Эдит пиаф, биография, новости, фото

Детство и юность

Будущая французская певица Эдит Пиаф (настоящее полное имя — Эдит Джованна Гассьон) родилась 19 декабря 1915 года в Париже.

Исполнительница происходила из бедной семьи, творческих людей в роду не было. Хотя мать, которую звали Анита Майяр, старалась стать актрисой. И даже делала первые шаги на этом поприще, однако судьба распорядилась по иному, и двери в мир высокого искусства перед женщиной захлопнулись. Отец, Луи Гассьон, работал акробатом. Выступал в представлениях.

Как только грянула Первая Мировая Война, мужчина отправился добровольцем на фронт, оставив жену. Эдит появилась на свет уже в разгар боевых действий.

Отец отпросился и ушел в увольнение, чтобы увидеть свою дочь. Однако через пару недель отбыл обратно. Мать певицы не находила достаточного времени, чтобы ухаживать за девочкой. Она отдала ее на воспитание своей матери, бабушке Эдит Пиаф. Однако это была не лучшая идея.

Эдит Пиаф у отца на руках

Старшая родственница не изъявляла большого желания возиться с ребенком. Женщина страдала алкоголизмом, была откровенно опустившимся человеком.

Девочка не позволяла свободно вести прежний образ жизни и пить с приятелями. Чтобы внучка не мешала, находчивая бабушка добавляла в бутылочку для кормления вместо молока разведенной вино, чтобы маленькая Эдит большую часть времени спала. Этот убийственный метод чуть было не стоит будущей певице здоровья и жизни.

После окончания боевых действий отец Эдит Пиаф вернулся с фронта. Он нашел дочку у матери своей жены. Девочка находилась в ужасном состоянии: была истощена, сильно отставала в развитии от сверстников, вела себя как дикое животное. Отец принял решение забрать дочку с собой в Нормандию. Здесь жила его мать.

Эдит Пиаф с родителями в детстве

Бабушка со стороны отца отличалась добрым нравом и мягким характером. Тут выяснилось, что Эдит слепа на оба глаза. Врачи после осмотра поставили диагноз — кератит. В те годы эффективного лечения заболевания не было. Фактически, это был приговор. Однако специалисты оставляли небольшую надежду на успех. Девочку начали усиленно лечить.

Бабушка была человеком религиозным. Не отходила от образа святой Терезы, постоянно просила заступничества для внучки.

Силами ли молитвы, или волей случая, но будущая певица выздоровела. К ней вернулось зрение. С этого момента Эдит Пиаф носила с собой икону святой Терезы как талисман.

Эдит Пиаф в детстве

Бабушка ответственно относилась к воспитанию ребенка. Здесь девочке было хорошо. Однако старшая родственница имела дурную репутацию. Оно и понятно: женщина содержала публичный дом. Такое место никак нельзя было назвать подходящим для ребенка. Очень скоро бабушкина репутация сказалась на жизни самой певицы.

Как только девушка пошла в школу, ее начали дразнить. Постепенно нападки становились все сильнее. В конце концов, бабушка была вынуждена отказаться от того, чтобы воспитывать Эдит. Она отвезла ребенка к отцу в Париж.

Луи был рад воссоединению с дочкой. Но он совершенно не знал, что делать дальше. Денег не было. Более того, у него на попечении был еще с десяток детей, которых нужно было кормить. Причем Пиаф на тот момент была самой старшей. Мужчина принял решение брать девочку с собой на работу.

Эдит Пиаф в детстве

Луи устраивал импровизированные уличные представления. Он выделывал акробатические номера прямо перед прохожими, тем самым зарабатывая на жизнь.

Его помощница исполняла простые песни, которыми сопровождала выступления отца. Вид будущей известной дивы оставлял желать лучшего.

Нищенское существование не позволяло купить нормальную одежду. Вид оборванного ребенка в лохмотьях производил на сердобольных горожан сильное впечатление. Их совместные с отцом заработки оказались многократно выше, чем были обычно.

