Оглавление
- Лара Фабиан
- B
- 1986: «Вояж» на три десятилетия
- 1986: «Ева, вставай!» — феминизм на эстраде
- Лирическая французская опера
- Мирей Матье
- Популярные французские певицы
- 1990: «лихие девяностые» во Франции под танец джерк
- Старой музыкальной гвардии Франции — Милен Фармер, Сержу Гензбуру, Ванессе Паради и другим, наступает на пятки молодое поколение поп-исполнителей. Кто они и что поют — расскажет Prostosound.
- «Mais je t’aime»: лучшая песня — вновь о любви
- Барокко
- Лучшие молодые исполнители «Музыкальных побед»
- Патрисия Каас
- Лучший клип: Жюльен Доре и его фантазии
- 1971: возрождение флирта, или сексуальная революция по Дельпешу
- 1975: вечное «Бабье лето» Джо Дассена
- Модерн / модерн
- Создание национальной французской оперы
- 1998: кельтский хип-хоп для победы в футболе
- Селин Дион
- Реформа оперы
Лара Фабиан
Лара учится играть на фортепиано и поет, затем учится в консерватории в Брюсселе. В 16 лет она побеждает в музыкальном конкурсе и выигрывает приз: запись диска. В 18 лет выступает на Евровидении, представляя Люксембург, и занимает 4 место. В 20 лет уезжает в Канаду вместе с молодым певцом и композитором Эриком Эллисоном, с которым они записывают несколько альбомов Лары. Первый же их альбом расходится большим тиражом и к певице приходит известность. В 1995 году она завоевывает звание «Лучший исполнитель года» в Канаде.
Тогда же получает канадское гражданство. Через пару лет она выпускает свой третий альбом во Франции, который сразу же становится золотым. С ним она выступает в турне по Европе. После записывает песни на английском, итальянском и испанском языках, ее показывают по телевидению и на обложках французских журналов. В 2004 выступает в России. И ее популярность только растет. В то время она влюбляется во французского режиссера Жерара Пулличино, через пару лет у них рождается дочь. Через 7 лет они расходятся, а чуть позднее певица выходит замуж за итальянца Габриэля Ди Джорджио. В 2010 – Лара вновь на гастролях в Европе и России, где записывает альбом с песнями на свои стихи, музыку к которым написал Игорь Крутой. Во всех своих песнях она рассказывает о себе, своей жизни, делится своими переживаниями, потому и всегда прочувствованное исполнение ее трогает слушателей. Самые популярные композиции: «Je T’aime» (Я люблю тебя), «Je Suis Malade» (Я больна), «Adagio», «Immortelle» (Бессмертная).
Social Like WordPress
B
- Пьер Бачелет
- Шимен Бади
- Жозефина Бейкер (родилась в США, позже стала гражданином Франции)
- Даниэль Балавуан
- Жанна Балибар
- Барбара
- Дидье Барбеливьен
- Брижит Бардо
- Фил Барни
- Ален Баррьер
- Дженифер Бартоли (более известная как Дженифер)
- Клод Барзотти
- Ален Башунг
- Аксель Бауэр
- Маргарита Бо (эт. С 1876 г.), оперная певица
- Камилла Базбаз
- Гай Беар
- Жильбер Беко
- Бенабар
- Амель Бент
- Мишель Бергер
- Жак Беррокаль
- Луи Бертиньяк
- Присцилла Бетти (для детей)
- Биби (родилась в Гане , с певческой карьерой во Франции)
- Билл Бакстер
- Бенджамин Биолай
- Ронни Берд
- Джейн Биркин (родилась в Англии, с певческой карьерой во Франции)
- Черный M
- Blacko ( группа : Снайпер )
- Жерар Блан
- Берни Бонвуазен
- Буба
- Борис
- Бурвиль
- Жаклин Бойер
- Люсьен Бойер
- Майк Брант (родился в Израиле , с певческой карьерой во Франции)
- Жорж Брассенс
- Кристиан Браут
- Жак Брель (родился в Бельгии, с певческой карьерой во Франции)
- Франсуа Бреут
- Дэни Бриллиант
- Зина Брозя (1876–1958), оперная певица
- Патрик Брюэль
- Карла Бруни (родилась в Италии)
- Жан-Жак Бернель
- Buzy
1986: «Вояж» на три десятилетия
Песня «Voyage voyage» стала одним из главных французских суперхитов 1980-х. Пластинка с этой мелодией разошлась 5-миллионным тиражом. Первые места в чартах песня подолгу занимала не только во Франции, но и в десятке стран Европы, докатившись даже до СССР, где Михаил Горбачев готовил свою «Перестройку».
