Теория множественных интеллектов г. гарднера

Оглавление

Эмоциональный интеллект. Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций — и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку — эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Внутриличностный интеллект профессии. Интраперсональный интеллект: что это такое

У каждого человека интеллект целостный — в той или иной степени проявляются все типы. Доминирование, сочетание и уровень развития всех видов индивидуально. Поэтому умственные способности людей отличаются. Они выбирают разные профессии, увлечения, интересы.

Развитый интраперсональный (личностный, внутриличностный) интеллект преобладает у успешных людей, поэтому очень важен. Основное в нем — самопознание. Всю жизнь человек изучает себя, мотивацию своих действий, анализирует их последствия.

Этот исследовательский процесс длится всю жизнь. Только познав свои достоинства и недостатки, искренние желания, способности, мотивируя сам себя, человек движется вперед — к намеченной цели, достигает успеха. Потому что накопление знаний о себе без развития личности бессмысленно.

Люди с этим интеллектом знают, чего хотят и как этого добиться. Они справляются со стрессами, не конфликтны, спокойны, без труда находят общий язык с другими.

У человека, достигшего совершенства в каком-то направлении деятельности, доминирует определенный его вид. При этом высокоразвиты внутриличностные мыслительные способности, без которых невозможен успех.

Интраперсональный интеллект помогает управлять эмоциями. Под воздействием этого психического состояния человек совершает непоправимые ошибки

Но, направляя внимание на мыслительный процесс, он лишает эмоции энергии и подавляет их

То есть, общаясь с самим собой, человек задает вопросы об источнике, причине, значительности реакции, вариантах ее замещения рациональным решением. Он заставляет работать мозг, который бездействует, когда происходит всплеск эмоций.

Это требует усилий, которые не все хотят прикладывать. Но успеха достигают люди, принимающие правильные обдуманные решения, контролируя свои эмоции

Это важно в бизнесе. Кроме того, у успешных менеджеров развиты интраперсональные способности эффективного взаимодействия с людьми. Многие личности с преобладающим творческим интеллектом не смогли применить свой талант из-за неуправляемой эмоциональности

Сосредоточенные на своих умениях, они не развивали интраперсональные умственные способности, необходимые в реальной жизни

Многие личности с преобладающим творческим интеллектом не смогли применить свой талант из-за неуправляемой эмоциональности. Сосредоточенные на своих умениях, они не развивали интраперсональные умственные способности, необходимые в реальной жизни.

Пониженный внутриличностный интеллект порождает зависимость:

  • наркотическую;
  • алкогольную;
  • от табака;
  • игровую;
  • от еды.

Отсутствие эмоционального контроля не дает возможности справиться с ней. Поэтому, чтобы быть счастливым и успешным, необходимо развивать интраперсональный тип интеллекта.

Типы множественного интеллекта

Визуально-пространственный

Дети с этим типом интеллекта обладают ярким воображением. Они, любят фантазировать. Им довольно легко сориентироваться в новом пространстве, запомнить и нарисовать карту или визуализировать в голове фигуры и модели. Такой тип интеллекта пригодится в профессии художника, архитектора, скульптора или мультипликатора.

Лингвистический

Дети с преобладающим лингвистическим типом мышления любят читать книги и рассказывать истории. У них большой словарный запас и талант к написанию сочинений. Таким детям нравится изучать иностранные языки. Обладатели лингвистического интеллекта станут успешными писателями, редакторами, переводчиками.

Музыкальный

Люди с этим типом интеллекта хорошо воспринимают музыку и ритм. Им легко даются пение и игра на музыкальных инструментах. Часто они сами сочиняют песни и пишут стихотворения, быстро запоминают на слух мелодии. Люди с развитым музыкальным интеллектом могут стать профессиональными артистами, преподавателями музыки, дирижёрами.

Межличностный

Межличностный тип интеллекта доминирует у тех, кто хорошо умеет выстраивать коммуникацию с другими людьми, понимает настроение окружающих и продуктивно работает в команде. Из них получаются профессиональные лидеры, эти дети умеют доказывать свою точку зрения и вступать в дискуссии. Развитый межличностный тип интеллекта поможет ребёнку стать менеджером, дипломатом, психологом или политиком.

Внутриличностный

Внутриличностный интеллект помогает детям различать и анализировать собственные эмоции. Такие дети обычно молчаливы, они предпочитают проводить время в одиночестве: за книгой или на прогулке. Их способность к рефлексии и осознанность помогут им стать писателями, философами, журналистами.

