Что такое арфа. история создания

разнообразный

Техника игры на арфе не сравнима с техникой игры на пианино ; многие последовательности тонов, которые можно сыграть на пианино, трудно или невозможно сыграть на арфе. На арфе невозможны быстрые аккордовые прогрессии и чрезмерно выраженная хроматика . Звуковые эффекты часто бывают слишком тихими при игре на других инструментах и ​​поэтому в основном используются только в сольной литературе. Особенно на сольных концертах арфа легко теряется в звуке оркестра.

Позиции арфы сильно отличаются друг от друга: на басовых струнах сложно играть быстрые последовательности тонов, такие как трели или гаммы; В высоких позициях вряд ли возможны очень широкие ручки и тона флажолетов. Самая большая разница между техникой игры и другими инструментами — это ограниченная способность артикулировать . В принципе, арфа всегда играет легато , другие артикуляции требуют особого приглушения (см. Выше). По этой причине некоторые композиторы не пишут артикуляции в партии арфы, хотя артикуляцию можно также прояснить с помощью музыкального выражения.

Техника

Арфистка Элейн Кристи играет обеими руками, подходя к струнам с обеих сторон арфы; ножные педали (не показаны) могут изменять высоту звука определенных струн на полтона.

На педальной арфе играют кончиками пальцев первых четырех пальцев (большого, указательного, среднего и безымянного). Мизинцы не используются, потому что они слишком короткие и не могут достичь правильного положения без искажения положения других пальцев (хотя на некоторых народных арфах с легким натяжением и близко расположенными струнами они могут иногда использоваться). Пятый палец, возможно, также использовался на более ранних, более легко натянутых современных арфах. Мадам де Жанлис , например, в своем методе , опубликованном в Париже в начале 19 века, пропагандирует использование всех пальцев, в то время как Рослин Ренш предполагает, что мадемуазель де Гин, для которой Моцарт написал свой концерт для флейты и арфы , может иногда использовали все пять пальцев при игре на арфе. В более современной музыке, мизинец используется очень редко, например , в совместных кластерных аккордах, такие как Даниэль Kessner в Сонатина . Кончики пальцев втягиваются, чтобы встретить ладонь, тем самым освобождая струну от давления, оказываемого на нее пальцами. Пальцы естественно изогнуты или закруглены, когда они касаются его, а большой палец слегка изгибается, когда кончик поднимается к нему по дуге от его основания.

Щипание с разной силой создает динамику (громкость и мягкость). Различные типы ощипывания также могут создавать разные тона и звуки. В зависимости от положения пальцев могут воспроизводиться разные тоны: полный звук в середине струны и гнусоподобный гитарный звук в самом низу. На тон также влияет кожа арфиста, количество масла и влаги, которое она содержит, а также степень утолщения из-за образования костной мозоли и текстуры ее поверхности.

Дама с арфой: Элиза Риджли изображает педальную арфу одинарного действия эпохи Регентства ( Томас Салли , 1818 г.)

Существуют разные школы техники игры на педальной арфе. Самыми крупными являются различные французские школы. В Европе есть специальные русские, венские и другие школы. Одна из них — это техника Аттла, после Каджетана Аттла, в которой, очевидно, движутся только самые верхние части пальцев, а рука в основном неподвижна. В России есть школа в Санкт-Петербурге (их больше одной), в которой игрок перемещает большие пальцы рук по кругу, а не внутрь и наружу по направлению к руке.

Различия между французскими школами заключаются в позе рук, форме руки и музыкальной эстетике. Традиционная французская школа позволяет игроку слегка упереть правую руку в арфу, иногда используя запястье, чтобы отвести руку только от струны. Левая рука движется более свободно. Техника работы с пальцами и контроль — это основной упор в техническом подходе, с широким использованием упражнений и этюдов для их развития. Двумя очень влиятельными учителями этого подхода в 20-м веке были Анриетта Ренье и Марсель Гранджани , которые учились у Альфонса Хассельманса . Другой крупной французской школой является школа Salzedo, разработанная Карлосом Сальзедо , который также учился с Альфонсом Хассельмансом в Парижской консерватории. Техника Сальзедо обычно требует держать руки горизонтально и подчеркивает роль эстетических жестов рук и рук после того, как струна была выщипана: «Каждый из тридцати семи цветов тона и эффектов арфы требует жестов, соответствующих ее звучности. имея в виду.»