В 1986 году песня в одночасье прославила французскую певицу Desireless. Под этим псевдонимом скрывалась 34-летняя Клоди Фритш, только начинавшая сольную карьеру. Поэтичная песня, с мелодией в стиле new wave и оригинальными переходами от высоких нот к низким нравилась самой певице «не больше остальных» ее песен.
Певица Desireless — «Voyage voyage» на французском ТВ 20 октября 1986
Вскоре после шумного успеха экстравагантная и независимая Desireless ушла из большого музыкального бизнеса, где «речь шла о чем угодно, кроме музыки». Она продолжает петь и выступать до сих пор со своими собственными песнями: «сейчас гораздо меньше людей слушают то, что я делаю, но меня это полностью устраивает».
1986: «Ева, вставай!» — феминизм на эстраде
1986-й был «урожайным» на летние хиты. Шлягером года тогда стала песня «Ève lève-toi» (Ева, вставай). Ее исполнила французская звезда восьмидесятых Жюли Пьетри (Julie Pietri). Текст песни она написала вместе с поэтом Жан-Мишелем Бериа. Автором музыки с легким восточным колоритом (певица родилась в Алжире) стал композитор Венсан-Мари Буво.
Сегодня Жюли Пьетри вспоминает, что в момент рождения хита она распрощалась со своей фирмой грамзаписи и пустилась в свободное плавание, самостоятельно выпустив новый диск «Le premier jour» (первый день). «Это был мой первый альбом свободной женщины, избавившейся от ограничений, налагаемых музыкальной индустрией», — отмечает певица. Свобода стала главной темой феминистского гимна «Ève lève-toi».
Жюли Пьетри исполняет свой хит «Eve lève-toi» в 1999 году
Летом 86-го песня молниеносно завоевала популярность на дискотеках и в ночных клубах, а пластинка разошлась 3-миллионным тиражом.
Лирическая французская опера
Однако после 1848 года наступает кризис и в Большой опере. Безыдейность, зрелищность, условность стали господствовать на сцене. В Париже насчитывалось около 30 театров, ставящих спектакли только легких жанров. Но была и одна частная антреприза Лирическая опера, в которой работали молодые композиторы Шарль Гуно, Камилл Сен-Санс, Лео Делиб, Жорж Массне, Жорж Бизе. Их «Фауст», «Самсон и Далила», «Вертер», «Манон», «Лакме» и, наконец, «Кармен» позволили певцам показать все богатство голоса, весь свой артистизм. Щедрая мелодичность, доступность музыкального материала, искренние сюжеты завоевали публику по всему миру.
Мирей Матье
Девочке нравилось его пение, вместе с ним она пела в церковном хоре, часто слушала пластинки Эдит Пиаф. В 13 лет ушла со школы и устроилась на фабрику. В 16 – приняла участие в музыкальном конкурсе, в 19 – победила на нем с песней Эдит Пиаф и выступила на телевидении. Первые песни для певицы написал Поль Мориа, и альбом с этими композициями сразу же принес ей популярность.
Ее продюсер Джонни Старк научил ее держаться на сцене, помог исправить дикцию. Они долго работали над ее голосом и стилем. Матье много гастролирует по всему миру: Англия, Канада, Советский Союз, Америка, Китай, Корея. Мирей никогда не была замужем официально, хотя ей дважды делали предложение: один известный бизнесмен и модельер. Ее продюсер говорил ей, что любовь – лишь мимолетное увлечение, которое будет отвлекать от работы. И она выбрала для себя единственную любовь всей своей жизни – музыку. Сейчас великой певице уже за 70 и она продолжает выступать. В сентябре 2018 года Матье в десятый раз выступила в Москве на фестивале «Спасская башня». Самые известные ее композиции: «Pourquoi le monde est sans amour?» (Почему в мире нет любви?), «Une histoire d’amour» (История любви), «Der Pariser Tango» (Парижское танго), «Une vie d’amour» (Вечная любовь).
