Оглавление
Тёмные века: история места до основания города
В IX-X веках н.э. первые славяне появились на территории современной Вологодчины и в районе нынешнего Череповца. Сначала это были кривичи, в XI-XIII вв. начинается колонизация этих земель новгородцами. Немногочисленные коренные племена вепсов были почти полностью ассимилированы.
Именно вепсы оставили важное для названия будущего города слово: vesi или vezi в угро-финских языках означает «вода». Череповеси – так называлась местность вокруг будущего города
Другое важное тут слово – «череп», явно славянского происхождения. Считают, что оно означало возвышение, например, холм. Получается, что Череповец на средневековом местном наречии – холм над водой. Есть и другие версии, но эта разделяется большинством историков.
Летописное упоминание о Череповце датировано 1362 годом, таким образом, он на 300 лет «моложе» соседней Вологды. Первоначально центром поселения стал монастырь, что для истории российских городов случай довольно редкий. По легенде Череповецкий Воскресенский монастырь основал купец Феодосий, только благодаря обращению к Богу избежавший гибели вместе с судном в водах Шексны.
Монастырь владел землями, управлял рыбным промыслом на реках. Он стал средоточием хозяйственной жизни округи, рядом появилось село Федосьево. В Смутное время монастырь разорили «лихие люди» и польско-литовские ватаги.
Территориальное деление
Город делится на четыре района:
- Индустриальный (Город)
- Заягорбский (Заречье)
- Зашекснинский (104 микрорайон)
- Северный (Фанера)
Индустриальный район
Индустриальный район — старейший, историческое ядро города, активное формирование которого началось в XVIII веке. Является самым экономически развитым районом. Экологическая ситуация в границах района сложилась неблагополучная по причине близости к производственным мощностям ПАО «Северсталь»:
В перспективе расселение жителей из 213 и 214 кварталов позволяет в этой зоне разместить городской центр профориентации, учебные классы и мастерские средних учебных учреждений, культурный центр учебной зоны, офисные помещения и объекты продовольственной, промтоварной и оптово-розничной торговли.
Предполагается улучшение экологической ситуации в Индустриальном районе за счёт переноса некоторых производств — например, завода «Красная звезда», сокращения выбросов вредных веществ — для ОАО «Череповецкий завод металлоконструкций». То же самое относится и к другим предприятиям, нарушающих регламенты СЗЗ — ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод», ОАО «Череповецкая кондитерская фабрика», ОАО «Череповецкий ликёро-водочный завод».
Заягорбский район
Заягорбский район расположен на левобережье реки Ягорбы и соединён с Индустриальным районом Ягорбским мостом. Крупнейший по населению спальный район города, в нём проживает порядка 130 тыс. человек (более 1/3 всего населения города). В народе его называют «Заречье».
Второй мост через Шексну в створе ул. Архангельской будет частично профинансирован из федерального бюджета, частично — из областного и городского, его строительство одобрил президент Владимир Путин в ходе своей поездки в Череповец. В настоящее время в Череповце с одного берега Шексны на другой на автомобиле можно проехать по Октябрьскому мосту, который соединяет Индустриальный и Зашекснинский районы. С точки зрения безопасности и разгрузки основных магистралей второй мост через Шексну — важнейший проект для развития Череповца в ближайшие десятилетия..
На территории, занятой малоэтажной индивидуальной застройкой сформируют архитектурную доминанту, совмещающую жилую, общественно-деловую и культурно-развлекательную функции. Это один из проектов создания «речного фасада» города. Объекты коммунально-складского и производственного назначения перепрофилируются, планируется расширение Макаринской рощи за счёт организации парка в береговой зоне, а также благоустройство Зареченского пляжа. Юго-восточную часть Заречья, занятую городскими лесами, планируется использовать как спортивно-рекреационную зону.
Зашекснинский район
Зашекснинский район расположен на левобережье Шексны и соединён с правобережьем Октябрьским мостом. Является перспективным с точки зрения строительства и расширения территорий города, с целью дальнейшего закольцовывания городских автодорог. В обиходе горожан этот район также называют «104-й микрорайон», по нумерации одного из первых микрорайонов Зашекснинского района. У данного района есть ещё одно неофициальное «народное» название — «Простоквашино», также сохраняются названия бывших когда деревень, ставших улицами города: «Матурино», «Гритино». Существует микрорайон новой застройки у пожарной части № 55, в народе его называют «Северсталевский», «Черёмушки», от сокращённого названия Череповецкого металлургического комбината (ЧМК), официальное название — 112-й микрорайон. В 2015 году по инициативе ветеранов ПАО «Северсталь» микрорайон был переименован в микрорайон имени Липухина Ю. В.
