Экранизация русской классики: список фильмов по классическим произведениям писателей

Оглавление

Исторические фильмы с высоким рейтингом

Прошлое наполнено интригующими и ценными темами. Уравновешивая фактическую точность и подлинное развлечение, исторические фильмы с высоким рейтингом часто раскрывают лучшее в режиссерах России. Их мастерство доведено до предела, что создает шикарное кино, при этом отдавая должное реальности и людям.

Публика часто упускает из виду исторически значимые произведения. Большинство кинозрителей знакомы с общепризнанной классикой, но даже не подозревает о существовании других замечательных кинолент. Между тем, игнорировать эти произведения — значит игнорировать некоторые из самых важных и влиятельных фильмов, формирующих мировоззрение современников.

Байопик о Михаиле Калашникове, известном во всем мире как создатель автомата АК-47. Проект фокусируется на периоде, когда он разработал оружие, и который охватывает часть Второй мировой войны.

1917 год. Александр Колчак — начинающий морской офицер на российском фронте. В битве против немецкого флота он демонстрирует стратегическую гениальность и тем самым заслуживает уважение всего своего войска. В частности, его товарищ и друг Сергей Тимирев впечатлен патриотизмом Колчака и хотел бы познакомить его с женой. На банкете Колчак впервые встречает юную Анну. Герои безумно влюбляются друг в друга, но любовь не остается незамеченной ни Сергеем, ни женой Колчака, Софией, и сталкивает пару с большими трудностями.

Начало 1960-х. Новочеркасск. Людмила — член местной коммунистической партии и большая защитница идеалов режима. Во время забастовки на заводе по производству двигателей он видит, как армия, посланная правительством, стреляет в протестующих, устроив бойню. Это событие навсегда изменит ее идеалы и политические ценности. Город разрушен и потрясен беспорядками, многие люди ранены или пропали без вести, в том числе дочь Людмилы, что заставляет женщину отчаянно искать подростка в кровавом хаосе.

Конец 1950-х. Студент по обмену, сын русской женщины и члена коммунистической партии, приезжает в Московский университет, чтобы изучать классическую русскую литературу, а также исследовать собственные семейные корни. В процессе он знакомится с гениальной балериной Кирой Галкиной и фотографом Валерием Успенским. Вместе с ними герой погружается в ускользающую от режима андеграундную культуру.

1357 год. Влиятельная мать нового хана Монгольской империи, Золотой орды, заболела. Ханша теряет зрение. После того, как множество знахарей терпит неудачу в своих попытках ее исцелить, группа монгольских посланников отправляется в Московское княжество в поисках святого Алексия, митрополита и известного чудотворца. Под угрозой и страхом нашествия святой человек отправляется в огромный суровый город Золотой Орды, где пытается излечить болезнь Тайдулы, пока вероятность вторжения Орды висит на волоске.

«Майор Гром. Чумной доктор»

Что за книга: «Майор Гром» — серия комиксов российского издательства Bubble comics, созданная при активном участии сооснователя издательства Артема Габрелянова: он сам подбирал источники вдохновения и выступал сценаристом первых выпусков. Это немножко супергероика наоборот — герой в маске, даже если притворяется вершителем правосудия, в итоге все равно окажется злодеем, а противостоит ему товарищ майор — честный, неподкупный, непримиримый. Антагонист первых выпусков «Майора Грома», Чумной доктор, списан с российской оппозиции и почему-то с Павла Дурова лично: олигарх, который под прикрытием борьбы за все хорошее, вершит свои темные делишки.

Что на экране: продюсерский до кепки на голове главного героя проект, где каждый кадр рассчитан на то, чтобы отзываться в сердце читателя: вот вам Казанский собор фоном, вот герой, воплощающий все лучшее из всех киновселенных сразу: неподкупный, как Глеб Жеглов, простой, как Брюс Уиллис. Режиссер Олег Трофим обещает живой аттракцион, исполнитель главной роли актер Александринского театра Тихон Жизневский отрезал для роли романтические кудри, но флера не растерял, и, судя по полному горящих машин и живописных кадров трейлеру, нам есть чего ждать и будет чем гордиться.