Натуралистический

Если у ребёнка преобладает натуралистический тип интеллекта, то его больше всего интересует устройство окружающего мира. Ему нравятся биология, химия, физика. Он обожает проводить эксперименты, наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Из таких детей получаются успешные геологи, химики, защитники природы, путешественники.

Телесно-кинестетический

Благодаря телесно-кинестетическому типу интеллекта дети умеют передавать эмоции с помощью тела, оно для них является основным способом самовыражения. У них хорошая координация и мелкая моторика. Им нравятся спорт и активные игры. Такие дети в будущем могут стать профессиональными спортсменами, танцорами, скульпторами, актёрами, моделями.

Логико-математический

Обладатели такого типа интеллекта быстро работают с цифрами, умеют оперативно анализировать информацию и визуализировать данные. Их рассуждения логичны, им нетрудно запомнить номер телефона или другую информацию. Дети с таким типом интеллекта вырастают в математиков, бухгалтеров, программистов, инженеров.

Экзистенциальный

Выделен позже других, так как это тип, который свойствен людям изначально. Он характеризуется глобальным мышлением с точки зрения законов мироздания и вселенной. Это тип духовных лидеров, которые задаются вопросами смысла жизни.

Развитие вербального фактора интеллекта в зависимости от профессиональной деятельности

Если в своей профессиональной деятельности человеку в основном необходимо оперировать словами как символами, тогда ему потребуется более высокий уровень вербального интеллекта.

Уровень развития и эффективность функционирования именно данной структуры, а, следовательно, связанной с ней системы операционных механизмов оказывают более существенное влияние на продуктивность интеллектуальной деятельности, например, учителей-словесников, нежели уровни развития «математического» и наглядно-образного мышления.

Продуктивность познавательных способностей человека снижается в связи с деформацией или разрушением системы операционных механизмов вербального типа: отвлеченное сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез.

Система функциональных механизмов познавательных способностей (первый уровень интеллекта) с возрастом не претерпевает значительных изменений.

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Классификация по Т. Бьюзену

Структура и виды интеллекта были представлены также Т. Бьюзеном. Его классификация подобна делению по Гарднеру, и выглядит следующим образом.

  • Логико-математический. Осмысливание аргументов.
  • Лингвистический. Понимание и выражение речи.
  • Пространственный. Визуализация изображения в сознании.
  • Музыкальный. Четкое чувство ритма, гармонии, тона звука.
  • Телесно-кинестетический. Координация рук, глаз, изучение вещей посредством движений тела.
  • Социальный. Взаимодействие с другими людьми как в качестве лидера, так и последователя.
  • Эмоциональный. Понимание как собственных, так и чужих эмоций.
  • Интуитивный. Разум, влияющий на интуицию.
  • Перспективный. Понимание другой точки зрения без её высказывания.
  • Стационарный. Понимание чего-то без каких-либо предубеждений.

Некоторые модели подходят к проблеме даже с точки зрения общей функции ЦНС. Согласно Гарднеру, общий интеллект должен включать в себя 8 отдельных видов. Несмотря на то, что теория Гарднера не имеет реальной научной основы, не подтверждена фактами, не достаточно описывает реальное функционирование человеческого мозга и ума, его классификация используется наиболее часто. Подобная теория Бьюзена применяется в качестве дополняющей.

Какой тип интеллекта развит у вас?

Невероятные факты

Возможно, что скоро тесты на интеллект придется существенно усовершенствовать, так как они не выявляют все то разнообразие видов интеллекта, которыми наделены люди.

Доктор Ховард Гарднер

(Dr. Howard Gardener) разработал теорию множественного интеллекта, объясняя, что у человека могут быть разные интеллектуальные способности, включая языки, музыку, пространственный ориентир, мышечное чувство и т.д.

Вот девять типов интеллекта, описанных доктором Гарднером:

1. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект отражает способность читать, писать, рассказывать истории и изучать языки, грамматику и синтаксис. Чтобы улучшить эти способности нужно изучать новые языки, улучшая словарный запас и письмо.

2. Логико-математический интеллект

У вашего друга программиста, скорее всего, развит логико-математический интеллект. Эти люди чувствуют себя как рыба в воде, имея дело с цифрами, логикой, рассуждениями и абстракциями. Чтобы улучшить логические способности, решайте логические задачки, занимайтесь вязанием и изучайте компьютерное программирование. Также можете смотреть фильмы или видео, останавливая просмотр в какой-то момент, чтобы попробовать предсказать, что будет дальше.