Что такое саз

Название инструмента пришло из персидского языка. Именно персидский народ, наиболее вероятно, и являлся изготовителем первой модели. Создатель остался неизвестным, саз считается народным изобретением.

Сегодня «саз» – собирательное название для целой группы инструментов, обладающих схожими признаками:

  • грушевидным объемным корпусом;
  • длинной прямой шейкой;
  • головкой, оснащенной ладами;
  • различным количеством струн.

Инструмент является родственным лютне, принадлежит семейству тамбуров. Диапазон современных моделей – примерно 2 октавы. Звук – нежный, звонкий, приятный.

Ранние модели

Алан Стивелл в своей книге Telenn, la harpe bretonne описывает свои первые мечты об электрических арфах, относящиеся к концу 1950-х годов. Он сконструировал и изготовил прочную (после различных электроакустических арф) электрическую арфу на рубеже 1970–80-х годов, примерно в то же время, что и Рюдигер Опперманн . Позже (начало 80-х) Алан Стивелл встретился с Джоэлем Гарнье, который решил создать модель. Алан Стивелл продолжал самостоятельно проектировать, и вместе с Лео Гоас-Стражером были созданы разные отдельные модели (до последнего эксперимента Камака и Алана Стивелла). Первый такой коммерчески производимый инструмент был сделан Камаком, которому позже помогли также просьбы джаз-поп-арфистки Деборы Хенсон-Конант . В результате получилась арфа в кельтском стиле с легкой рамкой, но каждая струна имела в основании кристалл (пьезо) звукосниматель . Их можно подключать к различным системам усиления, и игроки могут использовать педали эффектов так же, как и электрогитары. Другая часть просьбы Хенсон-Конант заключалась в том, чтобы она могла перемещаться по сцене с арфой, и поэтому меньшие электрические арфы обычно включают в себя систему, чтобы прикрепить арфу к телу.

Устройство инструмента

Несмотря на обилие разновидностей, все модели обладают схожей конструкцией, основными деталями которых являются:

  • Корпус. Материал изготовления – дерево. Имеет три составные части: верхнюю деку, нижнюю деку, обечайку, соединяющую деки по бокам. Верхнюю деку делают из ели, дуба, на ней посередине располагается резонаторное отверстие, помогающее продлить звук, сделать сильнее, насыщеннее. Нижнюю деку мастерят из клена, березы, ореха. Передняя часть корпуса оснащена пластиной со штифтами, порожком для колков, подставкой. Изнутри корпус оснащен приклеенными вертикально деревянными брусками, усиливающими сопротивление, распределяющими равномерно звуковые колебания.
  • Струны. Сколько струн у инструмента, полностью зависит от его типа. Количество варьируется от нескольких штук до нескольких десятков. Струны протягиваются практически вдоль всего корпуса, закрепляясь на металлических штифтах.
  • Струнодержатель. Деревянный брусок, размещенный между натянутыми струнами и верхней декой. Помогает струне свободно вибрировать, усиливает звук.

Конструкция арфы

Инструмент устроен довольно просто. Он имеет треугольную форму — это арка с натянутыми на нее струнами. Их количество зависит от модели. В современных вариантах оно колеблется от 40 до 47. Хотя арфа весит около 30 кг, она выглядит изящной и элегантной.

Сама рамка состоит из нескольких деталей:

  • корпус;
  • дека;
  • передний брус;
  • рама с колками;
  • основание или ножки.

Резонансный корпус арфы закруглен книзу, что придает ей необычную форму. У инструмента дека с твердой рейкой, а на раме закреплены струны. Передний брус выполнен в виде прямой колонны. Вся конструкция держится на основании. В некоторых моделях оно представлено ножками или подставкой.

Так как у инструмента много струн, производители стараются облегчить игру. В начале каждой октавы ноты «до» они окрашивают красным цветом. А «фа» покрывают синим или черным оттенком.

Существует множество фирм-изготовителей. У каждой из них есть каталог с фото арфы. Музыкальные инструменты отличаются дизайном, используемыми для изготовления материалами, звучанием. Известные производители:

  • Salvi — Италия;
  • Aoyama — Япония;
  • Camac — Франция;
  • Lyon&Healy — США;
  • Horngacher — Германия.

Все эти компании предлагают качественные музыкальные инструменты. Фото арфы и описание всех моделей можно посмотреть в их каталогах на сайтах и в обычных магазинах. Сколько стоит изделие, зависит от материала, из которого оно изготовлено, вида и размеров.