Алиса (Neco z Alenky) 1987

  • Жанр: фэнтези, триллер
  • Кинолента снята по сказке Льюиса Кэролла «Алиса в Стране Чудес»
  • Страна: Чехословакия, Швейцария
  • Вольная интерпретация режиссером Шванкмайером известной сказки содержит множество пугающих моментов.

В основе сюжета — сказочная Страна Чудес, состоящая из перемешанных в подсознании событий и вещей, увиденных накануне. Режиссер по-своему интерпретировал детские страхи, сны и фантазии, облачив их в рамки знаменитой сказки. Такое нагромождение психоделических образов на фоне нелогичных поступков жителей Страны Чудес лишь усиливает у зрителей ощущение абсурдности происходящего на экране действия.

Усадьба Хауардс-Энд

Howards End, 1992

Э. М. Форстера мы вспоминали совсем недавно — это по его роману снят фильм с молодым Хью Грантом «Морис». «Усадьба Хауардс-Энд» под стать многим другим классическим произведениям из этого списка ставит своей задачей запечатлеть современное писателю время. В случае Форстера это эдвардианская Великобритания на рубеже веков, показанная через переплетенную историю трех семей разного происхождения. В экранизации задействовали только лучших: помимо Энтони Хопкинса, главные роли достались Хелене Бонэм Картер, Ванессе Редгрейв и, как подобает любому хорошем фильму по британской классике, Эмме Томпсон. Последняя получила за эту роль «Оскар». Режиссер картины Джеймс Айвори — половина легендарного дуэта Айвори — Мерчант, который уже несколько десятилетий подряд адаптирует культовые литературные произведения для кино. Дуэт давно стал именем нарицательным, а его работы вызывают неизбежные ассоциации с пафосными историческими драмами. Впрочем, это не отменяет заслуженного успеха «Усадьбы Хауардс-Энд». 

«Говардс-Энд»

Э. М. Форстер, 1910

«Чайка» с Сиршей Ронан (2018)

Ещё одна экранизация Чехова, на этот раз его пьесы «Чайка». Нину играет Сирша Ронан, Ирину Аркадину — Аннетт Бенинг, а Машу — Элизабет Мосс. Режиссёр Майкл Майер нарушил хронологию пьесы, начав фильм с четвёртого акта: герои собираются в доме Петра Сорина и Константина Треплева, играют в лото и вспоминают события, произошедшие несколько лет назад. 

Юный драматург Константин Треплев живёт в имении вместе с дядей, проводит время со своей возлюбленной Ниной и работает над написанием пьесы. Его мать, известная актриса Ирина Аркадина, приезжает к ним в гости и привозит с собой любовника Бориса. Борис тоже знаменит — он довольно талантливый беллетрист. Беззаботные каникулы превращаются в бал интриг, тайных связей и разбитых сердец. 

«Анна Каренина» с Кирой Найтли (2012)

В фильмографии режиссёра Джо Райта есть несколько костюмированных драм, снятых по мотивам известных книг и с Кирой Найтли в главной роли. Она играла Элизабет Беннет в его «Гордости и предубеждениях» и Сесилию в «Искуплении». На этот раз актриса примерила на себя роль русской аристократки Анны Карениной, а её партнёрами по площадке стали Джуд Лоу, сыгравший Каренина, и Аарон Тейлор-Джонсон — Вронского. 

Фильм Райта, подчёркнуто театральный, это не точная экранизация, а скорее интерпретация. На первый план он вывел проблемы женщины, вынужденной жить по законам времени. Анна Каренина в его прочтении становится бунтаркой. В 18-летнем возрасте её выдали замуж за нелюбимого человека. Когда она встречает мужчину, в которого влюбляется, Анна принимает решение поддаться чувствам, что в итоге оборачивается трагедией. 

