Оглавление
- Словарь терминов
- Детство (1852)
- Крейцерова соната (1887—1889)
- Броши «Большой букет» и «Малый букет»
- Бриллианты с конфетами
- Анна Каренина (1873—1877)
- Севастопольские рассказы (1855—1856)
- Венчальные драгоценности дома Романовых
- Диадема Кехли.
- Кавказский пленник (1872)
- Рубиновая подвеска Екатерины Великой
- Владимирская тиара.
- Диадема Марии Федоровны.
- Разочарование на троне
- Вывоз оптом
- Гохран
- Символы власти
- Воскресение (1889—1899)
- «Большой кошелек»
Словарь терминов
Парюра (фр. parure — убор, украшение) — набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.
Тиа́ра — разновидность украшения для головы, похожая на диадему, надевается в особенно торжественных случаях — невестой на свадьбе или дебютанткой на светском балу.
СКЛАВАЖ(фр.). Женское шейное украшение из драгоценных камней.
Кушон– форма огранки бриллианта, в которой рундист имеет в плане форму подушки-думки, четыре закругленных угла, широкие грани и выпуклые стороны. Часто называется подушковидной огранкой. Такая огранка используется более столетия.
Детство (1852)
Кадр из фильма «Детство. Отрочество. Юность» — Петр Фоменко,1973
С этого произведения большинство русских детей начинают знакомство со Львом Толстым. «Детство» — часть биографической трилогии, и одна из первых попыток препарировать чувства и мысли, найти их природу. Автор пристально наблюдает за своим героем, маленьким Николаем (а фактически за самим собой) на переходном этапе его жизни — отец забирает его в Москву из родного дома, отнимает от любимой матери, которая олицетворяет чистоту и уют. Позже она умирает, и счастливое детство героя на этом заканчивается. Толстой в подробностях разбирает обиду, стыд, стеснение, волнение — все, что переживает ребенок.
Крейцерова соната (1887—1889)
Кадр из фильма «Крейцерова соната» — София Милькина, Михаил Швейцер/Мосфильм, 1987
Эта небольшая повесть вызвала невероятно бурную реакцию в обществе, ей зачитывалась молодежь, но одно время она даже была запрещена к печати царской цензурой. По сюжету муж убивает жену в порыве ревности. Его оправдывают, и через много лет рассказывая об этой истории случайному попутчику, он размышляет, как сильно развращено все общество.
Ему противно, что девушек с юности готовят быть хорошими женами и угождать мужьям, а для юношей считается нормальным предаваться разврату до брака. Толстой транслирует собственное разочарование в институте брака, его кризис. При том он вообще призывает отказаться от всего плотского, предназначение женщины он видит именно в рождении детей и уходе за ними.
Броши «Большой букет» и «Малый букет»
Елизавета Петровна носила эти два предмета на своем парадном платье. В то время было обычным для ювелирных изделий устанавливать драгоценные камни на разноцветные пластины из фольги, чтобы добавить больше цвета. С их помощью придворный ювелир Джереми Паузи достиг желаемого эффекта абсолютного совершенства. Бразильские бриллианты и колумбийские изумруды составляют драгоценные цветы ирисов, нарциссов и незабудок. В центре Грандиозного букета —редкий 15,5-каратный сиреневый бриллиант.
Небольшой букет состоит из бриллиантовых цветов и листьев, выполненных из золота и темно-зеленой эмали.