Эдит Пиаф (слева), фото 1930-х гг.

Через 5 лет Эдит Пиаф подросла и стала более самостоятельной. Она приняла решение уйти из-под отцовского крыла. Девушка забрала с собой младшую сестру Симону, к которой была очень привязана.

На тот момент будущей исполнительнице было всего 14 лет. Она снимала комнату, закупала продукты. Это было очень непросто.

Из-за тяжелой жизни Эдит Пиаф выглядела устрашающе. Дешевый макияж, заношенные наряды производили отвратительное впечатление. Однако девушке стоило лишь запеть, чтобы все вокруг забыли о ее внешности.

Молодая Эдит Пиаф в Париже 1930-е г.

Уже в тот момент исполнительница обладала потрясающими вокальными данными. Во многом именно ее талант определил будущее девушки.

Душа скорбит и молится

Вряд ли правы те, кто пересказывая жизнеописания легендарной певицы утверждают, что уже на второй день после похорон дочери она, как ни в чём не бывало, распевала куплеты и развлекалась в кабаре. По воспоминаниям её сестры Симоны, единственную сохранившуюся фотографию дочки и прядь её светлых волос Эдит хранила так же, как иконку с образом святой Терезы, излечившей её в детстве от слепоты.

В 1936 году, когда певица расставалась со своим очередным любовником, тот выкрал фотографию Марселы, намереваясь шантажировать её и требовать возвращения к нему. Бывший шахтёр Рене был не способен прощать и забывать. Этот крупный, сильный человек с грубым лицом долгие годы преследовал певицу. Его фигура появлялась неожиданно: возле зала, в котором она выступала; на входе в ресторан, где ужинала; на перроне вокзала, когда возвращалась в Париж. Были телефонные звонки с угрозой сорвать дебют в «Алгамбре». Это прекратилось лишь на три года, которые мужчина, чуть не убивший Пиаф при расставании, провёл в тюрьме, куда попал из-за драки в кафе и применения оружия. Всякий раз, выступая в кабаре в Лилле, она чувствовала на себе взгляд неподвижно и молчаливо стоящего Рене. Если случалось походить мимо, он зловеще шептал: «Я ещё не свёл с тобой счеты ». Памятный медальон с личиком Марселы вернулся к Пиаф только через 20 лет. После одного из вступлений брошенный любовник подошёл к ней со словами: ««Возьми это. Я не понимал, что потерял тебя навсегда».

Имя, которое в 1933 году молодые родители Эдит и Луи выбрали для новорождённой дочери, нравилось маме. Так звали одну из нормандских кузин Эдит. Под псевдонимом Лин Марса выступала на сцене её мать. В рабочих кварталах Парижа была популярна песня революционной Франции «Марсельеза». Марсель ‒ имя двойное. Подобно парным Александр/Александра, Виктор/Виктория так называют и мальчиков, и девочек. По одной из легенд, сложенной о Пиаф, она всегда искала поддержки в мужчинах с таким же именем, какое было у её малышки. Стремящаяся к любви, которая перевернула бы всю её жизнь, Пиаф мечтала, что в её жизни появится божественный, непредсказуемый мужественный Марсель. Ведь происхождение этого имени исходит от бога войны Марса.

Музыка и кино

В 1932 г. за Эдит начал ухаживать владелец магазина Луи Дюпоном, вследствие чего у влюбленных родилась внебрачная дочь Марсель. Дюпон хотел, чтобы девушка оставила работу, ради воспитания дочери, но та наотрез отказалась это сделать.

Тогда Луи расстался с Пиаф. Позднее мужчина забрал девочку к себе безуспешно надеясь, что Пиаф вернется к нему. Вскоре Марсель заразилась туберкулезным менингитом, поэтому ее срочно госпитализировали в больницу.