Популярные французские певицы
С французской музыкой во все времена будет в первую очередь ассоциироваться Эдит Пиаф. В цивилизованном мире не существует человека, который не слышал неповторимый голос этой гениальной женщины.
Настоящее имя певицы и актрисы Джованна Гассион, родилась она в 1915 году. Детство и юность будущей мировой звезды прошло в ужасающей нищете и лишениях, именно это стало причиной слабого здоровья, которое доставляло певице страшные мучения на протяжении всей жизни и послужило причиной преждевременной смерти.
Песни «Milord», «Padam Padam», « Non Je Ne Regrette Rien» известны практически каждому, независимо от возраста и музыкального вкуса.
Эдит Пиаф
Патрисия Каас является одной из самых ярких и интересных певиц нашего времени. Несмотря на то, что певица причисляется к жанру шансон, ее стиль с присущим только французам шармом соединяет в себе шансон, джаз и поп-музыку.
Именно в этом и заключается особый стиль Патрисии Каас, певица смогла перемешать стили несовместимые, и у нее это получилось очень вкусно.
Мир увидело 10 альбомов, каждый из которых является эталоном утонченного вкуса и высокого мастерства. Певица очень много гастролирует и дает концерты по всему миру.
Из открытий нашего века очень ярко пылают на небосклоне звездочки современных французских певиц Ализе, считающейся одной из самых перспективных молодых певиц, и ZAZ, смешивающей очень смело и талантливо шансон, фолк, джаз и акустическую музыку.
Конечно же, вышеупомянутыми певцами и певицами список талантливых и популярных музыкантов Франции не ограничивается.
Подробнее о классических и современных исполнителях, представителях рок и рэп направлений в следующей статье—>>
Эта страна подарила миру невероятное количество очень качественной и прекрасной музыки. Слушая ее, мы имеем возможность прикоснуться хотя бы на минуту к неповторимому и утонченному миру грации и шарма.
1990: «лихие девяностые» во Франции под танец джерк
1990-е годы, которые в России прозвали «лихими», для французов начались с бесшабашного танца джерк (jerk), который родился за океаном лет за пятнадцать до этого на волне стиля йе-йе. Модным во Франции этот танец сделал Тьерри Азар (Thierry Hazard), солист группы панк-рока с головоломным названием Garage Psychiatrique Suburbain (загородный психиатрический гараж). В начале 90-х Азар пытался начать сольную карьеру, выпустив два альбома. Громкий (но недолгий) успех принес ему сингл «Le Jerk», который все лето 1990-го года держался в топе французских чартов и разошелся полумиллионным тиражом.
Тьерри Азар — танец «Джерк» на французском ТВ 5 марта 1990
Джерк по-французски — это история Роже и Жозефины, рабочего и секретарши, которые после нудного трудового дня несутся сломя голову на дискотеку. Там они знакомятся, женятся, обзаводятся четырьмя детьми… чтобы танцевать джерк уже всей семьей!
Старой музыкальной гвардии Франции — Милен Фармер, Сержу Гензбуру, Ванессе Паради и другим, наступает на пятки молодое поколение поп-исполнителей. Кто они и что поют — расскажет Prostosound.
Никто не может возразить, что в жанре поп-музыки безоговорочно царят англо-американские исполнители. Однако в некоторых странах, в частности во Франции, поп-музыка приобретает такой особенный колорит, что вполне может привлечь ценителей качественной музыки. И особенно ярко на этом поприще выделяется новое поколение музыкантов.
Лолита французской поп музыки Alizée стала известна во Франции еще в конце 90-х благодаря участию в музыкальном конкурсе «Начинающая звезда». Впрочем, самым важным было не участие, а приглашение к сотрудничеству от уже известной певицы Милен Фармер. В процессе совместной работы стало понятно, что Ализе стоит начинать сольную карьеру и уже в 2000-ом она выпустила дебютный альбом, ставший платиновым. Со временем Ализе отошла от образа юной соблазнительницы, и начала петь более серьезные песни, в которых традиционный поп сочетался с элементами шансона, однако они, хоть и обладали оригинальностью, все же не стали такими популярными как ранние хиты девушки.
