Александр стефанович: брак и разрыв с пугачёвой, любовь и смерть режиссёра

Биография

Сценариста, режиссера и актера Александра Стефановича знают не только по этим ипостасям. Он еще и новатор: первый фильм-телеинтервью, первый киномюзикл, первый музыкальный клип — Александр везде был впереди.

Благодаря средствам массовой информации за Стефановичем закрепился статус первого имиджмейкера и продюсера Советского Союза, когда еще и слов-то таких не знали. А большой части населения Александр Борисович известен тем, что в его биографии есть страница, ознаменованная браком со звездой советской и российской эстрады Аллой Пугачевой.

Александр Фарбер сейчас

В начале октября 2021 года Фарбер стал гостем передачи «Прямой эфир» с Андреем Малаховым, где рассказал о проблемах в личной жизни. Встревоженный мужчина поведал, что теща, актриса Наталия Белохвостикова, вместе с дочерью забрала его сына и не позволяет видеться с мальчиком. Максим уже оказался в ожоговом центре, а ранее приемный сын Белохвостиковой Кирилл выпал из окна.

Мужчина намерен любой ценой забрать полуторагодовалого сына из опасного, на взгляд Александра, окружения. Жена и теща на контакт не идут, а Белохвостикова, по мнению зятя, настраивает дочь на развод и всячески пытается развались семью.

Наталия Белохвостикова, Александр Фарбер, Владимир Наумов и Наталья Наумова

На программе выяснилось, что чета Наумовых не усыновляла мальчика, а только оформила опеку, и наследства Кириллу не положено. Мальчик в свои 17 лет ухаживает за престарелыми родителями и не общается со сверстниками.

Большинство гостей программы осудили актера за то, что вынес проблемы в семье уважаемой актрисы на всеобщее обсуждение, но нашлись и те, кто поддержал мужчину. Также супруга актера в телефонном разговоре опровергла заявление Александра о том, что мужчину не пускают к сыну, намекнув, что актер явно не в себе.

Почему у Александра Стефановича не было детей, несмотря на два брака

Будучи студентом Александр Стефанович женился на звезде фильма «Большая перемена» Наталье Богуновой. Они прожили в браке семь лет, но так и не родили наследников. Как рассказывала Богунова, Александр Борисович не желал детей.

Даже после развода Александр и Наталья сохранили товарищеские отношения. По словам племянника советской актрисы, Наталья продолжала любить Стефановича даже после разрыва, потому так и не вышла замуж.

В отличие от Богуновой, уже через три года, в 1976 году, режиссер вновь надел обручальное кольцо на палец. Его избранницей стала восходящая звезда — Алла Пугачева. Они познакомились благодаря общему товарищу, поэту Леониду Дербеневу.

Позже Стефанович вспоминал, что после того, как он сделал предложение Алле, у него возникла идея о создании Театра песни Аллы Пугачевой. Стоит отметить, что голос и манеру пения своей новоиспеченной возлюбленной Стефанович не любил вовсе. Но режиссера восхищала харизма и артистичность кокетки Аллы.

Церемония бракосочетания состоялась 24 декабря 1977 года. В 1981 году семейная жизнь с Аллой Борисовной потерпела поражение. За эти четыре года Александру Стефановичу удалось создать образ примадонны, символа отечественной эстрады. Он первым начал снимать клипы для своей протеже, занимался пиаром и взял на себя роль концертного директора.

После брака с Пугачевой Александр Борисович больше никогда не был женат официально.
Среди близких подруг режиссера числилась актриса Алла Мочернюк и первая вице-мисс СССР 1990 года Юлия Лемигова.

Ходили слухи, что в 2011 году 65-летний Александр сделал предложение руки и сердца телеведущей Ангелине Вовк, но, скорее всего, это была лишь шутка.

ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОЕТ

Женившись на Алле Пугачевой, режиссер не только стал мужем будущей Примадонны, но и ее продюсером и имиджмейкером. На кухне Александр Стефанович повесил листок с основополагающими принципами работы артистки. Так, ей следовало не просто исполнять композиции, а устраивать на сцене короткий спектакль, петь только русские песни, сосредоточившись на теме тяжелой женской доли и одиночества. Выступления Аллы Борисовны отныне выглядели как исповедь, а потому ряды ее поклонников ширились с каждым днем.

«Пятый пункт назывался «Пугачевский бунт» и подразумевал правильное появление на телеэкранах, — резюмировал Стефанович. — Нужно было не только правильно появляться в нужных передачах, но и затем исчезать на какой-то период, чтобы народ кругами ходил: «Опять запретили, опять не пускают. Куда ж она, бедная, делась?». Естественно, запускали какие-то бесконечные слухи — одна из смешных импровизаций вообще за столом родилась: Пугачева убила мужа утюгом».

Будни супругов были наполнены не только занятиями творчеством и выстраиванием стратегий, но и борьбой с настоящими преследователями. Певица становилась все более популярной, и далеко не все поклонники вели себя дружелюбно. Так, однажды входную дверь в квартиру пары облили бензином и подожгли.


Вместо Аллы Пугачевой звездой музыкального фильма Стефановича стала София Ротару Стефанович постоянно волновался за безопасность жены: то сумасшедший поклонник пообещал убить артистку, когда вручал букет у сцены, то настоящий маньяк назначил ей встречу, а, не дождавшись, прикончил несколько человек в поезде до Харькова.

не пропуститеБывший муж Пугачевой: «В браке с Аллой насмотрелся таких вещей, которые хотелось бы забыть»

Общие переживания и творчество должны были сблизить супругов, так почему же они разошлись? Алла Борисовна не раз говорила в интервью, что Стефанович ей изменял, однако он уверял: подобного не случалось. Отношения дали трещину, когда у режиссера возникли неприятности с властями, а певица не вступилась за него, а наоборот, отметила, что тот сам виноват.

«Думал, будем вместе и в горе, и в радости, но «в горе» — не вышло. Правда, по инерции я написал для нее сценарий «Рецитал», запустился в съемки, снял документальные кадры на фестивале в Сопоте, эпизоды с Кристиной Орбакайте, которая по сюжету играла ее героиню в детстве, но прежнего доверия и прежнего желания жить вместе у меня уже не было», — признавался писатель.

не пропуститеБывший муж Аллы Пугачевой рассказал о ее возмутительном хамстве

Съемки «Рецитала» обернулись настоящим скандалом: Пугачева отказалась появиться перед камерой в подобранном для нее наряде. Когда второй режиссер Валентина Максимовна попросила Примадонну переодеться, та порвала пальто сотрудницы «Мосфильма». Директор концерна заявил: или Стефанович уладит семейные проблемы, или будет уволен. В отчаянии драматург решил позвать на роль другую актрису — Софию Ротару.

Между Пугачевой и Ротару: война двух див

Семейная жизнь с Примадонной не продлилась долго: в 1981 году они расстались. А после разрыва Стефанович начал работать с главной конкуренткой бывшей супруги – Софией Ротару. Так, он снял ее в своем фильме «Душа» и разработал для нее новый сценический образ, благодаря которому все и знают Ротару. А ведь изначально главную роль в «Душе» должна была играть Пугачева. Злые языки говорили, будто Стефанович таким образом отомстил бывшей жене. На деле все было гораздо сложнее.

Съемки пришлось остановить, а на главную роль взять другую актрису. Ротару отлично справилась с ролью. А затем Стефанович решил помочь ей и в певческой карьере.

«В тот момент у нее был фольклорный репертуар и соответствующие костюмы. Наверное, как творческого человека это ее несколько ограничивало. Она понимала, что это некий самоповтор. И она попросила, чтобы в фильме мы изменили имидж главной героини. Сделали ее другой, не такой, какой ее привыкли видеть люди на сцене. И этот имидж она бы потом использовала в своем дальнейшем творчестве.