Однако медикам так и не удалось спасти жизнь 3-летнего малыша. В 1938 г. у Эдит Пиаф преждевременно родился мертворожденный ребенок, после чего она уже больше не могла иметь детей. К тому моменту биографии девушка уже была знакома с Луи Лепле – владельцем кабаре «Жернис», находящегося на Елисейских Полях.

Интересен факт, что именно Лепле придумал для Эдит псевдоним – «Пиаф» (воробушек). При этом на афишах она значилась как – «Малышка Пиаф». Под руководством Луи она научилась работать с аккомпаниатором, подбирать соответствующий репертуар, разбираться в костюмах, правильно вести себя на сцене, а также умело прибегать к жестам и мимике.

Уже первые выступления в «Жернис» принесли Эдит Пиаф городскую славу и признание. После этого ее популярность продолжала стремительно расти. В результате, она начала выходить на одну сцену с разными знаменитостями, а затем спела несколько песен на «Радио-Сити».

Когда радиослушатели услышали песни Пиаф, она стали звонить на радиостанцию, желая вновь услышать голос молодой певицы. Все шло хорошо до того момента, пока не был застрелен Луи Лепле.

Эдит была среди подозреваемых, поскольку в своем завещании убитый оставил ей определенную сумму денег. Это привело к травле артистки со стороны журналистов, что приносило ей массу проблем. Со временем она познакомилась с поэтом Раймоном Ассо, который сыграл в ее творческой биографии большую роль.

Во многом, именно благодаря стараниям Ассо Эдит Пиаф добилась таких высот на музыкальном Олимпе. Любопытно, что Раймон также обучил ее этикету, хорошим манерам и прочим немаловажным вещам. Вскоре певица и поэт начали сотрудничать с композитором Маргерит Монно.

Примечательно, что между Эдит и Маргерит были не только деловые, но и дружеские отношения. Тогда Пиаф уже была известна как во Франции, так и далеко за ее пределами. Ее хиты знали и пели миллионы людей.

Артистка выступала на крупнейших площадках страны, включая «АВС». Вначале Второй мировой войны (1939-1945) Эдит прекратила сотрудничество с Ассо. Тогда она познакомилась с видным режиссером Жаном Кокто, который пригласил ее сыграть в спектакле «Равнодушный красавец».

Постановка имела большой успех, вследствие чего Эдит Пиаф поступило предложение сняться в фильме «Монмартр на Сене», где ей предстояло сыграть ключевую роль

Важно отметить, что соотечественники высоко оценили смелось певицы, которая в разгар войны согласилась выступить в Германии перед французскими военнопленными

Однако главная цель выступления заключалась в следующем: после окончания концерта Эдит Пиаф вместе с автографами передавала пленным землякам все необходимое для побега. Во время оккупации она давала концерты для военнопленных на территории Германии, «на память» фотографируясь с немецкими солдатами и французскими пленниками.

Марлен Дитрих и Эдит Пиаф

По приезду в Париж, по этим фотоснимкам делались поддельные документы для французских воинов, бежавших из лагеря. Вместе с тем, Пиаф помогла пробиться на большую сцену многим артистам и коллективам, включая Ива Монтана и Эдди Константена.

В послевоенные годы биографии популярность Эдит Пиаф возросла еще больше. Ее слушали десятки миллионов людей в разных частях Европы. Одновременно с этим, она продолжала сниматься в кино: «Звезда без света» (1946), «Париж всегда поет» (1950), «Тайны Версаля» (1954), «Любовники завтрашнего дня» (1959) и др.

В 1952 г. звезда попала в 2 автомобильные катастрофы. Чтобы избавить пациентку от мучительных болей, вызванных переломами рук и ребер, медики начали вводить ей морфий. Это привело к наркозависимости Эдит, от которой ей удалось избавиться спустя 4 года.

Бесконечные гастроли по разным городам и странам негативно сказались на здоровье Эдит Пиаф как в физическом, так и эмоциональном плане. К тому моменту биографии склероз сочетался с циррозом, а организм был на грани истощения от злоупотребления алкоголем и наркотиков, которыми она глушила боль от прогрессирующего артрита.