Самые простые варианты выполнены из недорогих пород дерева с минимальным декором. Это небольшие арфы, предназначенные для обучения или домашней игры. Профессиональные модели более прочные, а их дизайн намного интереснее. У них гораздо качественнее струны и крепче сам корпус. Они подходят для игры в оркестре или хоре.

Как выбрать балалайку

Музицирование доставит удовольствие, если правильно выбрать инструмент:

Внешний вид грифа: отсутствие искривлений, трещин, сколов, средней толщины (не толстый, не тонкий). Лучший материал – черное дерево.
Лады

Внимание уделяют шлифовке, расположению на одинаковой высоте. Проверить качество шлифовки можно, если слегка потереть поверхность ладов

Лучший материал – никелин.
Корпус. Плоская часть корпуса обязательно сделана из ели, полностью плоская, изгибы, вогнутость недопустимы.
Струны. Чистота строя, тембр зависят от данной детали. Слишком тонкие производят слабый, невыразительный, дребезжащий звук. Толстые затрудняют пользование предметом, требуют лишних усилий, лишают мелодию певучести.
Звук. Правильно выбранный инструмент издает полный, приятный звук, не обрывающийся резко, затухающий постепенно.

Интересные факты

Старинные предметы обладают яркой историей, множеством интересных фактов:

  • Старейший экспонат украшает музей города Ульяновска. Изделие старше 120 лет.
  • Официальный «День балалайки» появился в 2008 году, празднуется 23 июня.
  • Оркестр народных инструментов есть в Японии. Участники – японцы, виртуозно владеющие русским народным инструментом.
  • Ранее существовали двухструнные изделия вместо трехструнных.
  • Хабаровск – город, установивший высочайший памятник балалайке: огромный монумент желтого цвета размером 12 метров.
  • Старинное музыкальное изделие стало символом России, является модным сувениром.
  • В Древней Руси игрой владели скоморохи, пастухи – люди, не обремененные работой, хозяйством.
  • Происхождение предмета окутано тайной: не известен год появления, осталось загадкой имя умельца, который его придумал.

Балалайка – универсальный инструмент, способный воспроизвести любое музыкальное произведение: классическое, народное, веселое, грустное. На ней играют любители, профессионалы, даже дети. Задорные, специфические звуки невозможно спутать с чем-то: небольшое музыкальное изделие стало настоящим символом огромной страны, впитало менталитет русского народа.

Вариации

Арфы во всем мире различаются по-разному. Что касается размера, то на многих арфах меньшего размера можно играть на коленях, в то время как арфы большего размера довольно тяжелые и опираются на пол. В разных арфах могут использоваться струны из , , или другой комбинации.

Все арфы имеют шейку , резонатор и струны , каркасные или треугольные арфы имеют столб на длинном конце для поддержки струн, в то время как открытые арфы , такие как арочные арфы и смычковые арфы , не имеют.

Современные арфы также различаются по технике, используемой для расширения диапазона и хроматичности струн (например, добавление диезов и бемолей). На рычажных арфах можно регулировать средние ноты струны, щелкая рычагом, который укорачивает струну достаточно, чтобы поднять высоту звука на хроматический диез. На педальных арфах нажатие на педаль на один шаг поворачивает редукторные рычаги на струнах для всех октав одиночного тона; большинство из них допускают вторую ступеньку, которая поворачивает второй набор рычагов. Арфа педали является стандартным инструментом в оркестре в романтической музыке эпохи (около 1800-1910 CE) и 20 — я и 21 — го века музыки эпохи.

Происхождение

В Крыму много удивительных мест, созданных могущественными силами природы. «Эолова арфа» — одно из них. Когда-то мыс Алчак был гигантским коралловым рифом. Ученые утверждают, что он сформировался из останков древних морских животных и кораллов. Географическое расположение создало такие условия, в которых известняк (горная порода органического происхождения) подвергался постоянному воздействию ветра. За века он постепенно выветрился. Сам по себе известняк достаточно хрупок, поэтому сначала могла образоваться трещина, которая позже привела к появлению сквозного отверстия. Так получился наземный грот. Кстати, отверстие продолжает постепенно расширяться, процесс выветривания не остановить.

Использование

Благодаря поэмам Гомера, сохранились детали, как музыкальные инструменты участвовали в жизни микенского общества конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Струнную музыку использовали при совместном выполнении работ, в чествованиях богов, общегреческих праздниках, симпосиях и религиозных процессиях.