После развода с Пугачевой Стефанович официально больше не женился, хотя романы у него были. Режиссер встречался с последней «Мисс СССР» Юлией Лемиговой, топ-моделью Аллой Мочернюк (он снял ее в своей картине «Начни сначала»), а в 2011-м году сделал предложение Ангелине Вовк – то ли всерьез, то ли в шутку.

Помимо режиссуры, Александр Стефанович реализовал себя как талантливый писатель. Он стал автором более 70 киносценариев и опубликовал несколько книг («Я хочу твою девушку», «День божоле», «Человек из Останкино», «Никас Великолепный», «Париж ночью»). Особую известность получил его роман «Кураж», ставший частично биографическим – в нем Стефанович описал период своих отношений с Пугачевой. На основе этой книги в 2014 году был снят одноименный сериал.

Творческие таланты

Нет сомнений и в том, что Александр Стефанович, биография которого рассматривается в данной статье, талантливый кинодраматург, который стал автором 70 киносценариев. Он же является журналистом и шеф-редактором печатного издания духовного поиска «Инейт», главным редактором журнала «Собственник» и фотохудожником, который неоднократно был представлен на многочисленных отечественных и международных выставках.

Стефанович зарекомендовал себя и как великолепный писатель. В его арсенале книги, которые получили известность. Это и «День божоле», и «Я хочу твою девушку», и «Человек из Останкино», а также «Никас Великолепный», «Париж ночью» и т.д.

Стефанович Александр Борисович имеет огромное количество почетных званий и наград. Он стал лауреатом самых известных кинофестивалей в России и за рубежом.

Книги

Писательская деятельность занимала в творчестве режиссера особое место. Совместно с Эдуардом Тополем в начале тысячелетия он опубликовал роман «Я хочу твою девушку» и этим заложил старт библиографии.

Жанр, в котором Стефанович выражал на бумаге свою мысль, Евгений Рейн охарактеризовал как «современный плутовской роман». По словам поэта, повествование Александра Борисовича всегда пронизано ощущением праздника, как и его отношение к жизни.

В 2001 году режиссер выпустил сборник рассказов «День божоле», а после перерыва свет увидела книга под названием «Человек из Останкино», рассказывающая о тайнах телевидения, которая была отмечена премией Союза журналистов России.

Роман «Никас Великолепный» Стефанович написал, основываясь на яркой личности современного художника Никаса Сафронова.

Личная жизнь

Если верить в то, что любимые женщины могут предопределять судьбу мужчины, становятся понятнее сердечные привязанности некоторых личностей. И жизнь Александра Стефановича может служить тому примером. Он влюблялся в известных дам, разных по характеру и областям деятельности, хотя все они имели творческие профессии.

Первой супругой стала Наталья Богунова, которая снималась с 13 лет и к моменту свадьбы (1968 г.) была уже известной актрисой. Фильм «Большая перемена» превратил ее в суперзвезду, что, по мнению Александра Борисовича, и привело к разводу. Наталья пропадала на съемках и работала в московском театре, а он – в киноэкспедициях, из-за этого ссорились, разъезжались и после перемирий снова съезжались. В итоге в 1974 году развелись.

С Натальей Богуновой

Через 2 года Стефанович женился. Брак с Аллой Пугачевой просуществовал всего 4 года, но посвященные в его подробности утверждают, что именно Александр помог жене создать сценический имидж, благодаря которому она так долго удерживалась на большой эстраде.

С Аллой Пугачевой

Официально Александр Борисович больше в брак не вступал. Его семьей стала работа, а детей заменили фильмы и другие творческие произведения. Поклонники режиссера называют его «Герл-френдами» экс-мисс СССР и «Вице-мисс Вселенную» Юлию Лемигову и известную модель 80-х Аллу Мочернюк. В 2011 году на съемках передачи «Говорим и показываем» сценарист сделал предложение Ангелине Вовк, но о ее ответе ничего не сообщается.

С Ангелиной Вовк

Детство и юность

Александр Борисович родился в морозном декабре 1944-го в Ленинграде и в полной мере познал нелегкое послевоенное время. Мальчишки сами искали себе развлечения. Саша увлекся спортом — прыжками в высоту, причем успехи оказались такими, что парнишка попал в школу олимпийского резерва.