Северный район
По размеру территории является наименьшим из городских районов. Здесь расположен фанерно-мебельный комбинат, по которому район в народе называют «Фанера».
В противоречие с юридическими статусами, географически, к районам Череповца приравниваются поселения: Ясная Поляна и Новые Углы.
Воскресенский монастырь
С довольно привлекательного места нахождения монастыря лучше всего начинать знакомство с достопримечательностями Череповца, поскольку город зародился именно на Соборной горке. Сейчас там стоит только здание сохранившегося Воскресенского собора и памятник Афанасию и Феодосию – основателям монастыря. С него берет начало центральная улица – Советский проспект.
В дореволюционном Череповце насчитывалось 10 храмов. Самый первый из них – Собор Воскресения Христова, состоявший из двух церквей. Годы его строительства – 1732-1761.
Архивные бумаги, касающиеся строительства Воскресенского Череповецкого монастыря хранятся в фондах Государственного Исторического музея в Москве, архивах Вологодской и Новгородской областей. Многие документы не сохранились.
Из уст в уста передавалось предание о создании монастыря. Однажды купец с товаром двигался по реке Шексне. Внезапно стемнело, а ладья попала на мель. Специалисты поясняют, что это было солнечное затмение в 1321 году. Купец обратился к богу с молитвой. Вдруг перед ним из-за горы возникли столпы света, ладья сошла с мели. Видение пропало. Купец, позже нареченный Феодосием, поднялся на гору, поставил там крест и пообещал вернуться, чтобы поставить часовню.
Свое слово он сдержал. Вернулся на «огненную гору» вместе с Афанасием для строительства часовни. По окончании работ они установили в ней икону Воскресения Христова. В 1360-1362 годах они создали на этом месте монастырь, в котором позднее их похоронили.
При монастыре проводились ярмарки, приносящие большой доход благодаря тому, что на них съезжались купцы издалека.
Первые деревянные храмы отличались своей простотой. Монастырь восстанавливали не один раз после разорения и пожара:
- В 1610 году его сожгли и разграбили поляки.
- В 1652 году он пострадал от пожара. Тогда сгорели часть ограды, кельи, хлебня.
- В 1665 году он восстал из пепла. Его архитектурный ансамбль изменился.
Строения монастыря длительное время оставались деревянными. В 1732 году приступили к строительству каменной соборной церкви Воскресения Христова. Но средств не хватило. Работы прекратились. Рядом с заложенным фундаментом поставили деревянную церковь, перевезенную из села Луковец.
Монастырь окружили деревянной оградой с 6 башнями, построили колокольню с 8 колоколами. Над Святыми воротами возвели церковь Покрова. Позднее ее перенесли на городское кладбище, превратили в часовню.
Только через 20 лет продолжили строительство Воскресенской церкви из камня. Работы велись на старом фундаменте. Сверху виднелись 5 глав, увенчанных крестами. Фасад покрасили в голубой цвет с белым декором. Это единственное здание монастыря, которое сохранилось и сейчас. Но первозданный вид его утерян.
После революции имущество храма было разграблено и уничтожено. Не стало глав собора и церковной ограды. Здание рушилось без ремонта. В годы войны в нем размещалась мастерская по ремонту моторов для авиации.
Восстановлен храм только после 1988 года:
- возвращены на место 5 глав;
- в храм перенесен иконостас из закрытой церкви села Степановское;
- по старому проекту построена ограда;
- выложили каменные полы;
- реставрирован иконостас, позолочена его резьба.
Воскресенский собор
Действует собор и поныне, открыт каждый день. Это самый старинный храм города.
Адрес собора: Соборная горка, 1.
Воскресенский монастырь упразднила Екатерина II. По ее приказу имущество, владения с землей и крестьянами передали казне.
Скульптурную композицию в честь преподобных старцев Афанасия и Феодосия установили в 1992 году. Она состоит из двух фигур высотой 4 м.
Памятник Афанасию и Феодосию
Транспорт
Череповец связан с областным центром, Москвой, Санкт-Петербургом и иными городами страны автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
Водное сообщение
Череповец — крупный промышленный порт на Рыбинском водохранилище и пассажирский порт на р. Шексне. Через систему Волго-Балтийского водного пути город имеет выходы в Балтийское, Белое, Чёрное, Азовское, Каспийское моря. Таким образом, Череповец посредством системы водного сообщения связан с северными, южными и западными регионами России. Поэтому город Череповец является портом пяти морей, имеющим стратегическое значение для страны и, в первую очередь, для материального снабжения Балтийского флота, учитывая его крайне ограниченное территориальное влияние. Это было продиктовано крайне выгодным географическим положением города Череповца при строительстве Волго-Балтийского канала, решение о строительстве которого было принято И. Сталиным. В связи с чем, позднее было принято решение построить в дельте рек Ягорба и Шексна Череповецкий судостроительный завод.