Бриллианты с конфетами
Судьба драгоценностей бывшего русского двора вновь привлекла к себе внимание отечественных и западных историков после реабилитации семьи царя Николая II. Надо признать, что пути, которыми ценности уходили из постреволюционной России, едва ли можно назвать легальными и красивыми: контрабанды и засекреченные сделки наблюдались куда чаще аукционов, на которых за гроши продавалось культурное наследие великой империи
Ну а сами контрабандисты — верные члены Коммунистического интернационала — неоднократно попадались на границе с чемоданами, полными драгоценных камней. Согласно рассекреченным архивам, некоторые драгоценности были тайно переправлены большевиками в Великобританию в коробке с шоколадными конфетами. Главным героем операции стал руководитель коммунистической газеты The Daily Herald Френсис Мейнелл — именно он в 1920 году получил от большевистских лидеров украшения общей стоимостью в 40 тысяч фунтов стерлингов в качестве матпомощи британскому левому движению. Жемчуга и бриллианты, уложенные в коробку с конфетами, не вызвали подозрения у таможенных служб Великобритании. Позже Мейнелл будет отрицать, что вырученные средства ушли на финансирование революции, — дескать, все вернулось обратно в СССР. Каким образом это произошло, он не уточнял.
С большой долей вероятности нас еще ждут сюрпризы: так, в 2009 году в архивах Министерства иностранных дел Швеции были обнаружены ювелирные изделия, часть из которых принадлежала семье последнего русского императора. Драгоценности находились в хранилищах министерства примерно с 1918-го. Согласно открытым источникам, царское наследие было передано в распоряжение шведского посольства в Санкт-Петербурге во время революции 1917 года княгиней Марией Павловной Романовой. Стоимость нескольких десятков портсигаров, в которых остались сигареты и табак, а также запонок из драгоценных металлов работы Фаберже и семьи Булин, оценили в 20 миллионов крон (на тот момент около 2 миллионов евро).
Но вернемся к истокам. В 1719 году Петр I издал указ, согласно которому в России появилась Камер-коллегия, отвечающая за хранение «подлежащих государству вещей». В специальном хранилище в Зимнем дворце Санкт-Петербурга — Рентарее, позднее переименованном в Бриллиантовую комнату — разместили государственные регалии, в том числе скипетр, державу, большую и малую императорские короны, венчальную императорскую корону. Во времена Екатерины II в Бриллиантовую комнату также перенесли парадные украшения и коллекцию редких самоцветов. По вышеупомянутому указу Петра, ни одна из коронных драгоценностей не могла быть продана, обменена или подарена, и вплоть до 1914 года сокровищница периодически пополнялась. При Николае II часть коллекции решили выставить в галерее драгоценностей Эрмитажа, где ознакомиться с ней мог каждый желающий. В первые дни после начала Первой мировой войны было принято решение об эвакуации драгоценностей. Сундуки с царским богатством собирались спешно, без описей и вскоре оказались в подвалах Оружейной палаты, куда их доставил граф Фредерикс — последний министр Императорского двора Российской империи. Там они и пролежали вместе с другими ящиками, привезенными из Петрограда, пока новая власть не решила подзаработать на том, что осталось от русской монархии.
Какие-то фамильные драгоценности удалось забрать с собой семье последнего императора, когда Романовых увозили в Сибирь. Часть из них инфанты оставили в Тобольске, передав местному священнику (говорят, в конце концов Советы обнаружили небольшой сундучок, который скрывала тобольская монахиня). Чтобы вывезти украшения в Екатеринбург, дочерям царя пришлось прятать их в одежду: изделия вшивали в лифчики, в шляпы, надевали под одежду и маскировали под пуговицы. В июле 1918 года новый комендант Яков Юровский приказал пленникам сдать все драгоценности. То, что царская семья отдала представителю новой власти (а многие вещи остались спрятанными), было сложено в ларец и опечатано. После расстрела пленников Ипатьевского дома Юровский запретил снимать с них любые украшения, но перед тем, как сбросить тела в шахту, приказал обыскать убитых. Так на царских дочерях были найдены лифы с многочисленными драгоценными камнями, которые в спешке выпороли из пропитанной кровью ткани. Позже в месте последнего пристанища Николая II и его семьи найдут небольшие шкатулки и черный бархатный пояс с бриллиантами. Считается, что все эти вещи были отправлены в Москву, но так ли это, до конца не известно.