В период 1960-1963 гг. Пиаф нередко лечилась в больницах и порою по несколько месяцев. Тогда же у нее диагностировали рак печени.

Малышка Марсела Дюпон

В 16 летнюю девчонку, распевающую песни на углу на углу Труайон и авеню Мак-Магона влюбился парень, который был на год её старше. Луи Дюпон работал рассыльным в магазине. Развозя продукты на велосипеде, он всякий раз останавливался послушать выступления уличной певицы. Широким жестом бросая монетку на блюдце, с которым Эдит обходила слушателей, высокий светловолосый улыбчивый юноша смотрел ей прямо в глаза и восхищенно присвистывал. Однажды он подошел и сказал: «Пошли, будем жить вместе». И она пошла за ним ‒ красивым, сильным, единственным. У Эдит, детство которой прошло при бабушке, работавшей кухаркой в публичном доме, сформировалось весьма своеобразное представление о любви: «Если мужчина протянул руку, девушка должна идти с ним».

Отношения молодых людей были не похожи на романтические, слишком мало места для лирики в парижских трущобах Менильмонтана, одного из беднейших районов Парижа. Но в автобиографической книге Пиаф начинает главу о героях своих многочисленных романов с заголовка «Малыш Луи». Дюпон был такой же юный и наивный, как Эдит. Это была первая любовь. Парень переехал к сёстрам в тот же день, когда познакомился с возлюбленной. Эдит уже не выступала на улице, первым ангажементом певицы в 1933 году стало кабаре «Жуан-ле-Пен». Через год у них родилась дочь. Марсель в младенчестве была похожа на маму. «Папиной дочкой» белокурый щекастый бутузик стал к годовалому возрасту. Чтобы оплачивать комнату, содержать семью и сестру, Эдит много работала. Малышку приходилось оставлять по вечерам в гостинице или брать с собой. Отец Марсель требовал бросить пение и посвящать больше времени ребёнку. Многими биографами певицы поддерживается версия о том, что расставание пары произошло по инициативе Эдит: она выбрала сцену и ушла от мужа. Однако в автобиографии певица излагает иные причины событий, приведших в дальнейшем к первой непоправимой трагедии в её личной жизни.

Эдит и Луи были молоды и счастливы, как дети. Но в этой безмятежности девушке смутно чего-то не хватало. Она мечтала о поддержке, о крепкой мужской руке, о настоящем мужчине, и однажды обманула мужа. Забрав дочку, Эдит сбежала от него с человеком более взрослыми, сильным и мужественным ‒ солдатом Иностранного легиона. Дюпон разыскал беглянку в окрестностях Бельвилля. Он отнял девочку и закричал: «Если ты хочешь видеть свою дочь, возвращайся домой!» Эдит ради ребёнка вернулась к Малышу Луи. Она быстро забыла про легионера, но жизнь не пошла своим чередом.

Пребывая постоянно в поисках своей мечты и будучи знакомой с мужчинами с 14 лет, девушка часто горячо и страстно влюблялась. Во многом этому способствовали выступления на площади Пигаль и в кабаре ‒ моряк Пьер, спаги Леон, сутенёр Альберт и другие приключения. Но всё это было позже. Сейчас же она посвящала всё своё время пению ‒ нищенских заработков Луи на жизнь не хватало.

Вскоре двухгодовалая Марсель серьёзно заболела. Мать, пробывшую вместе в дочкой несколько дней в больнице, тоже одолел недуг. Лечить туберкулёзный менингит в то время не умели, за больными просто ухаживали, полагаясь на провидение. Эдит удалось победить болезнь, а маленькая Марсела умерла 7 июля 1935 года. На бульваре Шапнель к чумазой девятнадцатилетней девчонке подошел мужчина, и парочка направилась в отель. Вид у девушки был такой жалкий, что он спросил, зачем она это делает. И услышал в ответ: «Мне нужно похоронить дочку, не хватает десяти франков». Мужчина дал ей деньги и ушёл.