Поэты и хоры исполняли под аккомпанемент лиры произведения на парадах в честь военных побед, спортивных состязаниях, Пифийских играх. Без сопровождения поэтов не обходились свадебные торжества, пиры, уборка винограда, погребальные церемонии, бытовые ритуалы и театральное действие. Музыканты участвовали в важнейшей части духовной жизни древних народов – праздниках в честь богов. Под перебор струн зачитывались дифирамбы и другие хвалебные гимны.

История происхождения

История происхождения лютни имеет неоднозначный характер. Первые прототипы современного инструмента активно использовались в Египте, Греции и Болгарии. Также некоторые вариации встречались в Персии, Армении и Византии. Тем не менее, определить личность первого лютье историкам так и не удалось.

Распространяться по миру древняя лютня начала благодаря болгарам, которые сделали ее особо популярной в пределах балканского полуострова. Далее руками мавров инструмент был перенесен в Испанию и Каталонию. А уже в XIV веке он распространился по всей территории Испании и начал переходить в немецкоязычные страны.

Алчакская тропа, ведущая к скале

К Эоловой арфе ведет так называемая Алчакская тропа. Прогулка по ней сама по себе очень увлекательна. Сегодня это один из самых экологически чистых маршрутов Крыма. Алчак или Алчак-Кая — живописный мыс. В переводе с крымско-татарского его название означает «низкая скала». Гора действительно не очень высокая — в пиковой точке она достигает 160 метров над уровнем моря. Однако с ее вершины открываются необыкновенные пейзажи. А внизу поблескивает кристально-чистая морская вода.

Пешеходная тропа хорошо различима. Ее протяженность составляет примерно 800 метров. Чтобы пройтись по ней небыстрым шагом, делая перерывы для купания, понадобится около двух часов. По пути расположены точные указатели, поэтому заблудиться практически невозможно. Да и по дороге всегда будут встречаться другие туристы, у которых можно спросить направление.

На алчакской тропе, Ярослав Глухов

В 1959 году на мысе Алчак был обнаружен клад с золотыми монетами почти тысячелетней давности. Находка вызвала большой ажиотаж. Агрессивные поиски грозили повредить природный памятник. В результате в 1988 году Алчак-Кая был объявлен заповедником. На мысе были запрещены любые археологические и строительные работы.

Особо внимательные путешественники, смотря на окрестности грота «Эолова Арфа», замечают элементы каменной кладки. Время и причины ее появления ученые назвать не могут. Есть версия, что некогда на этом месте генуэзцы организовали наблюдательный пункт. Однако для подтверждения этих догадок необходимы раскопки. Настоящие археологи никогда не работали в этих местах. Возможно, в ближайшее время их все-таки допустят к исследованиям, и мы узнаем новые подробности о мысе и скале «Эолова арфа».

Побывавшие у грота туристы отмечают, что эта достопримечательность очень нравится не только взрослым, но и детям. Детей поражает звучание ветра, который то завывает, то поет, то смеется, а иногда словно рыдает. Многим кажется, что эта музыка звучит словно из подземного царства. Дети играют, слушают собственное эхо. Не менее привлекательно это место и для влюбленных пар. Здесь можно встретить закат, понежиться на теплом солнце, ощутить потоки приятного морского ветра.

Вид с мыса Алчак, Ярослав Глухов

Происхождение

Арфа — один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто ей пользовались для сопровождения пения или игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе: здесь особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы — барды — пели под ее аккомпанемент свои саги.

Доклад №2

Арфа относится к струнным щипковым инструментам. Она представляет собой две расположенные под углом рамы, между которыми натянуты струны, что придает ей схожесть с крылом бабочки. Корпус обычно изготавливают из дерева или металла и украшают красивой резьбой и позолотой. У арфы очень глубокий и в то же время мягкий переливчатый звук. Это очень мелодичный инструмент, способный своим волшебным звуком исцелять душу и тело. Ученые считают, что энергетические потоки, создаваемые звуком арфы, могут оказывать оздоравливающий эффект. Наверно поэтому среди арфистов много долгожителей.

Считается, что арфа произошла от лука. Звук, издаваемый натянутой тетивой, служил сигналом. Позднее люди стали натягивать три и более тетивы, каждая из которых издавала свой собственный звук. Таким образом со временем появилась арфа.