Анна Каренина (1873—1877)
Кадр из фильма «Анна Каренина» с Кирой Найтли — Джо Райт/Studio Canal, Working Title Films,2012
Все поклонники Толстого делятся на тех, кто любит «Войну и мир» и тех, кто любит «Анну Каренину». Еще один внушительный по объемам роман, однако, не охватывает столь обширный материал. Теперь Толстой сконцентрировался на природе счастья и несчастья семейной жизни.
Эта тема невероятно заботила автора и он пытался решить самые разные этические вопросы: можно ли оставить ребенка ради любимого человека и можно ли простить измену ради счастья детей. Кроме того, в романе есть герой, отражающий образ самого Толстого — это Константин Левин, который уходит из светской жизни и начинает пахать поле вместе со своими крестьянами.
Севастопольские рассказы (1855—1856)
Франц Рубо. Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» (Фрагмент)
Глядя на самый памятный портрет седобородого Толстого, сложно предположить, что он когда-то был бравым офицером. Тем не менее, несколько лет он служил на Кавказе, а во время Крымской войны 1853-56 годов провел почти год в Севастополе, даже командовал батареей. Это было тяжелым временем для писателя, и все ужасы войны он отразил в «Севастопольских рассказах». Первый из трех рассказов цикла был издан еще когда война была в самом разгаре и имел невероятный успех у публики, ждавшей любых сводок с фронта. В сущности, это было первое реалистическое произведение о войне.
Венчальные драгоценности дома Романовых
Все невесты дома Романовых украшались особыми венчальными драгоценностями, включавшими в себя бриллиантовую диадему, серьги в виде вишен, венчальную корону, пряжку на платье и браслеты. Последней из императриц надевшей их стала Александра Федоровна.
Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом, также входившая в свадебный романовский набор — единственная из диадем 19-20 вв., находящаяся в России. В ней соединились традиции классицизма, так и его завершающей стадии — ампира — с элегантной роскошью панделоков и бриолетов. Диадема неоднократно изображалась на портретах вдовы Павла I. И до начала 20в. использовалась в подвенечном костюме великих княгинь.
Серьги-вишенки,принадлежавшие когда-то Екатерине II.На утолщенном овальной формы бриллиантовом стебле нависли два алмаза-листочка с крупными плодами-солитерами высочайшего качества.Длинные изогнутые дужки серег–твензы–крепились за ушами.Серьги были выполнены в переходный период от стиля рококо к классицизму.Хранятся в Алмазном фонде.
Императорский венчальная корона была создана в 1840 г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро. Традиция изготовления венчальной короны к каждой свадьбе прервалась в 1884 г. и изготовленный ко дню бракосочетания великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны венец разбирать не стали. В изготовлении венчальной короны в 1884 г. использовали часть нашивок (80 шт.) «бриллиантового борта» камзола и кафтана императора Павла I, работы Леопольда Пфистерера (1767 г.). Их прикрепили серебряными нитями к малиновому бархату каркаса венчальной короны. Крест на короне составляют камни, снятые с бриллиантового эполета работы начала XIX в. Судя по всему, корону изготовили ювелиры фирмы К. Э. Болина (серебро, бриллианты, бархат; высота 14,5 см, диаметр 10,2 см). Несмотря на свою красоту и значимость, корона не была отнесена к числу высокохудожественных изделий. Она была продана из Гохрана в ноябре 1926 г. антиквару Норману Вейсу. Затем перепродана на аукционе Кристи в Лондоне 26 марта 1927 г. антиквару Фаунсу за 6100 фунтов и хранилась в галерее Вартски в Лондоне. Последней ее владелицей стала Марджори Пост, которая приобрела корону в 1966 г. на аукционе Сотби. В настоящее время венчальная императорская корона хранится в Иконной комнате Музея Хиллвуд близ Вашингтона.
Диадема Кехли.