Переживающий общее горе Луи понимал, что возле него Эдит удерживал только ребёнок. Когда их малютки не стало, он, искренне любивший и прощавший измены, покинул её со словами: «Ты была для меня принцессой из волшебного сна, но сон оборвался. Желаю тебе счастья!» Луи Дюпон фигурирует в мемуарах Пиаф не только как отец её ребенка. В жизни Эдит это был единственный мужчина, который её бросил. Все последующие отношения с мужьями и любовниками певица прекращала сама, еда они теряли ореол страстности и романтики. Она считала, что уходить надо первой, не дожидаясь, пока такое решение примет мужчина. «Если любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте», ‒ написала Пиаф в автобиографии.

Смерть и наследие

Могила Пиаф на кладбище Пер-Лашез , Париж

Годы злоупотребления алкоголем вместе с обильным приемом лекарств, сначала от артрита, а затем от бессонницы, сказались на здоровье Пиаф. Серия автомобильных аварий только усугубила ее пристрастие, и в конечном итоге она перенесла серию операций по поводу язвы желудка в 1959 году. В сочетании с ухудшением состояния печени и необходимостью переливания крови к 1962 году она значительно похудела, достигнув отметки в норме. низкий 30 кг (66 фунтов). Дрейфуя в сознании и теряя сознание в течение нескольких месяцев, она умерла от разрыва аневризмы из-за печеночной недостаточности в возрасте 47 лет на своей вилле в Пласкасье ( Грасс ), на Французской Ривьере , 10 октября 1963 года. Ее последними словами были: «Все, черт возьми. вы делаете в этой жизни, вы должны платить за «. Говорят, что Сарапо тайно отвезла ее тело обратно в Париж, чтобы фанаты подумали, что она умерла в своем родном городе. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже рядом со своей дочерью Марсель, где ее могила является одной из самых посещаемых. В одной могиле похоронены ее отец Луи-Альфонс Гассион и Тео (Ламбукас) Сарапо. У подножия надгробия написано имя Famille Gassion-Piaf. Ее имя выгравировано сбоку: Madame Lamboukas dite Édith Piaf .

Хотя кардинал Морис Фельтин отказал ей в похоронной мессе , поскольку она снова вышла замуж после развода в православной церкви, ее похоронная процессия привлекла десятки тысяч скорбящих на улицы Парижа, а церемонию на кладбище посетили более 100000 поклонников. . Шарль Азнавур напомнил, что похоронная процессия Пиаф была единственным разом после окончания Второй мировой войны, когда он видел, что движение в Париже полностью остановилось. 10 октября 2013 года, через пятьдесят лет после ее смерти, Римско-католическая церковь отреклась и устроила Пиаф поминальную мессу в церкви Св. Жан-Батиста в Бельвиле, Париж, приходе, в котором она родилась.

С 1963 года французские СМИ постоянно публиковали журналы, книги, пьесы, телешоу и фильмы о звезде, часто в годовщину ее смерти. В 1973 году была образована Ассоциация друзей Édith Пиаф, после инаугурации площади Édith Пиаф в Бельвиль в 1981 г. советский астроном Людмила Георгиевна Karachkina назвали маленькую планету , 3772 Пиаф , в ее честь.

В Париже ей посвящен двухкомнатный музей — Musée Édith Piaf (5, Rue Crespin du Gast).

19 декабря 2015 года в ратуше Нью-Йорка состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Пиаф. Организатором выступил Роберт Осборн, а продюсеры — Даниэль Нардицио и Энди Браттейн. В нем приняли участие Маленькая Энни , Гей Маршалл, Эмбер Мартин, Мэрилин Мэй , Мяу. Мяу , Элейн Пейдж , Молли Поуп, Вивиан Рид , Ким Дэвид Смит и Аарон Вайнштейн .

Фильмы о Пиаф

Жизнь Пиаф была предметом нескольких фильмов и пьес.