«Бесы», Владимир Хотиненко | 2014


Экранизация произведения Достоевского, причем далеко не единственная. Кроме сериала Хотиненко существует еще несколько экранизаций.

Следователя Горемыкина направляют в губернский город для расследования преступлений. Здесь происходит серия убийств. В результате расследования, следователь выясняет, что убийцами являются участники революционного движения.

Не все события, происходящие в фильме, соответствуют произведению Достоевского, но его атмосферу создатели смогли передать очень точно. Сериал стоит посмотреть хотя бы из-за прекрасного актерского состава, актерам удалось раскрыть образы главных героев.

Единственное, что вызывает вопрос – концовка сериала. Видимо, так ее видит режиссер Хотиненко, и это его право.

Вий

Фаворит № 9 — «Вий» по сценарию Александра Птушко, самый главный советский «ужастик», от которого вскрикивали и покрывались холодным потом не только самые юные кинозрители. Этот фильм оценила даже публика США, пересмотревшая куда больше триллеров, чем советские граждане — фильмов о пламенных революционерах. Кто не запомнил наивного и хитрого бедолагу Хому, жуткую панночку и лезущую в заколдованную церковь нечисть? Девятое место в топе даем фильму только потому, что самое главное чудище — Вий получилось скорее комичным, чем вызывающим ужас. Но думается, эту задачу не удалось бы решить и лучшим режиссерам Голливуда.

Пролетая над гнездом кукушки

One Flew Over the Cuckoo’s Nest, 1975

Один из тех случаев, когда книгу читают после того, как посмотрели ее экранизацию, что ни в коем случае не умаляет заслуг первой. В 60-е роман Кизи о противостоянии личности и деспотичного режима был зеркалом происходивших перемен и набиравшего силу движения за гражданские права во главе с Мартином Лютером Кингом. Одновременно с этим американское здравоохранение начало применять принципиально новый подход к лечению психических заболеваний. Бестселлер Кизи во многом основан на личном опыте писателя, работавшего в больнице, подобной той, что описана в романе, а также на его экспериментах с ЛСД. Фильм Милоша Формана — образцовая экранизация, а Николсон в главной роли — величайшая удача. При этом Кизи был против того, чтобы Джек Николсон играл Макмерфи, а сам Николсон и Форман едва переносили общество друг друга на съемочной площадке.

«Пролетая над гнездом кукушки»

Кен Кизи, 1962

«Крейцерова соната» – 1987 год

Режиссер Михаил Швейцер снял фильм по повести Толстого «Крейцерова соната», в котором чуть ли ни дословно перенес первоисточник на большие экраны. Главную роль сыграл Олег Янковский. Актер полностью вжился в роль Позднышева, который решил покаяться перед случайным попутчиком. Это история о неудавшемся браке между молодой девушкой и искушенным мужчиной. Они не сразу осознали пропасть между их душами, а когда пришло осознание, стало слишком поздно. Это история запоздалая попытка попросить прощения за свои ошибки.

Работа кинематографистов получила высокую оценку у зрителей, ведь далеко не всегда можно воссоздать антураж прошлого, но в этом фильме картинка получилась очень точной. А вот насчет содержания зрители разошлись во мнениях.

Книга джунглей (2016)

Топ фильмов по книгам продолжает масштабная экранизация истории про мальчика, воспитанного в волчьей стае. Маугли предстоит пересечь джунгли, чтобы добраться до деревни людей. На своем пути мальчик встретит медведя Балу, пантеру Багиру, величественного питона Каа и, наконец, своего главного противника – тигра Шерхана. Экранизация сборника рассказов Редьярда Киплинга уже появлялась на больших экранах, но в этот раз авторы внесли некоторые изменения, включив в сюжет больше эпизодов из книги, чтобы повествование получилось более увлекательным.