Режиссер Александр Стефанович

В подростковом возрасте Стефанович подружился с Сергеем Соловьевым, будущим постановщиком «Ассы». Они на пару решили заняться режиссурой. Хотя парни не имели представления, кто такой режиссер, в их понимании это был главный человек на площадке, у которого спрашивают совета и разрешения. Тем не менее друзья осознавали, что для этого необходим багаж знаний, и приступили к самообразованию.

Сергей и Александр стали завсегдатаями библиотек, театров и музеев, как-то проникали на закрытые показы в кино, занимались фотографией и снимали на любительскую кинокамеру. После 8-го класса ребята устроились на Ленинградское телевидение, Стефанович попал в постановочный цех. В служебном пропуске значилось гордое «режиссер-постановщик», и не беда, что первое слово Александр дописал сам. В 1969-м он окончил ВГИК, режиссерский курс Льва Кулешова.

Фильмы

Творческая биография Фарбера началась в 1995 году с работы в короткометражке Максима Смирнова «Переход». Затем начинающий артист сыграл Бронского в российско-чешском фантастическом фильме «Роковые яйца» по повести Михаила Булгакова. Партнерами Александра по съемкам стали Олег Янковский, Андрей Толубеев и Нина Усатова.

После десятилетнего затишья, начиная с 2005 года, фильмография актера стала пополняться сериалами и фильмами. В картине «Врачебная тайна» Фарбер сыграл Геха Рога, а в 88-й серии рейтинговом ситкома «Счастливы вместе» — Ольданского.

2007 год принес в коллекцию работ артиста ряд эпизодических ролей: в детективе «Большая игра» Вадима Дербенева, «Марше Турецкого», где Фарбера даже не указали в титрах, и драме с Валерием Золотухиным «Миллионер поневоле».

Следующий год также стал богатым на предложения: персонаж Джереми Тодд в российском триллере «Ловушка», немец Пауль в приключенческой комедии Евгения Марчелли «Река-море», а также эпизоды в сериале о буднях врачей «Общая терапия» и боевике с бюджетом более $ 2 млн «Новая земля», где главную роль исполнил Константин Лавроненко.

Александр Фарбер и его жена Наталья Наумова

В научно-фантастическом фильме по мотивам романа братьев Аркадия и Бориса Стругацких «Обитаемый остров» Александр воплотил образ плешивого бродяги по прозвищу Бельмастый. Картина оказалась убыточной: при бюджете в $ 36 млн сборы в мире не превысили $ 24 млн, и это при том, что большую часть выручки забирают кинотеатры.

Также артист пополнил копилку работ участием в детективных сериалах «Танго с ангелом» и «Черчилль».

В 2010 году Александр воплотил образ герра Мюллера в комедии Левана Габриадзе «Выкрутасы». Фильм блистал поистине звездным составом — Константин Хабенский, Милла Йовович, Иван Ургант и Сергей Гармаш, однако сборы едва ли окупили затраты на производство картины.

Следующей работой стала роль Кебрена, владельца модного салона, в биографической драме «Зоя», рассказывающей о жизни советской кинозвезды Зои Федоровой.

В том же году Фарбера пригласили сыграть недовольного соседа в комедии бывших кавээнщиков «Наша Russia. Яйца судьбы», которая стала коммерчески успешной из-за участия Михаила Галустяна и Сергея Светлакова.

Благодаря внешности Фарбера часто начали приглашать в кино играть иностранцев, что закрепило за актером определенное амплуа. В 2011 году Александр сыграл корреспондента Би-би-си Томаса Стенсона в многосерийной драме «Сделано в СССР», в 2012-м — Хэнка в комедии Максима Воронкова «Искатели приключений», где артист выступил еще и исполнительным продюсером, в 2013-м — Джеймса в драматическом сериале «Скалолазка».

В 2020 году Александр сыграл Кукушкина в комедийной мелодраме Артема Лемперта и Павла Орешина «Ольга-4», премьера которой состоялась в том же году на канале ТНТ.