  • Пиаф (1974), режиссер Гай Касарил , запечатлела ее ранние годы
  • Пиаф (1978), пьеса Пэм Джемс
  • Эдит и Марсель (1983), режиссер Клод Лелуш , отношения Пиаф с Серданом
  • Пиаф … ее история … ее песни (2003), Ракель Биттон
  • La Vie en rose (2007), режиссер Оливье Дахан , с Марион Котийяр , получившей премию Оскар за лучшую женскую роль.
  • Воробей и человек-птица (2010), Ракель Биттон
  • Эдит Пиаф жива (2011), Фло Анках
  • Пиаф, voz y delirio (2017) Леонардо Падрона.

Легенда рождения


0 Помимо вышесказанного, имя знаменитой парижской дивы Эдит Пиаф окутано множеством легенд, одна из которых гласит, что родилась она на улице, а если быть точнее, то на ступеньках дома №72, в бедном парижском квартале Бельвиль. «Когда начались схватки, моя мать спустилась вниз, чтобы здесь дожидаться «скорой помощи», за которой побежал отец. Когда же карета приехала, я уже появилась на свет божий. Стало быть, я могу сказать, что родилась на улице. В качестве акушерок при родах были двое дежурных полицейских, два милейших блюстителя порядка, совершавших обход…». И случилось это холодным декабрьским днем в 1915 году. А вполне возможно эта история вымысел самой эксцентричной певицы, которой лишний раз хотелось подчеркнуть то, что она действительно дитя парижских улиц.

Личная жизнь великой Пиаф и память о ней

Обаянию этой неказистой женщины завидовали современницы. Она не имела прекрасного личика или сногсшибательной фигуры, не обладала высоким ростом или густой копной волос, но ее голос буквально сводил с ума окружающих мужчин. Она сгорала, словно комета, в пылу каждых своих отношений. Возможно, именно потому фото Эдит Пиаф в старости не увидит никто и никогда – ее жизнь оборвалась задолго до этого.

  • Первым любимым мужчиной стал Луи Дюпон, за которого она выскочила замуж в семнадцать. После смерти дочери пара развелась.

  • В период своего расцвета Эдит помогала начинающим музыкантам, среди которых был Ив Монтан. Эти отношения продлились всего несколько месяцев, после чего ветреная Пиаф нашла себе новый объект для любви.

  • В сорок восьмом она близко сошлась с боксером алжирского происхождения по имени Марсель Сердан. Менее чем через год, по пути в Америку, где она выступала с гастролями, парень погиб в авиакатастрофе.

  • Последней любовью великой французской певицы стал молодой греческий стилист-парикмахер Теофанис Ламбукас, более известный под именем Тео Сарапо, двадцати семи лет от роду. Она даже отреклась от католической веры, чтобы выйти за него замуж.

Кончина французского воробушка

Официальная причина смерти Эдит Пиаф – онкологическое заболевание (рак). Последние месяцы ее были полны ломками и болью, но рядом всегда был любимый, и это держало несчастную на плаву. Современные исследователи считают, что это только часть правды, а на самом деле у певицы был целый букет болезней, усугубленный длительным приемом наркотических средств. Десятого октября 1963 года она скончалась на руках рыдающего супруга в возрасте сорока семи полных лет, не дожив до дня рождения меньше двух месяцев.

Тело было тайно перевезено в столицу, чтобы избежать излишнего ажиотажа. Только на следующий день официальные источники сообщили о ее смерти. Попрощаться с любимой певицей пришло более сорока тысяч человек. Через семь лет ее возлюбленный Тео разбился на автомобиле и был похоронен рядом с ней. Фамильный склеп находится на парижском кладбище Пер-Лашез.

Вечная память великой певице

Имя Эдит Пиаф не носят горы, леса или озера, но она навсегда останется в истории мировой музыки, а в две тысячи третьем году на одноименной парижской площади был установлен памятник великой певице. Существует также малая планета с таким же названием, открытая в восемьдесят втором году прошлого века.