Оригинальное названиеThe Jungle BookЖанрФэнтези, драма, приключения, семейный, мультфильмАктерыНил Сетхи, Билл Мюррей, Бен Кингсли, Идрис Эльба, Лупита Нионго, Скарлетт Йоханссон…СтранаВеликобритания, СШАРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 7.4Возрастные ограничения12+

«Доктор Живаго», Александр Прошкин | 2005


Экранизация романа Пастернака. Начало прошлого века. В это непростое время Юрий Живаго, маленький мальчик остается один. Отец ушел из семьи, мать умерла. Он взрослеет, получает образование. Начинается Гражданская война, страшное время. Впереди Вторая Мировая.

И снова удовольствие от просмотра сериала получат лишь те, кто не будет искать полнейшего сходства с литературным произведением.

Экранизация заслуживает похвал. Тема трагичной судьбы человека под влиянием эпохи, политических событий военных действий раскрыта полностью.

Критики называют сериал «отдельным художественным произведением». Действительно, зритель получает уникальную возможность увидеть историю своей страны, пусть и на примере одного человека.

«Лолита» Владимира Набокова (1955) / «Лолита» Стэнли Кубрика (1962) и «Лолита» Эдриана Лайна (1997)

1 / 2

Кадр из фильма «Лолита» Стэнли Кубрика Metro-Goldwyn-Mayer

2 / 2

Кадр из фильма «Лолита» Эдриана Лайна Guild

Главный американский роман Набокова принес автору не только скандальную славу, но и долго­жданный опыт работы в кино: за сценарную адаптацию «Лолиты» Влади­мир Владимирович получил номинацию на «Оскар», но к ре­зультату (сценарий урезали вдвое и переписали) отнесся с вежливой прохлад­ностью, что неудиви­тельно, ведь в 1962 году даже тени истории о совращении нимфетки нельзя было перенести на экран. Фильм, поставленный Стэнли Кубриком, вышел со слоганом «How did they ever make a movie of „Lolita“?» («Как им удалось снять „Лолиту“?»), намекающим, что главное достоинство фильма заклю­чается в самом его существовании. 35 лет спустя мастер эроти­ческой драмы Эдриан Лайн решил, что уже можно по-настоящему экранизи­ровать «Лолиту», но сильно польстил эволюции нравов — фильм признали непристойным, премьера прошла на кабельном телеканале, а прокат прова­лился.

На самом деле обе экранизации «Лолиты» по-своему значительны и пара­доксально дополняют друг друга, словно разделив великий роман пополам: в первом фильме — один рассудок, во втором — одни чувства. Только посмо­трев оба, можно получить полное представление о том, что это за книга. Кубрик, загнанный в угол цензурой, полно­стью сконцентрировался на набо­ковских играх, юморе и иносказа­тельных портретах Европы и Амери­ки, причем за Америку отвечает не столько витальная/вульгарная Лолита, сколько голли­вудский пройдоха Куильти. Задвинув титульную героиню, режиссер вывел в центр противостояние двух взрослых мужчин и больших артистов — Джейм­са Мэйсона и Питера Селлерса (Селлерс тут, кстати, репетирует театр одного актера перед будущим кубриковским «Доктором Стрейнджлавом» 1964 года).

Лайн, напротив, лишил повествование остроумия и многослойности, зато сконцентрировался на человеческой истории и живой натуре: и мотельная Америка, и типаж девочки Долли тут реальны, фактурны, исторически более достоверны. По сравнению с фильмом Кубрика, где Лолита практически разделяет ответ­ствен­ность за происходящее как взрослый человек (что в свое время очень расстроило Веру Набокову, жену писателя), Лайн все же решается в финале, после затяжной мелодрамы, показать трагедию ребенка, «чьего голоса нет в радост­ном хоре». Гумберт Гумберт Айронса, впрочем, настолько прекрасен, что фильм, вопреки заявленным желаниям творческой группы, все равно записали в «куль­товые лав-стори». Возмож­но, полная экранизация «Лолиты» еще впе­реди: чтобы и черный юмор, и великий культурный опус о Европе, увлечен­ной Америкой, и пронзительная история об одиночестве красоты, и о 12-летней девочке, попавшей в беду. Но объединить все это в одном фильме будет непросто.