Автодорожное сообщение
Рядом с Череповцом проходит федеральная автотрасса А114 Вологда — Новая Ладога, связывающая город с Вологдой и Санкт-Петербургом, а через город проходит автодорога Р104 Череповец — Сергиев Посад, связывающая Череповец с Ярославлем и Москвой.
Железнодорожное сообщение
Череповецкий железнодорожный узел, расположенный на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Вологда, является вторым по грузообороту на Северной железной дороге (после узла Вологда-1 — Вологда-2 — Лоста Сортировочная). Через него за сутки проходит транзитом 120 грузовых, 20 пассажирских поездов и до 30 составов, прибывающих на промышленные гиганты Череповца. В 2009 объёмы перевозок и погрузки резко упали. Узел включает в себя пассажирскую станцию «Череповец-1», грузовые станции «Череповец-2» и «Кошта».
С января 2015 года были отменены все пригородные электропоезда в Вологодской области. Это вызвало резонанс в СМИ и протесты местных жителей. 6 февраля 2015 года движение электропоездов было частично восстановлено.
Воздушное сообщение
Международный аэропорт «Череповец» находится в 25 километрах от Череповца вблизи посёлка Ботово. Эксплуатантом аэропорта является ООО «Авиапредприятие „Северсталь“», которое выполняет внутренние и международные регулярные и чартерные авиарейсы по России, странам СНГ и Европы.
Городской транспорт
В Череповце с 1979 года действует Октябрьский мост — первый вантовый мост на территории России. Он пересекает реку Шексну, соединяя Индустриальный и Зашекснинский районы.
С 1956 года в городе действует трамвайная сеть. Работает 3 маршрута:
- 2. «Доменная» — «Управление ПАО „Северсталь“» — «ул. Гагарина» — «ул. Комарова» — «Университет» — «ул. Сталеваров» — «ул. Верещагина» — «ул. Максима Горького» — «Курсантский бульв.» — «Вокзал» — «Заря Свободы» — «ул. Верещагина» — «ул. Сталеваров» — «Университет» — «ул. Комарова» — «ул. Гагарина» — «Управление ПАО „Северсталь“» — «Доменная»
- 4*. «Олимпийская ул.» — «пр. Победы» — «ул. Мира» — «Доменная» — «Аглофабрика № 3»
- 8. «Олимпийская ул.» — «пр. Победы» — «Советский пр.» — «Комсомольская ул.» — «Вокзал» — «ул. Верещагина» — «пр. Победы» — «Олимпийская ул.»
*Часть рейсов выполняется до «Доменной» (4А).
Подвижной состав составляют вагоны КТМ-5 (43 единицы) и КТМ-8 (10 единиц).
Действует разветвлённая сеть автобусных маршрутов. Движение по маршрутной сети города полностью осуществляется автобусами большой вместимости.
Крупнейший перевозчик — МУП «Автоколонна 1456», основу парка которой составляют автобусы ЛиАЗ-5256, ГолАЗ АКА-6226, Mercedes-Benz O345, МАЗ-103, МАЗ-104, ПАЗ-4234, ЛиАЗ-6212 и др. Помимо этого движение по городским маршрутам осуществляют большое количество частных автобусов. Одной из особенностей Череповца является практически полное отсутствие маршрутных такси, имеющихся во многих российских городах, включая областную столицу. Маршрутные такси в Череповце участвуют в пригородном сообщении.
В городе также действуют организации по прокату автомобилей, как с водителем так и без водителя.
Троллейбусного движения в городе нет (оно есть в Вологде). Троллейбусная сеть строилась в конце 80-х — середине 90-х: в Зашекснинском районе было заложено троллейбусное депо, на Октябрьском мосту была подвешена контактная сеть (демонтирована в 2008 году), но строительство не было завершено из-за распада СССР и хронического недофинансирования. Также существуют планы строительства в городе метрополитена.
Экономика
Основу экономического потенциала Череповца составляют предприятия чёрной металлургии и химического комплекса.
Ведущими предприятиями города являются ПАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-метиз», АО «Апатит» (создано в результате слияния ОАО «Аммофос» и ОАО «Череповецкий «Азот», и других заводов ОАО Фосагро), на которых работает 40 % горожан.
В городе действуют предприятия дерево- и металлообработки, пищевой и лёгкой промышленности, строительного комплекса.