Первые изображения этого инструмента были найдены в гробницах египетских фараонов, сооруженных 2800 – 2300 гг. до н.э. Самой древней арфе, которую нашли при раскопках города Ура в Мессопотамии, около четырех с половиной тысяч лет. Арфа часто использовалась в Греции, Риме, а позднее и в Европе, особенно в Ирландии. Под ее аккомпанемент древние певцы и музыканты исполняли свои песни, также арфа с успехом применялась и в оркестрах. В Ирландии она даже стала символом государства.

В древние времена считалось, что звуки арфы способны открыть ворота в рай, поэтому ее украшали серебром, золотом и драгоценными камнями. Сначала арфы были небольшими по размеру, но люди старались расширить и усовершенствовать диапазон звучания, и со временем появились крупногабаритные инструменты.

Арфа имеет большой звуковой объем – пять октав. Количество струн бывает разным – обычно от 40 до 47. Чтобы менять тон звука, немецкий мастер Хохбрукер в 18 веке изобрел педальный механизм. Но он был не очень удобным и в 1810 году французский мастер Эрар усовершенствовал его. Таким образом у арфы появилось две педали.

В России об арфе стало известно в 18 веке. В Институте благородных девиц игре на этом инструменте обучали воспитанниц, многие из которых стали известными арфистками.

В современных оркестрах обязательно есть 1-2 арфы, а иногда и больше. Многие композиторы, вдохновленные ее поэтичным звучанием, даже пишут соло для арфы. Например, Чайковский в своих балетах «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».

Интересно, что арфа может имитировать другие музыкальные инструменты: гитару, клавесин или лютню.

2, 3, 4 класс история

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ В отдельных случаях мнения могут отличаться от этих стандартных правил.
  2. см .: Бенджамин Бриттен : Сюита для арфы op.83
  3. см .: Антон Брукнер : 8-я симфония WAB 108, 3-я часть
  4. В некоторых пьесах есть дуэты и даже тредесимен аккорды, но они часто возможны только как арпеджио и требуют небольшого времени на подготовку для исполнителя.
  5. см .: Габриэль Форе : Une châtelaine en sa tour … op.110
  6. см .: Карлос Сальседо : Cinq Préludes: IV. Whirlwind (Tourbillon)
  7. см .: Бенджамин Бриттен: Сюита для арфы op.83: III. ноктюрн
  8. см .: Джон Томас : Прощание менестреля с родной землей, Вариант 2
  9. см .: Хайнц Холлигер : Последовательности об Иоганнесе I, 32
  10. см .: Марсель Гранджани : Фантазия на тему Гайдна, вариация 4
  11. см .: Рихард Штраус : Саломея : Саломес Танц
  12. см .: Elias Parish-Alvars : Il mandolino, op. 84
  13. см .: Бенджамин Бриттен: Сюита для арфы op.83: I. Увертюра
  14. см .: Бернар Андрес: Élegie pour la mort d’un Berger
  15. Личный разговор с композитором
  16. см .: Бернар Андрес: Герцог
  17. см .: Андре Капле : Divertissement a l’Espagnole
  18. см .: Игорь Стравинский : Жар-птица.
  19. см .: Морис Равель : Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор, 1-я часть
  20. см .: Морис Равель: Введение и Аллегро
  21. см .: Карлос Сальседо: Chanson dans la nuit
  22. см .: Луи Шпор : Фантазия до минор

Использовать

Мужчина играет на словацкой драмбце

Женщина играет на раджастанском морчанге

Камбоджийская музыка

Angkouch (кхмерский: អ ង្គួ ច) является арфа Камбоджийский еврея. Это народный инструмент из бамбука, вырезанный в виде длинной плоской формы с отверстием в центре и языком поперек отверстия. Также существует металлическая разновидность, более округлая или в форме листа дерева. К нему также могут быть прикреплены металлические колокольчики. Инструмент одновременно духовой и ударный. Как духовой инструмент, он прикладывается ко рту, который действует как резонатор и инструмент для изменения звука. Хотя в основном это народный инструмент, существуют и более совершенные образцы. Хотя этот инструмент считался изобретением детей, пасущих скот, его иногда используют в публичных выступлениях, чтобы сопровождать музыку Махори в публичных танцах.

Карнатическая музыка

Этот инструмент, известный как морсинг в Южной Индии, морчанг в Раджастане или мурчунга в Непале (где они распространены), является частью ритмической секции музыкального ансамбля Карнатик .