«Преступление и наказание», Дмитрий Светозаров | 2007


Еще одна экранизация Достоевского. Сюжет полностью соответствует событиям, происходящим в романе. Молодой студент совершает убийство. Его жертвами становятся старуха-процентщица и ее сестра.

Он крадет ценные вещи, вот только воспользоваться ими не может. Его постоянно мучает вопрос: имел ли он право совершить такое? Родион не справляется с психологическим гнетом, ведь он постоянно думает об этом убийстве. Вскоре Раскольников признается, что преступление совершил он.

Создателям сериала удалось передать атмосферу безнадежного Петербурга, показать душевные метания главных героев. Зритель обязательно получит удовольствие от просмотра, причем в восторге останутся даже любители Достоевского.

«Записки юного врача» с Дэниэлом Рэдклиффом (2012)

Мини-сериал по мотивам рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» — это чёрная комедия. История о том, как молодой специалист приезжает в деревню Никольское, чтобы возглавить местное медицинское отделение, наполнена трагикомическими ситуациями: главный герой вместо зуба удаляет пациенту целую челюсть, солдат не желает лечиться от сифилиса и грозит распространением эпидемии. 

Главного героя, Доктора, играют сразу два актёра — Дэниэл Рэдклифф и Джон Хэмм. События сериала также разделены на две части: действие одновременно происходит в Москве 1934 года и в селе Никольское — в 1917‑м. В кабинет к уже взрослому Доктору приходит с обыском НКВД, и пока они ворошат его папки и тумбочки, он натыкается на старую записную книжку. И погружается в воспоминания о начале своей карьеры. 

«Иметь и не иметь» Эрнеста Хемингуэя (1937) / «Иметь и не иметь» Говарда Хоукса (1944)

Лорен Бэколл и Хамфри Богарт в фильме «Иметь и не иметь»

Есть много причин, почему вы не найдете современных экранизаций Хемин­гуэя: мачизм, гомофобия, мизогиния, а также фактура сильного хемингуэев­ского героя, которую сегодня почти невозможно найти (исключением является разве что Клайв Оуэн, который сыграл писателя в очарова­тельном телевизион­ном байопике «Хемингуэй и Геллхорн»). Зато в 1940-х романы старины Хэма снимали ежегодно, его активная гражданская позиция и антивоен­ный пафос были в ходу — так же, как и сверх­мужественные немного­словные мужчины и их загадочные боевые подруги с трагическим прошлым. Однако самую соль прозы Хемингуэя — его «метод айсберга», в котором сухой текст является вер­хушкой смыслового поля, — передать в студийных драмах не удалось ни Гре­гори Пеку в «Снегах Килиманд­жа­ро» (1952), ни Аве Гарднер в «И вос­ходит солнце» (1957) по прозе Хемингуэя.

На фоне остальных выделяется разве что большое полотно Сэма Вуда «По ком звонит колокол» (1943) с увертюрой и антрактом, выпущен­ное всего через три года после публикации романа. Хемингуэй признавался, что писал Марию именно с Ингрид Бергман, а Гэри Купер стал его другом на всю жизнь. Фильм Сэма Вуда довольно успешно воспро­изводит роман близко к тексту, вплоть до фи­нала с потоком сознания Джордана и направлением дула автомата в камеру, но по форме это все же студийное кино с громкой скрипичной музыкой.

Если искать неповторимый стиль Хемингуэя, лучше обратиться к камерной картине Говарда Хоукса «Иметь и не иметь», которая, напротив, ни в грош не ставит сюжет ориги­нала (по сути это приквел), зато отлично передает электричество отношений через скупой иносказа­тельный диалог, которым славится Хемингуэй периода «И восходит солнце». Кстати, словесную игру между Хамфри Богартом и дебютант­кой Лорен Бэколл написал Уильям Фолкнер. Инструк­ция Бэколл о том, как надо свистеть («сложить губы тру­бочкой и дунуть»), стала одной из самых знаменитых цитат в кинема­тографе.