В Череповце насчитывается более 1500 малых и средних предприятий. В России город занимает одну из первых позиций по выпуску промышленной продукции на душу населения, которая более чем в два раза превышает общероссийский уровень.
Экономический потенциал города формируется двумя крупнейшими металлургическими предприятиями, такими, как «Северсталь» и Череповецкий сталепрокатный завод, и химическим производством АО «Апатит», на которые приходятся 75 % выпускаемых в городе промышленных изделий.
Индекс промышленного производства по городу в целом за 2006 год составил 105,3 % (в Вологде — 104,1 %, в целом по области — 105,2 %).
В топливно-энергетическом комплексе главное место занимает энергетика. 50 % электроэнергии область получает от других энергосистем — Тверской, Костромской, Кировской, Ленинградской и Ярославской.
Оборот розничной торговли предприятий Череповца в 2007 году составил 18 млрд рублей. В сопоставимых ценах розничный оборот череповецких предприятий торговли на 19 % больше, чем в 2006 году. В структуре оборота розничной торговли за 2007 год 50,2 %, или 9 млрд 36 млн рублей составляют продовольственные товары, 49,8 %, или 8 млрд 964 млн рублей — непродовольственные товары. С начала 2007 года предприятия и организации города оказали платных услуг населению на общую сумму 10 млрд 500 млн рублей. В сопоставимых ценах объём реализации платных услуг в Череповце по сравнению с 2006 годом в текущем году увеличился на 12,5 %. Оборот предприятий общественного питания Череповца в 2007 году составляет 992 млн рублей, в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом он вырос на 8,7 %. С начала 2009 года Череповец, как и другие промышленные города России, переживает глобальный экономический кризис. По данным на ноябрь 2009 года, количество безработных составляет 6 800 человек.
По итогам 2018 года моногород Череповец вошёл в ТОП-10 лидеров ежегодного рейтинга моногородов. Рейтинг комплексно оценивает активность и эффективность работы органов местного самоуправления, уровень развития МСП, городской экономики и городской среды. Ежегодный рейтинг моногородов впервые сформирован в рамках реализации мероприятий программы «Комплексное развитие моногородов» (2016—2018 гг.). Руководитель приоритетной программы — Ирина Макиева (с августа 2018 года — генеральный директор Фонда развития моногородов (МОНОГОРОДА.РФ).
Промышленность
Череповец занимал 9 место в рейтинге крупнейших промышленных центров России по итогам 2011 года.
Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь». Решение о строительстве Череповецкого металлургического завода было принято 20 июня 1940 года постановлением Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР».
Строительство комбината было приостановлено с началом Великой Отечественной войны и возобновилось лишь спустя семь лет. В 1951 году в эксплуатацию был запущен первый цех металлургического завода — цех металлоконструкций, а в мае 1954 года дала ток теплоэлектроцентраль.
В феврале 1956 года начала свою работу коксовая батарея. В январе 1959 года ввели в эксплуатацию блюминг, а в ноябре этого же года в эксплуатацию вошёл крупнейший в Европе листопрокатный стан. С того времени Череповецкий завод стал предприятием с полным металлургическим циклом.
23 июня 1983 года Череповецкий металлургический завод был переименован в Череповецкий металлургический комбинат, 24 сентября 1993 года предприятие зарегистрировано как акционерное общество «Северсталь».
Череповецкий литейно-механический завод — выпускает литьё, прокат и продукцию коммунального машиностроения.
История Череповца для детей
Череповец: факты и легенды
Основанный в1777 году по Указу Екатерины II, сегодняшний Череповец является одним из крупнейших городов Вологодской области. По утверждению историков, обнаруживших при раскопках оружие, бытовые предметы и посуду, эти земли были заселены древнейшими племенами задолго до его появления. Город промышленников и металлургов, Череповец богат легендами и различными историческими фактами.
Ранний период
Исходя из результатов раскопок левый приток Волги, а в особенности на месте соединения реки Шексне и Ягорбы начал заселяться древними племена примерно в Х ст. Изобилия зверя в лесах и рыбы в реках, а также удобное географическое месторасположение привлекает многочисленные славянские народности.
Еще одной причиной заселения этих земель является относительная безопасность. В те времена монголо-татарские набеги заставляли древних руссов, спасаясь бегством осваивать новые земли.