Наиболее точные биографические подробности можно обнаружить в книге Жоржа Мартена и Пьера Дюкло под названием «Пиаф». Издание было переведено на русский язык еще в 82-м году. Регулярно выпускаются киноленты о непростой судьбе этой женщины. К примеру, в 1983 на экраны вышел «Эдит и Марсель» Клода Лелуша, а в 2007-м «Жизнь в розовом цвете» Оливье Даана. В первом воробушка сыграла Эвелин Буи, а во втором Марион Котийяр.

Учимся на примере

О примере Эдит Пиаф для подражания можно разглагольствовать долго, но ничего путного так и не сказать. Она была далеко не идеальной, не слыла фантастической красавицей, да и беспорядочный образ жизни никак не подходит кумиру. Однако некоторые уроки все же можно извлечь.

В первую очередь, ее жизнь показывает, что ни внешность, ни место рождения, ни достаток родителей не способны повлиять на наличие или отсутствие таланта. Кроме того, вся судьбы этой несчастной женщины указывает, что со здоровьем шутки плохи – стоит беречь его смолоду, чтобы потом не пожинать горькие плоды.

Детские годы

Её настоящее имя Эдит Джованна Гассион, появление этой малышки на свет произошло на парижском тротуаре 19 декабря 1915 года. На крик новорожденной прибежал полицейский, он отдал женщине плащ, в который та завернула только что родившуюся дочку, сказала, что назовёт её Эдит. А через месяц отдала малышку на воспитание своим родителям.

Мать Эдит, несостоявшаяся цирковая артистка Анетт Майар, выступа на сцене под именем Лина Марса. Папа, Луи Гассион, был уличным акробатом. Когда началась Первая мировая война, он пошёл на фронт добровольцем. В конце 1915 года получил два дня отпуска специально, чтобы повидать родившуюся дочь.

Родители Анетт своеобразно начали воспитывать внучку. За девочкой никто не следил, а, чтобы она не беспокоила своим плачем, в молоко подливали немного вина, которое являлось для них самих основным повседневным продуктом. Бабушка была человеком безграмотным, малышку не купали и не разговаривали с ней.

В 1917 году отец Луи приехал навестить семью, но узнал, что Анетт бросила его, а дочь отдала своим родителям. Он поехал к ним и обнаружил, что малышка не совсем здорова. Луи не захотел оставлять девочку в таких условиях и отвёз своей матери Луизе Гассион, которая работала кухаркой в публичном доме.

В этом заведении девочку выкупали, соскребли с неё корку грязи, надели свежее платьице, и она получилась невероятно прелестным ребёнком, но, к сожалению, полностью слепым.

Оказалось, что в первые месяцы жизни у малышки начала развиваться катаракта, но прежним «воспитателям» не было до этого дела.

Бабушка Луиза не жалела для внучки ничего, она платила врачам деньги, но они оказались бессильны и не смогли помочь девочке обрести зрение. Оставалось только просить помощи у Бога. Женщины из публичного дома настолько трепетно относились к Эдит, что постоянно молились об её исцелении Святой Терезе.

19 августа 1921 года бабушка Луиза с маленькой внучкой отправилась в город Лузье к алтарю Святой Терезы, куда ежегодно стекались реки паломников. Луиза вымолила прозрения для Эдит, девочка стала видеть через шесть дней, 25 августа 1921 года. Первое что предстало её взору, были клавиши пианино. С тех пор Эдит Пиаф никогда не расставалась с образами младенца Иисуса и Святой Терезы.

Закончилась война, вернулся домой отец, он отдал дочку в школу. Однако её обучение быстро закончилось. Родители одноклассников были против того, что с их детьми учится девочка, живущая в публичном доме. Эдит ничего не оставалось делать, как начать работать вместе со своим отцом на площадях и улицах Парижа. Она пела, а папа показывал цирковые акробатические номера.