Чудо (2017)

Фильм стал экранизацией романа американской писательницы Ракель Паласио и сразу попал в список лучших семейных драм. Если вы хотите познакомиться с удивительным мальчиком Огги, но не располагаете временем на чтение, обязательно посмотрите фильм – его события не сильно отличаются от оригинала. Огги – мальчик с синдромом Тричера Коллинза. Болезнь изуродовала его лицо, и даже 27 операций не смогли это исправить. Скоро мальчику предстоит пойти в школу. Чем обернется это событие, и сможет ли Огги найти друзей?

Оригинальное названиеWonderЖанрДрама, семейныйАктерыДжейкоб Тремблей, Оуэн Уилсон, Изабела Видович, Джулия Робертс…СтранаСША, ГонконгРейтингКинопоиск – 8.0, IMDb – 8.0Возрастные ограничения12+

Сериал «Куприн» – 2014 год

Первый сезон сериала носит название «Куприн. Яма» и состоит из 5 серий, где зритель легко узнает сюжеты рассказов автора – «Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь» и «Телеграфист».

Второй сезон получил название «Курин. Впотьмах». В 4-х сериях раскрываются сюжеты следующих произведений автора – «Впотьмах», «Люция», «Путаница», «Система» и «Молох».

Третий сезон — «Куприн. Поединок» состоит из 4-х серий и включил в себя рассказы «Поединок», «Юнкера», «Брегет», «Пиратка» и «Штабс-капитан Рыбников».

Сериал не просто создает атмосферу известных работ Куприна, но и знакомит с самим автором, которого сыграл Михаил Пореченков. Сериал получился очень красочным, с минимумом отступлений от сюжетных линий произведений. Да и звездный состав российского кино приятно радует глаз.  Отзывы сериал получил самые положительные, а рейтинг всех сезонов более 7.5.

Бонус: Рассказы Эдгара Аллана По / «Три шага в бреду» Роже Вадима, Луи Маля и Федерико Феллини (1968)

Теренс Стэмп в фильме «Три шага в бреду»

Родоначальник американской готики стал самым экранизируемым амери­кан­ским писателем: всего более двухсот различных адаптаций. Но большин­ство из них напичканы бу-эффектами  От звука «boo» — техника простого, меха­ниче­ского пугания зрителя. и эроти­кой, потому что произведения По в свое время стали основой голливудского студий­ного хоррора категории «B»  Фильм категории «B» (англ. B-movie) — мало­бюджетная коммерческая кинокартина (но не арт­хаус и не порнофильм), изначально демонстри­ровавшаяся вторым номером после популярных высокобюджетных филь­мов (А-movie) в ходе распространенных в кинотеат­рах сдвоенных сеансов.. Наибо­лее известны B-movies по Эдгару По, которые в 1960-х снимал Роджер Корман с Винсентом Прайсом в главной роли. Интересно, что филь­мами Кормана вдохновлялся в своих первых литературных опытах маленький Стивен Кинг. Он даже дал модным ужасти­кам жанровое определение — «эдгар­пош­ные». Кинг, разумеется, самого По тогда не читал — и в этом переводе с элитарного литературного языка на народный кинематографический получи­лась чисто американская культурная преемственность.