«Роковые яйца» и Высоцкого запретила цензура

Чухрай предложил Стефановичу снять любой фильм по его желанию, и у того сразу же возникла идея – экранизировать Булгакова. Для этого он даже лично встретился со вдовой писателя, и эта встреча переросла в крепкую дружбу.

Его первым игровым фильмом стала психологическая драма «Вид на жительство». В центре сюжета – советский психиатр, который страдает от того, что его не ценят на родине, и решает осесть за границей, но чтобы получить вид на жительство, ему придется предать свою страну. С присущей ему амбициозностью Стефанович пригласил на главные роли Владимира Высоцкого и Марину Влади. Однако пробить стену цензуры не удалось: режиссера вызвали на Лубянку и четко объяснили, что данные артисты на главной студии страны сниматься не могут. В итоге главные роли сыграли Альберт Филозов и Виктория Федорова.

Стефанович много сотрудничал с Сергеем Михалковым: вместе они написали сценарий для комедии «Пена», которая рассказывает о чиновнике, купившем диссертацию. Главные роли в фильме сыграли Анатолий Папанов, Ролан Быков и Леонид Куравлев. А в 1974 году по сценарию Михалкова Стефанович снял музыкальный фильм «Дорогой мальчик» – первый прообраз нынешних клипов. В 1977-м вышла еще одна его картина, посвященная ансамблю «Песняры» – фильм получил название «Диск».

Кроме того, своим появлением на большом экране Александру Стефановичу обязаны София Ротару, Александр Розенбаум, Давид Тухманов, группа «Машина времени» и многие другие деятели культуры, которых сегодня знает вся страна.

Вообще, жанр музыкального кино оказался для Стефановича самым плодотворным. Наиболее известны такие его работы, как «Душа», «Начни сначала», «Барды», «Осенний блюз», «Кураж». Кроме того, Стефанович снял около полсотни документальных лент, включая такие, как «Жаркий август 1991 года», «Предостережение», «Кремлевский заговор», «Сокровища русской церкви», «Звезды первой величины» и другие. Все эти фильмы пользовались популярностью у зрителей и вызвали большой общественный резонанс. Также Стефанович прославился серией так называемых кинопортретов – биографических фильмов о звездах культуры и искусства – как отечественных, так и зарубежных. Среди этих работ можно вспомнить «Один час с Козинцевым», «Иосиф Бродский. Страницы жизни», «Тайна Лени Рифеншталь», «Юрий Любимов. Монолог», «Неистовый Зураб», «Ирина Колпакова. Волшебство» и другие.

Александр Стефанович на пути к успеху

Коренной ленинградец Александр Борисович Стефанович родился в декабре 1944 года и на собственном опыте пережил тяжелые послевоенные годы. В детстве он увлекался легкой атлетикой. В юношестве у Стефановича завязались дружеские отношения с Сергеем Соловьевым.

После окончания 8-го класса друзья устроились на Ленинградское телевидение. В служебном удостоверении работника постановочного цеха Стефановича стояло: «режиссер-постановщик»

Не столь важно, что первую часть он вписал самостоятельно

В 1958 году Александр Борисович провалил пробы в фильм «Андрейка» из-за проблем с дикцией: он явно картавил. Будучи третьекурсником, Стефанович проходил практику на «Ленфильме», но попасть в кадр ему так и не удалось. Зато на Ленинградском телевидении ему предложили снять собственную ленту о молодежи.

В 1969 году он окончил ВГИК на режиссерском курсе Льва Кулешова. Амбициозный режиссер не стал ограничивать свои желания, и в свой дебютный фильм «Вид на жительство» пригласил сниматься Марину Влади и Владимира Высоцкого. Над сценарием работал Александр Шрепинов, а Сергей Михалков сыграл важную роль в преодолении цензурного барьера.

Детство и юность

Александр Стефанович родился в послеблокадном Ленинграде, жил на улице Гончарной. Биографы умалчивают информацию о его родителях. А сам режиссер упоминает только то, что его отца звали Борисом и он был журналистом, главным редактором молодежной газеты.