3. Музыкальный интеллект

Те, у кого сильный музыкальный интеллект, восприимчивы к звукам, тональностям, ритмам, музыкальным клавишам и структуре песен. Чтобы развить музыкальные способности, слушайте разные виды музыки, пойте вместе с радио или чаще оставайтесь в тишине, чтобы услышать звуки вокруг вас.

4. Пространственный интеллект

Люди с развитым пространственным интеллектом легко воображают, понимают и представляют визуально-пространственный мир. У них может быть хорошо развитое чувство направления, координация рук и глаз и визуальная память. Некоторые, например, могут легко представить как впишется мебель в комнату, не делая никаких измерений или купить шарфик, который будет хорошо подходить блузке, которая находится дома.

Чтобы усилить пространственный интеллект, сядьте на заднее сидение в машине и указывайте направление пути, разгадывайте мозаики и лабиринты, стройте конструкторы Лего или лепите из пластилина.

5. Телесно-кинестетический интеллект

У людей с телесно-кинестетическим интеллектом хорошо развита моторика. К ним относятся люди таких профессий как спортсмены, строители, актеры, хирурги и другие. Йога является одним из прекрасных способов улучшить эту способность. Займитесь каким-нибудь ремеслом, катайтесь на велосипеде, танцуйте и практикуйте разные виды спорта.

6. Межличностный интеллект

Человек с межличностным интеллектом умеет хорошо организовывать людей, понимает настроение и мотивацию других людей. Он или она могут эффективно общаться и руководить. Чтобы улучшить межличностные способности, практикуйте активное слушание, то есть повторяйте то, что вы думаете сказал другой человек и изучайте различные типы личности.

7. Внутриличностный интеллект

Внутриличностный интеллект — это способность осознавать свои эмоции, цели и мотивы. Эта способность часто используется писателями, философами, психологами и теологами. Чтобы улучшить внутриличностный интеллект, ведите дневник, медитируйте и проходите тесты личности.

8. Натуралистический интеллект

Люди с натуралистическим интеллектом восприимчивы к природе и могут легко узнавать и классифицировать различные виды растений и животных. Чтобы обрести натуралистический интеллект, старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе. Сажайте растения, помогайте животным, прогуливайтесь по паркам и читайте о животных.

9. Экзистенциальный интеллект

Духовный или экзистенциальный интеллект охватывает все функции мозга. Люди с такими способностями исследуют вопросы жизни и смерти и то, что лежит за пределами субъективной точки зрения. Молитвы и медитация увеличивают связи между всеми зонами мозга и уменьшают кровоток к теменной доле мозга, которая дает субъективное ощущение времени и пространства. Вы можете развить эти способности, разговаривая с другими и исследуя разные вопросы.

Деятельность по улучшению лингвистического интеллекта

Развитие языкового интеллекта имеет много преимуществ. Во-первых, язык является мощным инструментом для передачи знаний и эмоций; В дополнение к убеждению, обсуждению, публичному выступлению, ведению переговоров, продаже и т. Д..

Это также очень полезно в течение школьного периода, потому что экзамены обычно основаны на запоминании и выражении устной информации.

Далее я представляю список действий, которые вы можете выполнить, если хотите улучшить свой языковой интеллект:

— Выучите новое слово каждый день и попробуйте добавить его в свой повседневный словарный запас.

— Слушайте радио чаще, и если вы решитесь принять участие, выскажите свою точку зрения.

— Попробуйте придумать небольшую историю и рассказать ее кому-то еще.

— Начните читать всевозможные романы, рассказы и шутки.

— Всегда носите тетрадь, чтобы писать рассказы, шутки и стихи, когда вы думаете об этом.

— Создайте свой собственный блог, посвященный теме, которая вас интересует.

— Предложение писать электронные письма или письма своим близким или друзьям вместо коротких сообщений.

— Проведите время, разговаривая и обсуждая с другими людьми. Подпишитесь на дебаты по темам, которые вас интересуют и доминируют, и участвуйте как можно больше.

— Старайтесь выражать себя упорядоченно и четко, когда вы говорите.

— Делайте упражнение, слушая других с вашим полным вниманием. Навыки слушания — это то, что теряется

Мы обычно думаем о том, что мы собираемся ответить, пока мы поверхностно слушаем, что говорит другой. Когда вы разговариваете с другим человеком, старайтесь сосредоточиться на всех ваших словах и эмоциональном тоне..