Стартом для музыкальной карьеры Амель Бент стало участие в 2004 году в телепроекте «Nouvelle Star» – французском аналоге американского шоу «Pop Idol»
И хотя колоритная девушка не прошла в финал, на неё обратили внимание продюсеры и предложили начать сольную карьеру. В том же году вышла дебютная пластинка, которая впоследствии стала платиновой, а сингл «Ma philosophie» — брильянтовым
Награда «Victoires de la musique» в категории «Открытие года» закрепила успех Амель. На данный момент она выпустила 5 студийных альбомов в стилях поп, соул и R&B, а также активно участвует во французских телешоу.
Смесь R&B и поп с периодическими отклонениями то в соул, то электронику, то рок – фирменный стиль и певицы Shy’m. Популярность она получила благодаря выходу альбома «Mes Fantaisies» в 2006 году и колоритным клипам, снятым в лучших традициях американского R&B. Правда последующие её работы больше тяготеют к синтипопу и дэнспопу, что отражает любовь певицы к танцам. В 2012 и 2013 годах Shy’m получила награды в номинации «Певица года» от NRJ Music Awards.
Певица и автор песен Нольвенн Леруа поет не только на французском, но и на её родном бретонском диалекте. Исполнительница провела детство в одном из самых живописных регионов Франции — Бретани и поэтому в своем творчестве часто обращается к народным мотивам этой местности, сочетая их с поп-музыкой. В частности, полностью на мелодиях народных бретонских песен создан четвертый студийный альбом Нольвенн Леруа под названием «Бретонка», который стал самым успешным релизом певицы. В следующем студийнике «Ô Filles de l’Eau» 2014 года Леруа продолжает органично сочетать поп и world music французских провинций.
Одна из восходящих звезд поп сцены – французская певица израильского происхождения – Таль. Она родилась в музыкальной семье, поэтому с детства была знакома со всеми стилями и направлениями в современной и классической музыке. Именно благодаря такому опыту её композиции отличаются оригинальными аранжировками с большим количеством акустических инструментов. За 6 лет активной исполнительской карьеры певица выпустила два студийных альбома, массу синглов, а также получила две награды от NRJ Music Awards
Певцу Colonel Reyel, благодаря своему происхождению (он родом с Гваделупы), удается очень оригинально адаптировать латиноамериканские жанры реггетона и кудуро к французской поп-музыке. В начале 2000-х он участвовал в разнообразных танцевальных коллективах, а сольную карьеру начал с выходом дебютного альбома «Au rapport» в 2011 году.
«Mais je t’aime»: лучшая песня — вновь о любви
В категории «лучшая оригинальная песня» победу одержала поэтичная баллада о любви «Mais je t’aime» (но я тебя люблю), написанная слэм-поэтом, автором-исполнителем Фабьеном Марсо. Впрочем, во Франции мало кто вспоминает его настоящее имя, скрытое за знаменитым уже лет двадцать псевдонимом Grand Corps Malade (букв. перевод — большое больное тело). Мастер музыкально-поэтических речитативов в 2020 году выпустил седьмой по счету авторский альбом с названием «Mesdames», составленный как сборник любовной лирики из дуэтов с певицами разных поколений и стилей во французской песне. От знаменитой Вероник Сансон, до новых звезд Луан или Лоры Смет (дочери Джонни Халлидея).
Самым успешным синглом альбома стал дуэт Grand Corps Malade и Камий Лелуш (Camille Lellouche) — клип композиции «Mais je t’aime» набрал на Youtube более 60 млн просмотров.