Александра Федоровна в Диадеме Кехли. Фрагмент портрета
Эту великолепную тиару, сапфирово-бриллиантовый рисунок которой часто любят сравнивать с праздничным фейерверком и с традиционными геральдическими лилиями, создали в другой ювелирной фирме при дворе Романовых – Кехли, названной по фамилии ее основателя.
По ней же теперь называют и эту тиару, изготовленную специально для последней императрицы России – Александры Федоровны. Диадема была частью большой парюры, однако после Революции ничто из драгоценного сета новые власти не пожалели – и продали все на аукционе в 1920-х годах.
Кавказский пленник (1872)
Кадр из фильма «Кавказский пленник» — Георгий Калатозишвили/Грузия-фильм,1975
Повесть Толстого хоть и написана спустя 50 лет после поэмы «Кавказский пленник», но несомненно имеет отсылку к Пушкину. Двое русских офицеров попадают в плен к горцам по вине одного из них, не прикрывшего спину сослуживцу, но бросившегося бежать прочь. Главный герой всячески пытается сбежать из плена — и в этом ему помогает дочь горца, в сарае которого его держат в заточении. В России считается, что это рассказ для детей и подростков — о войне, о чести и честности, о достоинстве.
Кадр из фильма «Кавказский пленник» — Сергей Бодров (старший)/АО «Караван», 1996
Кроме того, он был не раз переиздан и экранизирован, в том числе в фильме Сергея Бодрова-ст. 1996 года, где действие было перенесено во времена Чеченской войны 1990-х.
Рубиновая подвеска Екатерины Великой
Этот большой малиновый камень называется рубеллитом. Это редкая разновидность темно-розового турмалина, который долгое время считался рубином (драгоценный камень был переоценен специалистами только в советское время). В 1777 году камень был подарен Екатерине Великой (1729-1796) королем Швеции Густавом III в ознаменование 15-летия ее царствования. Он рассказал русской императрице легенду о том, что камень был первоначально подарен Цезарю Клеопатрой. Позже было установлено, что камень действительно был привезен в Европу из Бирмы в XVI веке и считался самым большим на континенте в то время. Екатерина не хотела портить его огранкой, поэтому придворные ювелиры просто отполировали его и украсили эмалевыми листьями. В результате получился потрясающий кулон.
Владимирская тиара.
Владимирская тиара в ее оригинальном виде — с жемчужными подвесками
Не менее громкая и остросюжетная история охватывает и тиару, названную Владимирской. Это убранство знают многие, ведь сегодня его хозяйкой является чуть ли не самая знаменитая женщина в мире – британская королева Елизавета II, которая в свою очередь получила ценное убранство от своей бабушки, королевы Марии Текской, известной любительницы дорогих украшений. Но как же русская тиара попала в Англию?
Великолепное убранство, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, – это очередное творение мастерской Болина. Его придворным ювелирам в 1874 году заказал великий князь Владимир Александрович – сын императора Александра II – для своей невесты Марии Павловны в качестве подарка на свадьбу. По имени великого князя теперь и называют тиару – Владимирской.
Великая княгиня Мария Павловна во Владимирской тиаре, 1880 год
Мария Павловна обожала разного рода драгоценности, а ее двор был одним из самых богатых в России – что, как говорят, сильно беспокоило действующую императрицу, Александру Федоровну. К тому моменту, как грянула Революция, Великой княгине удалось скопить огромную коллекцию фамильных украшений. Их большая часть осталась в ее основной резиденции – Владимирском дворце. Однако делиться своими сокровищами с большевиками Мария Павловна, мягко скажем, не желала.
Придворные связи Великой княгини сослужили ей хорошую службу: видя отчаяние Марии Павловны, один из близких друзей ее семейства, антиквар и дипломат Альберт Стопфорд, который, как говорят, также тайно работал на британскую разведку, проник в покои княгини во Владимирском дворце и вывез из Петербурга в Лондон большую часть ее драгоценностей. В том числе и бриллиантовую тиару.