Семья Гассион

Родители будущей La Mome Piaf были родом из путешествующих цирковых семей. Они познакомились на парижской ярмарке. 20-летняя жгучая брюнетка Аннетта вместе со своей матерью, дрессировщицей блох, продавала нугу. Лёгкий и грациозный Луи, который в номере отца работал акробатом с лошадьми, выступал на площади.

Миниатюрным телосложением и маленьким ростом (147 см) Эдит обязана отцу. Сметающая всё энергия, притягивающие взгляды и хрипловато-сексуальный голос – это то, что дочь унаследовала от матери. 

Аннетта Джованна Маргарита Майяр была певицей, выступавшей в парижских кафе под псевдонимом Лин Марса. По рассказам отца, мать Эдит выходила на сцену в простом черном платье и пела тёмные истории о разбитых сердцах. Будучи особой весьма ветреной, она оставила малышку на попечение своих неблагополучных родителей, едва ребёнку исполнился месяц. А в 1918 году, совершенно не интересуясь дальнейшей судьбой 3-х летней Эдит, ушла от мужа. Она не появлялась в жизни дочери до той поры, пока та не стала прославленной на всю страну певицей. Несостоявшаяся актриса Лин Марса отыскала брошенную ею дочь и потребовала финансовой помощи. Пиаф постоянно оказывала матери поддержку, но никогда не встречалась с этой женщиной.

Отец Эдит  в начале Первой мировой войны отправился добровольцем на фронт. В декабре 1915 года он получил двухдневный отпуск , чтобы повидать свою новорождённую дочь. Луи назвал малышку в честь расстрелянной немцами британской медсестры Эдит Кэвелл. В следующий раз он увидел девочку только в 2-х летнем возрасте, когда вернулся с фронта домой. Забрав ребенка у матери своей бывшей жены, Гассион препоручил заботы о ней второй бабушке, которая жила не его родине, в Нормандии. Луиза, работавшая кухаркой в городском публичном доме, неплохо ухаживала за внучкой. «Странную девочку из Парижа» баловали и угощали сладостями обитательницы «дома дьявола». Но проводя всё время в месте с такой репутацией, Эдит была дурно воспитана, едва умела писать и не ходила в школу. Отец забирает дочь домой, и с12-ти лет она начинает работать вместе с ним в бродячем цирке Кароли: Луи показывает акробатические трюки и фокусы, Эдит с шапкой обходит публику. Отец пытался учить дочку своему ремеслу, но она была к этому абсолютно не способна. Тогда Луи велел ей выступать в перерывах между номерами и петь «так громко, чтобы заглушить львов». Вскоре выяснилось, что публика стала приходить не столько на цирковые представления, сколько послушать красивый голос маленькой несуразной девчонки. Сборов за представленья вполне бы хватило на скромную жизнь, если бы не одно «но».

Женившись во второй раз, Гассион стал главой многодетной семьи. На его плечи легли заботы о семерых детях, которые были у мачехи. А в 1919 году у Эдит появилась сводная сестра. Жена вымогала у Луи все заработанные в цирке деньги, а также выгнала из дома на самостоятельные заработки младшую дочь Симону, которой не было 11-ти. После очередного скандала в семье отца Эдит уходит из цирка и устраивается работать в молочную лавку. Но ранние подъемы и походы с кучей молочных бутылок ей быстро надоели. 14-летняя девочка вернулась к прежнему ремеслу и вышла на улицы Парижа, чтобы петь так, как учил её отец. В помощницы она взяла сестру. Ежедневного заработка около 300 франков им с Симоной хватало, чтобы оплачивать комнату в затрапезной гостинице. Так началась самостоятельная жизнь дочерей Луи Гассиона, о котором они не забывали и заботились до самой его смерти в 1941 году. Эдит всегда с благодарностью вспоминала об отце, подарившем ей любимую младшую сестру, верного друга и компаньона. Наставления циркового артиста Луи Гассиона о том, как надо выходить со своим пением к почтенной публике, были её первыми уроками в ремесле, которому Пиаф посвятила себя без остатка.