Как многие мальчишки послевоенных лет, испытывал влияние сверстников родного двора и улицы, принимая участие в драках. Преуспел в прыжках в высоту, став чемпионом города и кандидатом в мастера спорта. Посещал школу олимпийского резерва и мечтал о победах в спорте, но, познакомившись с Сергеем Соловьевым, будущим создателем «Ассы», решил стать режиссером.

С 13 лет погрузился в основательное изучение поэзии, литературы, живописи, кино. Сколотилась группа единомышленников, куда входили будущие знаменитости: Миша Пиотровский, Валера Плотников, Лев Додин, которые соответственно стали директором Эрмитажа, фотографом, театральным режиссером. За желудевым кофе на перекрестке Невского с Малой Садовой подростки обсуждали насущное.

Александр в молодости

В кино не взяли из-за картавости

Александр Стефанович родился 13 декабря 1944 года в Ленинграде. Он рос крепким, спортивным ребенком, занимался прыжками в высоту и даже попал в школу олимпийского резерва. Но в дальнейшем выбрал иной путь – еще в детстве Саша увлекся кинематографом.

В стремлении связать свою жизнь с кино его укрепило знакомство с Сергеем Соловьевым – будущим создателем «Ассы». Они сдружились, когда еще были подростками. Вместе ребята решили заняться режиссурой, но сначала получить необходимые знания. Они пропадали в библиотеках, отыскивая учебники по теории кино, тайком пробирались на закрытые кинопоказы, занимались фотографией и снимали свои первые работы на любительскую кинокамеру.

Окончив 8 классов, Сергей и Александр устроились на Ленинградское телевидение. Стефанович попал в постановочный цех и в служебном пропуске к слову «постановщик» приписал гордое «режиссер».

Фото: Машков Юрий/ТАСС

В какой-то момент Стефанович решил попробовать себя и в актерской профессии – в 14 лет пришел на пробы к фильму «Андрейка» о детях петербургских рабочих. Но попасть в кадр помешал речевой дефект: Саша не выговаривал букву «р».

Высшее образование Александр получил во ВГИКе, в мастерской Льва Кулешова. На втором курсе он снова решил попытать счастья и сняться в кино, на этот раз в военной драме Григория Поженяна «Прощай». По воспоминаниям Стефановича, он страшно волновался – боялся, что его опять не возьмут из-за картавости. Однако его утвердили на главную роль. Во время съемок начинающий актер познакомился с Олегом Стриженовым, Жанной Прохоренко, Владимиром Заманским и другими советскими кинозвездами. Впоследствии Стефанович признавался: те съемочные дни в Ялте стали одними из лучших воспоминаний его молодости.

И все же, главным предназначением Стефановича на протяжении всей жизни была режиссура. Его дебют состоялся на третьем курсе института. По заказу Ленинградского телевидения Александр снял документальную ленту «Все мои сыновья». Это был первый на советском телевидении фильм-интервью. Картина получила 14 премий, в том числе Главный приз Всесоюзного фестиваля телефильмов. Работу Стефановича показывали студентам режиссерских курсов как пример, к которому должен стремиться каждый режиссер. И даже сам Григорий Чухрай так впечатлился фильмом Стефановича, что позвал всю съемочную группу на работу в «Мосфильм». Так в 1970 году Александр Борисович начал работать на главной московской киностудии.

Фильмы

В далеком 1958-м Александр Борисович попытался начать актерскую фильмографию, придя на пробы в картине «Андрейка» о детях петербургских рабочих, которые в 1917-м помогали разоблачать агентов Временного правительства. Однако юношу не взяли по простой причине: Саша не выговаривал букву «р».

Вновь попытал удачу Стефанович на 2-м курсе института в главной роли в военной драме Григория Поженяна «Прощай». Как вспоминал артист, он очень хотел там сниматься, поскольку представилась возможность познакомиться с Жанной Прохоренко, Олегом Стриженовым, Владимиром Заманским. Александр опасался, что вновь откажут из-за картавости, но как раз из-за этой особенности студента и утвердили.