Мария Текская во Владимирской тиаре
…И ее внучка Елизавета II
Владимирская тиара с «Кембриджскими камнями» — изумрудами
Еще один способ носить тиару — совсем без подвесок
Британская монархиня, несмотря на приличную коллекцию драгоценностей, полюбит новую тиару сердечно: уже после покупки она принесет убранство в мастерскую Garrard & Сo, где жемчужины сделают съемными, а в качестве альтернативы для них подберут каплевидные изумруды – так называемые, «Кембриджские камни». После смерти Марии Текской тиара отойдет ее внучке – королеве Елизавете II, которая и носит ее до сих пор и с жемчужинами, и с изумрудами, и даже «пустой».
Диадема Марии Федоровны.
Впрочем, изначально эта тиара изготавливалась совсем не как подвенечное украшение. Ее условным годом «рождения» считают 1800 год, создателем – Якова Дюваля, а первой владелицей – Марию Федоровну, супругу императора Павла I. Как пишет в одной из своих книг искусствовед Лилия Кузнецова, изначально диадема также была украшена свисающими у висков нитями – на манер древнерусских рясн. Чистейшие бриллианты разного калибра и огранки были привезены из Индии и Бразилии, а их совокупный вес составлял около 1000 карат!
Великая княжна Мария Павловна в диадеме Марии Федоровны после венчания с Вильгельмом, герцогом Сёдерманландским, 1908 год
Венчание Николая II и принцессы Александры, 1894 год
Центральный ряд представляет собой подвижно свисающие бриолеты, резво качающиеся при малейшем движении головы. Впрочем, главным «героем» украшения остается всего один, солирующий бриллиант нежно-розового цвета весом в 13.35 карат. Изначально редкий экземпляр был вставлен в основание, на дне которого располагалась цветная фольга – излюбленный прием ювелиров тех лет, за счет чего бриллиант казался кроваво-красным. Лишь много лет спустя был обнаружен истинный цвет камня, уловить который неподготовленному глазу едва ли легко.
Этой диадеме очень повезло: она удачно пережила Революцию, и сегодня является ценнейшим экспонатом Алмазного фонда в Кремле. Взглянуть на нее можно и сегодня. Опыт уникальный, учитывая, что диадема Марии Федоровны – единственная оригинальная тиара Романовых, находящаяся в России (по крайней мере, официально).
Разочарование на троне
«Жалование» Николая II равнялось примерно 200 000 рублей ежегодно. Если перевести на деньги в наше время, то это получается 267 млн рублей. Расчеты достаточно просты: на 2010 год стоимость 1 «николаевского» рубля с учетом стоимости золота была равна 1335 рублей. Также у него в собственности было множество земель, приисков, шахт, заводов и многого другого, не считая огромной ценности сокровищ.
Сразу же после появления на свет Николаю ежегодно начислялось 20 000 рублей. В юношестве, то есть после назначения его цесаревичем, эта сумма составляла уже 100 000 в год. Получается, что перед началом своего царствования у Николая II уже было состояние в 1,5 млн рублей. Снова переводим для понимания на современные деньги — 2 млрд рублей.
После того, как Николая короновали, как мы уже поняли, ежегодно он получал 200 тысяч. Заработок супруги был немного меньше — 180 000 рублей, не считая обязательного «детского капитала» для каждого рожденного. И это мы сейчас рассмотрели только легальный заработок семьи императора.
Народ не переставал верить в доброту царей, что и приводило к разочарованию простого люда, в том числе и в Николае Романовом. Нередко ходили анекдоты о его царствовании.
Впрочем, элита того времени примерно разделяла мнение народа и говорила, что правлением занимается императрица, которая слушает во всем Распутина. Одни его считали глупцом, другие предателем, и в целом его правление вызывало много негативных оценок среди большинства.
Вывоз оптом
Апогеем работы экспертов Гохрана стало появление в 1925–1926 годах четырех выпусков иллюстрированного каталога «Алмазный фонд СССР». Издание было переведено на английский, французский и немецкий языки, с целью привлечения покупателей и распространялось в Европе.