Барокко
- Пьер Гедрон (ок. 1570 — ок. 1620)
- Антуан Боэссе (1586–1643)
- Этьен Мулини (ок. 1599 — после 1669)
- Жак Шампион де Шамбоньер (ок. 1601 — 1672)
- Дени Готье (1603–1672)
- Франсуа Дюфо (до 1604 — ок. 1672)
- Жак де Гуи (ок. 1610 — после 1650)
- Мишель Ламберт (1610–1696)
- Луи Куперен (ок. 1626 — 1661)
- Жан-Анри д’Англьбер (1629–1691)
- Жан-Батист Люлли (1632–1687)
- Мсье де Сент-Коломб (ок. 1640 — ок. 1700)
- Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704)
- Роберт де Визе (ок. 1655 — 1732/1733)
- Марин Марэ (1656–1728)
- Мишель Ришар Делаланд (1657–1726)
- Андре Кампра (1660–1744)
- Элизабет Жаке де ла Герр (1665–1729)
- Жан-Фери Ребель (1666–1747)
- Мишель Пиньоле де Монеклер (1667–1737)
- Франсуа Куперен (1668–1733)
- Луи Маршан (1669–1732)
- Луи де Ке д’Эрвелуа (ок. 1670 — ок. 1760)
- Гаспар Корретт (1671 — до 1733)
- Антуан Форкрей (1671–1745)
- Николя де Гриньи (1672–1703)
- Жак-Мартен Хоттетер (1674–1763)
- Луи-Николя Клерамбо (1676–1749)
- Жан-Франсуа Дандриё (ок. 1682 — 1738)
- Жан-Жозеф Муре (1682–1738)
- Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
- Франсуа д’Ажанкур (1684–1758)
- Жозеф Боден де Буамортье (1689–1755)
- Луи-Клод Дакен (1694–1772)
- Жан-Мари Леклер старший (1697–1764)
- Франсуа Франкер (1698–1787)
- Мишель Блаве (1700–1768)
- Кристоф Мойро (1700–1774)
- Жан-Мари Леклер Младший (1703–1777)
- Жозеф-Николя-Панкрас Руайе (ок. 1705 — 1755)
- Луи-Габриэль Гиймен (1705–1770)
- Мишель Корретт (1707–1795)
- Жан-Жозеф де Мондонвиль (1711–1772)
Лучшие молодые исполнители «Музыкальных побед»
В категории «музыкальные открытия года» (лучшие молодые авторы и исполнители) победу в этот раз одержали певица Yseult и композитор, музыкальный продюсер Hervé.
Yseult — имя и сценический псевдоним 26-летней Изольды Онгене (Yseult Onguenet), выпустившей за последние пару лет три мини-альбома в стиле, который сама певица и автор называет «Y-trap» и в котором причудливо сочетаются элементы рэпа, electro-попа и фортепианное звучание. Ее самым успешным последним синглом стала композиция «Corps».
Hervé, или Эрве Ле Сур (Hervé Le Sourd), свой первый авторский сольник «Hyper» выпустил еще летом 2019-го. Годом ранее 29-летний музыкант принял участие в работе над самым последним альбомом легендарного французского рок-певца Джонни Халлидея (этот диск «Моя страна — любовь» вышел уже после смерти артиста).
Патрисия Каас
Она стала седьмым ребенком, ее мать была немкой и девочка до 6 лет разговаривала на немецком языке. С раннего возраста она увлекалась пением, слушала Далиду, Мирей Матье, и с 9 лет начала выступать. В 19 – ее заметил известный французский актер Жерар Депардье, он спродюсировал первый сингл певицы. Следующая песня «Mademoiselle chante le blues» (Мадемуазель поёт блюз) принесла славу и стала визитной карточкой Каас. Одноименный альбом вышел через год и два месяца занимал второе место в хит-параде Франции.
Песни для него написал композитор и поэт Дидье Барбеливьен. Всего были проданы около трех миллионов дисков, а певица получила награду «Открытие года». Патрисия много гастролирует, в 1990 году в рамках мирового турне выступала в России и имела большой успех. Она пела с такими певцами как Пласидо Доминго, Эркан Аки, российской группой UMA2RMAN. В 2009 – Каас участвовала в конкурсе Евровидение от Франции и завоевала 8 место. Она встречалась со многими мужчинами, ходят слухи о ее романе с Аленом Делоном, позднее у нее были романы с Филиппом Бергманом, Янником Аллено, однако неудачные. И певица вновь отдавала всю себя своей любимой работе. Самые известные ее хиты: «Les hommes qui passent» (Мужчины, которые проходят), «Des mensonges en musique» (Фальшивая музыка), «Quand Jimmy dit» (Когда Джимми говорит), «Et s’il fallait le fair» (Если нужно это сделать).