— Попробуйте рассказывать истории, шутки и анекдоты другим людям. Попробуйте организовать их так, чтобы это было интересно и интересно для тех, кто слушает.

— Играйте в игры памяти или те, в которых обрабатываются такие слова, как кроссворды, анаграммы, скрэббл и т. Д..

— Запишите, что вы говорите, а затем прослушайте результат. Определите, что вы можете улучшить из своей речи.

— Регулярно посещайте библиотеку и одалживайте интересующую вас книгу. Вы можете предложить читать книгу в неделю, начиная с более приятных для вас.. 

— Заведите дневник и посвящайте несколько минут в день написанию того, что вы хотите. Есть программы и приложения, если вы предпочитаете использовать новые технологии.

— Запомните ваше любимое стихотворение или некоторые отрывки, которые вам нравятся.

— Если во время чтения вы найдете слова, которые вы не знаете или не уверены в их значении, вычтите их и найдите их. Интернет может быть очень полезным.

— Попробуйте написать все слова, которые вы можете придумать за минуту. Используйте такие критерии, как: начинающийся с определенной буквы или слога, не содержащий определенной гласной буквы или относящийся к какой-либо семантической категории, например «кулинарные инструменты». Вы можете делать небольшие соревнования с друзьями или семьей.

— Есть аудиокниги, которые вы можете взять в долг или купить, чтобы вы могли слушать их, гуляя по улице или в свободное время..

— Сделайте свои собственные пересмотры книг, рассказов или стихов и сообщите об этом в своем блоге или на литературных форумах..

— Присоединитесь к книжному клубу, который можно найти в вашей местной библиотеке или в Интернете.

— Попробуйте определить литературные фигуры определенных текстов и даже создать свои собственные, когда вы пишете.

— Используйте видео и статьи в Интернете о советах, чтобы говорить публично, вести переговоры, более уверенно общаться и т. Д..

— Учить новые языки В настоящее время есть курсы, академии, частные репетиторы и даже приложения, которые могут помочь вам.

ссылки

  1. Лингвистический интеллект (Н.Д.). Получено 20 апреля 2017 г. с сайта Brain Box: brainboxx.co.uk.
  2. Лингвистический-Intelligence. (Н.Д.). Получено 20 апреля 2017 года от Wily Walnut: wilywalnut.com.
  3. Несколько Разумов. (Н.Д.). Получено 20 апреля 2017 г. от Inspiring Breakthrough: inspiring-breakthrough.co.uk.
  4. Вербальный / лингвистический интеллект. (Н.Д.). Получено 20 апреля 2017 года от моей личности: mypersonality.info
  5. Вербальный / лингвистический интеллект. (Н.Д.). Получено 20 апреля 2017 г. от Edu Nova: edu-nova.com.

Измерение и тестирование [ править ]

Векслер взрослые шкала интеллект III (WAIS-III) делит Вербальные IQ (VIQ) на две категорию:

  • Индекс вербального понимания ( VCI ) — словарный запас , сходства, информация и понимание.
  • Индекс рабочей памяти ( WMI ) — арифметика , диапазон цифр и буква номер последовательности .

Тесты на беглость речи править

В целом, сложно проверить лингвистический интеллект в целом, поэтому часто используются различные типы тестов на беглость речи .

  • Тест на семантическую беглость — испытуемых просят произнести слова группами, например, животные, кухонные принадлежности, фрукты и т. Д. Этот тип теста фокусируется на способности испытуемого генерировать слова, которые имеют для них значение. Было обнаружено, что этот тест чувствителен к возрасту.
  • Формальный тест на беглость речи — испытуемых просят произнести слова по определенным буквенным правилам. Было обнаружено, что этот тест чувствителен к уровню образования.
    • Начальный тест на беглость письма — тип формального теста на беглость, при котором испытуемого просят перечислить слова, начинающиеся с определенной буквы.
    • Тест на беглость по исключенным буквам — тип формального теста на беглость, при котором испытуемого просят перечислить слова, не содержащие определенной буквы.
  • Глагол Беглость Test — Субъекты просят список глаголов. Затем испытуемых проверяют на их способность использовать перечисленные глаголы.
  • Тест вербального воспроизведения — испытуемых просят прослушать монолог . Затем их просят повторить монолог, и субъект оценивается на основе количества слов и лемм, использованных в исходном монологе.