В итоге не заставил себя ждать «ценитель искусства» Норманн Вейс. Он купил вещи из Алмазного фонда оптом, на вес – всего — 9,644 килограмма. Шедевры русского ювелирного искусства обошлись ему в пятьдесят тысяч фунтов стерлингов! В 1927 году оборотистый купец провел в Лондоне аукцион «Драгоценности государства Российского». С него «уплыли» брачная императорская корона, диадема из колосьев, драгоценности императрицы Екатерины II.
Пока в Лондоне продавали коронные драгоценности, заведующий Оружейной палатой Дмитрий Иванов (он также участвовал в каталогизации драгоценностей Романовых в 1922 году) умолял чиновников вернуть из Гохрана предметы музейного значения. Тщетно. В начале 1930 года стало известно о предстоящих изъятиях из музеев вещей для продажи за границей, а Иванов не выдержал — покончил жизнь самоубийством.
Показателен пример: когда в феврале 1933 года Оружейная палата была передана в подчинение комендатуре Кремля, отсюда «на основании словесного распоряжения» коменданта Петерсона были выданы три пасхальных яйца Фаберже. В 1932 году царские сокровища можно было купить в американских универмагах Арманда Хаммера. Позже он открыл антикварный магазин, в котором продавались пасхальные яйца, принадлежавшие императрицам, иконы в ювелирных окладах Николая II и Александры Федоровны, портсигар Фаберже, сделанный по заказу Марии Федоровны, ее записную книжку с монограммой и короной. Из 773 предметов Алмазного фонда в 1920–1930-е годы было продано 569. Вряд ли можно найти в истории пример столь стремительной и масштабной распродажи драгоценностей.
Анна Петросова
Гохран
Первую попытку продать драгоценности Романовых большевики предприняли в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с драгоценностями (стоимостью в 350 тысяч рублей), принадлежавшими дочери Александра III Ольге.
В следующем году в Москве состоялся учредительный конгресс III Коммунистического Интернационала. С этого времени агенты Коминтерна регулярно вывозили из Москвы золотые ювелирные изделия и драгоценные камни. У себя в странах они должны были их продать, а полученные деньги потратить на местные компартии и подпольную работу. Сначала контроль за агентами практически не осуществлялся, поэтому украдено было гораздо больше, нежели потрачено на подготовку мировой революции.
Дабы пресечь «беспредел», в феврале 1920 года «для централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей, состоящих из золота, платины, серебра в слитках и изделий без них, бриллиантов, цветных драгоценных камней и жемчуга» был создан Гохран. Голод, начавшийся летом 1921 года, заставил большевиков искать средства на закупку хлеба. К тому же следовало расплатиться с Польшей. Согласно Рижскому мирному договору 1921 года Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии, помимо этого большевики обязались в годичный срок выплатить Польше 30 миллионов золотых рублей.
Тут и вспомнили о коронных драгоценностях, которые хранились в подвалах Оружейной палаты (они были вывезены сюда из столицы еще в начале Первой мировой войны, без описей, а в 1917 году к ним добавились драгоценности из «царских дворцов»). Коронные ценности было запрещено дарить, менять или продавать еще указом Петра I, изданным в 1719 году. В течение почти 200 лет царская сокровищница только пополнялась. Теперь указы самодержца никого не волновали. И Политбюро ЦК ВКП(б) наметило программу реализации так называемых «романовских» драгоценностей. Сначала большевики планировали лишь заложить сокровища, но в конечном итоге драгоценности решили распродавать за рубежом. Прежде чем заниматься сбытом, следовало рассортировать и оценить сокровища. А в Гохране специалистов не хватало. Еще в 1921 году обнаружили хищения, трех оценщиков расстреляли, многих посадили. Поэтому заместитель наркома финансов Краснощеков в Петрограде договорился с экспертами и ювелирами Фаберже, Францем, Котлером, Масеевым, Меховым, Уткиным, Боком. И те приступили к работе в Гохране. Начали с драгоценностей Романовых.