Стефанович считал дни съемок в молодости лучшими воспоминаниями: группа жила в Ялте, на прогулках молодого артиста сопровождала толпа поклонниц, а зарплата в десять раз превышала стипендию.

На 3-м курсе ВГИКа Стефанович по распределению попал на практику на «Ленфильм», но, по собственным словам, как таковая производственная практика там не светила. Случайно зайдя на Ленинградское телевидение, будущий режиссер получил задание снять фильм о молодежи.

Александр Стефанович и Алла Пугачева С поручением Александр справился блестяще. Документальная картина «Все мои сыновья» получила в общей сложности 14 премий, ее показывали студентам как фильм, подобный которому обязан снять каждый режиссер. Легенда советского кино Григорий Чухрай пригласил съемочную группу на работу в «Мосфильм» и предложил снять ленту, какую пожелают.

Амбициозный режиссер начал с размахом. В дебютную картину «Вид на жительство» пригласил сразу Марину Влади и Владимира Высоцкого. Сценарий готовил Александр Шлепянов, соавтор первой ленты о советской разведке «Мертвый сезон». Пробивать препоны цензуры помогал Сергей Михалков.

Но усилия оказались напрасны: режиссера вызвали на Лубянку и сказали, что Влади и Высоцкий на главной студии страны сниматься не могут. По словам Стефановича, Высоцкий тогда очень расстроился, а написанная им песня «Гололед» появилась позднее под впечатлением от сценария. В итоге в фильме снялись Альберт Филозов и Виктория Федорова, дочь актрисы Зои Федоровой.

Сотрудничество с Михалковым продолжилось с сатирической комедией «Пена» о чиновнике, купившем диссертацию. В 1974-м Александр Борисович срежиссировал первую музыкальную ленту «Дорогой мальчик», прообраз будущих клипов. Спустя 3 года он снял фильм о ВИА «Песняры» под названием «Диск», приуроченный к выходу пластинки группы.

Стефановичу обязаны появлением в кино София Ротару, Александр Розенбаум и «Машина времени».

Из художественных фильмов, в которых Стефанович участвовал как режиссер и сценарист, особняком стоит «Кураж». Лента о начинающей певице Галле и раскручивающем ее режиссере была снята по одноименному роману Александра Борисовича, во многом автобиографическому.

Режиссер Александр Стефанович Это рассказ об особом периоде личной жизни, когда он был влюблен в Примадонну, об обществе ярких и незаурядных людей, живших на сочетании задора и отваги. В роли секретарши директора «Мосфильма» на киноэкране дебютировала участница «Евровидения» Дина Гарипова. По словам Стефановича, «Кураж» выбивается из общей массы снятых им картин.

Весной 2018-го на одном из телеканалов Александр поделился деталями съемок фильма «Душа». Снимая картину, он не думал насолить Примадонне, как принято считать. По его словам, певица не соблюдала график съемок, хамила сотрудникам, и у съемочной группы закончилось терпение уже в первый день.

В передаче прозвучали слова, что Алла Пугачева позже попыталась вернуться на съемочную площадку и потребовала нового режиссера, на что руководство «Мосфильма» ответило, что меняет только актеров, но не режиссеров, поэтому главная роль досталась Софии Ротару.

Осенью 2020-го состоялась премьера картины «Движение вверх», поставленной Александром Борисовичем. Документальная лента рассказывает о карьере и жизненном пути народного артиста РФ Никиты Михалкова.

После режиссер заметил в интервью, что совместно с продюсерами занят подготовкой новой художественной картины, но в подробности вдаваться не стал:

Личная жизнь

Александр Стефанович женился еще студентом на актрисе Наталье Богуновой, звезде фильма «Большая перемена». Детей в семилетнем браке не появилось – по словам Богуновой, не захотел муж, супруги часто ссорились, уходили и возвращались. Но режиссер утверждал, что после развода сохранились товарищеские отношения и вообще он был счастлив, что его любила такая красавица. Племянник актрисы в интервью признался, что Наталья всю жизнь любила Александра, потому и не вышла замуж.