Лучший клип: Жюльен Доре и его фантазии
В номинации «лучший музыкальный клип» победил признанный мастер популярных мелодий Жюльен Доре (Julien Doré). Его воздушные, легкие и меланхоличные композиции, а также нарочито приглушенная, почти вкрадчивая манера исполнения неизменно покоряют французов снова и снова уже добрый десяток лет. В прошлом году — в сентябре — изысканный, всегда ироничный музыкант и поэт вернулся к публике с новым альбомом «Aimée» (любимая, возлюбленная).
Главный сингл альбома с кратким названием «Nous» (мы) стал во Франции одним из самых заметных хитов последних месяцев. Клип этой композиции своим солнечным оптимизмом и смелостью фантазии не оставил выбора членам жюри «Музыкальных побед». А Жюльен Доре стал обладателем второй по счету награды конкурса в своей карьере (в 2015 он победил в номинации «лучший исполнитель»).
РассылкаПолучайте новости в реальном времени с помощью уведомлений RFI
Подписаться
Скачайте приложение RFI и следите за международными новостями
<?xml version=»1.0″ encoding=»utf-8″?>
1971: возрождение флирта, или сексуальная революция по Дельпешу
В 1971 году безусловным летним хитом стала песня совсем молодого Мишеля Дельпеша с легкомысленным названием «Pour un flirt» (ради флирта). Автору и певцу было тогда всего 25 лет, он обожал Beatles и уже успел прославиться шлягерами «Chez Laurette» (у Лоретты) и «Wight is Wight». Песня про флирт стала первым настоящим суперхитом Дельпеша: все лето мелодия занимала первые места в хит-парадах, сопровождая французов в их мимолетных курортных романах, а пластинка разлетелась миллионным тиражом.
Музыку на слова Дельпеша написал его тогдашний постоянный соавтор, композитор Ролан Венсан. Критики отмечают, что летний шлягер вернул в обиход слово «флирт», перешедшее в разряд устаревших. Оно пришлось как нельзя кстати ко времени, когда общество переживало сексуальную революцию после бурных событий 1968 года. В музыке эта революция проявлялась с предельной откровенностью: в те годы Серж Генсбур выпустил свою знаменитую песню-провокацию «Je t’aime, moi non plus» (я тебя люблю, я тебя тоже нет), а Мишель Польнарефф — «L’amour avec toi» (любовь с тобой). Первая вообще была запрещена на радио, а вторую звучала в эфире только после 22 часов.
Песня Дельпеша избежала цензуры, хотя «легкий флирт» в ней не ограничивается «простыми свиданиями» и «украденными поцелуями». «Я совершил бы любые безумства, чтобы оказаться в твоей постели», — поет Дельпеш.
1975: вечное «Бабье лето» Джо Дассена
Лето 1975 года с самого начала стало «индейским», или «бабьим» благодаря Джо Дассену. 6 июня во французском эфире зазвучало его знаменитое слоу «L’Été indien». Песня стала одним из главных хитов Дассена, была переведена на многие языки и разошлась 2-миллионным тиражом на пластинках.
В мировой хит французский шансонье превратил песню «Африка» итальянской группы «Альбатрос» на мелодию Тото Кутуньо. Оригинал песни по-английски был монологом чернокожего американца, мечтающего о возвращении к корням и истокам, на родной континент.
Джо Дассен — «L’été indien» на французском ТВ 7 июня 1975
Итальянцы планировали продать права на французскую версию песни певцу Клоду Франсуа, но Жак Пле, продюсер Дассена, оказался расторопнее и перехватил права на потенциальный хит. Шансонье сделал свою аранжировку мелодии, а новый текст заказал своим постоянным авторам Клоду Лемелю и Пьеру Деланоэ. Мечту об Африке они превратили в пронзительное воспоминание об ушедшей любви.