Изначально территория освоенная племенами руссами, финно-угорскими племенами и другими народностями именовалась Череповесь
Занимаясь рыбным промыслом, охотой на пушнину, резьбой по кости, кузничным делом, ювелирным и другими ремеслами, Череповесь быстро привлек внимание торговых людей. Культурные традиции, поддерживаемые народностями, напоминало своим развитием средневековые города
Факты и легенды
Одна из легенд гласит, что вXIV ст. в этих местах случилось чудо. Добраться с товаром вглубь страны проще всего было по реке, поэтому многие купцы доставляли свой товар на лодках. Купец из Москвы Феодосий, спеша добраться до нужных мест засветло, налетел лодкой на отмель и, понимая, что это грозит ему гибелью, начал неистово молится. Внезапно, вершина горы начала освещаться, давай столько света, что купец смог увидеть нужный ему путь. Примерно через год Феодосий вернутся в эти места, и построил на горе часовню.
Екатерина II планировала разместить на месте современного Череповца коммуникационный центр судостроения, но случилось это гораздо позже, чем она планировала. Более 100
лет Череповец так и оставался небольшим центром связывающий другие города водным путем.
В 1811
году после постройки Мариинской системы судоходства задумка царицы начала осуществляется. Русская империя наконец-то заполучила свой центр судостроения.
Благодаря купцу Милютину в России появились первые собственно построенные грузовые судна, способные переправлять груз не только по рекам страны, но и по морю. 50
лет он, не доверяя никому, контролировал развитие судостроения, добившись потрясающих результатов. Именно благодаря Ивану Милютину Череповец получил всестороннее развитие: были открыты школы, гимназии, библиотеки, музеи больницы.
Послереволюционный период
С появлением в1905 году железнодорожного соединения Вологда-Санкт-Петербург, построенного общими усилиями купцов, экономика городов региона начинает усиленно развиваться. Вплоть до начала революции царит порядок и затишье, но начиная с1918 года, гражданская война и появление большевистского режима привело к массовым беспорядкам и анархии.
В 1927
году Череповец вошел в состав Ленинградской области, но уже в1937 его присоединили к Вологде, сделав населенный пункт районным центром. В1930 году был решен вопрос строительство водного канала, соединявший Волгу с Балтийским морем. Частью проекта стало строительство заводов и предприятий, большая часть которых построилась руками заключенных, репрессированных советской властью в30- е года. В городе стремительными темпами развивается металлургическая отрасль. Было построено несколько заводов, снабжающих металлургической продукцией значительную часть страны.
Куда сходить с ребенком в Череповце
Детей школьного возраста заинтересуют уже упомянутые музеи или парк Победы с образцами военной техники.
Среди мест, ориентированных преимущественно на детскую аудиторию:
- интерактивный музей «Галинские паруса» – расположен в деревне Галинское д.26 (70 км от города в сторону г. Кириллов). Лодочный мастер и судомоделист Сергей Токарев в увлекательной форме знакомит детей с историей судостроения и водным транспортом, традиционными и современными корабельными технологиями. В ходе мероприятия гости увидят судоверфь на верстаке (коллекция мастера включает более 500 моделей кораблей) и настоящую мастерскую, попробуют себя в роли моряка на большом корабле. Стоимость группового посещения – 600 руб.;
- музей Природы – экспозиция на пр. Луначарского основана в 1920 году, коллекция включает более 30 тыс. экспонатов. На выставке можно увидеть растения и животных области, различные ископаемые, насекомых, образцы горных пород и минералов, фотографии местной природы. Режим работы: 10.00–17.30, выходной — понедельник;
- Детский музей – культурно-образовательное учреждение, расположенное в современном здании на Луначарского, 39. Основная выставка посвящена работам детской художницы Елизаветы Меркурьевны Бем. Дополняют экспозицию игрушки, коллекционные куклы и детская одежда. Для маленьких гостей проводят творческие и развлекательные мастер-классы. Режим работы – с 10 до 17 часов, стоимость билета – 100 руб.;
- Детский музыкальный театр – с 2011 года располагается в здании Дома культуры «Строитель» на площади Строителей. Репертуар включает детские постановки для маленьких зрителей от 3 до 10 лет, проходящие в зале на 36 мест. График интерактивных программ: 10.30 и 12.00 по субботам и воскресеньям;
- контактный зоопарк «Деревенька» – расположенный в 1 км (по дороге на Ирдоматку) от города мини-зоопарк. Дети смогут погладить животных, покормить и погладить их. Среди обитателей зоопарка – ослы и верблюды, лошади и козы, овцы и свиньи, олени, кролики и лисы. Входной билет – от 100 руб., детям до 3 лет – бесплатно. Зоопарк работает без выходных.
Желающие покататься на коньках вместе с детьми могут посетить Ледовый дворец на Октябрьском проспекте, 70. В современном здании располагается уютный каток с прокатом снаряжения и коньков. Для детей предусмотрены анимационные программы.