Непальская традиция

Мурчунга

Латунный Мурчунга, неизвестный производитель. Длина: 4,5 дюйма

В Непале один тип челюстной арфы называется мурчунга ( непальский : मुर्चुङ्गा). Он очень похож на индийский морсинг или морчанг в том, что язык (или твинджер) выходит за пределы рамки, что дает инструменту больше сустейна.

Бинайо

Binayo ( Непальский बिनायो बाजा) является бамбук челюсть арфа, в киранти музыкальной традиции от Malingo. Он популярен в Восточном Гималайском регионе Сикким , Дарджилинг, Непал и Бутан . Это духовой инструмент, на котором дует воздух без настройки узла пальцами. На бинайо играют за счет воздуха, оседающего в легких игрока и продуваемого балансом, этот инструмент имеет длину 6 дюймов и ширину 1 дюйм.

Тюркская традиционная музыка

Кыргызская музыка

Темир комуз изготовлен из железа , как правило , с длиной 100-200 мм и шириной примерно 2-7 мм. Диапазон инструмента зависит от его размера, но обычно колеблется в пределах октавы . В кыргызы являются исключительно опытными на темир комуза инструмента и является довольно популярным среди детей, хотя некоторые взрослые продолжают играть на инструменте. На инструменте темир комуз играет народный артист КР . Однажды двадцать киргизских девушек играли в ансамбле темир комуз на сцене Большого театра в Москве. Произведения Темирского комуза записаны Затаевичем в двух-трех частях. По-видимому, возможен октавный гул или даже остинато, чередующий пятую ступень шкалы с октавой .

Демир-хомус из Тувы

Синдхи музыка

На синдхи еврейскую арфу называют Чангу (نگُ). В музыке синдхи это может быть аккомпанемент или основной инструмент. Один из самых известных игроков — Амир Букс Руунджо .

Игра на арфе австрийского еврея

В арфовой музыке австрийских евреев используется типичная западная гармония . ЮНЕСКО включила арфу играть австрийский еврей в его нематериальном культурном наследии списка.

В Австрии инструмент известен как мальтроммель (дословный перевод — челюстной барабан ).

Западная классическая музыка

Ранние изображения еврейских арф появились в западных церквях с четырнадцатого века.

Австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер, известный сегодня как учитель Бетховена , в период с 1769 по 1771 год написал семь концертов для еврейской арфы, мандоры и оркестра. Четыре из них сохранились в тональности фа мажор, ми-бемоль мажор, ми мажор и ре мажор. Они основаны на особом использовании еврейской арфы в австрийской народной музыке.

Известный исполнитель Франц Кох (1761–1831), открытый Фридрихом Великим , умел играть сразу на двух еврейских арфах, в то время как также известный исполнитель Карл Эйленштейн (1802–1890) «изобрел систему игры на четырех одновременно, соединяя их шелковыми нитками таким образом, чтобы он мог обхватить губами все четыре и одновременно ударить по всем четырем пружинам ».

Американский композитор Чарльз Айвз написал партию для еврейской арфы в движении « Симфония: праздники Новой Англии», посвященном дню рождения Вашингтона .

Он занимает видное место в многосерийной пьесе Canned Heat «Parthenogenesis» из их альбома Living the Blues .

Основные сведения

Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. В начале 19 века старинную арфу усовершенствовал знаменитый фортепьянный мастер Эрар. Он нашел способ быстро изменять длину струн и тем самым высоту звука арфы.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо — скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты.

История появления

В докладе или презентации об арфе нужно обязательно рассказать о том, как появился этот инструмент. Ведь с ним связано множество легенд и притч. Его прародитель — это охотничий лук. Он и внешне похож на оружие: у него витиеватый контур и туго натянутые струны-тетивы.

Первые инструменты нашли еще при раскопках древних поселений шумерских племен. Это говорит о том, что на них играли на заре эволюции человека. Изделия, похожие на арфы, были в Древнем Египте, Африке, Римской империи и Греции. Их изготавливали из дерева и украшали золотом, серебром, слоновой костью, драгоценными камнями.

Во времена Средневековья инструмент использовали только для духовной музыки. А играли на нем монахи и послушники. А с восьмого столетия в Европе с ним путешествовали бродячие музыканты. У них были небольшие арфы, с помощью которых они аккомпанировали себе, чтобы исполнять лирические песни.