А вот европейцы подошли к страш­ным рассказам По с бо́льшим почтением. Жан Эпштейн еще в 1928 году снял визионерский фильм-сон «Падение дома Ашеров», а в 1960-х, на волне бума авторских альманахов, появились «Три шага в бреду» — новеллы из периода первого сборника По «Гротески и арабески» глазами Роже Вадима, Луи Маля и Федерико Феллини. Это был продю­серский проект с кучей замен, ссор и компромис­сов, но в итоге он интересен и как экранизация, и как этап в фильмо­графии трех больших режиссеров. Все три фильма интерпрети­руют сюжеты По более чем вольно, и, как в аттрак­ци­онах Кормана, в них тоже добавили чуждой оригиналу эротики, без которой не про­дать кино «о пороках и ужасах». Однако, по ощущениям, европейцы подошли к прозе американца интуитивно верно: в них много тревоги, иллюзорности, попытки передать холодящее состояние, которое мы называем словом «поме­ре­щилось»

И особенно важно, что авторы «Трех шагов в бреду» создали в антигероях новелл «Метценгер­штейн», «Уильям Уилсон» и «Тобби Даммит» (рассказ «Никогда не закладывай черту свою голову») коллективный портрет самого По, для которого творчество было видом исповеди, самоанализа, исследования собственной психической Тени

У Феллини герой Теренса Стэмпа даже внешне напоминает писателя-Ворона: сюртук с глухим воротом, черный шелковый шарф и бледность одержимого. Антигероика По, по-американски беспощадная, дана здесь очень уж красиво, но без ущерба ужасу. Пустые глаза Делона в бегстве от собственной совести, психопати­ческий смех Джейн Фонды в роли «маленькой Калигулы» и сам дьявол в образе девочки и белого мячика в углу экрана — кинемато­гра­фиче­ский вариант «эдгарпошного» словесного делирия, новый язык визуального беспокойства, опреде­ливший и кошмар Кубрика, и «А теперь не смотри», и даже «Антихриста» фон Триера. 

Оливер Твист (Oliver Twist) 2005

  • Жанр: драма, криминал
  • В основе сюжета роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
  • Страна: Франция, Великобритания
  • Сюжетная линия заставляет зрителей принять на веру тот факт, что в каждом человеке живут добро и сострадание.

Действие картины переносит зрителей в Лондон XIX века. После долгих скитаний брошенный родителями подросток Оливер Твист попадает в воровскую шайку, грабившую прохожих и магазины. Мистер Браунлоу, поймавший Оливера во время преступления, вместо тюремного наказания предлагает подростку свою помощь. Герой соглашается, но на пути к нормальной жизни встают его старые дружки, готовые на убийство в целях демонстрации своей силы.

Дуэль (Anton Chekhov’s The Duel) 2010

  • Жанр: драма
  • В основе сюжета использованы произведения Уильяма Шекспира
  • Страна: США
  • Сюжетная линия выстраивается вокруг неприязненных отношений двух героев, бросивших вызов моральным устоям общества маленького городка на Черноморском побережье.

Американская экранизация практически полностью соответствует оригинальному сценарию повести Чехова. Под палящим знойным солнцем назревает вражда между двумя разными по характеру людьми. Один из них все презирает, а его оппоненту все в жизни безразлично. Присутствие друг друга вызывает раздражение, перерастающее в ненависть, подводя героев к опасной черте.

«Большие надежды» (2012). 6.4

Последнее законченное произведение Чарльза Диккенса на остросоциальную тему. Это что-то вроде американской мечты наоборот – главный герой добивается своих целей, но не получает ожидаемого удовлетворения.

Не забыл автор подчеркнуть и то, что счастье заключается всё-таки не в деньгах и даже не в их количестве. Сюжет разворачивается вокруг парня Филиппа по прозвищу Пип.

С детства он жил в бедности, но вырос добрым и чутким. Однажды герой помог беглому каторжнику освободиться от оков, что в дальнейшем сыграет важную роль в его судьбе.

А вскоре Пипу крупно повезло – он встретил странную леди мисс Хэвишэм (Хелена Бонем Картер), которая взяла на себя заботы и сироте и познакомила его со своей дочерью. С этого момента в жизни парня начинаются интересные события с неожиданным финалом.

«Тихий Дон», Сергей Урсуляк | 2015

Экранизация романа Шолохова. 1912 год, станица. Казаки долгое время живут на этой земле. Они настолько привыкли к спокойной жизни, что революция застает их врасплох. Казаки не знают, как им жить дальше. Начинается война между людьми, которые еще вчера были братьями, отцами, друзьями.

