. Он обещал, что если же жребий выпадет и на нее, то девица разделит участь прочих смертников. Так и случилось. Девушку привели на берег озера и привязали к дереву. Она в исступлении ожидала появления змея и своего смертного часа. Когда чудище вышло из воды и стало приближаться к красавице, вдруг явился светловолосый юноша на белом скакуне. Он вонзил в тело змея острое копье и спас несчастную.
Это и был святой Георгий Победоносец, положивший конец смертям молодых людей в стране.
Жители страны, узнав о произошедшем чуде, уверовали во Христа, на месте битвы воина со змеем забил целебный источник, а позже был возведен храм в честь Победоносца. Этот сюжет и был положен в основу Георгиевского образа.
После захвата арабами Палестины произошло еще одно из чудес. Араб, зашедший в православный храм, увидел молящегося у одной из икон священнослужителя. В попытках показать пренебрежение к святым ликам, араб выстрелил из лука в один из образов. Но стрела не причинила вреда иконе, а вернулась и пронзила руку стрелка. В порыве невыносимой боли араб обратился к клирику, на что тот посоветовал ему повесить над изголовьем своего одра икону Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампады, которая возжена пред его ликом. По выздоровлении клирик подарил арабу книгу, в которой описывалось житие святого. Святая жизнь православного воина и его мучения произвели величайшее впечатление на араба. Вскоре он принял Святое Крещение, стал проповедником христианства, за что принял мученическую кончину.
Икона Георгия Победоносца: описание
На иконах он изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Реже можно встретить икону, на которой Святой Георгий изображен в хитоне и плаще, держащий в руках крест. Есть еще образ Георгия, сидящего на троне с ангелом, возлагающем мученический венец. Образ этого святого можно увидеть на флагах Москвы и Подмосковья, он знаменует память о Юрии Долгоруком, являющимся покровителем и защитником этого региона.
На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину — 15 вершков. Образ Георгия окаймлен серебром, венец золоченый. Цата резная, золоченая. В ней находятся три золоченых камешка размером с девять копеек. Свеча установлена на подставке, которой обрамлена снизу икона. Святой Георгий Победоносец увенчан короной из страз. На него надет пояс из аметистов, а на копье крест из страз. Ходит поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.
Молитва о помощи мирянину
Еще Великомученику Георгию принято возносить молитву с целью покровительства для того, кто занимается земледелием и скотоводством. Вначале полевых работ весной проводился молебен в честь Святого Георгия. А икона с его святым ликом была главенствующей во время крестного хода, которым обходили пашни, прося богатого урожая и плодородия земле.
- Отдельно стоит отметить великую силу молитвы Святому Георгию в борьбе с бедами и напастями, постигающими домашнюю скотину. Каждый добрый хозяин старался не обойти молитвой Георгия Победоносца, прося плодовитости хлевам своим, защиты от порчи и зависти, от мора и болезней домашней живности.
- Также этому Святому принято молиться, отправляясь в долгий путь – путешествия, поход и прочие странствия. Чтобы путь прошел гладко, а Святой отвел беды и происки врагов в дороге, следует просить Георгия Победоносца покровительствовать и помогать страннику. Часто в дорогу давалась икона Святого, подготовленная заботливой рукой матери или жены, дабы путь был гладким, а возвращение в родные пенаты – скорым и успешным.
- Памятуя подвиг Георгия, который поверг Зло в образе змея, в народной традиции крепка вера в целительную силу молитвы против колдовства, колдунов и последствий работы бесовских слуг. Великомученику часто молятся о выздоровлении от любовной лихорадки, причиной которой стал приворот.
«Чудо Святого Георгия о змие»
Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.
Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.
Иконография образа святого
Картины, посвященные Георгию Победоносцу, создавались христианскими художниками в разные эпохи. Русским иконописцам этот сюжет стал известен в середине 12 века благодаря Византии. На территории России было создано несколько древних картин, изображающих Георгия Победоносца:
- самым давним изображением великомученика считается поясной образ, находящийся в Успенском соборе Московского Кремля;
- другой древний лик святого содержится на фресках, расположенных в Старой Ладоге в церкви Св. Георгия;
- знаменитая житийная икона праведника, созданная в начале XVI века, хранится в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
До конца XV столетия существовал краткий извод этой реликвии. Такое полотно не содержало многочисленных деталей, а только лишь основной сюжет. В дальнейшем картина стала пополняться новыми, более развернутыми элементами.
Легендарный подвиг Георгия Победоносца стал культовым изображением всадника, убивающего змея
Изображение Георгия, убивающего змея основано на легенде о чудесах великомученика. В озере города Бейрута завелось страшное чудовище, поедающее горожан и опустошающее посевы.
Чтобы откупиться от злого чудовища, решили жители принести ему в жертву царскую дочку. Вступился храбрый воин за избранницу чудища, перекрестился, помолился и поразил змея одним ударом копья.
Картина Паоло Уччелло «Битва святого Георгия со змеем»
Убив черного змея, Георгий Победоносец спас от верной гибели царевну, чем прославился не только в странах Востока, но и в Европе. Английский король объявил мученика своим покровителем.
Почему святой Георгий так любим в России ?
По словам Георгия Кочеткова, мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И всего-то они хотели от него одного – подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено: есть некий порядок, и чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Казалось бы, сделай условный жест, прославь императора как бога, пусть даже не веря в это – и спасешь свою жизнь. Но юный красавец-офицер отказывается это сделать, соглашается на пытки, положенные в таких случаях, и расстается с жизнью.
Казалось бы, кто победил? И каков смысл такого свидетельства? Человек гибнет, на этом дело заканчивается. Но потом оказывается, что не совсем заканчивается, что с ним гибнут еще другие люди, которые успели «заразиться» его верой, его свидетельством: мученица царица Александра, мученик Антоний, мученик Протолеон. И по человеческому рассуждению понять это очень сложно.
А по Божьей правде все очень ясно. Чтобы жить целостной жизнью, нужно быть до конца последовательным, как настоящий свидетель правды и истины. Нужно всего лишь набраться мужества, чтобы эту целостность, это целомудрие своей души, своей жизни пронести до конца, не оглядываясь назад, чтобы ценности мира сего поставить хотя бы на второе место, а на первом сохранить Господа Бога. У христианина на первом месте всегда должен стоять Христос. Если христианин потеряет Христа, он потеряет дар Духа Святого, потеряет Отца Небесного, путь к Нему, потеряет себя.Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария / Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII – нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее
«Это так ясно, когда мы смотрим на все глазами веры, и так трудно, когда мы смотрим глазами людей мира сего, – говорит Георгий Кочетков. – Жизнь великомученика Георгия дает повод задуматься над тем свидетельством, которое мы должны нести в этот мир».
По словам священника, любовь в России к этому святому обусловлена не только примером целостности его жизни, его верностью Божьей правде, но и жаждой русского народа иметь перед глазами такого героя-рыцаря и аристократа духа. Эта потребность русского народа в таком примере говорит о большом потенциале, скрытом в нас самих и требующем раскрытия в реальной жизни. Прежде всего, в виде свидетельства, которое мы сами призваны нести в этот мир. Христиане не должны молчать и на слово и действие Божье в своей жизни должны всегда отвечать действием, а не просто принимать его к сведению. Ведь великомученик – это не тот, кто вышел из какой-то элиты. Это тот, кто больше других донес весть о Боге и его действии до людей.