Модерн / модерн
- Клод Дебюсси (1862–1918)
- Морис Эммануэль (1862–1938)
- Габриэль Пьерне (1863–1937)
- Гай Ропарц (1864–1955)
- Поль Дюкас (1865–1935)
- Альберик Магнар (1865–1914)
- Эрик Сати (1866–1925)
- Чарльз Кехлин (1867–1950)
- Жюль Муке (1867–1946)
- Альберт Руссель (1869–1937)
- Луи Вьерн (1870–1937)
- Шарль Турнемир (1870–1939)
- Флоран Шмитт (1870–1958)
- Анри Бюссер (1872–1973)
- Деодат де Северак (1872–1921)
- Жан Роже-Дюкасс (1873–1954)
- Рейнальдо Хан (1874–1947)
- Морис Равель (1875–1937)
- Анриетта Ренье (1875–1956)
- Луи Обер (1877–1968)
- Габриэль Дюпон (1878–1914)
- Андре Капле (1878–1925)
- Жан Крас (1879–1932)
- Филипп Гобер (1879–1941)
- Морис Делаж (1879–1961)
- Марсель Турнье (1879–1951)
- Жозеф Кантелуб (1879–1957)
- Поль Ле Флем (1881–1984)
- Эдгар Варез (1883–1965)
- Анри Колле (1885–1951)
- Марсель Дюпре (1886–1971)
- Надя Буланже (1887–1979)
- Луи Дюри (1888–1979)
- Жак Ибер (1890–1962)
- Марсель Гранджани (1891–1975)
- Дариус Мийо (1892–1974)
- Жермен Тайферре (1892–1983)
- Лили Буланже (1893–1918)
- Марсель Ланкетуи (1894–1985)
- Жан Ривье (1896–1987)
- Фрэнсис Пуленк (1899–1963)
- Жорж Орик (1899–1983)
- Анри Соге (1901–1989)
- Анри Томази (1901–1971)
- Морис Дуруфле (1902–1986)
- Клод Арье (1903–1990)
- Мануэль Розенталь (1904–2003)
- Юджин Бозза (1905–1991)
- Андре Жоливе (1905–1974)
- Жан Лангле (1907–1991)
- Оливье Мессиан (1908–1992)
- Жан-Ив Даниэль-Лесур (1908–2002)
- Жан Мартинон (1910–1976)
- Пол Морис (1910–1967)
- Жан Ален (1911–1940)
- Альфред Дезенкло (1912–1971)
- Жан Франсэ (1912–1997)
- Морис Охана (1913–1992)
- Анри Дютийё (1916–2013)
- Пьер Булез (1925–2016)
- Бетси Джолас (род.1926)
- Жан-Мишель Дамас (1928–2013)
- Пьер Макс Дюбуа (1930–1995)
- Клод Боллинг (1930–2020)
- Элиан Радиг (род.1932)
- Ив Прин (родился в 1933)
- Гилберт Эми (род.1936)
- Жан-Пьер Леге (родился в 1939 г.)
- Жерар Гризи (1946–1998)
- Тристан Мураил (родился в 1947 году)
- Жоэль-Франсуа Дюран (1954 г.р.)
- Паскаль Дюсапин (род.1955)
- Пьер Пенсемайль (1956–2018)
- Николя Бакри (1961 г.р.)
- Марк-Андре Далбави (1961 г.р.)
- Софи Лаказ (род.1963)
- Тьерри Эскайх (род. 1965)
- Кристоф Бертран (1981–2010)
Создание национальной французской оперы
Людовик XIV или «Король-Солнце»
С приходом Людовика XIV утверждается направление классицизма и все по тому же античному эталону высшим идеалом считается трагедия. В Театре трагедии звучат произведения Пьера Корнеля и Жана Рассина. В таких спектаклях выделяется преувеличенность выражения чувств и декламационность (т. е. основой было поэтическое слово).
В то же время создается «Королевская академия музыки» (1671 год), которая впоследствии станет Гранд-оперой. На открытии публике была представлена пьеса «Помона» на слова Пьера Перрена и музыку Робера Камбера (по сути первая французская опера). Но далее вся судьба французской оперы неразрывно связана с именем Люлли.
Жан Батист Люлли был личным секретарем Людовика XIV, композитором, поэтом, скрипачом-виртуозом и весьма умным человеком. Он смог расположить к себе монарха и получить титул верховного надзирателя музыки. Отныне и пожизненно Люлли мог ставить оперы во Франции.