Беглость речи у детей править

В одной серии тестов было показано, что, когда детям давали тесты на беглость речи, активировалась большая часть их коры головного мозга по сравнению со взрослыми, а также активация как левого, так и правого полушария. Скорее всего, это связано с высокой пластичностью только что развивающегося мозга.

Возможный конфликт править

Недавно было проведено исследование, показавшее, что результаты теста на беглость речи могут отличаться в зависимости от умственной направленности испытуемого. В этом исследовании умственное сосредоточение на физических механизмах производства речи привело к сокращению времени произнесения речи, тогда как умственное сосредоточение на слуховой обратной связи улучшило это время.

Типы множественного интеллекта и примеры по Гарднеру

В издании 1983 года «Несколько интеллектов» Гарднер подтверждает существование семи типов интеллекта, однако в настоящее время мы можем перечислить восемь типов интеллекта по Говарду Гарднеру.

Давайте рассмотрим каждый из этих множественных интеллектов на примерах:

Языково-вербальный интеллект

Вербальный интеллект — это тот, который можно наблюдать у людей, которые легко выражают, понимают и развивают сложные устные сообщения. Благодаря лингвистическому интеллекту мы можем легче выучить новые языки, в таких случаях обычно более развиты такие области мозга, как Брока и Вернике (отвечающие за производство и понимание языка)..

Это способность эффективно использовать слова, манипулировать структурой или синтаксисом языка, фонетикой, семантикой и их практическими измерениями. Мы можем найти этот вид интеллекта у детей, которые любят писать рассказы, читать, играть с рифмами, скороговорки и те, кто легко изучает другие языки.

Физико-кинестетический интеллект

Это способность использовать свое собственное тело для выражения идей и чувств, а также их особенностей координации, баланса, ловкости, силы, гибкости и скорости, а также проприоцептивности и тактильности..

Это ценится у детей, которые преуспевают в спортивных, танцевальных, языковых и / или строительных работах, используя различные бетонные материалы. Также в тех, кто квалифицирован в исполнении инструментов.

От редакции : Продолжительность жизни при подозрении на системную волчанку

Логико-математический интеллект

Это способность эффективно обрабатывать числа, отношения и логические шаблоны, а также другие функции и абстракции этого типа..

Дети, которые его разработали, легко анализируют ситуации и проблемы. Они с энтузиазмом подходят к численным расчетам, статистике и бюджетам.

Пространственный интеллект

Это способность с уверенностью оценивать визуальное и пространственное изображение, графически представлять идеи и повышать чувствительность цвета, линии, формы, фигуры, пространства и их взаимосвязей..

Именно у детей лучше учатся с графикой, диаграммами, картинками. Они любят делать концептуальные и ментальные карты. Они очень хорошо понимают планы и наброски.

Музыкальный интеллект

Это способность воспринимать, различать, трансформировать и выражать ритм, тон и тон музыкальных звуков..

Детей, которые это подтверждают, привлекают звуки природы и всевозможные мелодии. Им нравится следовать по компасу ногой, ритмично ударяя или качая какой-либо предмет.

Межличностный интеллект

Это способность различать и воспринимать эмоциональные состояния и межличностные признаки других и эффективно реагировать на такие действия на практике..

Дети, которым нравится работать в группе, которые убедительны в переговорах со сверстниками и пожилыми людьми, понимают партнера.

Внутриличностный интеллект

Это способность к самопознанию и, следовательно, к действию на основе этого знания, к точному представлению о себе и способности к самодисциплине, пониманию и любви к себе..

Об этом свидетельствуют вдумчивые, здравомыслящие дети, которые обычно являются советниками своих родителей. Говард Гарднер приводит в качестве примера аутичного ребенка, чтобы проиллюстрировать этот тип поврежденного интеллекта «ребенок может быть не в состоянии сослаться на себя. В то же время он часто проявляет необычайные способности в музыкальной, пространственной или механической области.»

Натуралистический интеллект

Последним дополнением к списку множественных интеллектов является натуралистический интеллект (добавлен в выпуске 1995 года). Это определяется как способность различать, классифицировать и использовать элементы окружающей среды, объектов, животных или растений. Такая же городская среда, как пригородная или сельская. Он включает в себя навыки наблюдения, экспериментирования, рефлексии и допроса в нашей среде.

Встречается у детей, которые любят животных, растения; которые признают и любят исследовать особенности природного мира и техногенного.

Советы для людей с хорошим лингвистическим интеллектом

Если вы считаете, что у вас хороший лингвистический интеллект, и вы студент, вы можете использовать эту способность, чтобы улучшить свою успеваемость. Вот некоторые техники:

— Напишите краткое изложение каждой темы исследования.