Через три года после развода, в 1976-м, Стефанович женился на Примадонне. Тогда это была просто мало кому известная Алла Пугачева, пусть и обладательница «Золотого Орфея», а Александр не слышал о певице совсем. Познакомил их общий друг – поэт Леонид Дербенев.

Режиссер предположил, что тот, вероятно, рассчитывал, что Аллу задействуют в какой-нибудь картине. Ведь в тот период Пугачева пела песни Дербенева и Александра Зацепина, так что «раскрутить» певицу было в их интересах. Позднее Стефанович в интервью рассказывал, что на следующий день вместе с решением о том, что они с Аллой будут вместе, пришла идея о «Театре песни Аллы Пугачевой».

Александр Борисович считал, что в плане вокала Ирина Понаровская и Лариса Долинапревосходили Пугачеву, и выделиться на их фоне поможет артистизм – обыгрывание каждого сантиметра пространства и любого предмета реквизита, песня – это спектакль. Кроме этого, по требованию продюсера-первопроходца песни писались от первого лица, только на русском языке, на полную использовался миф о трудной женской доле и поисках любви.

В 1981-м семейная жизнь с Аллой Борисовной закончилась, и Стефанович официально больше не женился. Но за это время сформировался образ певицы, любимый миллионами.

Среди близких подруг режиссера значились Алла Мочернюк, снявшаяся в фильме «Начни сначала», и последняя «Мисс СССР» Юлия Лемигова. Фото красавицы не так давно мелькали в прессе в связи с бракосочетанием с теннисисткой Мартиной Навратиловой.

А в 2011-м то ли в шутку, то ли всерьез Александр сделал предложение Ангелине Вовк, та в ответ обещала подумать.

Стефановичу нравится проводить время в дороге — объехал Европу от севера до юга. Четыре раза побывал в Африке. Вообще любит все новое, в том числе экзотическую кухню

Женщина, которая поет: как Стефанович «слепил» Примадонну

Со своей будущей супругой Аллой Пугачевой Стефановича тоже свела работа. Режиссера и певицу познакомил поэт Леонид Дербенев. В то время Пугачева еще только начинала свое восхождение к славе, и Александр вовсе ничего о ней не знал. Но певица быстро покорила его сердце, и в 1977 году они поженились.

Для Стефановича это был второй брак: его первой супругой была актриса Наталья Богунова, звезда фильма «Большая перемена». Они сыграли свадьбу, когда были еще студентами, и прожили вместе семь лет. Не без скандалов: супруги часто ссорились, расставались и вновь мирились, детей так и не завели. Но, по словам Стефановича, даже после развода они с Богуновой сумели сохранить дружеские отношения. А вот родственник актрисы как-то рассказал, что Наталья всю жизнь любила Александра и потому больше не вышла замуж.

Свадьба Стефановича и Пугачевой происходила в спешке: режиссеру надо было срочно уезжать в командировку, а певице – на гастроли. Еще до того как они решили пожениться, Стефанович всерьез занялся имиджем певицы. Он отмечал, что в плане вокала у Пугачевой было много конкуренток: тех же Ларису Долину и Ирину Понаровскую он оценивал выше, чем собственную жену. Но, по его словам, у Пугачевой было одно неоспоримое преимущество, на которое он и сделал ставку – артистизм.

«Когда мы с ней познакомились, то она спросила, чем я занимаюсь. Я сказал, что я режиссер, снимаю фильмы. Она говорит: «Режиссер, поставь мне жизнь!» Это были ее слова, так что мне ничего не оставалось, как этим и заниматься», – вспоминал Александр Стефанович.

Он составил для жены список принципов, на которых впоследствии строилось каждое ее выступление и, как итог, – вся карьера.

Именно он создал образ «Женщины, которая поет» – о поисках любви, тяготах своей доли. Поет от первого лица, но одновременно от лица каждой женщины, сидящей в зале.

Фото: Владимир Гердо/ТАСС