Жан-Батист Люлли
Свои творения Люлли назвал «Лирическими трагедиями». Он сформировал труппу, работал с певцами, лично следил за постановками опер, которые сильно отличались от итальянских. Те были более камерными с небольшим инструментальным ансамблем, в то время как Люлли собрал оркестр из 70 музыкантов, включая медные духовые. При этом основной формой пения в его спектаклях были речитативы. Конечно, такие условия требовали от певца сильного голоса.
Таким образом, это все напоминало тот же Театр трагедии. И это неслучайно, ведь Люлли был большим его поклонником, и даже приглашал актеров трагедии на своеобразные мастер-классы в свой театр, чтобы певцы прислушивались к интонациям и поведению актеров.
1998: кельтский хип-хоп для победы в футболе
Летом 1998 года свою первую победу на ЧМ по футболу французы одержали на родине под боевой кельтский хип-хоп. Сезонным суперхитом стала тогда композиция «La Tribu de Dana» (племя Дана). С этим синглом, который разошелся тиражом 1,7 млн, дебютировала группа Manau, созданная парижанами Марсьялем Трикоше и Седриком Субироном и Эрве Лардиком.
Бретонцы по происхождению, музыканты создали особый стиль, в котором рэп и слэм смешали с кельтскими мотивами. Старое кельтское название острова Мэн — Мано (Manau) — стало названием группы, чей дебютный диск «Panique celtique» (кельтская паника) разошелся 2-миллионым тиражом и стал «альбомом года» на конкурсе Victoires de la musique (музыкальные победы), французском аналоге «Грэмми».
Группа Manau — клип хита «Племя Дана» (1998)
В композиции «Племя Дана», написанной как кельтская сага, рефреном повторяется главная тема знаменитой бретонской народной песни «Tri Martolod» (три моряка). Во французском топе хит продержался все лето 1998-го, лишь осенью уступив первое место знаменитой песне «Belle» (красавица) из мюзикла «Нотр-Дам де Пари».
Селин Дион
Имя ей дали по названию популярной в то время песни. С детства она мечтала стать певицей, любила слушать Шарля Азнавура, Майкла Джексона, Барбру Стрейзанд, в 12 лет написала первую песню. Уже в 13 – к ней пришла популярность, когда продюсер Рене Анжелилу записал ее композицию. А уже через год Селин получила премию «Лучший исполнитель» на фестивале в Японии.
В 20 лет она победила на конкурсе «Евровидение». Селин пела в основном на французском языке, но, записав альбом на английском, она завоевала мировую известность. А в 1992 году Дион отказалась от премии «Английский артист года» и заявила, что была и останется французской певицей. Тогда же она вышла замуж за своего продюсера. Альбом, посвященный ему, получил премию «Грэмми». У Селин трое сыновей. За всю карьеру было продано более 200 миллионов ее дисков. Она удостоилась звезды на Аллее славы в Канаде и в Голливуде. Наиболее известными стали ее композиции: «Where Does My Heart Beat Now» (Где моё сердце бьётся сейчас), «All By Myself» (Сама по себе), «Parler A Mon Pere» (Поговорить с отцом), «My Heart Will Go On» (Моё сердце будет биться дальше).
Реформа оперы
Кристоф Виллибальд Глюк
И тут на сцене французской оперы появляется известный в Европе композитор Кристоф Виллибальд Глюк. Приехав в Париж, он создает свои оперы на античные сюжеты: «Орфей», «Ифигения в Авлиде», «Армида», «Ифигения в Тавриде». Это образцы простоты, правды и выразительности. Глюк сам работает с певцами, с хором и даже с балетом, подчиняя всех единой художественной задаче. Единство, неразрывность слов и музыки, интонационная чистота, правда поведения на сцене, идеи героизма и человечности.
Учитывая декламационность французских опер, певцов старались прежде всего научить ясной и четкой дикции. О мастерстве, сравнимым с итальянским бельканто, и речи не шло.
В начале XIX века на сцене господствовал помпезный стиль ампир с условными мифологическими сюжетами. На этом фоне выгодно выделяется опера Г. Спонтини «Весталка», предвосхитившая дальнейший путь оперы. Париж становится центром культурной жизни, где встречаются лучшие писатели, поэты, композиторы, художники, актеры и певцы. Это не может не отразиться и на оперном искусстве.