Символы власти
Большая императорская корона, заказанная Екатериной Великой к своей коронации в 1762 г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.
Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий — времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки — грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием — типична для старинных индийских камней.
Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб — двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный — по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.
Малая императорская корона. Выполнена из старинных индийских и бразильских бриллиантов в 1801 году сыновьями придворного ювелира Луи Давида Дюваля, также ювелирами Жакобом и Жаном Дювалями. В одном из документов императорского архива говорится: « Выдать ювелирам Дювалям 2052 бриллианта стоимостью 37854 рубля и 12 копеек для украшения короны Её Императорского Величества Государыни Елизаветы Алексеевны» Мастерством исполнения и великолепием камней эта корона не уступает большой императорской короне.
Малая императорская корона. Выполнена из старинных индийских и бразильских бриллиантов в 1801 году сыновьями придворного ювелира Луи Давида Дюваля, также ювелирами Жакобом и Жаном Дювалями. В одном из документов императорского архива говорится: « Выдать ювелирам Дювалям 2052 бриллианта стоимостью 37854 рубля и 12 копеек для украшения короны Её Императорского Величества Государыни Елизаветы Алексеевны» Мастерством исполнения и великолепием камней эта корона не уступает большой императорской короне.
Воскресение (1889—1899)
Кадр из фильма «Воскресение» — Михаил Швейцер/Мосфильм, 1960
Последний роман Льва Толстого, который он сам считал своим лучшим произведением. Это история искупления некогда распутного офицера. Он соблазнил невинную воспитанницу своей тетушки, и оставив ей деньги, не попрощавшись уехать вновь на службу. Для него это был лишь эпизод, а вот жизнь девушки была сломана — она забеременела, вынуждена была уехать, искать себе средства для пропитания.
В итоге они встречаются в суде: он в качестве скучающего присяжного, а она как подсудимая. Узнав ее страшную историю, бывший офицер переживает невероятный внутренний перелом. Он едет за девушкой на каторгу, чтобы облегчить ее существование… Роман отражает духовные скитания и самого Толстого.
«Большой кошелек»
Исследователи пришли к выводу, что Николай II находился примерно на 5 месте среди самых богатых людей 20 века. Более высокие позиции занимали только Ротшильды и Рокфеллеры. В целом богатство Николая Романова оценивается почти в 300 млрд долларов. Это, скорее, с учетом недвижимости и утерянных сокровищ.
Собственное имущество правителя было отделено от остальных средств семейства Романовых, именно в той самой канцелярии за закрытыми для посторонних дверями. В этом учреждении трудилось много специалистов, которые нередко рекомендовали то или иное дело для вложения и преумножения средств. В итоге на начало 20 века оборот царских денег составлял примерно 60 млн рублей (1,5 млрд современных).
Это место заведовало множественными копями. Например, Алтайскими, Нерчинскими и Ленскими. Также не обошли стороной бассейн железа и угля, различные крупные заводы и фабрики. Основная масса предприятий располагалась в Петербурге.
Также Николай II имел множество земель в Алтайском крае, Сибири, Польше, Крыму и Забайкалье. Всего приблизительная площадь достигает 68 млн га. Помимо этого насчитывалось 860 разнообразных торговых и других заведений.
Постоянно говорилось об экономии средств, но это не касалось расходов семьи царя. К примеру, не менее 350 000 ежегодно выделялось для обслуживания гаража Николая. В нем находилось 9 императорских машин, 19 для кавалерии, 10 грузовиков, 6 омнибусов и санитарных автомобилей.
Также ежегодно на содержание семьи предназначалось не менее 16 млн рублей ежегодно. В современном понимании это получается почти 200 млн долларов. Естественно, такие суммы не озвучивались нигде. Да и средства государства и собственные по прежнему не разграничивались.