На фоне этих событий показана личная драма казака Григория Мелехова. Он не может понять, кто прав: красные или белые?

Сериал удался. Создатели смогли передать те страшные события, которые происходили в стране так, что зритель забывает обо всем, ощущает себя участником происходящего.

Он сочувствует главным героям, переживает их эмоции. Зрители, которые не читали роман, признаются, что после просмотра сериала, возникает желание прочесть его.

«Война и мир» (2016). 8.2

Зарубежные фильмы, снятые по эпопее Толстого, изначально не вызывают воодушевления у российских зрителей, особенно у старшего поколения.

Это интересный кинематографический стереотип: самым лучшим д’Артаньяном у нас считается Михаил Боярский, самым лучшим Шерлоком Холмсом (во всяком случае до появления Камбербетча) – Василий Ливанов, а самой лучшей экранизацией «Войны и мира» – оскароносный фильм Сергея Бондарчука 1967 года.

Тем не менее британский мини-сериал, сразу же разнесённый в пух и прах, стоит внимания и хорошо «заходит» молодому поколению. Режиссёр Том Харпер сильно сократил великий роман, но сделал его менее тяжеловесным и более понятным современному зрителю.

А если добавить к этому прекрасные костюмы, музыку и отличный рейтинг, то можно сделать вывод, что картина не так уж и плоха…

Экранизации классической литературы – отличный способ интересно и с пользой провести время. Но мы все-таки рекомендуем не только посмотреть фильмы, снятые по легендарным книгам, но и прочитать их (по возможности в оригинале).

Все-таки в кинематографе между вами и автором стоят режиссёры и сценаристы, а при чтении произведения вы остаётесь с ним один на один, поэтому сможете лучше уловить посылы, чувства и мысли главных героев…

Собачье сердце (Cuore di cane) 1975

  • Жанр: комедия
  • В основе сюжета одноименное произведение Михаила Булгакова
  • Страна: Италия, Германия
  • Авторская интерпретация удивительной жизни подопытного четвероногого, принявшего человеческий облик.

Получившее человеческое тело несчастное животное становится разумным членом социалистического общества. И начинает в буквальном смысле «брать от жизни все», ломая устоявшиеся стереотипы и моральные устои общества. Но вместе с открывшимися возможностями главный герой не может принять ответственность за свои аморальные поступки, поскольку не располагает подобным опытом.

До встречи с тобой (2016)

Яркая и солнечная Лу устраивается сиделкой к молодому человеку Уиллу Трейнору, прикованному к постели. Уилл уже давно потерял надежду и смысл жизни, однако встреча с удивительной девушкой кардинально поменяет все. Экранизация романа более детально показывает отношения героев и их переживания, вырезая из сюжета остальных жителей городка. Такой прием точно понравится поклонникам любовных историй в формате: только он и она – и ничего лишнего.

Оригинальное названиеMe Before YouЖанрДрама, мелодрамаАктерыЭмилия Кларк, Сэм Клафлин, Джанет Мактир…СтранаВеликобритания, СШАРейтингКинопоиск – 7.2, IMDb – 7.4Возрастные ограничения16+

«Морфий» – 2008 год

Фильм «Морфий» снял режиссер Алексей Балабанов, взяв за основу рассказы Михаила Булгакова – «Записки юного врача» и «Морфий». Фильм невероятно атмосферный, и полностью переносит в начало прошлого века. История молодого врача, который получил место в земской больнице. Он ежедневно сталкивается с болью других людей, которые просто пропадают в мире после революции. Чтобы как-то справиться с реальностью, врач начинает принимать морфий, дабы получить иллюзорный контроль над своей жизнью.

Критики в едином порыве дали хорошие оценки работе режиссера. Да и зрители по достоинству оценили слияние «Записок юного врача» и «Морфия» в одну полноценную картину.