Более крупные инструменты появились только спустя девять столетий. Тогда музыкантам хотелось расширить диапазон арфы, поэтому она претерпела серьезные изменения. Она вошла в состав оркестров и хоров. А в 1720 году Хохбрукер придумал педали, позволяющие расширить ее звучание, и продолжил использование регулирующих ключей. Хотя последняя идея была актуальной еще в 1660. Современный прототип был создан Себастьяном Эрар. А в России его начали использовать только в 18 веке.

Устройство инструмента

Округлую форму струнная лира унаследовала от первых изделий, изготовленных из панциря черепахи. Плоский корпус обтягивали мембраной из воловьей кожи, снабжали двумя рогами антилопы или изогнутыми деревянными стойками по бокам. К верхней части рогов крепили штангу-перекладину.

На готовую конструкцию, по виду напоминающую хомут, натягивали одинаковые по длине струны из овечьих кишок или конопли, льна, числом от 3 до 11. Они крепились к штанге и корпусу. Для выступлений греки предпочитали 7-струнные инструменты. Встречались также 11-12-струнные и отдельные 18-струнные экспериментальные экземпляры.

У более поздних северных европейских аналогов тоже были свои отличия. Самая древняя найденная германская лира относится к V веку, а скандинавская ротта к 1300 году. Средневековая немецкая ротта сделана по тем же принципам, что и эллинские образцы, но корпус, стойки и перекладина выточены из цельного дерева.

Виды

Существуют следующие разновидности инструмента:

  1. Андская (или перуанская) – крупная конструкция с объемной декой, делающей зычным басовый регистр. Народный инструмент индейских племен Анд.
  2. Кельтская (она же ирландская) – небольшая конструкция. Играть следует, держа ее на коленях.
  3. Валлийская – трехрядная.
  4. Леверсная – разновидность без педалей. Регулировка осуществляется рычагами на колке.
  5. Педальная – классическая разновидность. Регулировка натянутой струны осуществляется давлением педалей.
  6. Саунг – дуговой инструмент, сделанный мастерами Бирмы и Мьянмы.
  7. Электроарфа – так стала называться разновидность классического изделия со встроенными звукоснимателями.

Леверсная разновидность инструмента

Материалы

Музыкальный инструмент арфа состоит из большого деревянной треугольной основы, обычно изготовленной из клена. Белый клен достаточно крепкий, чтобы выдерживать давление струн. Также для некоторых частей деки применяется ель, так как она легкая, крепкая и гибкая, что позволяет ей равномерно реагировать на вибрации струн и создавать насыщенный, чистый звук.

Изогнутая пластина, к которой прикреплены струны, выполнена из латуни. Диски и педали, управляющие длиной, также являются латунными. Сложный внутренний механизм, который соединяет педали с дисками, выполнен из латуни и нержавеющей стали, а некоторые части производятся из нейлона. Струны арфы изготовлены из стали и нейлона. Каждый материал имеет различные свойства, которые делают его пригодным для определенной длины струны. Поверхность арфы обрабатывается прозрачными лаками, может быть украшена декоративными деревянными панелями из ореха или более дорогого красного дерева. Некоторые инструменты покрывают золотыми листами в 23 карата.

Оркестровая роль

Арфист играет

Арфа нашла свое раннее оркестровое использование в качестве сольного инструмента в концертах многих композиторов эпохи барокко и классической музыки (Гендель, Моцарт, Буальдье, Альбрехтсбергер, Шенк, Дуссек, Шпор), а также в оперных театрах Лондона, Парижа, Берлина и большинства других столиц. Гектор Берлиоз начал использовать его в симфонической музыке, но его выступления разочаровывали в таких странах, как Германия, где было мало арф или достаточно опытных арфистов. Ференц Лист был первооткрывателем, использовавшим арфу в своей оркестровой музыке. Особенно расширили его симфоническое использование французские и русские композиторы-романтики. В опере итальянские композиторы использовали его регулярно, и Пуччини был особым мастером его выразительного и колористического использования. Можно сказать, что Дебюсси нанес арфу на карту в своих многочисленных работах, в которых используется одна или несколько арф. Чайковский также имел большое влияние, за ним следовали Римский-Корсаков, Рихард Штраус и Вагнер. Наибольшее влияние на использование арфы всегда оказывало наличие прекрасных арф и опытных исполнителей, и их большое увеличение в США в 20-м веке привело к ее распространению в популярной музыке.