— Подчеркните или окружите ключевые слова или важные концепции в ваших текстах.

— Запишите, как вы читаете самую важную или самую сложную для вас информацию, а затем прослушайте ее несколько раз.

— Используйте акростихи, чтобы запомнить основные слова темы.

— Попробуйте поговорить с кем-нибудь или объяснить, что вы изучаете.

— Запомните свои уроки, а затем попробуйте произнести их вслух, как если бы вы произносили речь.

Классификация

Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.

Виды

Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.

Практические виды мышления в психологии:

  1. Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
  2. Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.

Теории

Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:

  1. Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
  2. Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
  3. Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
  4. Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
  5. Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.

Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.

Формы

Существует несколько форм мышления:

  1. Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
  2. Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
  3. Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.

При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.

Уровни

Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:

  1. Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
  2. Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
  3. Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.

Опять двойка

Непризнанные таланты вашего ребенка

Как часто вчерашние двоечники и троечники добиваются успеха в профессиональной сфере, в то время как круглые отличники, надежда учителей, теряются среди сотен среднестатистических работников. Чем объясняется подобный феномен?

Ответ на этот вопрос можно найти в  результатах исследований Майкла Гелба, много времени посвятившего изучению человеческого интеллекта. По его мнению, ум бесконечно разнообразен  и таит в себе неизведанный потенциал. И  существует как минимум 7 видов интеллекта, знать о которых должен каждый из нас: логико-математический, словесно-лингвистический, пространственно-механический, музыкальный, телесно-социальный, межличностно-социальный и внутриличностный.

В нашей системе образования учеников принято оценивать лишь по первым двум сферам, тогда  как другие не берутся в расчет. Во взрослой жизни же оказываются востребованными все остальные.

Человек, имеющий способности в  одной сфере, может быть совершенно невосприимчив к другой. И реальные способности и таланты вырываются наружу в тот момент, когда человек выходит за границы, установленные школой.

Кто, как не родители, могут помочь найти его сферу успеха?

 Типы интеллекта

Логико-математический интеллект

Это тип интеллекта проявляется в ребенке довольно рано. Будущего физика Льва Ландау мама находила по начерченным им на асфальте задачкам. А великий ученый Паскаль, которого отец планировал учить математике лишь с 15 лет, самостоятельно доказал теорему Евклида о сумме углов треугольника в  восьмилетнем возрасте, даже не зная названий геометрический фигур. Такие дети любят решать головоломки, быстро осваивают шахматы.

Словесно-лингвистический интеллект

Такой ребенок любит играть в различные игры со словами (например, сколько маленьких слов можно составить из одного большого), легко усваивает языки, придумывает несуществующие слова, запоминает тексты.

Пространственно-механический интеллект

Если вы купите ребенку с  таким типом интеллекта робота, он, собрав его по схеме, тут же начнет изобретать новую модель. А еще с увлечением примется возводить высокие башни и немыслимые строения из деревянного конструктора. Часто такие дети не рисуют, а чертят замысловатые схемы ракет и  прочих механизмов. Гениальным представителем такого вида интеллекта был великий Леонардо да Винчи.

Музыкальный интеллект

Дети с  такими способностями легко усваивают существующие мелодии и создают свои. Для них естественным явлением является то, что разные явления природы можно выразить различной музыкой. Ярким тому примером является Моцарт, создавший «Реквием» и «Маленькую ночную серенаду».

Телесно-кинестетический интеллект

Сочетает интерес к строению тела и ловкость в усвоении физических упражнений и владении своим телом. Такие дети будут с увлечением изучать  анатомию. Они необычайно ловкие, с хорошей координацией, прекрасные танцоры. Возможно, из такого ребенка вырастет новый Евгений Плющенко.

Межличностно-социальный интеллект

У таких детей  легко складываются взаимоотношения с окружающими, они становятся заводилами в детских играх. Вырастая, часто становятся лидерами,  оставляющими след в истории. К людям с  подобным типом  относится Махаттма Ганди.

Внутриличностный интеллект

Такие дети удивляют своими наблюдениями и размышлениями о природе человека. Им нравится вести дневники, сравнивать и делать выводы, наблюдать за изменениями в  себя и окружающих. Возможно, из них вырастут такие гении психологии, как Виктор Франкл, Л. С. Выготский.

Разглядев в ребенке его тип интеллекта и направив усилия на его  развитие, вы поможете ему заложить мощный фундамент для будущих успехов.